СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синонимы 5 класс (новый ФГОС)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Синонимы 5 класс (новый ФГОС)»

Синонимы

Синонимы

ЦЕЛИ познакомить с содержанием понятия «синонимы», смысловыми и стилистическими различиями синонимов, функцией синонимов в речи научить пользоваться словарём синонимов, определять общее лексическое значение синонимов, подбирать синонимы к словам, определять смысловые и стилистические различия слов-синонимов, преодолевать неоправданное употребление слов с помощью подбора синонимов

ЦЕЛИ

  • познакомить с содержанием понятия «синонимы», смысловыми и стилистическими различиями синонимов, функцией синонимов в речи
  • научить пользоваться словарём синонимов, определять общее лексическое значение синонимов, подбирать синонимы к словам, определять смысловые и стилистические различия слов-синонимов, преодолевать неоправданное употребление слов с помощью подбора синонимов
Орфоэпическая разминка Закончите фразу, несколько раз повторите слова, завершающие стихи. Чтоб Марфа не казалась блёклой, Ей щеки натирают... (свёклой). Антон меня предупредит: По телефону... (позвонит). Подумаем над вариантом Украсить платье пышным... (бантом)

Орфоэпическая разминка

Закончите фразу, несколько раз повторите слова, завершающие стихи.

Чтоб Марфа не казалась блёклой,

Ей щеки натирают... (свёклой).

Антон меня предупредит:

По телефону... (позвонит).

Подумаем над вариантом

Украсить платье пышным... (бантом)

Проверка домашнего задания Читаем составленные предложения, комментируем явление омонимии. Сопоставляем термин омонимы с вынесенным в заголовок нового урока термином синонимы. Что в этих словах общего? Значение какого элемента слова нам пока неясно? Каким источником мы можем воспользоваться, чтобы определить это значение? (Этимологическим словарём.)

Проверка домашнего задания

Читаем составленные предложения, комментируем явление омонимии. Сопоставляем термин омонимы с вынесенным в заголовок нового урока термином синонимы.

  • Что в этих словах общего?
  • Значение какого элемента слова нам пока неясно?
  • Каким источником мы можем воспользоваться, чтобы определить это значение? (Этимологическим словарём.)
Изучение нового материала Статья из толкового словаря: Синоним, -а, м. (от греч. synonymos — одноимённый). В языкознании слово, совпадающее или близкое по значению с другим, например путь и дорога, смелый и храбрый. Словарь синонимов. Комментируем содержание словарной статьи, называем лексическое и грамматическое значение слова, выявляем, сколько у слова значений, есть ли у него омонимы, анализируем примеры.

Изучение нового материала

Статья из толкового словаря:

Синоним, -а, м. (от греч. synonymos — одноимённый). В языкознании слово, совпадающее или близкое по значению с другим, например путь и дорога, смелый и храбрый. Словарь синонимов.

Комментируем содержание словарной статьи, называем лексическое и грамматическое значение слова, выявляем, сколько у слова значений, есть ли у него омонимы, анализируем примеры.

Работа над материалами учебника (с. 180—181), запись в тетрадь-справочник определения понятия синонимы, подготовка выразительного чтения стихотворения С. Я. Маршака. Чем отличаются друг от друга слова бегемот и гиппопотам? (Употребляются в разных сферах, стилях речи.) Чем отличаются друг от друга слова бежать и мчаться? (Мчаться имеет дополнительный оттенок.)

Работа над материалами учебника (с. 180—181), запись в тетрадь-справочник определения понятия синонимы, подготовка выразительного чтения стихотворения С. Я. Маршака.

  • Чем отличаются друг от друга слова бегемот и гиппопотам? (Употребляются в разных сферах, стилях речи.)
  • Чем отличаются друг от друга слова бежать и мчаться? (Мчаться имеет дополнительный оттенок.)
Тренировочные упражнения Упр. 380—383. Работа сопровождается устным лексическим комментарием, а также синтаксическим и пунктуационным анализом составленных по заданиям к упражнениям примеров.

Тренировочные упражнения

Упр. 380—383. Работа сопровождается устным лексическим комментарием, а также синтаксическим и пунктуационным анализом составленных по заданиям к упражнениям примеров.

Знакомство со словарями синонимов Основная задача — проанализировать структуру словарной статьи, познакомить с понятием «синонимический ряд». Ниже представлена статья из словаря синонимов, составленного под редакцией А. П. Евгеньевой. Несправедливый ( основанный на неправильном, пристрастном отношении к кому-, чему-л .). Несправедливое подозрение. Несправедливая оценка. Незаслуженный ( полученный или данный, сделанный и т. п. не по заслугам, вопреки справедливости ). Напрасный ( совершенно необоснованный ). Напрасное обвинение. — Антонимы: справедливый, заслуженный, законный.

Знакомство со словарями синонимов

Основная задача — проанализировать структуру словарной статьи, познакомить с понятием «синонимический ряд». Ниже представлена статья из словаря синонимов, составленного под редакцией А. П. Евгеньевой.

Несправедливый ( основанный на неправильном, пристрастном отношении к кому-, чему-л .). Несправедливое подозрение. Несправедливая оценка. Незаслуженный ( полученный или данный, сделанный и т. п. не по заслугам, вопреки справедливости ). Напрасный ( совершенно необоснованный ). Напрасное обвинение. — Антонимы: справедливый, заслуженный, законный.

Роль синонимов в речи С какой целью в речи используются синонимы? Упр. 385: более точно и образно выражают мысль, позволяют избежать повторов одного и того же слова. Упр. 389: более точно и образно выражают мысль, позволяют избежать повторов одного и того же слова, служат средством выражения смысловой связи между предложениями. Упр. 389 сопровождается комментарием о выборе того или иного слова из синонимического ряда.

Роль синонимов в речи

С какой целью в речи используются синонимы?

  • Упр. 385: более точно и образно выражают мысль, позволяют избежать повторов одного и того же слова.
  • Упр. 389: более точно и образно выражают мысль, позволяют избежать повторов одного и того же слова, служат средством выражения смысловой связи между предложениями.

Упр. 389 сопровождается комментарием о выборе того или иного слова из синонимического ряда.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Упр. 384 и 387

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Упр. 384 и 387


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!