СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семья- хранитель духовных ценностей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Семья- хранитель духовных ценностей»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лиховская средняя общеобразовательная школа





Открытый урок в рамках проведения муниципального методического фестиваля

«Педагог- это призвание»


Номинация «Добрые уроки».

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному развитию учащихся,


Класс: 5А

Дата проведения: 11.03.2022



Тема урока:

«Семья – хранитель духовных ценностей»





Подготовил: учитель истории и обществознания Федишова Е.В.








х. Лихой

2022 год.


Цель урока: Способствовать формированию представлений о семье как о первом социальном институте, где ребенок получает уроки нравственности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Задачи:

-формировать умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих; отказываться от материальных благ, ради здоровья, комфорта родных людей;

-воспитывать духовные потребности: любовь и уважение к окружающим; этические; познавательные;

-помочь ребенку оценить свое место в семье.

Планируемые результаты:

Предметные: научаться характеризовать семью как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека и где формируются духовные ценности. Получат возможность научиться: работать с текстом, высказывать собственное мнение.

Метапредметные УУД:

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий.

Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную

деятельность.

Личностно значимая проблема: Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям российского народа.

Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учётом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.

Методы и технологии обучения:

1.Частично-поисковый - знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под моим руководством рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал проблемный и творческий характер познавательной деятельности.

2.Метод генерации идей – обучающиеся высказывали свои идеи, своё мнение.

Технологии обучения, используемые на уроке:

1. ИКТ – презентация,

2. Проблемного диалога – работа в группах.

3. Игровая технология. Игра «Я начну, а ты продолжи».

4. Здоровьесберегающая технология – создание комфортной обстановки, использование физминутки.

Технологическая карта урока.


Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность уч-ся

1. Организационный.



2.Мотивация к учебной деятельности


5-6 мин.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать! Мне хочется надеется, что вы пришли в хорошем настроении и готовы к активной работе на уроке. И так, кто готов активно работать на уроке, поднимите правую руку. Молодцы!

Урок наш я хотела бы начать с прочтения сказки.

Установка: подумать о смысле, заложенном в сказке.

Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то тусклым. Однажды Луна спросила у Звёздочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный»?

Звёздочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой»!

«А в какие ночи твой свет становится ярким?»– спросила Луна.

«Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их так манит в дороге, куда они так спешат»?

«Ты узнала тайну спешащих странников?» – спросила Луна.

«Да, - ответила Звёздочка. – Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел измождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза …»

«А какими были его глаза?» - недоумённо спросила Луна.

«Они светились в темноте от счастья и радости» - ответила, тяжело вздохнув, Звёздочка и продолжила. – Чему ты радуешься странник?»И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное».

Звёздочка замолчала, а потом ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».

Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, любящих звёздочек, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми?»

«А разве это возможно?» - с надеждой спросила Звёздочка.

Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья»!


Обсуждение:

1.Какой смысл заложен в сюжете этой сказки? .

2.Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Учитель:. Сегодня мы встретились с вами, ребята, чтобы поговорить о самом важном в жизни каждого человека - о семье. (слайд 1)

Учащиеся поднимают правую руку.




Формулируют тему урока: Семья – хранитель духовных ценностей.

3. Изучение нового материала.




10 мин.

Обсуждение:

1.Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает?

Какое определение вы бы дали понятию «семья»?

Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

У Л.Н Толстого есть замечательные слова: «По-настоящему счастлив тот человек, который счастлив в своей семье, в своем доме»

Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании.

Предполагаемые ответы: Родные люди, общий дом, тепло семейного очага, общее хозяйство, забота о старшем поколении, воспитание детей, совместный труд, совместный досуг, т.д.


Слово СЕМЬЯ - в словаре: «Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе». (слайд 2,3)

Слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать, чтобы получилась счастливая семья.

Слово семья не зря ассоциируется у нас с солнцем, теплом и светом. Семья - это   близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: "Семья - печка: как холодно, все к ней собираются".


2. - Ребята, как вы думаете, может ли человек прожить без семьи? Почему???

Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.

Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто никого не защищает, она сама по себе – лучшая защита ребенку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на внешний мир – или спокойно доверяя ему, или боясь на него положиться. Быть опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа – вот первое предназначение семьи. Семья- ценность для человека!

А что такое ценность??? (слайд 4 )

В словаре Ожегова:

«Ценности – то, что человек ценит в жизни , чему он придаёт особый положительный жизненный смысл, т.е. значимость, польза, полезность»

Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.

Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи.

Это и есть семейные ценности.

Итак, семья – это питающая, насыщающая почва, на которой произрастает высаженное семечко…

3.Что же может объединять семью? Бывают случаи, когда ваша семья собирается по каким – либо поводам вместе, в определенный день или какое-то время. Или раз в неделю вы ходите навещать свою, сестру, помогать бабушке и т.д.

