Предмет: русский язык
Дата: 5.07.2022 г.
Класс: 5
УМК: под редакцией А..Купаловой
Тема: Повторение синтаксиса и пунктуации.
Цель урока: систематизировать знания по теме «Синтаксис и пунктуация».
Задачи урока:
Образовательные задачи:
• повторить и обобщить знания лингвистических понятий данной темы;
• проверить умения находить и выделять грамматическую основу и второстепенные члены предложения, строить схемы предложений разных видов, отличать простые и сложные предложения;
• закреплять умение правильно оформлять на письме предложения с прямой речью.
Развивающие задачи:
• развивать и тренировать внимание, память, мышление;
• развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения;
• продолжить работу по развитию грамотной устной речи учащихся.
Воспитательные задачи:
• повышение мотивации учащихся к изучению русского языка.
Тип урока: актуализация знаний и умений.
Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал для учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II Сообщение темы и цели урока. Слайд№1,2
III. Актуализация знаний.
1. – Вспомним, что такое «Синтаксис»? (Ответы учащихся)
– Назовите единицы синтаксиса. (Ответы учащихся)
– Что изучает «Пунктуация»? (Ответы учащихся) Слайд№3
– Что такое словосочетание? На какие виды делятся словосочетания? (Ответы учащихся). Слайд№4
Выборочный диктант Слайд№5
Записать в два столбика а) именные словосочетания; б) глагольные словосочетания.
Дуб зеленый, пряли поздно, видят холм, чистый изумруд, у моря ходят, великаны молодые, ждет ответа, песенки поет, хрустальный дом.
Самопроверка Слайд №6
Игра «Зоркий глаз»
Найдите ошибки учащихся, выписавших словосочетания из предложений (задание выполняется на карточке)
1.Воротился старик ко старухе, Слайд№ 7
Рассказал ей великое чудо.
А)воротился ко старухе;
Б)рассказал ей;
В) воротился старик;
Г) рассказал чудо;
Д) великое чудо.
2.Живет Балда в поповском доме, Слайд№8
Спит на соломе.
А) живет Балда;
Б) живет в доме;
В) поповском доме:
Г) Балда в доме;
Д) спит на соломе.
Самопроверка Слайд №9
2. – Что такое предложение? (Ответы учащихся)
–Чем могут быть осложнены предложения? (Ответы учащихся) Слайд№10
Придумайте и запишите предложения по данным схемам: Слайд№11
1) [ О, О и О].
2) [О: О ,О, О].
3) [О, ] ?
4) [Вв, ].
3. – Какими по цели высказывания бывают предложения? (Ответы учащихся). (Слайд№12)
Перестройте предложения, сделав их побудительными. (Слайд№13)
1.Школьники читают Пушкина.
2.Ребята старательно изучают грамматику.
Физкультминутка
Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места:
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали.
Ванькой-встанькой словно стали.
Вышли дети как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре –
Дети дернули за гири.
Тут раздался страшный звон.
Побежали дети вон.
4. – Чем отличаются простые предложения от сложных предложений? (Ответы учащихся). (Слайд№14)
Тест (Раздаточный материал)
1.Найти простые предложения.
1. Мы объехали весь свет.
2.Едет с грамотой гонец
И приехал наконец.
3.Пристат к заставе гости,
Князь Гвидон зовет их в гости.
4.Повариха побледнела.
Обмерла и окривела.
2.Найти сложные предложения.
1.Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах..
2.За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
3.Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела.
4.Гости князю поклонились,
Вышли вон и в путь пустились.
Самопроверка Слайд №15
5.Вспомним порядок синтаксического разбора. (Трое учащихся работают у доски)
1)Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела,
Что царевна догадалась
И до смерти испугалась.
2)В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
3)Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.
6.Начертите схемы предложений. (Раздаточный материал)
1) Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
2) Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился.
3) Сват приехал, царь дал слово
4) Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице.
5) « Ой, вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные», -
Им царевна говорит.
6) Чем вы, гости, торг ведете?
7)Издалеча, наконец, воротился царь-отец. Самопроверка Слайд№16
7.Вспомнимте, что такое прямая речь и диалог. (Ответы учащихся). Слайд №17
К словам автора подберите подходящие по смыслу прямую речь и запишите предложения.
Балда говорит: «Грусть-тоска меня съедает».
Голосом молвит человечьим: «Ты, конечно, спору нет».
И ей зеркальце в ответ: «Отпусти ты ,старче, меня в море!»
Князь Гвидон ей отвечает: «Буду служить тебе славно».
Самопроверка Слайд№18
IV. Рефлексия учебной деятельности и оценивание. Слайд№19
Давайте сделаем вывод, о чем мы говорили на уроке? Как синтаксис и пунктуация связаны друг с другом?
Закончите фразы
-Ещё раз повторил(а)…
-Больше всего мне понравилось...
-Труднее всего было...
-Я понял(а)…
V. Домашнее задание (на выбор) Слайд№20
1. Упражнение №358
2. Подобрать 3-4 предложения из сказок А.С.Пушкина, записать их, выполнить синтаксический разбор одного из них.
3. Напишите сочинение-миниатюру «Зачем нужны знаки препинания?»
.