СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С.И. Львова,И.А.Бажанова Учимся читать,слушать,говорить,писать Рабочая тетрадь по русскому языку 5 класс Часть 1

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы данной рабочей тетради учат пятиклассников понимать текст,правильно организовывать работу с ним 

Просмотр содержимого документа
«С.И. Львова,И.А.Бажанова Учимся читать,слушать,говорить,писать Рабочая тетрадь по русскому языку 5 класс Часть 1»

С.И. Львова

И.А. Бажанова

У ч и м с я читать, слушать, говорить, писать



Рабочая тетрадь по русскому языку

5 класс

К учебнику Львовой С. И. и Львова В. В.

Часть 1








Москва

2007



Дорогие пятиклассники!


Перед вами рабочая тетрадь, которая поможет лучше понять материал учебника и правильно организовать работу с ним. Каждое задание, включённое в эту тетрадь, у ч и т чему-либо. Чтобы разобраться в том, ради чего нужно выполнить то или иное задание, каждое из них имеет название.

Познакомьтесь с перечнем основных видов упражнений, включённых в эту тетрадь:

  • Учимся читать тексты учебника.

  • Учимся писать сочинение-миниатюру.

  • Учимся анализировать художественный текст.

  • Учимся сравнивать.

  • Учимся рассказывать.

  • Учимся и играем.

  • Исправляем ошибки.

  • Анализируем, думаем, рисуем.

  • Работаем с орфографическим минимумом.

  • Работаем в группе.


По названиям видно, что задания рабочей тетради помогут лучше усвоить теоретический материал учебника и научиться правильно выполнять сложные упражнения.



Повторение изученного в начальной школе

1. Анализируем, думаем, рисуем.

1. Вставьте пропущенные буквы, записывая в скобках проверочные слова.

_________________________________________________________

На з_лотом ( ______________________) осеннем листе с синего неба тихо спустился великий ху­дожник Сентябрь. И теперь каждый день больше и больше на з_мле ( _____________________________) сл_дов

( __________________) его волшебной кисти. Всё становится новым и неведомо прекрас_ным. ( ______________________________)

Сжатое поле из серой пустыни стало вдруг богатырским щ_том

( ________) из старой бронзы с синими самоцветами лужиц. Берёзовые опу_ки ( _______________________) вдруг приподнялись, засв_тились

( ______________) полными солнца куд­рями. По краю тёмных сыроватых ельников забили розовые, вишнёвые, багряные фонтаны осин.

(По А. Дитриху)

2. Выразительно прочитайте текст, придумайте название и запишите его.

3. Устно объясните, как вы понимаете смысл первого предложения, а затем попробуйте письменно продолжить описание творений «художника Сентября».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Представьте, как выглядят «фонтаны» осин. Объясните, почему сжатое поле стало похожим на «богатырский щит».

Нарисуйте картину. Используйте для изображения «фонтанов осин» или «богатырского щита» инструменты художника. Проведите в классе конкурс или организуйте выставку работ художников Сентября.
















2. Учимся писать сочинение-миниатюру.

1. Прочитайте сочинение-миниатюру, написанное пятиклассником. Устно объясните, понравилась ли вам работа.

Весёлые каникулы

В июне у меня начались каникулы. Каникулы я провёл в деревне у бабушки. Там я подружился с друзьями. Вместе нам было весело. Мы играли, ходили на рыбалку, в лес. Z Однажды раз мы заблудились в лесу. Было страшно, когда мы целый час не могли найти обратной дороги. А потом на реке мы плавали наперегонки друг с другом и с собакой Рексом. Рекс оказался лучшим чемпионом. На берегу реки мы строили замки из песка. Это были чудесные песочные замки.

Я часто вспоминаю мои весёлые каникулы.


2. Обратите внимание на пометы, сделанные учителем. Учитывая их, отредактируйте сочинение и запишите его без ошибок.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Анализируем, думаем, рисуем.

1. Рассмотрите рисунок. Попробуйте определить, какое орфографическое правило иллюстрирует этот рисунок. Запишите примеры.

_________________________________________________________________________






2. Придумайте рисунок-подсказку для любого орфографического правила, изученного вами в начальной школе.

















Лингвистика – наука о языке

§ 1

4. Учимся читать тексты учебника.

1. Соотнесите данный план с содержанием текста рубрики «Теоретические сведения

(с. 3 учебника). Расставьте номера пунктов плана таким образом, чтобы они совпадали с содержанием прочитанного текста.


Основные разделы лингвистики.

Рождение науки о языке.

Вопросы, которые интересуют лингвистов.


5. Анализируем, думаем, рисуем.

1. Рассмотрите карту необычной страны Лингвистики. Сопоставьте названия объектов, изображённых на карте, с содержанием учебника (с.218-219). Определите, какие разделы Лингвистики не указаны на карте. Придумайте новые «географические» объекты страны Лингвистики и обозначьте их на карте. Раскрасьте её.


Страна Лингвистика


гора Фонетика равнина Пунктуация



город Синтаксис река Культура речи


море Текстоведение

полуостров Лексика острова Морфологии






2. Представьте, что вы экскурсовод. Проведите экскурсию по стране Лингвистике.




Фонетика. Орфоэпия. Графика

§ 2

6. Учимся сравнивать.

1. Прочитайте затранскрибированные слова на английском и русском языках, запишите эти слова.

[top] _________ [ j’улá] _______________

[keik] _________ [ п’ирóк] _____________

[hiə] _________ [ зд’эс’] ______________


2. Сравните английские и русские слова, а затем запишите продолжение предложений.1

1)В русском языке отсутствуют следующие звуки английского языка: _______________________________________________________________

2)В английском языке нет следующих звуков русского языка:

_______________________________________________________________

3) На иностранном языке люди говорят с акцентом, потому что _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Учимся писать сочинение-миниатюру.

1. Прочитайте сочинение ученика 5 класса по репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна - Лебедь». Напишите, понравился ли вам этот текст и почему.

Сказочный образ Царевны-Лебеди использовали в своих произведениях А.С. Пушкин, М.А. Врубель, Римский-Корсаков.

Картина М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» передаёт радостное настроение. Царевна-Лебедь изображена на фоне морских волн. Художник изобразил царевну в величавой позе, в волшебном воздушном одеянии. Лицо царевны очень красиво и загадочно.

Мне очень понравилась картина М.А. Врубеля.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Напишите, соответствует ли это сочинение плану, который дан в упр. 22 учебника.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Есть ли недостатки в этом сочинении? Напишите, в чём они состоят.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Перечислите, какие изменения или дополнения вы бы внесли в это сочинение.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Учимся писать сочинение-миниатюру.

1. Прочитайте сочинения пятиклассниц к упражнению № 30. Напишите, какое из них вам понравилось больше и почему.

Весенняя гроза

По зелёным полям гуляет гроза. В небе вспыхивают красные нити молний. Раскаты грома мчатся по небу. Кажется, что кто-то из огромной, не видимой лейки щедро поливает то лес, то дорогу, то речку. Во время весенней грозы все взрослые становятся похожими на детей, потому что снимают обувь и ходят по лужам босиком.

(Воронина Юля)

Весенняя гроза

Гроза началась внезапно. Из чёрной грозовой тучи полил ливень. В небе вспыхнула молния, и прогремел гром. Его раскаты громко громыхали. Закончилась гроза тоже внезапно. Ливень превратился в спокойный мелкий дождь. Появилось солнце, и весенняя зелень заблестела, засверкала на солнышке.

(Никитина Настя)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Выпишите предложения, в которых школьницы используют приём звукописи. Устно объясните, удачно ли использован этот приём.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие изменения вы хотели бы внести в текст сочинений? Выберите один из текстов, отредактируйте и запишите его, исправив ошибки.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

§ 3-4

9. Учимся анализировать художественный текст.

1. Вставьте пропущенные буквы. В скобках укажите, какой звук обозначается пропущенной буквой.

[ ] [ ]

Гром громыхнул за краем з_мли и неуклюже пок_тился над лесом.

[ ] [ ] [ ]

Гром в_рчал так долго, что к_залось, он об_гает кругом всю огромную землю.

