СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система оценивания ОР по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система оценивания ОР по литературе»

Приложение 2.

Литература

1.Требования к ведению тетрадей

№ № п/п

Классы

Назначение тетрадей

Количество

Общая характеристика

11

  

5-9

Рабочая (для работ по литературе)

1

В широкую линейку,48 листов, имеет бирку на титульном листе, одноцветная, без рисунков, надписей. Данная тетрадь может использоваться при изучении литературы в следующем году

22

5-9


Контрольная (для письменных работ по литературе)


1

В широкую линейку,12-24 листа, имеет бирку на титульном листе, одноцветная, без рисунков, надписей

33

10-11

Рабочая (для работ по литературе)

1

В широкую линейку,48 листов, имеет бирку на титульном листе, одноцветная, без рисунков, надписей. Данная тетрадь может использоваться при изучении литературы в следующем году

44

10-11

Контрольная (для письменных работ по литературе)


1

В широкую линейку,12-24 листа, имеет бирку на титульном листе, одноцветная, без рисунков, надписей



2. Система оценивания планируемых ОР в рамках осуществления текущего контроля:
2.1 Виды оценочных работ:

- устный опрос;

- письменный опрос;

- чтение наизусть;

- пересказ (подробный, с изменением лица рассказчика);

- сочинение;

- контрольная работа;

- проектная и исследовательская работа;

- творческая работа.


2.2 Критерии их оценивания работ и выставляемые отметки:

Опрос

Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, рецензия на ответ товарища и т.д.) следует оценивать, учитывая:

1) содержание высказывания;

2) логическое построение;

3) речевое оформление.

Устный опрос

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

Учащиеся должны:

- отвечать на поставленный вопрос полным ответом;

- излагать материал логично и последовательно;

- соблюдать правила ударения и произношения;

- отвечать достаточно громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз, правильной интонации, правил произношения.


При оценивании устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями:

1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характеров и поступков героев.

3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе или прочитанных самостоятельно.

5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

Оценкой "5" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.

Оценкой "4" оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений, умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.

Оценкой "3" оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения, об умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеров и поступков главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, о знании основных вопросов теории, но о недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; об ограниченных навыках разбора и о недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трёх ошибок в содержании ответа или иных недостатков в композиции и языке ответа.

Оценкой "2" оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью. оценкой "1" оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой.

Письменный опрос

Письменный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

Учащиеся должны:

- отвечать на поставленный вопрос полным ответом;

- излагать материал логично и последовательно;

- оформлять любое письменное высказывание с соблюдением орфографических, грамматических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка (пунктуационных, грамматических, орфографических, речевых).

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Чтение наизусть

Оценивание чтение наизусть прозаического или поэтического текста происходит на сновании следующих критериев:

- указание автора и названия произведения;

- безошибочное воспроизведение текста;

- грамотная расстановка логических ударений;

- выдерживание пауз там, где это необходимо;

- соблюдение соответствующего смыслу текста темпа чтения и интонации;

- использование при необходимости мимики и жестов.

Оценка "5" ставится при соблюдении всех перечисленных условий.

Оценка "4" ставится при несоблюдении одного из перечисленных условий.

Оценка "3" ставится при несоблюдении двух-трёх из перечисленных условий (уверенное знание текста при невыразительном чтении; выразительное, но неуверенное чтение текста; немотивированные паузы; неумение расставлять логические ударения и/или соблюдать соответствующий смыслу темп чтения).

Оценка "2" ставится при слабом знании текста (три и более немотивированных пауз, фактические ошибки при воспроизведении текста, неполное воспроизведение текста).

Сочинение

Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе - 1 -1,5 тетрадные страницы, в 6 классе - 1,5-2, в 7 классе - 2-2,5, в 8 классе - 2,5-3, в 9 классе - 3-4, в 10 - 4-5, в 11 - 5-7.

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

- правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

- точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами

языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

- глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

- стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.


Отметка «4» ставится за сочинение:

- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; логичное и последовательное изложение содержания;

- написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.


Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

- в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

- обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.


Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

- не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.


За сочинение в тетради для письменных работ по литературе ставятся две отметки: одна – за содержание работы, вторая – за грамотность.

