СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельная работа по теме "Лексика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа по теме "Лексика"»

I вариант


1. Вместо пропусков вставьте нужные слова. Запишите их по порядку.

а) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются ___________.

б) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются __________.

в) Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются _________.

г) Слова, имеющие два и более лексических значений называются ____________.

д) Омоформы - это ___________.

2.Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами

А. резвый конь – старая лошадь

Б. близкий человек – далекий друг

В. ключ от замка – родниковый ключ

3. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами

А. пришло тепло – сильный холод

Б. груша в саду – боксерская груша

В. большой бегемот – смешной гиппопотам

4. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами

А. сосновый бор – зубоврачебный бор

Б. угрюмый человек – радостный день

В. красный шарф – алый флаг

5. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении

А. твердое яблоко

Б. твердое решение

В. твердая земля

6. В какой строчке перечислены синонимы?

а) бедный, бедняк, беднеть, беднота, бедно; б) бедный, нищий, убогий, скудный.

7. Прочитайте пословицы. Сколько слов-антонимов использовано в них?

1) Хороша книга, да чтец плох. 2) Ученье - свет, а неученье - тьма. 3) На голове густо, а в голове пусто. 4) Кому приходилось подниматься, придётся и спускаться.

а) 6     б) 8     в) 10

8. Подберите и запишите антонимы к выделенным словам.

а) Включить свет б) Грустные глаза

9. Подберите к данным словам омонимы, составьте с ними словосочетания, поясняющие их значение:

а) тушить  б) лук

10. Подберите и запишите синонимы к выделенным словам.

а) густой лес б) могучий конь

11. Из данных предложений выберите и запишите то, в котором есть фразеологизм. Подчеркните его. Укажите значение фразеологизма.

а) На заре ты меня не буди. б) Чтобы не опоздать на самолёт, пришлось встать ни свет ни заря.

в) Мы смотали удочки и отправились домой.  г) Старшеклассники идут – пора сматывать удочки.



12. Из предложений выпишите а) пару синонимов б) пару антонимов в) фразеологизмы.

1. Мы в ответе за всё плохое и за всё хорошее. 2. Добрая Земля неожиданно становится жестокой и безжалостной в отношении людей, её населяющих. 3. Солнце теперь вставало очень рано, ложилось поздно и усердно светило всем на земле. 4. Они-то всё принимают за чистую монету.5. Завыл горько, отчаянно... 6. Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая её не снаружи, а изнутри. 7. Как-то раз в лесу, среди глубокой тишины, ясно и отчётливо почудился мне крик: «Волк бежит!» 8. Когда льдина, на которой находились козы, подошла к роковому месту столкновения с берегом, у нас мороз по коже пробежал от страха за их судьбу.



II вариант


1. Вместо пропусков вставьте нужные слова. Запишите их по порядку.

а) Омофоны- это __________.

б) Слова, имеющие только одно лексическое значение, называются __________.

в) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются ___________.

г) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются __________.

д) Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются _________.

2. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами

А. горячий пирожок – жаркий день

Б. теплый чай – холодный вечер

В. иголка ели – иголка для шитья

3. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами

А. громадный дом – большой зверь

Б. зеленый лук – лук для стрельбы

В. труд к радости – безделье к несчастью

4. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами

А. родниковый ключ – ключ от двери

Б. разговорчивый человек – молчаливый юноша

В. давай смеяться – стали хохотать

5. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении

А. железный гвоздь

Б. железная воля

В. железная труба

6. В какой строчке перечислены синонимы?

а) верный, преданный, постоянный, неизменный;   б) верный, верность, верить, верно, вернее.

7. Прочитайте пословицы. Сколько слов-антонимов использовано в них?

1) В глаза не хвали, а за глаза не кори. 2) Лучшая из вещей – новая, лучший из друзей – старый. 3) Не говори плохое, если хочешь услышать хорошее. 4) Где умному горе, там глупому веселье.

а) 8   б) 9   в) 10

8. Подберите и запишите антонимы к выделенным словам.

а) Строить дом б) Говорить правду 

9. Подберите к данным словам омонимы, составьте с ними словосочетания, поясняющие их значение:

а) месяц б) коса

10. Подберите и запишите синонимы к выделенным словам.

а) смеяться над шуткой б) хороший друг

11. Из данных предложений выберите и запишите то, в котором есть фразеологизм. Укажите значение фразеологизма.

а) Дворняга завиляла хвостом и подошла к ребятам. б) Я человек прямой, вилять хвостом не умею.

в) Мы смотали удочки и отправились домой.  г) Старшеклассники идут – пора сматывать удочки.

12. Из предложений выпишите а) пару антонимов, б) пару синонимов, в) фразеологизмы

1. Что заставляет её, прекрасную нашу планету, становиться такой злой и беспощадной?

2. Что бы я ни делал, куда бы я ни шёл, во сне ли, бодрствуя, юным, старым, - я всегда был на кончике луча. 3. Я выламываю себе хорошую, увесистую палочку, и стоит мне только этой палочкой хорошенько стукнуть по склонённому дереву, как снег валится вниз, дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу. 4. Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. 5. А что говорить о великой классической музыке, которая без слов — напрямую — испокон веку воздействовала на чувства людей! 6. Немцы были изгнаны из Умани, и на улицах города вплотную, впритык, стояли брошенные ими в бегстве автомашины, бронетранспортёры и танки.  7. Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд.  8. В её лице и во всей фигуре было что-то жалкое, беспомощное.













































1 вариант

Омонимы, антонимы, синонимы, многозначные, лексика

А •

А

А

Б

Б

В

А) тьма

Б) весёлые

Тушить пожар-тушить капусту

Зелёный лук- лук для стрельбы

Редкий лес

Сильный конь

Б) Ни свет ни заря - рано

Г) сматывать удочки - убегать

1- д

2-а

3-б

4-г

5-в

1-в

2-а

3-б

4-г

5-д

А) жестокой и безжалостной, горько, отчаянно, ясно и отчётливо.

Б) плохое и хорошее, рано поздно, снаружи, а изнутри.

В) за чистую монету, мороз по коже пробежал




2 вариант

Лексикон, однозначные, омонимы, антонимы, синонимы

А

В

А

Б

А

В

Ломать дом

Говорить ложь

Летний месяц-месяц на небе

Длинная коса-острая коса-песчаная коса

Хохотать

Товарищ

Б - вилять хвостом - обманывать, лукавить

Г) сматывать удочки - убегать

1- в

2-г

3-а

4-б

5-д

1-г

2-а

3-д

4-в

5-б

А) юным, старым; вниз, вверх; рано поздно.

Б) злой и беспощадной, вплотную, впритык, жалкое, беспомощное

В) испокон веку, за тридевять земель


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!