[ ] [ ] [ ] [ ]

Он зат_хал, когда запутывался в ч_ще, но, выбр_вшись на прос_ки и

[ ] [ ]

п_ляны, гр_мел ещё угрюмее, чем раньше.

(К. Паустовский)

2. Прочитайте вслух текст. По возможности запишите чтение на диктофон или аудиокассету. Затем прослушайте и письменно докажите, что в этом отрывке использован приём звукописи.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

3. Выпишите из слова, в которых буква Е обозначает два звука. Затранскрибируйте эти слова.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


10. Учимся писать сочинение-миниатюру.

Допишите предложения, которые помогут вам подготовиться к сочинению-миниатюре упр. 43 учебника.

Н.В. Гоголь написал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…» Действительно, наш язык _______________________________________________________________

_______________________________________________________________

С помощью звуков речи можно передать звучание музыки, _______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Звуковое богатство русской речи используется в _______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Великий писатель был прав: ______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Работаем с орфографическим минимумом.

1. Вставьте пропущенные буквы, выделяя соответствующие морфемы.

Отд_ленная мес_ность, насл_­диться крас_той пр_роды, насл_дить на п_ркете, оч_ги земле­тр_сения, осв_щать ф_нарем, отв_рить свёклу, отв_рить дверь, кол_ичество осадков, п_верх­ность нагр_вается, п_вышенная темп_ратура, вулк_нический крат_р.


2. Письменно укажите однокоренные слова для следующих глаголов:

Об_жать (друга) _______________________________________________________________

_______________________________________________________________

об_жать вокруг дома _______________________________________________________________

_______________________________________________________________

3. Проведите само- или взаимопроверку орфографического минимума упр. 44.

При выставлении отметки учитывайте выполнение дополнительного задания.


§ 5

12. Учимся читать тексты учебника.

1. Сравните данный ниже тезисный план и содержание § 5 учебника. Внесите необходимые изменения в план. Объясните, как вы сможете проверить правильность выполнения задания.

1. Правильное произношение иностранных слов помогает установить орфоэпический словарь.

2. Оглушение – это замена на конце слова звонких согласных парными глухими.

3. На месте буквенного сочетания чн произносится [чн].

4. Союзы что, чтобы произносятся как [шт]о, [шт]обы.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Пользуясь изменённым тезисным планом, перескажите содержание рубрики «Знайте и применяйте» (§ 5).


13. Учимся писать сочинение-миниатюру.

Прочитайте сочинение-миниатюру к упр. 62. Затем напишите отзыв на этот текст, используя данное начало.

Фонетика – сестра Орфоэпии

Прекрасная Фонетика не может жить без своей сестрёнки Орфоэпии. Они очень похожи. Обе занимаются звуками. Старшая сестра Фонетика знает всё о гласных и согласных звуках. Она разделила согласные звуки на глухие и звонкие, а гласные – на ударные и безударные. По праздникам, в Дни Поэзии, Фонетика причудливо соединяет согласные и гласные звуки и создаёт с помощью их звукопись.

Орфоэпия очень строга со звуками: она требует от них правильного произношения, а нарушителей транскрибирует и помещает в специальный словарь.

Жить друг без друга сестрёнки не могут.

(Наташа Щербакова)


Я прочитал (а) сочинение. В нём говорится о том, что_____________

_______________________________________. Я (не) согласен (согласна) с этим. Считаю, что ___________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Работаем с орфографическим минимумом.

1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте корни, напишите проверочные слова.

Ука_ка - _______________________ ост_лбенеть - _________________

про_ьба - _______________________ обл_котиться - ________________

моло_ьба - ______________________огл_вление - ___________________

г_довалый - _____________________ ст_ромодный - _________________


2. Выделите приставки в словах.

с_знание - ____________________________________________________

вперёд - ______________________________________________________

сдать - _______________________________________________________


3. Запишите по одному однокоренному слову к каждому имени существительному.

во_зал - ___________________________________________________________

м_йонез - _________________________________________________________

э_замен - _________________________________________________________

ф_нетика - ________________________________________________________

орф_эпия - ________________________________________________________

л_нгвистика - ______________________________________________________

4. Проведите само- или взаимопроверку орфографического минимума упр. 63.

При выставлении отметки учитывайте выполнение дополнительных заданий.


§ 6

15. Учимся читать тексты учебника.

1. Составьте «Карту памяти», которая поможет вам пересказать текст рубрики «Теоретические сведения» (с.25-26 учебника).

п

Объекты карты памяти

Карта памяти

(Рисунки, ключевые слова, схемы)

1




2






3




4








5

Верёвка с узелками



Финикия, время, место расположения.




Береста, дощечка.




Кирилл и Мефодий, буквы греческого алфавита.





Буквы и звуки







2. Используя нарисованную вами «Карту памяти», перескажите лингвистический текст (с. 25-26 учебника). Установите, что лучше помогает вам при пересказе: простой, сложный, тезисный план или «Карта памяти». Используйте в дальнейшем разные приёмы при подготовке пересказа текстов.


16. Работаем в группе.

Данные ниже задания можно выполнять в группе одноклассников. Проведите соревнование на скорость и точность выполнения.

1. Представьте, что вам необходимо разложить книги в школьной библиотеке. Перед вами полка, на которую последовательно, сверху и слева - направо надо расставить книги следующих авторов:

Б.Н. Полевой, Ю.М. Нагибин, Б.С. Житков, А.А. Алексин, Н.Н. Носов, В.П. Астафьев, К.В. Булычёв, В.Ю. Драгунский, А.Р. Беляев, В.А. Каверин, В.П. Катаев, М.М. Пришвин.

Расположите книги по алфавиту.



















2. Пятиклассники собрали классную библиотеку, завели на каждого ученика формуляр. Поставьте порядковые номера на формулярах школьников, учитывая алфавитный порядок.


Иванов Денис

Яшнова Мария

Куликов Антон

Малютин Роман

Рощина Елена

Чаров Александр

Куликова Любовь

Гаврилова Светлана

Хорошев Илья

Чудинов Олег

Абрамова Ирина

Берестнева Людмила

Агафонцева Ольга

Мурыгин Андрей

Исаева Галина

Юдин Алексей

Бондаренко Сергей

Ветрова Ирина


17. Учимся и играем.

Прочитайте стихотворение, выполните задание, которое в нём сформулировано, а затем запишите ответ.

Кто что несёт?

Упражнение для глаз!

Буквы вычеркни скорей

Те, которые два раза

Встретишь в азбуке моей.

И тогда прочесть ты сможешь

И в ответе сообщишь:

Что везёт на тачке ёжик?

Что несёт в мешочке чиж?

я в б л м о п к ю и

в г д ж ф м п с т ю э

з г ё ф р ж н с а т э д


____________________________________________________


18. Учимся писать сочинение-миниатюру.

1. Прочитайте словосочетания и подумайте, какие из них вы сможете использовать при написании сочинения-миниатюры к упр. 70. Подчеркните выбранные вами словосочетания.

Расставить по порядку, быстро найти, разложить документы, искать по списку, медсестра регистратуры, адресное бюро, классный журнал, список награждённых, приготовить доклад, библиотечный каталог, выставка картин, стол находок, справочное бюро, театры Москвы, план местности, музей минералов.


2. Запишите предложения, используя данное начало.

1) Я считаю, что необходимо учитывать ____________________________

___________________________________________________________________

2) Для того чтобы ускорить процесс поиска, нужно____________________

___________________________________________________________________

3) При составлении списка работников предприятия бухгалтер ________

___________________________________________________________________



§ 7-8

19 . Учимся и играем.

1. Решите кроссворд, который поможет вам повторить разделы «Фонетика» и «Орфоэпия».

Кроссворд


9

7

1

8



2


3


4

5


6



По горизонтали:

1. Часть слова (звук или несколько звуков), произносимая одним толчком выдыхаемого воздуха. 2. Звук, состоящий из голоса. 3. Изобразительный приём, заключающийся в повторе звуков. 4. Выделение голосом одного из слогов в составе слова. 5. Звуки [щ’], [ ж ], [ч’] 6. Раздел лингвистики, изучающий правила произношения звуков речи и их сочетаний.

По вертикали:

7. Раздел лингвистики, изучающий звуки речи.

