СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы учителя при организации подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система работы учителя  при организации подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по литературе.

 

ЕГЭ по литературе — действительно сложный экзамен, который требует длительной подготовки. Чтобы получить высокие баллы, школьники садятся за учебники за несколько лет до сдачи, обычно начинают упорную подготовку где-то в 10-м классе. По праву, ЕГЭ  по литературе считается одним из самых сложных, и это неудивительно, ведь ученик должен не только хорошо помнить практически все произведения, можно сказать, начиная с пятого класса, но и их содержание, основной смысл прочитанного  и, конечно же, образы  главных героев произведений. В идеале, такая подготовка должна  проводиться постепенно – на протяжении всего   курса обучения, но    наиболее активно всё-таки готовить к ЕГЭ учитель должен  в  старшей   школе. 

Подготовка к ЕГЭ должна включать в себя:

  • повторение пройденного материала;
  • усвоение нового материала;
  • первичное закрепление новых знаний;
  •  отработка умений и навыков;
  • контроль за усвоением и другие этапы (при необходимости);
  •  решение примерных заданий из вариантов ЕГЭ прошлых лет или электронное тестирование на открытом сегменте Федерального банка тестовых заданий

 

Итак, с чего начинаю подготовку к экзамену? Конечно, со знакомства с демоверсией, спецификацией и  кодификатором, критериями проверки. Именно там содержатся элементы содержания и требования к уровню подготовки выпускников к  ЕГЭ по литературе.

 

Необходимо разделить подготовку к экзамену на несколько частей. 

Итак, организация подготовки к ЕГЭ по литературе.

Во-первых, знание основных литературных направлений, теоретико-литературных понятий.

Ученик должен уметь анализировать   художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов и т.д.), определять жанрово-родовую специфику произведения, характеризовать особенности стиля писателя. Для того чтобы перед экзаменом эти знания можно было «освежить», в начале 10 класса предлагаю завести  словарик литературоведческих терминов, в который записываем, что такое литературный род, стараюсь проводить такие уроки и консультации с использованием презентаций, например:

Определения трёх основных родов литературы: эпос, лирика, драма. Жанры эпических произведений, причем, записываем не только определения, но и примеры. Затем предлагаю задания для закрепления материала. Для эффективности работы использую листы-проверки. Или же тестовые задания, выполненные в виде презентаций с триггерами. Каждый слайд содержит один вопрос и кнопку «Проверь себя», кликнув на которую можно получить ответ на поставленный вопрос. Ученик должен уметь определять стихотворный размер, вид рифмовки, элементы композиции, видеть использование поэтом различных изобразительных средств. В этом нам также помогает словарь, в который в определённом разделе записываются  и сведения  об основах стихосложения  и изобразительно-выразительные средства, к которым мы регулярно обращаемся в ходе дальнейшей работы не только при изучении  лирического произведения, но и   прозаического текста. Повторяем  стихотворные размеры.

Вот так выглядит запись средств художественной изобразительности, которые наиболее часто встречаются в тестовых заданиях ЕГЭ, с примерами:

Средство изобразительности

Определение

Роль средства выразительности

Пример

Антитеза

Приём контраста, резкое противопоставление понятий, образов, состояний

Является средством изображения контрастов, противоречий в жизни. Помогает выразить мысль,  создать необходимую эмоциональную окраску тексту.

«Полюбил богатый- бедную, //Полюбил учёный глупую….»

(М.Цветаева)

Практика проведения ЕГЭ разных лет показывает, что главное в учебной подготовке по литературе - хорошее знание текста произведений. Именно оно во многом определяет успешность овладения курсом в целом.

Безусловно, ученику трудно удержать в памяти все изученные произведения, в качестве помощи предлагаю завести так называемый читательский дневник, в котором обязательно указывается автор и название произведения, отражаются основные события произведения  и указываются  герои:

Писатель

Произведение

Основное содержание, проблемы

герои

 

 

 

 

И  закрепление -  тест  - презентация. Для успешного овладения учащимися    материалом для выполнения части 1  можно систематизировать творчество писателей по периодам (18 век, 1-ая треть  19 века, 2- и 3-ая треть  19 века, 20 век), ввести хронологическую  схему расположения писателей, соответственно, и определение границ существования конкретного литературного направления. Для упрощения запоминания надо очертить круг основных тем и проблем, поднимаемых писателями в определенном литературном направлении. Подобная схема, записанная в начале тетради по литературе и постоянно пополняемая в течение учебного года, позволит учащимся,  во-первых, постоянно обращаться к одному и  тому же материалу, а во-вторых, создаст в их голове стройную закономерность и зависимость тематики и проблематики от периода русской истории и существования определенного литературного направления.

Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися как вновь изученного, так и ранее пройденного материала курса, содержание которого определено обязательным минимумом по предмету.

При обучении детей написанию сочинения обращаю внимание на  критерии проверки и оценки выполнения заданий, структуру написания сочинений:

 

1. Тезисы

2. Доказательства

3. Вывод

 

Предлагаю     в качестве домашнего задания     письменные сочинения - миниатюры, темы для которых предоставлены в открытом банке заданий ЕГЭ. При оценивании таких работ обязательно учитываю не только ответ на вопрос, но и соответствие вышеуказанным критериям.  Стараюсь ограничивать объем работы именно 10 предложениями, чтобы научить  кратко и четко излагать материал.

Критерии оценки в действии показываю  на примерах реальных   ответов на вопросы заданий.

