У: Ребята, давайте вспомним, что такое числительное? Д: Это часть речи, которая отвечает на вопрос «сколько?», имеет грамматическое значение падежа (изменяется только по падежу) У: Смотрите, у нас даны три числа (2, 3, 4) У: Составьте словосочетания (Два рюкзака, три рюкзака, четыре рюкзака) У: Из каких слов у нас состоит словосочетания? Д: Числительное и существительное У: В каком падеже стоит существительное «рюкзак»? Д: В родительном. (два (кого? чего?) рюкзака) У: А число какое? Д: Единственное (и так далее) (Если скажут, что во множественном числе – обратится к правилу (стр. 9)) В русском языке числительные два, три и четыре требуют от существительных, чтобы они ВСЕГДА стояли в родительном падеже и единственном числе! У: Итак, ребята, надо запомнить, что если мы составляем словосочетание с числительными 2, 3, 4, то у нас всегда существительное рядом с ним будет стоять в родительном падеже и единственном числе. У: 5, 6, 7… составьте словосочетания (Пять рюкзаков, шесть рюкзаков, семь рюкзаков) У: Что заметили? Меняется что-то? Что меняется? Д: Меняется число у слова «рюкзак». До этого было единственное, сейчас множественное. Итак, давайте прочитаем правило (стр. 9) (пока читают правило, фиксирую схему на доске) У: теперь выполним упражнение 253 В тексте есть существительные, которые зависят от числительных, и стоят в начальной форме. Ваша задача записать так, чтобы изменить существительные по правильным грамматическим формам. У: (имя), прочитай текст под цифрой один. - Назови числительные в этом тексте. Д: три и шесть У: Выпиши словосочетания с числительными. Существительное в скобках необходимо употребить в нужном падеже. При письме цифры заменяйте словами. Обозначайте падеж и число существительных. Д: записывают У: Почему «метра»? Д: Потому что по правилу род. п. и ед. ч. (дальше: шесть метров; две тонны, сорок килограммов) У: А «шесть метров» почему так? Почему «метров»? Д: отвечают У: Да, потому что по правилу все, что от 5 и больше употребляется во множественном числе. Д: выполняют дальше У: Сорок килограммов или килограмм – как правильно? Вообще допустимо и так и так, но при письме ко всему, что более пяти, добавляется –ов (пять помидоров, шесть помидоров). Так же и здесь – «сорок килограммов». А в устной речи мы можем сказать килограмм и килограммов. Числительное сорок изначально было существительным. Слово сорок обозначало мешок, в который входило четыре десятка соболиных шкур (стр. 10 «в копилку твоих знаний»; и так же на стр. 11) У: Хорошо, разобрались. У: Теперь выполним упражнение 254. Запиши словосочетания, связывая числительное один с существительными час, минута, столетие. Так же с числительными два, а затем три. (один час, одна минута, одно столетие два часа, две минуты, два столетия три часа, три минуты, три столетия ) У: Что менялось? Д: Один и два изменялись У: Теперь давайте подставим четыре (четыре часа, четыре минуты, четыре столетия пять часов, пять минут, пять столетий) Ничего не меняется. Поэтому вывод: есть числительные в русском языке один и два, которые изменяются в соответствии с родом существительного, с которым они употреблены (стр. 11). И оно (числительное) под них подстраивается. Еще раз: один час, одна минута, одно столетие. У: А теперь, смотрите, если мы соотнесем это с родом Один час - это какой род? Д: Мужской У: Одна минута? Д: Женский У: Одно столетие? Д: Средний (Час – муж.р., минута – жен.р., столетие – сред.р.) У: Значит, числительное один может изменяться по всем родам У: Давайте посмотрим два (два часа - мужской две минуты - женский два столетия - мужской) У: поэтому у нас только одно числительное ОДИН измен по трем позициям: и мужской имеет род, и средний, и женский. У: Хорошо! У: Итак, давайте подведем итоги - Если мы встречаем в предложении такое словосочетание (как, например, у нас было «три метра»), то мы должны понимать, что рядом с числительным существительное будет иметь родительный падеж и единственное число. - А если это от пяти и более, то родительный падеж и множественное число. - Числительное ОДИН и ДВА изменяются в соответствии с родом существительного, с которым они употреблены, то есть ОДИН изменяется по трем грамматическим значениям рода, а два - по двум. |