8. Специальный способ записи речи, передающий её звучание.

9. Согласный, образуемый при помощи одного шума, без участия голоса.


2. Попробуйте самостоятельно усложнить кроссворд, дополнив его терминами из раздела «Графика».


Морфемика

§ 9

20. Учимся читать тексты учебника.

1. Восстановите лингвистический текст, вставляя на место пропусков необходимые по смыслу слова.

Морфемы – это ________________ части слова, потому что выражают ________________ _______________ . Приставка, ____________ , суффикс и ________________ - это морфемы.

В русском языке четыре морфемы. Главная из них - _____________ . Приставка и суффикс служат для _____________________ ______________ .

С помощью _________________ образуются разные формы одного и того же слова. Замену одного звука другим внутри одной морфемы называют _____________ .

2. Рассмотрите «Карту памяти», нарисованную к данному тексту. Раскрасьте её. Перескажите текст друг другу, пользуясь данным рисунком. Оцените ответ одноклассника.


21. Анализируем, думаем, рисуем.

1. Вставьте пропущенные буквы, выделяя морфемы, в которых они находятся. Расставьте пропущенные знаки препинания.

Дед Осенник

В тёмном лесу живёт дед Осенник. Он спит на сухой л_стве и ч_тко прислушивает_ся к пению птиц. Как только услышит грус_ную песню журавлей – курлы-курлы, поднимает_ся и говорит: «Пришло моё время. Ул_тают в тёплые края журавли».

Выходит из лесу дед Осенник, седой, в сером плаще. Где ходит, там листья ж_лтеют и падают на землю.

Выходит на опушку садится присл_няется к дубу и тихо-тихо что-то поёт. Это не песня а осенний ветер. Когда он поёт его борода растёт разв_вается по ветру. Вот она уже прот_нулась на лугу. Стал серым луг.

«Осенний туман»,- говорят люди. Им и невдомёк, что это борода деда Осенника.

( В.А. Сухомлинский)

2. Выразительно прочитайте текст. Подчеркните слова, которые помогают представить, как выглядит дед Осенник, а затем нарисуйте его портрет.














3. Приёмом поморфемного письма запишите второй абзац текста по образцу:

О б р а з е ц : В тём-н-ом лес-у жив-ёт дед- Осен-ник- . ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

22. Исправляем ошибки.

1. В данных предложениях найдите однокоренные слова. Выделите в них корни. Неоправданный повтор однокоренных слов – это речевая ошибка. Исправьте её в следующих предложениях.


1) Ночью мы заночевали в лесу. ________________________

2) Мальчик заболел тяжёлой болезнью. ________________________

3) В этом рассказе рассказывается о море. ________________________

4) Дима подружился в классе с друзьями. ________________________


2. В каждом предложении найдите два слова, которые означают одно и то же. Определите, какое из этих слов лишнее, потому что не сообщает ничего нового. Зачеркните это слово.


1) В ноябре месяце у нас будут каникулы.

2) Это был огромный великан.

3) В магазине вы можете купить памятные сувениры.

4) Все работали молча, без слов.


23. Учимся читать тексты учебника.

  1. Рассмотрите «Словарик морфем» (см. приложение к учебнику). Подумайте и напишите, в чём вы видите назначение этого словарика, чем он сможет вам помочь при выполнении различных упражнений.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Выпишите из словарика морфемы, которые передают одинаковое значение.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


24. Учимся писать сочинение-миниатюру.

1. Отредактируйте сочинение ученика 5 класса к упр. 111. Найдите ошибки и обозначьте их на полях условным значком (см. упр. 561 на стр. 213).


Сколько красок у зимы?

Принято считать, что самая главная и важная краска зимы – белая. Я с этим не согласен. У зимы очень много разных и разнообразных красок. Снег на солнце переливается разными оттенками красок: голубыми, серыми, серебристыми, синими. Зимнее небо тоже бывает различным. В пасмурные дни – серым, а в ясные – синим. Цвет опушенных инеем деревьев серебристый, мерцающий. А вы видели скованную морозом речку вечером, на закате? Цвет льда на речке розовый, даже алый. Сколько же красок у зимы? Большое множество.

(Вадим Кознов)

2. Зачеркните лишние слова.

§ 10

25. Учимся и играем.

Проведите соревнование на скорость и правильность выполнения следующих заданий.

1. Прочитайте загадки, запишите отгаданные вами слова. Подчеркните слово, соответствующее морфемной модели инк а.


  1. Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом

Тут как тут! _____________________

  1. Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные.

А возьмёшь – вода в руке? ___________________

  1. Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. ____________________


2. Дополните перечень однокоренных слов, отгаданных вами. Подчеркните чередующиеся согласные в корнях слов.

____________________________________________________________________


26. Учимся писать сочинение-миниатюру.


1. В русском языке много слов, образованных по модели инк а (грустинка, веселинка, задоринка, смешинка).

Прочитайте предложения и вставьте на место пропусков подходящие по смыслу слова из скобок.

В глазах моего брата всегда играют __________________________.

На уроке мне вдруг попала ____________________________ в рот, я долго крепился, чтобы не расхохотаться. С такой _________________________ в голосе мой друг всегда поднимал настроение одноклассникам. Прекрасны глаза Царевны-Лебеди, в них как будто спряталась _________________________.


2. Как вы думаете, оживляют ли речь, делают ли её выразительнее слова такой морфемной модели? Запишите свой вывод.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


27. Учимся сравнивать.


1. Перед вами сказки, которые сочинили учащиеся 5 класса, выполняя упр.132 учебника. Прочитайте и сравните эти сказки.


1) Жили - были две буквы – О и Е. Они были очень дружными, весёлыми и любили играть. Их самым любимым занятием было убегать из морфем и прятаться за нулём звука. Вдоволь наигравшись в прятки и догонялки, буквы О и Е возвращались на место.

2) Жили – были буквы О и Е. Были эти буквы такими же серьёзными, как и гласные А, У, И, Ы. Но в отличие от них, буквы О и Е любили заниматься спортом, поэтому часто убегали на тренировку по лёгкой атлетике, а вместо себя в морфемах оставляли ноль звука. Уставшие, но довольные, буквы возвращались домой после тренировки.

  1. Кратко ответьте, какая сказка вам понравилась и почему.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лексикология

§ 11

28. Анализируем, думаем, рисуем.

1. Прочитайте тексты об осени. Подчеркните те слова и выражения, с помощью которых автор образно описывает осень. Расскажите, какие слова или словосочетания вам понравились особенно.


Отгов_рила роща зол_тая

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально прол_тая,

Уж не ж_леют больше ни о ком…

( С. Есенин)

Замёрзший бор шумит среди лазури,

Метёт в_твями с_неву небес.

( С. Маршак)

В осиннике осень машет алым крылом.

( Ю. Мельников)


Разматывать свои дожди,

Свои туманы настилать

На бледную реч_ную гладь

Помедли, осень, пок_жи

Мне жёлтых листьев виражи,


Дай убедиться не спеша,

Как тиш_на твоя св_жа

И как бездонна неба синь

Над жарким пламенем осин.

( Л.Татьяничева )

2. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте морфемы.

3. Продолжите предложения:


  1. В переносном значении употреблены следующие слова: отговорила (роща), _____________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

  1. Данные слова и словосочетания ярко передают краски осени: золотая, __________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Особенно мне понравились выражения _______________________________________________________________

_______________________________________________________________

  1. Описывая осень, я буду использовать следующие речевые обороты: _______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Вдумчиво прочитайте слова Ю. Мельникова. Какая картина вам представляется? Нарисуйте её или опишите словами.













29. Учимся читать тексты учебника.

Найдите в приложении к учебнику «Словарик синонимов», «Словарик антонимов» и «Словарик эпитетов». Просмотрите данные словарики. Подумайте и напишите, в чём назначение этих словариков, в чём они вам могут помочь.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

30. Учимся сравнивать.


1. Прочитайте текст и отредактируйте его. Запишите, какой словарик поможет вам выполнить это задание._______________________________________________________

На перемене друзья собрались вместе, чтобы поговорить о будущем походе.

- Главное – взять заранее билеты на электричку, - сказал Сергей.