Первая отметка выставляется по литературе, вторая – по русскому языку в колонку, ближайшую к дате написания сочинения в соответствии с КТП.

Пересказ

Критерии оценивания подробного пересказа

  • точное и полное воспроизведение сюжетной линии (или предмета описания);

  • последовательность изложения событий;

  • наличие или отсутствие личностного отношения к событиям (поступку, герою);

  • качество речи (выразительная, эмоциональная или монотонная; бедная или образная; лёгкая, свободная речь или слова произносятся с трудом, усилием);

  • наличие или отсутствие речевых недочётов: необоснованное повторение одного и того же слова, необоснованное употребление рядом однокоренных слов, употребление слова в неточном значении, нарушение общепринятой сочетаемости слов, употребление диалектных слов и просторечий и др.



Отметка «5» ставится, если

  1. содержание работы полностью соответствует теме и заданию;

  2. фактические ошибки отсутствуют;

  3. содержание излагается последовательно;

  4. работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

  5. достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

Отметка «4» ставится, если

  1. содержание работы в основном соответствует теме и заданию(имеются незначительные отклонения от темы);

  2. содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

  3. имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

  4. лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

  5. стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

Отметка «3» ставится, если

  1. в работе допущены существенные отклонения от темы и задания;

  2. работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;

  3. допущены отдельные нарушения последовательности изложения;

  4. беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;

  5. стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

Отметка «2» ставится, если

  1. работа не соответствует теме и заданию;

  2. допущено много фактических неточностей;

  3. нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;

  4. крайне беден словарь, часты случаи неправильного словоупотребления;

  5. нарушено стилевое единство текста.

Возможные шибки при пересказе:

  1. Ошибки в содержании:

  • пропуск важного смыслового звена,

  • пропуск нескольких смысловых звеньев,

  • «сжатие» текста,

  • фактические искажения,

  • нарушение логической последовательности (перестановки).

  1. Грамматическое и речевое оформление:

  • затруднение с началом пересказа,

  • отсутствие грамматического завершения текста,

  • отсутствие (нарушение) связей между предложениями и частями,

  • грамматические ошибки,

  • речевые ошибки.

  1. Общее впечатление:

  • «безадресность» пересказа,

  • невыразительность пересказа.

Пересказ с изменением лица рассказчика

При оценивании пересказа текста с изменением лица к указанным критериям добавляется требование «выполнение коммуникативной задачи». Оно является основным. Если в ответе отсутствует изменение грамматического лица, то считается, что требование не соблюдено. При невыполнении данного требования работа не может иметь положительный результат.



Контрольная работа

Требования к письменному ответу учащегося в контрольной работе:

  • работа выполняется самостоятельно, без помощи учителя, других учащихся, средств связи;

  • задания выполняются в соответствии с предъявляемыми требованиями к оформлению, указанными в тексте задания.


Отметка «5» ставится при выполнении 90-100 % от общей части заданий

Отметка ставится при выполнении не менее 3/4 от общей части заданий

Отметка «3» ставится при выполнении не менее 1/2 от общей части заданий

Отметка «2» - ставится при выполнении менее 1/2 от общей части заданий



Творческая работа (кроссворд, викторина, рисунок, буктрейлер и пр.)

оценивается на основании критериев, представленных в п.4.5 настоящего Положения.


Проектная и исследовательская работа

Оценивается на основании требований и критериев, представленных в Положении о проектной и исследовательской деятельности МБОУ Школы № 13.


2.3 Периодичность оценивания работ

Устный опрос, пересказ, чтение наизусть оцениваются во время урока. Письменный опрос оценивается к следующему уроку.

Проверка рабочих тетрадей по литературе в 5-8-х классах осуществляется раз в 2 недели, в 9-11-х классах – 1 раз в месяц.

Проверка контрольных работ учителями осуществляются в следующие сроки: контрольные работы в 5-11-х классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку; сочинения по литературе в 5-8-х классах – не позже чем через 2 дня, а в 9-11-х классах - не более недели.

В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь методическими рекомендациями по оцениванию работ по литературе.

Проектная, исследовательская, творческая работы оцениваются на уроке во время их презентации/защиты обучающимися.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!