СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар - практикум "Конфликты в педагогическом коллективе"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар - практикум о конфликтах в педагогическом коллективе и путях их разрешения. В разработке есть тест на определение уровня конфликтности личности.

Просмотр содержимого документа
«Вам наступили на ногу»

Если Вам наступили на ногу…

Конфликтная ли Вы личность? Чтобы узнать это, выберите по одному ответу на каждый вопрос.

  1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

  1. не принимаю участия

б. кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой

в. активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя»

2. Выступаете ли Вы на собраниях с критикой руководства:

а. нет б. только если имею для этого веские основания в. критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает

3. Часто ли вы спорите с друзьями:

а. только если это люди необидчивые

б. лишь по принципиальным вопросам

в. споры – моя стихия

4. Как вы реагируете, если кто – то залезает в обход очереди:

а. возмущаюсь в душе, но молчу, себе дороже

б. делаю замечание

в. прохожу вперёд и начинаю наблюдать за порядком

5. Дома подали недосоленное блюдо:

а. не буду поднимать бучу из – за пустяков

б. молча возьму солонку

в. не удержусь от едких замечаний

6. Если на улице, в транспорте Вам наступили на ногу:

а. с возмущением посмотрю на обидчика

б. сухо сделаю замечание

в. выскажусь, не стесняясь в выражениях

7. Если кто – то из близких купил вещь, которая Вам не нравится:

а. промолчу

б. ограничусь коротким тактичным замечанием

в. скажу всё, что думаю

8. Не повезло в лотерее. Как Вы к этому отнесётесь:

а. постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово больше никогда не участвовать в ней.

б. не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш

в. проигрыш надолго испортит мне настроение.

Просмотр содержимого презентации
«конфликты в педколлективе»

Конфликты и конфликтные ситуации.  Пути их разрешения Семинар –практикум 01.11.2018

Конфликты и конфликтные ситуации. Пути их разрешения

Семинар –практикум

01.11.2018

Конфликты являются естественной частью нашей жизни, так как все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты.  А это значит, наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении).

Конфликты являются естественной частью нашей жизни, так как все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты.

А это значит, наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении).

Разгневан - потерпи, немного охладев, Рассудку уступи, смени на милость гнев. Разбить любой рубин недолго и несложно, Но вновь соединить осколки невозможно. Саади, великий персидский писатель и мыслитель.

Разгневан - потерпи, немного охладев,

Рассудку уступи, смени на милость гнев.

Разбить любой рубин недолго и несложно,

Но вновь соединить осколки невозможно.

Саади, великий персидский писатель и мыслитель.

« Если в жизни есть возможность сделать шаг назад, чтобы избежать конфликта – лучше его сделать. » Расим Мусабеков

« Если в жизни есть возможность сделать шаг назад, чтобы избежать конфликта – лучше его сделать. »

Расим Мусабеков

Педагогические конфликты – это

Педагогические конфликты – это

  •   Межличностные конфликты между учителем и учеником, учителем и учителем, родителем и учителем;
  •   Межгрупповые конфликты, если они возникают между учителем и классом, учителем и коллективом.
Структура педагогического коллектива

Структура педагогического коллектива

Закономерности возникновения конфликтов

Закономерности возникновения конфликтов

  • Зависимость возникновения конфликтов от стажа работы,
  • Зависимость возникновения конфликтов от учебной нагрузки,
  • Зависимость от профессиональных и индивидуальных качеств учителя.
Специфические причины конфликтов «Учитель-учитель» Конфликты, обусловленные особенностью отношений субъектов педаго­гических конфликтов: -между учителями, преподающими разные предметы; - между учителями, преподающими один и тот же предмет; - между учителями, имеющими звание, должностной статус (учитель высшей категории, руководитель методического объединения) и не имеющими их; - между учителями начальных классов и среднего звена; - между учителями, чьи дети учатся в одной школе и др.

Специфические причины конфликтов «Учитель-учитель»

Конфликты, обусловленные особенностью отношений субъектов педаго­гических конфликтов:

-между учителями, преподающими разные предметы;

- между учителями, преподающими один и тот же предмет;

- между учителями, имеющими звание, должностной статус (учитель высшей категории, руководитель методического объединения) и не имеющими их;

- между учителями начальных классов и среднего звена;

- между учителями, чьи дети учатся в одной школе и др.

Специфические причины конфликтов «Учитель-учитель» Конфликты, «провоцируемые» (чаще непреднамеренно) администрацией учебного заведения: - необъективное или неравномерное распределение ресурсов (кабинетов, технических средств обучения); - неудачный подбор учителей для одного дела с точки зрения их психо­логической совместимости; - косвенное «сталкивание» учителей (сравнение классов по успеваемости, исполнительской дисциплине, возвышение одного учителя за счет униже­ния другого или сравнение с кем-либо).