- Нет, главное – взять побольше продуктов, - сказал Олег.

А Дима сказал:

- В походе самое главное – туристическое снаряжение.

- Не согласен, – сказал Виктор, - главное в походе – хорошее настроение.


2. Соотнесите слова левого и правого столбика и результаты сравнения отразите в таблице (напишите в неё номер слова из правого столбика, которое связано по значению с указанными словами левого столбика). Укажите, какой словарик поможет вам выполнить это задание.____________________________________________________


1. пасмурный

А) богатство

2. храбрый

Б) вежливый

3. нужда

В) мизерный

4. грубый

Г) скучать

5. корыстолюбие

Д) печальный

6. веселиться

Е) бескорыстие

7. большой

Ж) несмелый

8. весёлый

З) ясный



1

2

3

4

5

6

7

8










31. Учимся писать сочинение-миниатюру.


1. При описании движения листьев и травы используются различные глаголы. Попробуйте продолжить синонимические ряды.

1) Листья падают, кружатся, ______________________________________________________________________________________________________________________________ 2) Травы стелются, клонятся _______________________________________________________________

_______________________________________________________________

3) Робкие осины шепчутся, трепещут _______________________________________________________________

_______________________________________________________________

2. Продолжите перечень эпитетов. Затем устно докажите, что использование эпитетов при описании предметов, явлений природы обогащает речь, делает её образнее, красочнее.


  1. Ветер осенний,…__________________________________________

2) Осень золотая, … _________________________________________

3) Дождь затяжной, … _______________________________________


32. Исправляем ошибки.

Отредактируйте фрагменты сочинений учащихся.

1) Я замерла, когда увидела, как падает листочек. Падая, его пронзил лучик солнца. Листочек был так красив! А цвет у него был румяный, словно колобок.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Я гуляла в лесу. Вдруг я пригляделась к листику. Листик был багровым. Листик медленно падал с дерева, и листик мне показался заходящим солнышком.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Напишите свой вариант сочинения-миниатюры на тему «Осенний лист».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

33. Учимся и играем .

Игра «Буриме»

1. Этой игрой на заданные рифмы увлекались поэты 17 века. Попробуйте и вы свои силы. Напишите стихотворение по заданным рифмам.

1)

_____________________________________________ветер,

________________________________________листопад.

________________________________________ светит,

_________________________________________ стоят.

2)

_____________________________________________снежок,

________________________________________осень.

________________________________________ дружок,

_________________________________________ просим.


2. Сравните четверостишие, написанное вами, с первыми опытами ваших сверстников.

Не гуди ты, сильный ветер, Берёзоньку качает ветер,

Не крутись ты, листопад. Пронёсся с шумом листопад,

Фонари, как звёзды светят, Уныло солнце с неба светит,

Липы голые стоят. И дни прохладные стоят.

(Миша Чибисов) (Вова Рябоконь)

3. Определите, какими стихотворными размерами написаны эти строфы.

________________________________________________________________________


§ 12

34. Учимся писать сочинение-миниатюру.

Отредактируйте фрагменты сочинений учащихся по картине В.М. Васнецова

« Три царевны подземного царства» (упр.175). Обратите внимание на указание типа ошибок.

  1. В.М. Васнецов влюблён в фольклор и очень увлечён им.

___________________________________________________


смысловой повтор

  1. Художник использует колоритные, контрастные тона красок.

Используются все оттенки жёлтого и синего.

______________________________________________________________________________________________________



повтор

3) Главная и основная тема живописного полотна – сказочная красота подземных богатств. Удивительные наряды каждой царевны нас удивляют и зачаровывают.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


лишние слова

4) Это произведение замечательного русского художника

написано в 1879 году. На данном полотне живописец поместил иллюстрацию к народной сказке.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


штампы

5) Картина В.М. Васнецова помогает почувствовать

мрак подземного царства.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


логическая ошибка


Орфография

§ 13

35. Учимся читать тексты учебника.


1. Восстановите лингвистический текст, вставляя на место пропусков необходимые по смыслу слова.

Орфография – это раздел лингвистики, который изучает _____________________________________________________________

Орфография – это строгая система правил. Все правила делятся на ______ раздела.

В основу правописания морфем положен главный принцип - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Восстановите пропущенные части схемы и запишите по два примера на каждый раздел орфографии.

Разделы русской орфографии



Правописание Слитные, Употребление Перенос слов

морфем дефисные и большой и

раздельные малой букв

написания



пиши мор- ­__________ пиши со строчной переноси слова по

фему __________ буквы _________ ______________

________________ ______________

___________ _________________ _______________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

36. Работаем в группе

Кроссворд

Проведите соревнование в классе на скорость и правильность выполнения задания. Заполните пустые клетки «лишними» словами. По каким языковым признакам вы выделяете эти слова? Выполнить это задание вам поможет морфемный разбор данных слов.

П о г о р и з о н т а л и:

1. Подоконник, подорожник, подосиновик. 2. Волюшка, долюшка, плюшка. 3. Черёмушка, тётушка, погодушка. 4. Коньяк, остряк, моряк.

5. Шипение, хрипение, хранение.

П о в е р т и к а л и:

2. Шкафчик, узорчик, перчик. 3. Собачонка, книжонка, чемпионка.

6. Ларец, отец, перец. 7. Вышка, мышка, шишка. 8. Осинка, перинка, льдинка. 9. Хрящик, лещик, ящик.


§ 14

37. Работаем с орфографическим минимумом

1. Вставьте пропущенные буквы, запишите в скобках проверочные слова.

Ун_кальное _вление (_______________________), бл_гопр_ятные

( ________________________) кл_матические (_______________) условия, уд_вительное ( _________________________) прои_шествие, снар_дить (_______________) в дорогу, разр_дить (_________________) обст_новку (__________________), обн_ружить неп_ладки, п_тательные (_____________________) вещества, п_дение (________________) м_теорита, тр_вянистая ( ________________) р_внина (________________), т_жело (______________________) дышать, гр_мадные ай_берги, ув_дающий (_________________) цветок, ужас_ное земл_тр_сение (_______________), изв_стить (_______________) пр_ятеля, прест_релые (_______________) р_дители (____ _____), с_деющий (_____________) человек.


2. Подчеркните словосочетания, которые можно использовать, составляя высказывание на тему «Природные явления». Составьте и запишите предложения с этими словосочетаниями.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Проведите само- или взаимопроверку орфографического минимума упр. 219.

При выставлении отметки учитывайте выполнение дополнительных заданий.



§ 15

38. Анализируем, думаем, рисуем.

1. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните правописание.


Морозное дыхание метел_ _________________________

Ещё свежо, но ул_глась метель, _____________________

Беле_т снега белая постель, ________________________

В сугробах стынут траурные ели.

Н_чное небо низко и черно, - _______________________

Лишь в глуб_не, где Млечный Путь беле_т,____________

Скв_зит его т_инственное дно ______________________

И холодом с_звездий пл_мене_т._____________________

Обрывки туч_ порой темне_т в нём…

Но стын_т ноч_. И низко над землёю

Усталый вихрь ш_пящею зм_ёю________________________

Ск_льзит и жжёт своим сухим огнём.

(И. Бунин)

2. Выразительно прочитайте стихотворение.

3. Докажите, что в стихотворении использован приём звукописи.

4. Выпишите слова разных частей речи, с помощью которых передаются разные цвета и их оттенки.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Попробуйте описать картину, которая возникает в вашем воображении при чтении стихотворения. Напишите об этом сочинение-миниатюру. Используйте в нём слова, которые передают цвет. Перед тем, как написать сочинение, нарисуйте иллюстрацию к стихотворению.

















6. Напишите, помогает ли вам рисование иллюстрации создать словесное описание.

____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



§ 16

39. Учимся писать сочинение-миниатюру.

Согласитесь или возразите автору сочинения, поясняющего смысл пословицы

из упр. 252.

Ученье - свет, а неученье – тьма.

Мне ясен смысл этой пословицы. Если ты учился, то всегда сможешь починить электричество, и в твоём доме будет свет. Человек без знаний не сможет даже ввернуть лампочку в люстру. Когда люди были неграмотными, они жили в темноте. С развитием образования в страну пришло электричество.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

§ 17

40. Учимся анализировать художественный текст.

1. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните правописание слов .

_____________________________________________________________________________

С неба снег_пада_т по-разному.

Если сн_жинки сл_пают_ся на лету, мы называ_м их «хлопьями». Если твёрдые белые шарики больно с_кут щёки и лоб, мы г_в_рим, что это «крупка».

Снежные слова придумал народ, и они по-народному метки. Кажет_ся, что и впрямь сыпл_тся с неба снежное пшено, л_дяная крупа.

Только запор_шивший землю и потому самый чистый и снег з_вётся «порошей».

Н_зовая метель- это снег, который выметает_ся ветром, струит_ся и как будто течёт по земле. Называют её «позёмкой».

Если же ветер круж_т, развева_т в воздух_ снег, то это «в_юга».

Может разыграт_ся и настоящая снежная буря. Её назовут «бураном».

(По Н. Надеждиной)

2. Выразительно прочитайте текст, озаглавьте его.

3. Выпишите выделенные в тексте слова. Напишите, с каким разделом орфографии связано их написание.



4. Затранскрибируйте «снежные слова». Объясните несовпадение произношения и написания.

Хлопья


Крупка



Пороша


Позёмка


Вьюга


Буран


5. Покажите, как может выглядеть снежинка из однокоренных слов.






Морфология

§ 18

41. Учимся писать сочинение-миниатюру.

1. Перед вами сочинение, написанное пятиклассником к упражнению 271 учебника «Русский язык».

Укажите на полях, какие ошибки допущены в сочинении. Перед выполнением работы познакомьтесь с упражнением 561 учебника («Русский язык» ч.I стр.213).

Осень в Абрамцево

Удивительную осень запечатлел на своём полотне замечательный известный русский художник В.Д. Поленов. Он не использует ярких сочных красок. Мы видим тёмные воды реки. Реку окаймляют покрытые бурой травой берега. Река как будто прячется, исчезает в густом лесу, её воды сливаются с густыми кронами деревьев. Жёлтые берёзки раскрасили тёмный лес и ярко вспыхивали на его фоне, как свечи. Они отражаются в водах реки и как будто раскрашивают и освещают серовато-желтое небо. На картине изображена тишина осени.

(Анна Киселёва)

2. Отредактируйте сочинение и запишите его в исправленном виде. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


42. Анализируем, думаем, рисуем.

1. Вспомните и запишите удивительное предложение, о котором говорится в упражнении 282 учебника.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Писательница Л. Петрушевская, наша современница, сочинила лингвистическую сказку, как бы продолжив эксперимент Л.В. Щербы. Прочитайте сказку и попробуйте «перевести» её на естественный русский язык.

Пуськи Бятые


Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:


- Калушата, калушаточки! Бутявка!


\Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.

А Калуша волит:

- Оее, оее! Бутявка-то не кузявая!

Калушата бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А бутявка волит за напушкой:

- Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые.


3. Укажите, какой частью речи является каждое слово в выделенных предложениях. Объясните, что помогает вам не ошибиться в определении частей речи.

4. Проведите морфемный разбор следующих слов:

присяпали , некузявая, волит,

вычучили, калушата.

5. Попробуйте нарисовать калушу, калушат и бутявку.














§ 19

43. Учимся и играем.

1. Вставьте пропущенные буквы.

Полтергейст

Окончания у хвоста Ужас, сколько нев_димок!

Нет. А как же буква а? Стал натягивать б_тинок,

По_вилась ниоткуда? Как нежданно из б_тинка

Если так, так это чудо. По_вился нев_димка.


Дали на дом нам заданье: Взял к_вёр , а по к_вру

Нулевое окончанье. У н_сётся - я не вру .

Разб_рите слово хвост. Пол, торшер и шкафчик в ванне-

Мне вопрос к_зался прост. Все имеют окончанья.


Я на стул, а из-за стула Знаю нынче без запинки

Снова а мне подм_гнула. Окончанья – нев_димки

Я – за стол, а за столом Будто нет, а всё же есть.

Надо мной см_ётся ом. Вот такой вот полтергейст.


Окончанье – нев_димка. И залез в б_тинок снова.

И р_шил я без заминки Я проверил: стоит слово

Нев_димку изл_вить. Изм_нить по падежам -

Стал по комнате бр_дить. Нев_димка выйдет сам.

( Т. Крюкова )


2. Строфы данного стихотворения переставлены местами. Определите последовательность четверостиший и запишите их порядковые номера. (Выделенные строки – подсказка в определении 1-го и последнего четверостишья). Объясните название стихотворения и то, о чём в нём говорится.


3. Подчеркните строчки стихотворения, в которых говорится о главном отличительном признаке нулевого окончания.

4. Представьте, что вы рассказываете первокласснику об особенностях нулевого окончания. Запишите ваше объяснение.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Найдите все слова с нулевым окончанием и обозначьте его.

Культура речи

44. Учимся читать тексты учебника.

1. Восстановите лингвистический текст, вставляя на место пропусков необходимые слова.


Признак культуры и образованности человека – правильная, выразительная, содержательная речь. Изучая родной язык в школе, вы познакомились с разными нормами: _______________________________, _________________, ___________________, ________________________, _________________, а также нормами построения текста.

Орфоэпические нормы устанавливают правила _________________

________________________________________.

Орфографические правила регулируют _________________, а пунктуационные ____________________.

Грамматические нормы – это правила образования _____________,

_______________________ и _____________________.

Лексические нормы регулируют правильное употребление слов в речи в соответствии с их ________________________________.

Нормы построения текста – это требования к содержанию, ___________________________________________ письменного текста.


2. Передайте содержание данного текста сжато, одним предложением.

_________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


§ 20

45. Исправляем ошибки.

Найдите и исправьте ошибки, указав на полях, какие правила

(нормы) нарушены.

1. Исправьте ошибки в ударении.

/ / / /

1) алфавит, понял, диалог, звонит

/ / / /

2) создала, сильно, километр, значимый.


2. Найдите и исправьте ошибки в определении лексического

значения слова.

  1. невежливый - грубый, неучтивый ___________________________

  2. жюри – человек, который присуждает награду ________________

  3. изморозь – очень мелкий дождь ____________________________

  4. брошюра – небольшая книга _______________________________

  5. диалог – разговор между двумя или несколькими лицами
    ________________________________________________________

3. Найдите и исправьте ошибки в морфемном разборе слов:


растоплю, завтрак , герой , геройский ,


опасный , свисток.


4. Найдите и исправьте грамматические ошибки.

  1. моя фамилия, два рельса, булка с повидлой, нет шампуня;

_____________________________________________________

  1. повары, шофёры, офицеры, инженеры;

_____________________________________________________

  1. учителя, торты, докторы, договоры.

_____________________________________________________


5. Исправьте ошибки, допущенные в этих выражениях:


1) Возвращаться со школы


2) Вперёд меня


3) Вы слазите на остановке


4) Обратно идёт дождь


5) Местов нет


6) Кто крайний?


7) Оплатить за проезд



§ 21

46. Учимся писать сочинение-миниатюру.


Представьте, что вы пропустили несколько уроков русского языка и не изучали раздел лингвистики «Культура речи». Как вы думаете, необходимы ли вам знания данного раздела? Может ли данный пробел повлиять на ваши знания русского языка? Почему? Запишите ваш ответ.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Синтаксис

§ 22-23

47. Анализируем, думаем, рисуем.

1. Вставьте пропущенные буквы.

Снег идёт.

Снег идёт, снег идёт.

К белым звёздочкам в буране

Тянут_ся цветы геран_

За оконный переплёт.


Снег идёт, и всё в смятень_ ,

Всё пуска_тся в полёт,-

Чёрной лес_ницы ступени,

Перекрёстка поворот.


Снег идёт, снег идёт,

Словно пад_ют не хлопья,

А в заплатанном салопе

Сход_т наземь небосвод.


Снег идёт, снег идёт,

Снег идёт, и всё в смятенье:

Уб_лённый пешеход,

Уд_влённые растенья,

Перекрёстка поворот.

(Б. Пастернак)


2. Про себя прочитайте отрывок из стихотворения Б. Пастернака. Какое состояние природы описано в нём? Попробуйте словами описать ту картину, которая возникает в вашем воображении при чтении стихотворения.


