Деловая командная экономическая игра для учащихся 8-9-х классов
в рамках недели финансовой грамотности
Деловая игра как образовательная технология предполагает групповую продуктивную деятельность, деловое общение, интеллектуальную конкуренцию. Задания можно выполнить только общими усилиями команды, результат зависит от вклада каждого участника. В то же время каждая команда работает для всех остальных, представляя какой-то аспект темы. В нашем случае – это аспекты финансовой грамотности: вопросы кредитования, банковских вкладов, семейного бюджета, использования банковских карт, потребительской культуры.
Цели:
обобщить знания из курса обществознания (раздел «Экономика»);
развивать умения применять полученные знания при решении практических ситуаций;
повышение финансовой грамотности учащихся;
развитие коммуникативных компетенций.
Введение в игру (5 минут)
Вступительное слово организатора:
цели, порядок проведения игры (регламент),
представление участников и жюри,
перекличка, взаимные приветствия, пожелания, ожидания.
Формирование команд:
каждый игрок получает билет на игру, определяет место в игре (в команде); билет представляет собой иллюстрацию, высказывание по одному из направлений игры:
кредитный отдел,
депозитный отдел,
отдел финансового консультирования,
операции с банковскими картами,
отдел по работе с потребителями (Приложение 1).
Таким образом, команды формируются из учащихся так, что в одной команде оказываются ребята из разных классов, что делает состав команд более однородным. Это особенно актуально, если участвуют учащиеся разных параллелей, классов предпрофильной подготовки и общеобразовательных. Теперь все зависит от того, как учащиеся сумеют в командах поладить друг с другом!! Эти карточки в последствии при желании используются для оформления плакатов в процессе выполнения задания № 2.
I этап. (20 минут)
Задание 1. Решение ситуации. Ответ заносим в таблицу. Обратить внимание на критерии оценки. (Приложение 2)
II этап. (20 минут)
Жюри оценивает выполнение заданий.
Команды выполняют задание № 2: оформить плакат на заданную тему:
«Азбука кредитования»,
«Советы вкладчику»,
«Памятка владельцу банковской карты»,
«Личное финансовое планировании или Правила защиты своего кошелька»,
«Памятка разумного покупателя».
Требуется включить не менее 5 пунктов. Подготовить публичное представление плаката с обоснованием его содержания (1 минута). После презентации работы нужно ответить на 2 вопроса жюри по теме.
III этап. (25 минут)
Команды представляют работы, отвечают на вопросы.
IV этап. (10 минут)
Задание 3. Справедливо поделить конфеты между участниками. Конфеты нескольких сортов и разного размера, что необходимо учитывать при распределении. Ведущий выясняет у команд, чем они руководствовались при распределении конфет, во всех ли командах участники довольны результатом. Данный конкурс носит характер бонуса за участие в игре. При этом некоторые команды менялись между собой конфетами, чтобы как можно более полно обеспечить свои потребности и предпочтения.
Жюри подводит итоги. (Приложение 3)
Подведение итогов. (10 минут)
Объявление заработанных баллов. Вручение грамот классам и членам жюри. Фотосессия.
Рефлексия – устно и с помощью стикеров (стикеры в форме различных фигур – яблок, цветов и т.п., на них можно написать свой отзыв, но только очень кратко).
Вопросы: Что такое финансовая грамотность? Почему современному человеку нужны финансовые знания? Ваши впечатления от игры?
