СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самый известный поэт Серебряного века Александр Александрович Блок

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реферат на тему:"Самый известный поэт Серебрянного века Александр Александрович Блок"

Просмотр содержимого документа
«Самый известный поэт Серебряного века Александр Александрович Блок»











Самый известный поэт Серебряного века Александр Александрович Блок





















Почему я выбрала именно этого поэта?


Среди поэтов Серебряного века многие получили известность и славу. Но из всех них мне больше запомнился Александр Александрович Блок. Я выбрала его по нескольким причинам.

Во-первых, в его стихах присутствуют таинственные и не каждому понятные образы, которые и заинтересовали меня. Чего только стоят стихотворения «Незнакомка» и «Плачет ребёнок…». Во-вторых, как и многие его соотечественники, он не остался равнодушным к периоду революции, что тоже нельзя не отметить. В-третьих, меня тронуло то чувство, с которым Блок пишет о Родине. Называя свою страну нищей, он все равно признает, что милей России не найти ему лучшей родины.

Творчеством Блока восхищались многие поэты. И, думаю, они восхищались не зря.
























Яркие моменты творчества в жизни Блока.

Блок творил на рубеже двух миров. Он оказался последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, завершившим своим творчеством поэтические искания всего XIX века, и вместе с тем его именем открывается первая, заглавная страница истории русской советской поэзии.


За двадцать лет, что отделяют первые серьёзные стихи Блока от «Двенадцати» и «Скифов», содержание его поэзии и сама его творческая манера претерпели глубокие изменения. Отрешенный от реальной жизни, казалось бы, целиком погруженный в свои смутные душевные переживания, каким Блок начал свой литературный путь, вырос в истинно великого национального поэта, творчество которого овеяно историческими, социальными, житейскими бурями его грозного, переломного, революционного времени.

Если сравнить юношескую лирику Блока с его зрелыми стихами, на первый взгляд может показаться, что перед нами два разных поэта. Вот, к примеру, характерные для юного Блока стихи, говорящие о переживаниях уединенной души и похожие на торжественные молитвы с затемненным смыслом:

“ Я их хранил в пределе Иоанна,

Недвижный страж, — хранил огонь лампад.

И вот—Она, и к Ней—моя Осанна—

Венец трудов—превыше всех наград…”

А вот как глубоко и вместе просто и отчетливо писал он тринадцать лет спустя, размышляя о судьбах матери-родины:

“ Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни,

А ты все та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней”.

Разительные перемены, происшедшие в творчестве Блока, были продиктованы самой жизнью, самим ходом исторической действительности, определившей направление жизненного и литературного пути поэта. Путь этот был сложным и трудным, исполненным многих и резких противоречий, но прямым и неуклонным. Сам Блок очень верно и точно сказал, что это был «путь среди революций».


В юношеской лирике Блока («Стихи о Прекрасной Даме») всё овеяно атмосферой мистической тайны и совершающегося чуда. Всё в этой лирике робко и темно, зыбко и туманно, подчас неуловимо: только намек весенней песни, только клочок светлого неба, какие-то отблески, какие-то клики.… И всё это—знаки нездешних надежд на вселенское непостижное чудо, на явление Вечной Девы, Прекрасной Дамы, в образе которой для Блока воплощалось некое всеединое божественное начало, долженствующее «спасти мир» и возродить человечество к новой, идеально-совершенной жизни:

“Вхожу я в тёмные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад…”

Эта тема ожидания и предчувствия каких-то чудесных перемен господствовала в юношеской лирике Блока. Поэт уже тогда чувствовал неясную тревогу, ловил её «знаки», уже и тогда замечал, что вокруг него растёт «буря жизни», но ещё страшился этой бури и пытался укрыться от неё в идеальный мир своей мечты и фантазии, где нет ни слёз, ни мук, ни крови, а только музыка, розы, лазурь, улыбки, сказки и сны.


Даже свои «земные», вполне реальные переживания и впечатления юный Блок пытался перетолковать в духе мистической веры, как нечто «сверхреальное». Впрочем, живое чувство истинного поэта подчас сопротивлялось этому и упрямо прорастало сквозь зыбкую оболочку условного, мифологизированного мира, в котором он пребывал. Конкретно-чувственное, эмоциональное, непосредственное ощущение жизни всё более властно проникало в лирику Блока.