Специфические причины конфликтов «Учитель-учитель»

Конфликты, «провоцируемые» (чаще непреднамеренно) администрацией учебного заведения:

- необъективное или неравномерное распределение ресурсов (кабинетов, технических средств обучения);

- неудачный подбор учителей для одного дела с точки зрения их психо­логической совместимости;

- косвенное «сталкивание» учителей (сравнение классов по успеваемости, исполнительской дисциплине, возвышение одного учителя за счет униже­ния другого или сравнение с кем-либо).

Причины возникновения межличностных конфликтов 1. Конкуренция- люди, стремятся к одной цели , но находятся в ситуации конкуренции ( борьба за первенство) 2. Столкновение разных жизненных принципов ( Кот Леопольд- гуманист и мелкие пакостники- мыши) 3. Психологическая несовместимость (неуживчивость темпераментов и характеров) 4.Из-за взаимного непонимания (смысла высказываний, просьб, приказов, объяснений, приписывание мотивов). 5. От скуки ( Том и Джерри, Ну Погоди)

Причины возникновения межличностных конфликтов

1. Конкуренция- люди, стремятся к одной цели , но находятся в ситуации конкуренции ( борьба за первенство)

2. Столкновение разных жизненных принципов ( Кот Леопольд- гуманист и мелкие пакостники- мыши)

3. Психологическая несовместимость (неуживчивость темпераментов и характеров)

4.Из-за взаимного непонимания (смысла высказываний, просьб, приказов, объяснений, приписывание мотивов).

5. От скуки ( Том и Джерри, Ну Погоди)

Причины возникновения конфликтов Конфликтогены- слова, действия , поступки, могущие привести к конфликту. На слова в наш адрес мы отвечаем более сильным словом. Формула конфликта: конфликтная ситуация ( накопившиеся противоречия)+ повод (последняя капля)= конфликт.

Причины возникновения конфликтов

Конфликтогены- слова, действия , поступки, могущие привести к конфликту. На слова в наш адрес мы отвечаем более сильным словом.

Формула конфликта:

конфликтная ситуация ( накопившиеся противоречия)+

повод (последняя капля)= конфликт.

«Конфликтный человек»

«Конфликтный человек»

  • Холерик - обладает повышенной возбудимостью, легко вовлекается в конфликт , но и быстро «остывает».
  • Флегматик - трудно доступен для убеждения, трудно втянуть в конфликт, но и вывести из конфликта
  • Меланхолик долго помнит и переживает обиду
  • Сангвиник - легко успокаивается, но ему нелегко бывает сдерживать свои чувства, поэтому он нередко провоцирует начало конфликта
конфликты Конструктивные - дают возможность увидеть скрытые отношения; - дают возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение; - способствуют сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом. Неконструктивные -отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям; - нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. -ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений; - временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний .

конфликты

Конструктивные

- дают возможность увидеть скрытые отношения;

- дают возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;

- способствуют сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

Неконструктивные

-отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;

- нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины.

-ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений;

- временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний .

Четыре способа разрешения конфликта 1. Соперничество- высокая активность при нежелании сотрудничать (добиться цели любой ценой); 2 . Избегание- нет ни активности, ни желания сотрудничать (уводит разговор в сторону); 3 . Приспособление- отсутствие активности при явном желании сотрудничать (плывете по течению); 4. Сотрудничество- высокая активность и выраженное желание сотрудничать

Четыре способа разрешения конфликта

1. Соперничество- высокая активность при нежелании сотрудничать (добиться цели любой ценой);

2 . Избегание- нет ни активности, ни желания сотрудничать (уводит разговор в сторону);

3 . Приспособление- отсутствие активности при явном желании сотрудничать (плывете по течению);

4. Сотрудничество- высокая активность и выраженное желание сотрудничать

Приемы в разрешении конфликтов.  Упражнение «Другими словами» Задание: перефразировать неконструктивные раздражающие и обидные высказывания «Вы должны…» , «Это Ваша обязанность…», «С Вами невозможно разговаривать..», «Вы безответственный человек.. » на конструктивные . «Вы должны сдать рабочую программу» «Я была бы рада, если бы Вы принесли мне рабочую программу»

Приемы в разрешении конфликтов. Упражнение «Другими словами»

Задание: перефразировать неконструктивные раздражающие и обидные высказывания «Вы должны…» , «Это Ваша обязанность…», «С Вами невозможно разговаривать..», «Вы безответственный человек.. » на конструктивные .