3. Выберите любое четверостишие и расставьте интонационные знаки (логические ударения, паузы, повышение и понижение голоса), а затем выразительно прочитайте отрывок.

4. Выпишите три разных словосочетания и проведите их синтаксический разбор.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Нарисуйте иллюстрацию к первой строфе стихотворения.











48. Учимся рассказывать.

1. Устно передайте содержание картины И.И. Фирсова «Юный живописец», используя приведённую ниже схему описания.

На картине … изображены …

На переднем плане … Взгляните на … Мы видим, что …

Обратим внимание …

Но главные события развёртываются на втором плане.

Здесь … изобразил … Всмотритесь в …

А на третьем плане … Мы видим, что …

Внимательно присмотревшись к … можно увидеть … Возможно, что …

Нетрудно догадаться, что …

Главная мысль, которую хочет донести до нас художник,

заключается, очевидно, в том, что …


2. Представьте себе, что вам нужно написать сочинение по картине И. П. Фирсова. Объясните, поможет ли в этом составленный вами устный рассказ и почему. __________________________________________________________________


49. Учимся читать тексты учебника.

1. Выпишите слова, выделенные жирным шрифтом, из рубрик «Теоретические сведения» и «Обратите внимание» § 23. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Используя выписанные вами слова, перескажите содержание рубрики «Теоретические сведения».


§ 24

50. Учимся сравнивать.

1. Вставьте пропущенные буквы и выделите соответствующие морфемы.

1) По Росси_ морозы

Ра_пустили деревья

И р_суют на стёклах

Л_бединые перья.

(А. Чепуров)

2) Выр_сли

На стёклах

Снежные цв_ты.

(Л. Мартынов)

3) Снег опускает_ся с берёз

В др_мотной т_шине.

К_ртины летние мороз

Р_сует на окне.

(Е. Русаков)

4) В небе – дым п_блёклый.

Снег на тр_туаре,

На тр_мвайных стёклах –

Л_дяной г_рбарий.

(И. Кобзев)

5) Я под_рю тебе к утру

На окнах зар_сли с_рени.

(А. Марков)

2. Прочитайте отрывки из стихотворений. Напишите, какой общей темой они объединены?

_________________________________________________________________________

3. Разберите по членам предложения 1, 2 и 3 отрывки.

4. Что можно увидеть на заснеженном окне? Подумайте, почему зима чаще рисует «летние мотивы»? Помогут вам увидеть рисунок на окне стихи поэтов

( предыдущие упражнения). Напишите 2-3 предложения по данному началу.

На окне, серебряном от инея, я увидел(а) __________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

§ 25-27

51. Анализируем, думаем, рисуем.

1. Вставьте пропущенные буквы и выделите корни, в которых пропущены эти буквы.

Осторожный снег

П__лночный снег –

Он не сп__шит. __________________________

Он медленно идёт. _______________________

Но знает снег,

Что всё равно

Он где-то уп__дёт. ________________________


И чем он медленней

Ш__гал,

Чем ост__рожней

Был,

Тем мягче в т__мноту

Упал

И нас

Не разбудил.

(В.Степанов)

2. Выразительно прочитайте стихотворение. Объясните, как вы понимаете его название.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Подчеркните грамматические основы в предложениях первой части стихотворения. Рядом запишите характеристику этих предложений.

4.Напишите, в каком значении в стихотворении употреблён глагол идёт. Подчеркните синоним к данному глаголу в тексте стихотворения.

Идти - _________________________________________________________________________

5. Нарисуйте две картинки. На первой изобразите, что идёт снег, используя переносное значение глагола идёт. На второй картинке попробуйте нарисовать снег, объясняя прямое значение глагола идёт.
















52. Исправляем ошибки.

1. Отредактируйте сочинение ученика. Условным значком укажите на полях, какие ошибки допущены в тексте (см. упр. 561 на стр. 213 учебника «Русский язык» ч.I).


В декабре мороз выписал на окнах очень красивые узоры. Узоры передавали изображение различных цветов. Мне понравились розы, причудливо изображённые морозом. По краю окна узоры изображали переплетённые травы и густые деревья. Удивительно, но все узоры напоминали мне о лете.

(Сергей Трофимов)

2. Напишите, чему учит данное упражнение.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


53. Учимся сравнивать.

Прочитайте предложения. Определите, какие из них помогают объяснить смысл афоризмов упр. 365. Укажите соответствия в таблице.

№ афоризма (упр. 365)

1

2

3

4

5

№ предложения






  1. В детстве мы умеем удивляться и быть непосредственными.

  2. Архитектура отражает движение истории.

  3. Никто не будет утверждать, что лживый человек – это добрый человек.

  4. Детство – это период, когда ты постигаешь мир, приобретаешь опыт и новые знания.

  5. Советую всем никогда не терять надежды, и тогда к вам обязательно придёт удача.

  6. Читая книгу, мы стараемся понять чувства и мысли писателя.

7. Чтение – это не развлечение.

§ 28

54. Учимся анализировать художественный текст.

1. Прочитайте стихотворение. Выделите предложение, в котором заключена главная мысль.


Дед Мороз – искусный мастер.

Взял он кисти, и тотчас

Зацвели на окнах астры,

Словно в садике у нас.

Дуб могучий ветки свесил,

Он стоит – совсем живой.

И запахло в хате лесом

И шумящею листвой…

До рассвета кропотливо

Мастер кистью рисовал.

Тот, кто видел это диво,

Будто в сказке побывал!

(Э. Студицкая)

2. Подчеркните грамматические основы предложений.

Определите, сколько простых и сложных предложений в тексте.

Простых ___ предложений;

сложных ___ предложений.

3. Разберите по членам выделенные предложения.



Пунктуация § 29 55. Работаем в группе.

1. Прочитайте текст, перескажите его.

«К счастью, мы пришли…» Не подумайте, что пришли – к чему? – к счастью. Просто мы так долго шли и так устали, что когда пришли, то вздохнули с облегчением: « К счастью, мы пришли…» Всё дело в этой запятой, которая отделила счастье от нас, превратила его в так называемое вводное слово. Может, совсем не то слово, которое нам в данном случае надо было сказать…

Может, не то… А может, и то…

Опять, впрочем, вводные слова…

( По В. Волиной)

2. Найдите и подчеркните в тексте все вводные слова.



3. Добавьте слова, распространяя каждое предложение. При этом не нарушайте расстановки знаков препинания.


1. Путешественники, возможно, не заметили________________________

________________________________________________________________

Это было вполне возможно, и мы с тревогой _______________________

________________________________________________________________

2. Мы, к нашему счастью, выбрались_______________________________

________________________________________________________________

К нашему счастью прибавилась радость ___________________________

________________________________________________________________

3. Этот человек, может быть, совершил_____________________________

________________________________________________________________

Этот человек может быть________________________________________

________________________________________________________________


§ 30

56. Учимся анализировать художественный текст.

1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте морфемы, в которых они находятся.

2. Выразительно прочитайте стихотворение и озаглавьте его.

_______________________________________________________________

Ёж ф_нарик не включил

Из л_сной гн_лушки

И на ёлку наск_чил

Ночью на опушке.

- Изв_ни! – промолвил ёж,

Еле сдерживая дрожь.

- Изв_ни и ты, сосед, -

Ёлка скрипнула в ответ.

- Как твои иголки? –

Ёж спр_сил у ёлки.

- Все ц_лы. А как твой нос?

- Целый! – ёжик произнёс.

Ёж и ёлка при ночной

Встреч_ на опушк_

Не ск_зали ни одной

Колкости друг дружке.

(В. Орлов)


3. Что представлено в текте: прямая речь или диалог?___________________________________

Прочитайте стихотворение по ролям, стараясь передать при чтении особенности речи персонажей.

4. Найдите и подчеркните обращение.

5. Обозначьте уменьшительно-ласкательные суффиксы.


57. Учимся рассказывать.

Устно дайте отзыв о прочитанной книге. Для этого воспользуйтесь данной записью, которая поможет вам создать устное высказывание.