Библиография:
Родина Н.Е. Деловая игра как технология формирования социальных компетентностей учащихся// М.: ГОУ Педагогическая академия «Материалы VI научно-практической конференции «Педагогические достижения учителей-победителей ПНПО – потенциал новой школы Подмосковья», 2012. [электронный ресурс]/ С. С.164-166
Родина Н.Е. Деловая игра как педагогическая технология, развивающая самостоятельность школьников. Научно-методический семинар «Пространство методики в области основного и дополнитель-ного образования». – М.: Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, 2013. С . 150-151
Родина Н.Е. Значение игровых технологий в обучении детей и взрослых. Научно-практическая конференция «Возрасты образования: социальное и личностное измерения»: Материалы научно-практической конференции философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова / Под общей ред. Е.В. Брызгалиной. – М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2013– ISBN 978–5–906233-40-0/ C. 53-59
Родина Н.Е. Интерактивное пространство правового обучения и воспитания // ГБОУ ВПО МО АСОУ «Материалы VII научно-практической конференции «Педагогические достижения учителей-победителей ПНПО – потенциал новой школы Подмосковья», 2013. [электронный ресурс]/ С.154-156
Родина Н.Е. Технологическое обеспечение индивидуализации обучения. Социальные интересы, потребности, жизненные перспективы современно творческой молодежи. Сборник научных статей. – М.: ООО «Издательство МБА», 2013. - С. 193-199
Родина Н.Е. Урок – деловая игра «Потребитель и его права». Активные и интерактивные методики формирования правовой компетентности детей и молодежи: из опыта работы. / Под общей ред. Е.А. Певцовой. – Ярославль: Издательство «Канцлер», 2013 . С. 116-134
Приложение 1.
Материалы для формирования команд
(использованы материалы интернет-ресурса Яндекс-картинки)
Образцы карточек-билетов
Кредитный отдел
| | |
Долг платежом красен, а займы отдачею. | В долгу, как в шелку. | Кредитная история. |
Отдел депозитов
| | |
Капитализация процента. | Вкладывай деньги в дело, пока инфляция не съела. | Под матрас проценты не потекут. |
Приложение 2.
Задание 1. Раздаточный материал для команд.
Школа финансового выживания.
Представь, что твоему другу придется один день обеспечивать себя товарами первой необходимости исключительно самостоятельно. Нужны продукты для 4-х разового питания (завтрак, обед, полдник, ужин) для двоих (ему и младшему брату - ему 10 лет), 2-х разовое питание взрослому коту, деньги на оплату мобильной связи (один день), чистая тетрадь в линейку, шариковая ручка, небольшой сувенир однокласснику в день рождения, оплата поездки на городском автобусе к родственникам по семейному поручению (туда и обратно), тюбик зубной пасты, альбом для рисования брату для занятий в художественной школе. Рассчитай, сколько потребуется денег, исходя из текущих цен на товары и услуги. Постарайся минимизировать расходы, но при этом обеспечить их всех (друга, его брата и кота) всем необходимым и не навредить их здоровью.
Критерии оценки:
Оптимальная стоимость покупок.
Качество продуктов (отсутствие вредных для здоровья продуктов).
Уровень удовлетворения потребностей.
Реалистичность плана (соответствие текущему уровню цен).
Результат представьте в таблице:
№ | Товар (услуга) | Место покупки | Цена | Кол-во | Стоимость |
1 | | | | | |
… | … | … | | | |
10 | | | | | |
11 | Мобильная связь | | | | |
12 | Корм коту | | | | |
13 | Тетрадь в линейку | | | | |
14 | Ручка | | | | |
15 | Сувенир что именно | | | | |
16 | 2 поездки на автобусе | | | | |
17 | Зубная паста | | | | |
18 | Альбом | | | | |
| Итого | |
Приложение 3.
Материалы для работы жюри.
Протокол
выполнения заданий деловой экономической игры
Дата
Критерий | Оптимальная стоимость покупок | Уровень удовлетворения потребностей | Качество продуктов (отсутствие вредных для здоровья продуктов) | Реалистичность плана (соответствие текущему уровню цен) | Итого |
Количес-тво баллов | 5 баллов | 5 балов | 10 баллов (снимается 1 балла за каждый неполезный продукт – фастфуд, сладкая газировка и др.) | 5 баллов | 25 баллов |
Оценка команды № 1 | | | | | |
… | … | | | | |
Оценка команды № 5 | | | | | |
Оценка задания № 2
Критерий | Содержание (соответствие экономической науке). | Оформление | Оригиналь-ность идеи | Презентация. | Ответы на вопросы | Итого |
Количество баллов | 3 балла | 3 балла | 3 балла | 3 балла | 3+3 балла | |
Оценка команды № 1 | | | | | | |
… | … | … | … | … | … | … |
Оценка команды № 5 | | | | | | |
Итоговые оценки
Команда 1 | Команда 2 | Команда 3 | Команда 4 | Команда 5 |
| | | | |
Председатель жюри
Члены жюри