«Вы должны сдать рабочую программу»

«Я была бы рада, если бы Вы принесли мне рабочую программу»

«Другими словами» 1 Он должен заботиться обо мне. 2. Ты не должна была ходить на ту вечеринку. 3.Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала. 4.Ты должна была предвидеть возможные трудности 5.Меня заставили. 6.Он- упрямый осел. 7.Он меня унизил. 8.Прекрати меня злить! 9. Ты должна мне дать программу, книгу…. 1. Мне хочется, чтобы он заботился обо мне. 2. Я бы предпочел, чтобы ты не ходила на вечеринку. 3. Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны. 4.Мне хотелось, чтобы ты предвидела возможные трудности. 5. Я не сумела отказаться. 6. Я не смог его убедить. 7. Мне было неприятно. 8. Я начинаю злиться. 9. Мне хотелось бы, чтоб ты дала мне программу, книгу.

«Другими словами»

1 Он должен заботиться обо мне.

2. Ты не должна была ходить на ту вечеринку.

3.Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала.

4.Ты должна была предвидеть возможные трудности

5.Меня заставили.

6.Он- упрямый осел.

7.Он меня унизил.

8.Прекрати меня злить!

9. Ты должна мне дать программу, книгу….

1. Мне хочется, чтобы он заботился обо мне.

2. Я бы предпочел, чтобы ты не ходила на вечеринку.

3. Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны.

4.Мне хотелось, чтобы ты предвидела возможные трудности.

5. Я не сумела отказаться.

6. Я не смог его убедить.

7. Мне было неприятно.

8. Я начинаю злиться.

9. Мне хотелось бы, чтоб ты дала мне программу, книгу.

Как обойти конфликт

Как обойти конфликт

  • Ответить улыбкой ( не с сарказмом и иронией)
  • Использовать «Я –утверждение» - концентрируем свое внимание на том , что мы чувствуем и способность о этом сказать своему сопернику, вместо «Ты –утверждения», которое подрывает и ведет к углублению конфликта (вместо « Вы должны…»- « Я была бы хотела…, я был бы рад…»)
  • Способность и умение прощать!!! - значит «отпустить» свой гнев и не собираться мстить.
Тест «Если вам наступили на ногу…» Подсчитайте набранные очки: Каждое а – 4 очка, б – 2, в - 0

Тест «Если вам наступили на ногу…»

Подсчитайте набранные очки:

Каждое а – 4 очка, б – 2, в - 0

Интерпретация От 22 до 32 очков  Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома.  Изречение «Платон мне друг, но истина дороже» никогда не было Вашим девизом. Может быть, поэтому Вас иногда считают приспособленцем.  Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, не взирая на лица.

Интерпретация

От 22 до 32 очков

Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома.

Изречение «Платон мне друг, но истина дороже» никогда не было Вашим девизом. Может быть, поэтому Вас иногда считают приспособленцем.

Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, не взирая на лица.

Интерпретация  от 12 до 21 очка  Вы слывёте человеком конфликтным, нот на самом деле конфликтуете лишь, если нет другого выхода и другие средства исчерпаны.  Вы твёрдо отстаиваете своё мнение, не думая о том, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях.  При этом не выходите за рамки корректности, не доходите до оскорблений. Всё это вызывает к вам уважение.

Интерпретация

от 12 до 21 очка

Вы слывёте человеком конфликтным, нот на самом деле конфликтуете лишь, если нет другого выхода и другие средства исчерпаны.

Вы твёрдо отстаиваете своё мнение, не думая о том, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях.

При этом не выходите за рамки корректности, не доходите до оскорблений. Всё это вызывает к вам уважение.

Интерпретация  до 10 очков  Споры и конфликты – это Ваш воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьём».  Ваша критика – ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с Вами – на работе и дома.  ваша несдержанность и грубость отталкивает людей. Не поэтому ли у Вас нет настоящих друзей? Старайтесь перебороть свой вздорный характер.

Интерпретация

до 10 очков

Споры и конфликты – это Ваш воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьём».

Ваша критика – ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с Вами – на работе и дома.

ваша несдержанность и грубость отталкивает людей. Не поэтому ли у Вас нет настоящих друзей? Старайтесь перебороть свой вздорный характер.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Информационные ресурсы

Информационные ресурсы

  • https:// nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2017/01/30/konflikty-i-sposoby-ih-resheniya-v-sfere-uchitel-uchitel
  • http:// 900igr.net/prezentacija/psikhologija/seminar-praktikum-konflikty-i-konfliktnye-situatsii-158186.html
  • Психологические тесты. Светотон. М. 1995.
Шаблон презентации Автор шаблона: Фокина Лидия Петровна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области 2018

Шаблон презентации

Автор шаблона: Фокина Лидия Петровна,

учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино»

Искитимского района Новосибирской области

2018


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!