Подъём освободительного движения в России не прошел бесследно и для Блока. В обстановке революционных событий 1904-1905 годов прежнее равнодушие его к общественно-политической жизни сменилось жадным интересом к широко развернувшейся народной борьбе за свободу. Революционные события отразились в целом ряде произведений Блока. На его стихах о городе лежат багровые отсветы, символизирующие всё сильнее овладевающую им тревогу. Багрово-красный цвет, которым, в представлении поэта, окрашен внешне нарядный, а внутри подгнивший мир «сытых», воспринимается как символ революции.

Революция 1905 года была глубоко пережита Блоком и сыграла громадную, можно сказать, решающую роль в его жизни и судьбе. Она вывела поэта из состояния уединения и созерцательности, в котором он долго пребывал, показала ему лицо быстро меняющейся жизни, пробудила в нём чувство кровной связи с народом и сознание общественной ответственности за своё писательское дело.


На смену мистическим видениям в таинственных храмах приходят реальные, неприкрашенные картины человеческого горя:

“Мы встретились с тобою в храме

И жили в радостном саду,

Но вот зловонными дворцами

Пошли к проклятью и труду.


Мы миновали все ворота

И в каждом видели окне,

Как тяжело лежит работа

На каждой согнутой спине…”


Внимание Блока всё больше привлекают «новые люди», поднимающиеся на арену истории «из тьмы погребов», — люди-труженики, творцы завтрашнего дня. В поэте просыпается чувство общественной активности. Сам он ищет гражданской отваги, и гневно обличает тех, кто остается слеп и глух к запросам жизни:

“Я вижу: ваши девы слепы,

У юношей безогнен взор,

Назад! Во мглу! В глухие склепы!

Вам нужен бич, а не топор”!

Блок не щадит и самого себя—за то, что ему не хватает отваги, за то, что, искренне скорбя о нищих и бедных, он и хочет и не смеет «убить»:

“ Отомстить малодушным, кто жил без огня,

Кто так унижал мой народ и меня!

Кто запер свободных и сильных в тюрьму,

Кто долго не верил огню моему.

Кто хочет за деньги лишить меня дня,

Собачью покорность купить у меня…”

Обращение поэта к теме родины, её исторического пути, её грядущей судьбы было связано для него с переживанием подъёма и поражения первой русской революции. В июле 1905 года было написано прекрасное стихотворение «Осенняя воля», в котором уже зазвучал основной тон всей патриотической лирики Блока:

“Приюти ты в далях необъятных,

Как и жить и плакать без тебя”! —

Восклицал он, обращаясь к России. Он говорил о родине с бесконечной любовью, с проникновенной нежностью, со щемящей болью и светлой надеждой.


Широкая, многоцветная, полная жизни и движения картина родной земли слагается в стихах Блока. Необъятные русские дали, бесконечные дороги, полноводные реки, серые избы, костры на лугах, буйные вьюги и метелицы, кровавые закаты, пламенные хороводы и лихие гармоники, фабричные трубы и гудки, заводы и города.… Такова блоковская Россия.(1,5-19)















Критика произведений другими поэтами.


МЛ. Волошин: «Поэма “Двенадцать” является одним из прекрасных художественных претворений революционной действительности. Не изменяя ни самому себе, ни своим приёмам, ни формам, Блок написал глубоко реальную и — что удивительно — лирически-объективную вещь. Говорят, что Блок — большевик, что он дружен с большевистскими заправилами, но не думаю, чтобы он мог быть большевиком по программе, по существу, потому что какое дело такому поэту, как Блок, до остервенелой борьбы двух таких далёких ему человеческих классов...».(3,1)


В.В. Маяковский: «Творчество Александра Блока — целая поэтическая эпоха, эпоха недавнего прошлого.