Есть книги, прочитав которые, хочется________________________

_______________________________________________________________

Рассказ (повесть…) ______________________________ относится, на мой взгляд, к числу именно таких произведений.

Я прочитал его и _______________________________________________________________

Это рассказ о ___________________________________________________

Герой книги ___________________________________________________

_______________________________________________________________

В книге есть прекрасные страницы, посвященные ___________________

_______________________________________________________________

Запоминаются главы о ______________________________________

_______________________________________________________________

Хороши фрагменты рассказа, посвящённые _________________________

_______________________________________________________________

Эту прекрасную книгу ______________________________________ должен прочитать каждый, кто ____________________________________

_______________________________________________________________


58 Работаем в группе

1. Прочитайте шутливый диалог. Напишите, какие трудности вы испытали при чтении. Почему?


Разговаривает ёж с совой.

Совушка ты умная и всё знаешь.

Скажи, к чему правая лапка чешется?

От кого-то убегать будешь.

А к чему левая лапка чешется?

Большой белый гриб найдёшь.

А носик к чему чешется?

Будет у тебя новая норка.

А ушко к чему чешется?

Пошёл бы ты ёжик да помылся…

( В. Волкова)


___________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Придумайте и запишите задания к этому тексту. Предложите однокласснику выполнить их и оцените ответ.


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




§ 31

59. Учимся и играем.

Кроссворд

Лингвистические термины




П о г о р и з о н т а л и:

1. Пунктуационный знак, который ставится на конце повествовательного невосклицательного предложения. 2. Знак препинания, который употребляется для выделения прямой речи, цитат, названий литературных произведений, газет, журналов. 3. Собрание правил постановки знаков препинания. 4. Знак препинания, употребляемый между подлежащим и сказуемым. 5. Знак препинания, который ставится после слов автора перед прямой речью. 6. Знак препинания, употребляющийся для обозначения незаконченности высказывания.

7. Члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую роль, относящиеся к одному члену предложения. 8. Знак препинания, который ставится на конце предложения.


П о в е р т и к а л и:

3. Инструкция, разъясняющая нормативное использование в речи языковых средств. 9. Знак препинания, который ставится при указании автора цитаты. 10. Знак препинания, который ставится между однородными членами, не соединёнными союзами. 11. Знак препинания, отличающий восклицательные и невосклицательные предложения.


§ 32

60. Исправляем ошибки.

1. Исправьте ошибки, которые приводят к искажению смысла.

1) Пальцев у него двадцать пять, на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

2) Когда солнце село с блеянием и рёвом, прошло стадо.

3) Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.

4) Настя сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

2. Придумайте и запишите два предложения, неверная расстановка знаков препинания в которых может привести к искажению смысла.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

61. Работаем в группе.

1. Используя следующие упражнения, проведите взаимозачёт по пунктуации. Для этого спишите тексты, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Озаглавьте тексты и добавьте по одному предложению к каждому из них.

№ 1.

________________________________________________________

Мы б_рём с собой р_зиновую лодку и на рассвете отпр_вляемся на остров. Утром рыба хорошо кл_вала и к полудню мы уже вернулись домой. Навстречу к нам вышел кот потому что он любит лакомиться рыбкой. В садке лежит наш улов караси плотва и небольшая щука. Мы д_ём коту карасика и строго говорим Васька больше не проси!

________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 2.

________________________________________________________________

Солнце св_тило а из синей тучки сыпался частый дождь. Дождливые капли падали на землю шлёпали по ладо_кам листьев. Капельки блестели всюду на траве на ветках деревьев на п_рилах. Посм_три Саша как красиво сказала мама. И я увидел что через всё небо разноцветной дугой прот_нулась радуга. Радуга это мост между небом и землёй.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

№ 3.

________________________________________________________________

Лето самое весёлое время года. Летом начинают_ся каникулы и ребята из нашего двора едут в лагерь. Там очень много интересных занятий игры танцы спорт. Когда на улиц_ плохая погода мы играем в зале в настольный тен_ис смотрим кино купаемся в бас_ейне. Однажды в ненастье в_жатый предложил А давайте сыграем спектакль. Как было здорово!

________________________________________________________________

________________________________________________________________

№ 4.

________________________________________________________________

Байкал необыкновенное озеро. Оно вл_чёт манит зав_раживает нас. Мне нравит_ся здесь всё красота суровой природы туманы величавое сп_койствие озера. Тихо плещутся прозрачные волны и плавно кружат в выш_не чайки. Когда т_жело на душе я прихожу сюда. Люблю тебя Байкал всем сердцем мысленно говорю я озеру.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

№ 5.

________________________________________________________________

Добро пожаловать в цирк! Открывает_ся зан_вес и на манеж выходит слон. Акробаты фокусники жонглёры см_няют друг друга на арен_ . Вот по_вляют ся клоуны чтобы рассмешить весь зал. Мне нравит_ся здесь всё воздушные гимнасты дрессированные звери с_лачи с огромными гирями. Цирковое предст_вление чудесное зрелище. Так и хочет_ся спросить А вы ребята любите цирк?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

№ 6.

________________________________________________________________

Снег лёг и на д_ревья и на крыши и на плечи прохожих. Он л_жал и думал Только бы не растаять!

Дети и собаки радуются зиме бегают и кувыркаются в снегу. Воздух зв_нит от весёлых голосов и снежинки кружатся над головами ребятишек.

Дорожки св_ркают серебряным блеском и лёд на реке окреп. Зима припор_шила речку снегом и разложила повсюду пышные подушки сугробов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Напишите, в чём вам помогли данные тренировочные упражнения. Знания каких разделов лингвистики вы примените при выполнении данных упражнений?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текстоведение

§ 34

62. Учимся писать сочинение-миниатюру.

Рассмотрите репродукции картин, помещённых в приложении к учебника. Ответьте на следующие вопросы.

1. Какая из картин вам особенно понравилась?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Творчество какого художника вас заинтересовало? Почему?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

63. Работаем в группе.

Для работы в группах распределите три задания (А, Б, В). После их выполнения расскажите одноклассникам о своих результатах.

А

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания.

2. Прочитайте текст. Определите его тему и главную мысль. Озаглавьте текст.

______________________________________________

Стр_на в которой мы живём официально называет(?)ся

(Р, р)оссийской Федерацией но мы её им_нуем по-разному. Отечеством мы з_вём Россию потому что в ней ж_ли наши отцы деды и прадеды. Родиной потому что (с, з)десь мы р_дились (з, с)десь г_ворят р_дным языком всё (з, с)десь для нас родное. А ещё мы называем Россию матерью – она вск_рмила нас своим хлебом всп_ила своими водами… Она как мать защищает и бережёт нас от несчастий и бед.

Много на свете есть х_роших стран но одна у человека мать одна у него и родина. Родину как и мать не выб_рают.


3. К какому типу речи относится текст? (______________________________)

Подчеркните волнистой линией тезис, а прямой линией вывод.



Б

1. Прочитайте два текста. Укажите тип речи каждого из них.

2. Вставьте пропущенные буквы, в скобках запишите проверочные слова. Графически объясните выбор написания.


1. По тр_пинке ( ___________ ), что в_лась (______________ ) над обрывистым берегом, шли с удочками трое ребят. Впереди ш_гал ( _________ ) Вася в отцовской шинели, св_савшей ( __________ ) до самых пят, и в пилотке, спол_ шей ( _________ ) на нос. За ним ро_ ко (___________ ) шёл Дима, сын врача. Позади всех, придерживая у подборо_ка ( ____________ ) края тёплого пл_тка ( ______________) , семенила мла_шая (_________________) Васина сестрёнка Нюша.

Тип речи:______________________________________________________


2. Каникулы – ч_дес_ное ( _________________ ) время летнего отдыха.

Сколько мечтают о нём, сколько планов строят! Одному грезится туристический поход с в_черними (_______________) кострами, другой видит в своём вообр_жении (______________) м_рские (______________) волны. Третий ощущает ласковую прохладу л_сного (__________) озера.

Каникулы – прекрасная пора!


Тип речи:______________________________________________________

В

1. Выразительно прочитайте текст, письменно объясните смысл его названия.

Маленькое стихотворение о маленькой точке

Достойна точка уважения Пусть точка меньше муравья,

В конце любого предложения. Она помощница твоя.

