СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синтаксис и пунктуация

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подобранный  материал поможет учащимся повторить и закрепить знания по теме "Синтаксис и пунктуация"

Просмотр содержимого документа
«Синтаксис и пунктуация»

Предмет: русский язык

Дата: 5.07.2022 г.

Класс: 5

УМК:  под редакцией А..Купаловой



Тема: Повторение синтаксиса и пунктуации.

Цель урока: систематизировать знания по теме «Синтаксис и пунктуация».

Задачи урока:

Образовательные задачи:

• повторить и обобщить знания лингвистических понятий данной темы;
• проверить умения находить и выделять грамматическую основу и второстепенные члены предложения, строить схемы предложений разных видов, отличать простые и сложные предложения;
• закреплять умение правильно оформлять на письме предложения с прямой речью.

Развивающие задачи:

• развивать и тренировать внимание, память, мышление;

• развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения;

• продолжить работу по развитию грамотной устной речи учащихся.

Воспитательные задачи:

• повышение мотивации учащихся к изучению русского языка.

Тип урока: актуализация знаний и умений.

Оборудование: компьютер, презентация,  раздаточный материал для учащихся.


Ход урока


I. Организационный момент.

II Сообщение темы и цели урока.  Слайд№1,2

III. Актуализация знаний.

1. – Вспомним, что такое «Синтаксис»? (Ответы учащихся)

    –    Назовите единицы синтаксиса. (Ответы учащихся)

–  Что изучает «Пунктуация»? (Ответы учащихся) Слайд№3

–  Что такое словосочетание? На какие виды делятся словосочетания? (Ответы учащихся). Слайд№4

Выборочный диктант Слайд№5

Записать в два столбика а) именные словосочетания; б) глагольные словосочетания.

Дуб зеленый, пряли поздно, видят холм, чистый изумруд, у моря ходят, великаны молодые, ждет ответа, песенки поет, хрустальный дом.

Самопроверка Слайд №6

Игра «Зоркий глаз»

Найдите ошибки учащихся, выписавших словосочетания из предложений (задание выполняется на карточке)

1.Воротился старик ко старухе, Слайд№ 7

Рассказал ей великое чудо.

А)воротился ко старухе;

Б)рассказал ей;

В) воротился старик;

Г) рассказал чудо;

Д) великое чудо.

2.Живет Балда в поповском доме, Слайд№8

Спит на соломе.

А) живет Балда;

Б) живет в доме;

В) поповском доме:

Г) Балда в доме;

Д) спит на соломе.

Самопроверка Слайд №9

2.     – Что такое предложение? (Ответы учащихся)

–Чем могут быть осложнены предложения? (Ответы учащихся) Слайд№10

Придумайте и запишите предложения по данным схемам: Слайд№11

1) [ О, О и О].

2) [О: О ,О, О].

3) [О, ] ?

4) [Вв, ].


3. – Какими по цели высказывания бывают предложения? (Ответы учащихся). (Слайд№12)

Перестройте предложения, сделав их побудительными. (Слайд№13)

1.Школьники читают Пушкина.

2.Ребята старательно изучают грамматику.


Физкультминутка

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места:

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали.

Ванькой-встанькой словно стали.

Вышли дети как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре –

Дети дернули за гири.

Тут раздался страшный звон.

Побежали дети вон.


4. – Чем отличаются простые предложения от сложных предложений? (Ответы учащихся). (Слайд№14)

Тест (Раздаточный материал)

1.Найти простые предложения.

1. Мы объехали весь свет.

2.Едет с грамотой гонец

И приехал наконец.

3.Пристат к заставе гости,

Князь Гвидон зовет их в гости.

4.Повариха побледнела.

Обмерла и окривела.

2.Найти сложные предложения.

1.Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах..

2.За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

3.Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела.

4.Гости князю поклонились,

Вышли вон и в путь пустились.

Самопроверка Слайд №15


5.Вспомним порядок синтаксического разбора. (Трое учащихся работают у доски)

1)Вот Чернавка в лес пошла

И в такую даль свела,

Что царевна догадалась

И до смерти испугалась.


2)В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут,

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.


3)Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет.


6.Начертите схемы предложений. (Раздаточный материал)

1) Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

2) Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился.

3) Сват приехал, царь дал слово

4) Дверь тихонько отворилась,

И царевна очутилась

В светлой горнице.

5) « Ой, вы, молодцы честные,

Братцы вы мои родные», -

Им царевна говорит.

6) Чем вы, гости, торг ведете?

7)Издалеча, наконец, воротился царь-отец. Самопроверка Слайд№16


7.Вспомнимте, что такое прямая речь и диалог. (Ответы учащихся). Слайд №17

К словам автора подберите подходящие по смыслу прямую речь и запишите предложения.

Балда говорит: «Грусть-тоска меня съедает».

Голосом молвит человечьим: «Ты, конечно, спору нет».

И ей зеркальце в ответ: «Отпусти ты ,старче, меня в море!»

Князь Гвидон ей отвечает: «Буду служить тебе славно».

Самопроверка Слайд№18

IV. Рефлексия учебной деятельности и оценивание. Слайд№19

Давайте сделаем вывод, о чем мы говорили на уроке? Как синтаксис и пунктуация связаны друг с другом?

Закончите фразы

-Ещё раз повторил(а)…

-Больше всего мне понравилось...

-Труднее всего было...

-Я понял(а)…

V. Домашнее задание (на выбор) Слайд№20

1. Упражнение №358

2. Подобрать 3-4 предложения из сказок А.С.Пушкина, записать их, выполнить синтаксический разбор одного из них.

3Напишите сочинение-миниатюру «Зачем нужны знаки препинания?»






.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!