СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык. Класс: 4 Тема урока: зачем нужны числительные

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. Класс: 4 Тема урока: зачем нужны числительные»

УМК: система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдов

Класс: 4

Тема урока: зачем нужны числительные

Тип урока: решения частно-практических задач

Цель урока: создание условий для формирования умения

Планируемые предметные результаты: называют грамматические значения числительных, находят числительные в тексте.

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные: сравнивают словосочетания (числительное + существительное); фиксируют правило в виде схемы.

Регулятивные: понимают и принимают учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;

Коммуникативные: вступают в диалог с учителем и одноклассниками.

Планируемые личностные результаты: проявляют интерес к изучению темы.

Оборудование урока: учебник, презентация

Этап

Методы

Формы

Действия учителя и учеников

Планируемые результаты

Планируемые способы оценивания

Организационный



У: Здравствуйте! Все готовы к уроку? Присаживайтесь



РЧПЗ



У: Ребята, давайте вспомним, что такое числительное?


Д: Это часть речи, которая отвечает на вопрос «сколько?», имеет грамматическое значение падежа (изменяется только по падежу)


У: Смотрите, у нас даны три числа (2, 3, 4)


У: Составьте словосочетания

(Два рюкзака, три рюкзака, четыре рюкзака)


У: Из каких слов у нас состоит словосочетания?


Д: Числительное и существительное


У: В каком падеже стоит существительное «рюкзак»?


Д: В родительном.
(два (кого? чего?) рюкзака)


У: А число какое?


Д: Единственное


(и так далее)


(Если скажут, что во множественном числе – обратится к правилу (стр. 9))


В русском языке числительные два, три и четыре требуют от существительных, чтобы они ВСЕГДА стояли в родительном падеже и единственном числе!


У: Итак, ребята, надо запомнить, что если мы составляем словосочетание с числительными 2, 3, 4, то у нас всегда существительное рядом с ним будет стоять в родительном падеже и единственном числе.


У: 5, 6, 7… составьте словосочетания

(Пять рюкзаков, шесть рюкзаков, семь рюкзаков)

У: Что заметили? Меняется что-то? Что меняется?


Д: Меняется число у слова «рюкзак».

До этого было единственное, сейчас множественное.


Итак, давайте прочитаем правило (стр. 9)

(пока читают правило, фиксирую схему на доске)



У: теперь выполним упражнение 253





В тексте есть существительные, которые зависят от числительных, и стоят в начальной форме. Ваша задача записать так, чтобы изменить существительные по правильным грамматическим формам.


У: (имя), прочитай текст под цифрой один.

- Назови числительные в этом тексте.


Д: три и шесть


У: Выпиши словосочетания с числительными.
Существительное в скобках необходимо употребить в нужном падеже.

При письме цифры заменяйте словами.

Обозначайте падеж и число существительных.


Д: записывают


У: Почему «метра»?
Д: Потому что по правилу род. п. и ед. ч.


(дальше: шесть метров; две тонны, сорок килограммов)


У: А «шесть метров» почему так? Почему «метров»?


Д: отвечают


У: Да, потому что по правилу все, что от 5 и больше употребляется во множественном числе.


Д: выполняют дальше


У: Сорок килограммов или килограмм – как правильно?

Вообще допустимо и так и так, но при письме ко всему, что более пяти, добавляется –ов (пять помидоров, шесть помидоров). Так же и здесь – «сорок килограммов». А в устной речи мы можем сказать килограмм и килограммов.


Числительное сорок изначально было существительным. Слово сорок обозначало мешок, в который входило четыре десятка соболиных шкур (стр. 10 «в копилку твоих знаний»; и так же на стр. 11)



У: Хорошо, разобрались.


У: Теперь выполним упражнение 254.

Запиши словосочетания, связывая числительное один с существительными час, минута, столетие.

Так же с числительными два, а затем три.



(один час, одна минута, одно столетие
два часа, две минуты, два столетия
три часа, три минуты, три столетия )

У: Что менялось?


Д: Один и два изменялись


У: Теперь давайте подставим четыре

(четыре часа, четыре минуты, четыре столетия
пять часов, пять минут, пять столетий)


Ничего не меняется.

Поэтому вывод: есть числительные в русском языке один и два, которые изменяются в соответствии с родом существительного, с которым они употреблены (стр. 11).

И оно (числительное) под них подстраивается.
Еще раз: один час, одна минута, одно столетие.


У: А теперь, смотрите, если мы соотнесем это с родом

Один час - это какой род?


Д: Мужской


У: Одна минута?


Д: Женский


У: Одно столетие?


Д: Средний


(Час – муж.р., минута – жен.р., столетие – сред.р.)


У: Значит, числительное один может изменяться по всем родам


У: Давайте посмотрим два


(два часа - мужской

две минуты - женский

два столетия - мужской)


У: поэтому у нас только одно числительное ОДИН измен по трем позициям: и мужской имеет род, и средний, и женский.


У: Хорошо!

У: Итак, давайте подведем итоги

- Если мы встречаем в предложении такое словосочетание (как, например, у нас было «три метра»), то мы должны понимать, что рядом с числительным существительное будет иметь родительный падеж и единственное число.

- А если это от пяти и более, то родительный падеж и множественное число.


- Числительное ОДИН и ДВА изменяются в соответствии с родом существительного, с которым они употреблены, то есть ОДИН изменяется по трем грамматическим значениям рода, а два - по двум.



Рефлексия









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!