Продолжите мою фразу В вашей семье есть …… традиции

О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего потому, что существующие традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью, как коллектив. Что такое традиция??? (слайд 5) Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Какие традиции вы знаете??? (слайд 6)

  • Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи.

  • Празднование знаменательных событий в жизни семьи.

  • Прогулки, поездки вместе с детьми, походы в кино, цирк, театр.

  • Передача семейных реликвий подрастающему поколению

- Ребята, а в ваших семьях есть традиции? Расскажите о них.


Записывают определение семьи.


















выдвигают свои предположения;

«Счастливая семья»


Ответы уч-ся.




































Ответы учащихся о традициях своей семьи.




4. Первичное осмысление и закрепление изученного материла.





10 – 12 мин.











Физкультминутка

1 мин






Проект «Моя семья»

3-4 мин.

Индивидуальная работа. О семье написано немало. Это произведения разных жанров: пословицы, загадки, сказки былины, рассказы, стихи…

Давайте вспомним, какие сказки вы знаете о семье???

(Золушка, Сказка о Царе Салтане, Репка, Колобок, Двенадцать месяцев, Сказка о рыбаке и рыбке, Аленький цветочек)

Установка: оценивание

Работа в группах.

Работа с пословицами.

Приготовила для вас пословицы, и случайно их выронила.

1. В семье /любовь /да совет, /так и нужды нет.

2. Не будет/ добра, /коли в семье/ вражда.

3. Семья /без детей, /что цветок /без запаха.

4. Родители/ трудолюбивы/, и дети /не ленивы.


- Давайте ещё вспомним пословицы о семье. Я начинаю вы заканчиваете

В гостях хорошо, (а дома лучше.)
Двор, что город, (а дом, что терем.)
Твой дом – (твоя воля.)
Дома и (стены помогают.)
Мой дом – (моя крепость.)

О чём нас учит народная мудрость?


Папа и мама у нас лепестки,

Дедуля с бабулей у нас- корешки,

Цветок наш красуется в зелени луга ,

Все мы в семье своей любим друг друга. (слайд 9)




Работа в группах.

в) - О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь «Как появилась дружная семья».

Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо выполнять следующие правила:

Пример: Уважайте мнение всех членов семьи.

Старайтесь понять каждого и если надо простить.

Уважайте родственников.

Уважайте мнение всех членов семьи.

Старайтесь понять каждого и, если надо, простить.

Никогда не смейтесь над кем-то.

Уважайте родственников.

Почитайте родителей.

А можно ли применить эти правила к школьной жизни???

Класс – это большая дружная семья!!!.



Ребята, кто–нибудь знает какой праздник отмечет наша страна 8 июля? День семьи, любви и верности. Появился он благодаря муромскому князю Петру и его жене Февронии, которые жили в XIII веке. Символ этого праздника—ромашка. Святые Петр и Феврония — покровители семьи и брака. Их брак многие века является образцом христианского супружества. (слайд 11)

Послушайте за что они были канонизированы (причислены к лику святых)

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого князь Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь «древолазца» бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле.
Дева Феврония была мудрой, ее слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги, была красива, благочестивая и добрая девушка. Князь пообещал жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя, однако, он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила его и вышла за него замуж.
Когда он наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им.
В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, пошли убийства. Тогда опомнились бояре, собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан.
В преклонных годах, приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час — 8 июля (25 июня по старому стилю) 1228 года. Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году. Ныне открыто почивают в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.











Детям раздаются карточки со словами: составляют пословицу о семье из слов.




















Создают проект «Счастливая семья»







Задание группам: Сформулировать свои правила, чтобы создать счастливую семью.

Каждая группа зачитывают свод семейных правил.












Рассказывают двое учащихся (индивидуальные задания)

6.Рефлексия.



3 мин.

Перед вами лежат ромашки – символ семьи. Напишите на ромашках те ценности, которые присуще вашей семье или те ценности, которые вы бы хотели видеть в своей семье.

Учитель 1:
– 
Ребята, давайте беречь эту величайшую ценность – нашу семью. Прикрепим ромашки к доске. Вы сумели построить макет семьи. Семьи у вас получились дружные, в них живут любовь и понимание.

Оценивают свою работу на уроке!

Оценивают свою работу на уроке

7. Домашнее задание.

1 - 2 мин.

По выбору (исходя из индивидуальных возможностей каждого):

Дорогие ребята, спасибо вам за урок. Ваше домашнее задание:

  1. нарисовать свою семью и составить рассказ об одном из членов семьи,

  2. придумать герб семьи.

  3. написать сочинение о своей семье





3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!