Школа культурного наследия
Региональная литература, безусловно, является культурным наследием.
Одним из направлений работы методического объединения учителей русского языка и литературы является решение одной из методических проблем литературного образования Республики Хакасия - изучение активных форм урочной, внеурочной деятельности, внеклассной работы по изучению региональной литературы, что позволяет сделать учебно-воспитательный процесс более привлекательным для обучающихся, оптимизировать определенные задачи обучения, воспитания и развития.
Различные формы работы по литературному краеведению помогают воспитывать интерес к книге, способствуют проникновению в специфику литературы как образного отражения действительности, знакомят с другими видами искусств.
Этнические особенности нашего региона обусловливают необходимость сопряжения русской и хакасской литератур на основе диалога культур. Систему сопряжения необходимо применять и на уроках, и во внеклассной работе. Диалог культур в литературном образовании позволяет раскрыть национально-специфическое и общечеловеческое в сходных проявлениях родной и неродной культур, способствует расширению духовного опыта, культурного кругозора, развитию творческих способностей.
В практике преподавания региональной литературы давно были отмечены и широко используются и межпредметные связи уроков внеклассного чтения с уроками истории, географии, музыки и изобразительного искусства. Интересно проходят такие уроки, как «Хакасия в поэзии, живописи и музыке», «Хакасии достойные сыны» и др.
При планировании системы работы по изучению литературы Хакасии важно предусмотреть:
- сочетание произведений устного народного творчества, современной литературы и публицистики;
- тематическое разнообразие («Проблема героя в литературе», «Война и мир», «Человек и природа», «Нравственные искания», «Нравственный идеал», «Литературная карта родного края» и т.д.);
- сочетание произведений разных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами самого учителя и учащихся);
- чередование разных форм работы (беседа, обзор, композиция, концерт, семинар, викторина, экскурсия, собеседование, консультация и т.д.) и приемов активизации читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения);
- систематичность и последовательность в овладении навыками работы с книгой (работа с библиотечным каталогом, со справочным аппаратом книги, аннотирование, работа над отзывом, рецензией, обзором, рефератом и т.д.).
Опыт показал, что содержательный компонент региональной литературы позволяет вести разговор о профессиональной ориентации обучающихся, о воспитании нравственных качеств, дает богатый материал для научно-исследовательской и творческой деятельности.
Сложившаяся в обществе и сфере образования социокультурная ситуация, процессы гуманитаризации, гуманизации, происходящие в общеобразовательной школе, попытки создать условия для фopмирoвaния у обучающихся ценностных отношений к достижениям культуры, потребности в интеллектуальной и духовной деятельности, в самообразовании и саморазвитии необычайно актуализируют проблему использования краеведения в процессе литературного образования. Литературное краеведение — это та сфера, где творчество учителя и учащихся может проявиться наиболее полно и в том виде деятельности, который имеет для них личностный смысл, субъективную значимость.
Востребованность литературно-краеведческих знаний и умений учащихся, внимание к литературно-краеведческой деятельности учителя, вызванное новыми ФГОСами, доказывает практическую значимость выбранной нами проблемы. Социальные потребности в развитии региональной культуры, подчеркивают необходимость не только внедрения созданных литературно-краеведческих проектов, но и дальнейшей разработки новых технологий, с привлечением, например, краеведческо-этнографического материала в преподавании литературы, что свидетельствует о явной перспективности избранного направления в преподавании региональной литературы.
Работа по привлечению краеведческо-этнографического материала начинается с теоретической подготовки учителя на курсах повышения квалификации, повышает уровень методической подготовки участие в секциях соответствующего направления Катановских чтений ХГУ им. Н.Ф.Катанова, XVI Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 2014) и др. Ученики школы тоже активно участвуют в научно-практических конференциях различного уровня с исследовательскими работами по изучению и сохранению культурного наследия: Всероссийский конкурс исследовательских работ «Шаги в науку», Катановские чтения, Республиканская научно-практическая конференция с межрегиональным участием «Сохранение природного и историко-культурного наследия народов Сибири» (2015), Республиканский экологический фестиваль «Это Земля твоя и моя!»
Экскурсии в музеи Абакана, Черногорска, Саяногорска, поездки по достопримечательностям Хакасии, посещение концертов и выставок работ мастеров Хакасии в Центре культуры и народного творчества имени С.П. Кадышева позволяют расширить кругозор учащихся, воспитывают уважительное отношение к традициям, культуре народов. Особое место в воспитании личности занимает посещение республиканского театра имени А.Г. Топанова. Спектакли, поставленные театром, понятны школьникам и не оставляют равнодушными.
Изучение и сохранение культурного наследия во всех его формах - это та сфера, где творчество учителя и учащихся может проявиться наиболее полно и в том виде деятельности, который имеет для них личностный смысл, субъективную значимость.