Не убежит из книжки строчка, Дружок, я знаю это точно:

Когда стоит на страже точка. Должна быть

На карте точка - целый город в каждом деле

(Не важно, стар он или молод). точка.

За точкой скрыты города: И если начал что-нибудь,

Москва, Тамбов, Караганда. Поставить точку не забудь!

( М. Пляцковский)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Напишите, к какому типу речи можно отнести текст этого стихотворения.______________

_______________________________________________________________________________

Подчеркните волнистой линией тезис, а прямой линией вывод.


§ 34

64. Исправляем ошибки.

1. Прочитайте текст. Разбейте его на абзацы. Что это – повествование или описание?

( нужное подчеркните)

2. Отредактируйте текст и запишите его, дополнив вопросительными, восклицательными и побудительными предложениями. Эти предложения можно придумать и вставить в текст или переделать уже имеющиеся в тексте.


Рано утром отправились мы в лес. ____________________________

Невысокое солнце скупо освещало __________________________________

деревья. Здесь среди редких елей _________________________________

должны быть грибы. Так и оказа- _________________________________

лось. Мелькают сиреневые, фиолето-________________________________

вые, жёлтые шляпки сыроежек. ____________________________________

Труднее было разглядеть и найти___________________________________

подосиновики, несмотря на их рыже- _______________________________

ватые шляпки. Но и белые тоже ___________________________________

нашлись. Мы пошли дальше,______________________________________

ведь корзинки ещё не наполнились._________________________________

65. Учимся рассказывать.

Как вы думаете, трудно ли пересказать содержание мультфильма? Выберите один из вариантов плана пересказа. (А или Б)

А Попробуйте передать содержание вашего любимого мультфильма при помощи следующих вопросов.

  1. Как называется мультфильм? По мотивам какого произведения он создан?

  2. Назовите главных действующих лиц мультфильма.

  3. С чего начинается мультфильм?

  4. Какова последовательность событий?

  5. Чем мультфильм заканчивается?

  6. В чём его смысл?


Б Прочитайте пример пересказа мультфильма «Варежка». Попробуйте пересказать любой мультфильм по данному образцу.

№ п

Образец пересказа

Компоненты содержания

Пересказ мультфильма ___________

1.








2.





3.





4.

«Варежка» - это мультфильм о девочке, которая хотела щенка, и о том, как взрослые пообещали ей купить собаку, но не выполнили своего обещания.


Потеряв надежду, девочка «превращает» в щенка свою варежку.



Вера девочки в свою мечту так велика, что варежка и в самом деле превращается в симпатичного щенка.

Да, мечта может всё. Хорошо, когда рядом есть друг и ты не один.


Краткое содержание, тема произведения, действующие лица.




Завязка сюжета.





Кульминация.




Основная идея мультфильма.

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

Расскажите содержание мультфильма одноклассникам. Прослушайте и пересказы товарищей и выберите лучшие.

§ 28

66. Учимся писать сочинение-миниатюру.

1. Прочитайте отрывок из книги А. Алексина и определите тип речи.

_____________________________________________________________________

Через три дня она принесла зарисовку «Мой день». Начинала Миронова так:

Я проснулась в семь часов десять минут по местному времени. Было утро. Я умылась на кухне, потому что в ванной комнате мылся сосед. На кухне у нас стоят два стула, потому что в квартире живут две семьи: у каждой по одному столу. На кухне два окна: одно выходит лицом на улицу, а другое – лицом во двор. В семь часов тридцать минут по местному времени я съела одно яйцо всмятку, один бутерброд с сыром и выпила один стакан чая с сахаром. Так начался мой трудовой день.


2. Напишите рецензию на сочинение девочки. Укажите в рецензии, соответствует ли сочинение теме, отвечает ли теме избранный тип речи, нет ли неоправданных повторов, неуместно использованных слов?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


§ 35

67. Учимся писать сочинение-миниатюру.

1. Прочитайте пословицы. Напишите, о каких видах речевой деятельности говорится в каждой из них: о чтении, слушании, говорении или письме.

1) Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает. ___________________

2) Напишешь пером, не вырубишь топором. ______________________

3) Не на пользу читать, коли вершки хватать. ______________________

2. Выберите одну пословицу и кратко сформулируйте её смысл.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

68. Учимся рассказывать.

1. Вставьте пропущенные буквы.

______________________________________________________________________________


Меня выбрали главным цв__товодом класса. Я долго сопрот__влялся, но потом согл__сился. На следующий день я принёс из дома традесканцию, поставил цв__ток на подоконник и нап__сал таблич_ку: «Традесканция перлатарис» - на латинском языке, своё имя и ф__милию. Всем это понравилось, каждый принёс из дома по цв__тку. Цв__тов оказалось так много, что на подоконниках они не уместились. Тогда на урок__ труда мы (с, з)делали по__ставки, и теперь у нас сад в несколько этажей. А девочки спл__ли в__сячие кашпо, и у нас по__вились ещё и в__сячие сады, как в л__генде про С__мирамиду, где было одно из с__ми ч__дес света. Потом мы организовали бригаду гонч__ров и стали делать горшочки из глины. В эту бригаду зап__сался весь класс. Вот так все мы стали цветоводами.

(М. Баскин)

2. Прочитайте текст, озаглавьте его.

3. Проведите морфемный разбор выделенных слов.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------4. Разделите текст на абзацы, составьте его план или нарисуйте «Карту памяти».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________












5. Перескажите текст, пользуясь составленным планом или «Картой памяти».


69. Работаем в группе.

1. Спишите термины, распределяя их по разделам лингвистики.

Интонация, глухой согласный, словосочетание, правописание, повествование, орфограмма, синоним, описание, сказуемое, диалог, двоеточие, признак действия, звукопись, обращение, ударение, приставка, абзац, грамматическая связь предложений, окончание, наречие, рассуждение, сравнительный оборот, имя существительное, транскрипция, морфема, антоним, обстоятельство, знаки препинания.


Фонетика



Морфемика



Морфология



Орфография



Лексика



Синтаксис



Пунктуация



Текстоведение



2. Сравните и оцените ваши работы.

§ 36

70. Учимся писать сочинение-миниатюру.

1. Напишите письмо-поздравление с Новым годом своим друзьям или близким. Для основы вашего письма используйте незаконченные предложения.

Здравствуйте _____________________________________________

_______________________________________________________________!

Скоро наступит удивительный праздник – Новый год, с которым я и хочу вас поздравить!

Пусть этот праздник принесёт вам _________________________

________________________________________________________________

Ещё хочу пожелать вам ____________________________________

________________________________________________________________

Я вместе с _______________________________________________

___________________________ обязательно буду отмечать это торжество.

Я уже знаю, какие подарки ________________________________________

________________________________________________________________

А мне бы так хотелось получить на Новый год _______________________

________________________________________________________________Но если подарки окажутся другими, я не буду огорчаться, ведь Новый год – это очень весёлый праздник. Больше всего я люблю его за ____________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Как вы готовитесь к празднованию Нового года? Напишите мне. Интересно узнать _______________________________________________

________________________________________________________________

Заканчивая это письмо, ещё раз хочу пожелать вам ________________________________________________________________

Обнимаю, целую ___________________________________________


2. Нарисуйте поздравительную открытку к Новому году.



















































Ответы к упражнениям


№ 17

Яблоко и зёрна

№ 19

По горизонтали:

  1. слог

  2. гласный

  3. звукопись

  4. ударение

  5. шипящие

  6. орфоэпия

По вертикали:

  1. фонетика

  2. транскрипция

  3. глухой


№ 36

По горизонтали:

  1. подорожник

  2. плюшка

  3. черёмушка

  4. коньяк

  5. хранение

По вертикали:

2. перчик

3. чемпионка

6. ларец

7. шишка

8. осинка

9. ящик

№ 59

По горизонтали:

  1. точка

  2. кавычки

  3. пунктуация

  4. тире

  5. двоеточие

  6. многоточие

  7. однородные

  8. вопросительный

По вертикали:

3. правило

9. скобки

10. запятая

11. восклицательный


1 Упражнение выполняется на основе того иностранного языка, который изучается в школе.

51




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!