Славнейший мастер-символист Блок оказал огромное влияние на всю современную поэзию. Блок честно и восторженно подошёл к нашей великой революции, но тонким, изящным словам символиста не под силу было выдержать и поднять её тяжёлые реальнейшие, грубейшие образы. В своей знаменитой, переведённой на многие языки поэме “Двенадцать” Блок надорвался».(3,1)


Е.Г. Эткинд: «Сквозь контрастность просвечивает призрачность незнакомки. Это не просто дама в чёрном платье со страусовыми перьями на шляпе.

Это стихотворение — о прозе и поэзии, о противоположности и единстве враждебных и трагически родственных друг другу стихий, о преображающей силе поэтической фантазии, в каком-то высокодуховном смысле близкой преображающему влиянию вина, — но, хотя поэт и кончает стихотворение словами: “Ты, право, пьяное чудовище. / Я знаю: истина в вине”, его опьянение, его “вино” иное, чем то, которым дурманят себя “пьяницы с глазами кроликов”.(5,1) Сила этого поэтического, то есть иносказательного, вина в том, что оно сквозь мёртвую прозу пошлости позволяет видеть поэтическую сущность мира — мира единого, целостного».(3,1)




Иванов-Разумник: «...Снежная буря революции начинается с первых же строк поэмы. И с первых же строк её чёрное небо и белый снег — как бы символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе.
“Чёрный вечер,
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек...”(4,1)

Чёрный вечер, Белый снег.
Вся поэма в этом. И на этом фоне, сквозь белую снежную пелену поэт рисует чёрными чёткими штрихами картину “революционного Петербурга” конца 1917 года. 
И вот на этом фоне, под нависшим чёрным небом, под падающим белым снегом — “идут двенадцать человек”... О, поэт нисколько не “поэтизирует” их! Напротив. “В зубах цигарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз!”»(3,1)


Г.В. Иванов: «…В “Стихах о России” — почти всё совершенно. Как же, спросят нас, ведь это не сплошь новые стихи? Куда же делись промахи и срывы, которые были в ранних стихах Блока? Да, и более всего безукоризненное мастерство поэта сказалось именно в плане книги. Выбор стихов сделан так, что мы иначе и не решаемся определить его как “провидение вкуса”.

В книге двадцать три стихотворения, и почти каждое — новый этап лирического познания России. От первых смутных и горьких откровений до заключительных строк:

“И опять мы к тебе, Россия,
Добрели из чужой земли”.(2,1)
























Каким нам запомнился Блок?


А.А. Блок был поистине одним из самых известных поэтов Серебряного века. Интеллигентный, мудрый, душевный, таинственный, революционный и вместе с тем романтичный и нежный, он остался в памяти у миллионов, а, возможно, и большего числа людей. Его произведения могут перенести читателя и на широкие просторы русской земли, и в период революции, и даже погрузить в таинственную и загадочную атмосферу. Работая над своим докладом, я выяснила кое-что новое о Блоке. Раньше я даже подумать не могла, что такой поэт как Блок мог жить в своем придуманном мире мечтаний и фантазий. По сути это была лишь иллюзия, которой он долго и упорно жил. И все же бурные события того времени, перемены в обществе заставили «повзрослеть» поэта и дали толчок новому, совершенно другому этапу его творчества.

Важно ли молодым людям нашего времени читать произведения Блока? Я уверена, что да. Ведь читая его стихотворения, каждый сможет найти для себя какие-то заветные строки, будь то влюбленный юноша или юный мыслитель, узнать события из нашей истории, да и просто расширить свой кругозор. Хотелось бы, чтобы люди не забывали о творчестве великого поэта, а современная молодежь проявляла больше интереса к его произведениям.












Список литературы.

1.Александр Александрович Блок Стихотворения и поэмы: Учеб. пособие для старшего школьного возраста/А. Столова, Н. Ветлугина, Л. Моргунова и др. — М.: Издательство «Литература артистикэ», 1978-183с.

2. http://er3ed.qrz.ru/blok-rodina.htm

3. http://lit-helper.com/p_Tvorchestvo_A_A__Bloka_v_kritike_i_literaturovedenii

4. http://stihi-rus.ru/1/Blok/34.htm

5. http://www.loveparadise.ru/poem-111.html


12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!