Подготовка к экзамену не требует штудирования вариантов тестовых заданий. Она должна осуществляться в рамках текущей работы с текстом произведения, а также при выполнении письменных работ. При этом важной установкой является проверка основных, определенных государственным образовательным стандартом знаний, умений и навыков работы с художественным текстом.

 

Система работы учителя  при организации подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по литературе.

 

ЕГЭ по литературе — действительно сложный экзамен, который требует длительной подготовки. Чтобы получить высокие баллы, школьники садятся за учебники за несколько лет до сдачи, обычно начинают упорную подготовку где-то в 10-м классе. По праву, ЕГЭ  по литературе считается одним из самых сложных, и это неудивительно, ведь ученик должен не только хорошо помнить практически все произведения, можно сказать, начиная с пятого класса, но и их содержание, основной смысл прочитанного  и, конечно же, образы  главных героев произведений. В идеале, такая подготовка должна  проводиться постепенно – на протяжении всего   курса обучения, но    наиболее активно всё-таки готовить к ЕГЭ учитель должен  в  старшей   школе. 

Подготовка к ЕГЭ должна включать в себя:

  • повторение пройденного материала;
  • усвоение нового материала;
  • первичное закрепление новых знаний;
  •  отработка умений и навыков;
  • контроль за усвоением и другие этапы (при необходимости);
  •  решение примерных заданий из вариантов ЕГЭ прошлых лет или электронное тестирование на открытом сегменте Федерального банка тестовых заданий

 

Итак, с чего начинаю подготовку к экзамену? Конечно, со знакомства с демоверсией, спецификацией и  кодификатором, критериями проверки. Именно там содержатся элементы содержания и требования к уровню подготовки выпускников к  ЕГЭ по литературе.

 

Необходимо разделить подготовку к экзамену на несколько частей. 

Итак, организация подготовки к ЕГЭ по литературе.

Во-первых, знание основных литературных направлений, теоретико-литературных понятий.

Ученик должен уметь анализировать   художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов и т.д.), определять жанрово-родовую специфику произведения, характеризовать особенности стиля писателя. Для того чтобы перед экзаменом эти знания можно было «освежить», в начале 10 класса предлагаю завести  словарик литературоведческих терминов, в который записываем, что такое литературный род, стараюсь проводить такие уроки и консультации с использованием презентаций, например:

Определения трёх основных родов литературы: эпос, лирика, драма. Жанры эпических произведений, причем, записываем не только определения, но и примеры. Затем предлагаю задания для закрепления материала. Для эффективности работы использую листы-проверки. Или же тестовые задания, выполненные в виде презентаций с триггерами. Каждый слайд содержит один вопрос и кнопку «Проверь себя», кликнув на которую можно получить ответ на поставленный вопрос. Ученик должен уметь определять стихотворный размер, вид рифмовки, элементы композиции, видеть использование поэтом различных изобразительных средств. В этом нам также помогает словарь, в который в определённом разделе записываются  и сведения  об основах стихосложения  и изобразительно-выразительные средства, к которым мы регулярно обращаемся в ходе дальнейшей работы не только при изучении  лирического произведения, но и   прозаического текста. Повторяем  стихотворные размеры.

Вот так выглядит запись средств художественной изобразительности, которые наиболее часто встречаются в тестовых заданиях ЕГЭ, с примерами:

Средство изобразительности

Определение

Роль средства выразительности

Пример

Антитеза

Приём контраста, резкое противопоставление понятий, образов, состояний

Является средством изображения контрастов, противоречий в жизни. Помогает выразить мысль,  создать необходимую эмоциональную окраску тексту.

«Полюбил богатый- бедную, //Полюбил учёный глупую….»

(М.Цветаева)

Практика проведения ЕГЭ разных лет показывает, что главное в учебной подготовке по литературе - хорошее знание текста произведений. Именно оно во многом определяет успешность овладения курсом в целом.

Безусловно, ученику трудно удержать в памяти все изученные произведения, в качестве помощи предлагаю завести так называемый читательский дневник, в котором обязательно указывается автор и название произведения, отражаются основные события произведения  и указываются  герои:

Писатель

Произведение

Основное содержание, проблемы

герои

 

 

 

 

И  закрепление -  тест  - презентация. Для успешного овладения учащимися    материалом для выполнения части 1  можно систематизировать творчество писателей по периодам (18 век, 1-ая треть  19 века, 2- и 3-ая треть  19 века, 20 век), ввести хронологическую  схему расположения писателей, соответственно, и определение границ существования конкретного литературного направления. Для упрощения запоминания надо очертить круг основных тем и проблем, поднимаемых писателями в определенном литературном направлении. Подобная схема, записанная в начале тетради по литературе и постоянно пополняемая в течение учебного года, позволит учащимся,  во-первых, постоянно обращаться к одному и  тому же материалу, а во-вторых, создаст в их голове стройную закономерность и зависимость тематики и проблематики от периода русской истории и существования определенного литературного направления.

Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися как вновь изученного, так и ранее пройденного материала курса, содержание которого определено обязательным минимумом по предмету.

При обучении детей написанию сочинения обращаю внимание на  критерии проверки и оценки выполнения заданий, структуру написания сочинений:

 

1. Тезисы

2. Доказательства

3. Вывод

 

Предлагаю     в качестве домашнего задания     письменные сочинения - миниатюры, темы для которых предоставлены в открытом банке заданий ЕГЭ. При оценивании таких работ обязательно учитываю не только ответ на вопрос, но и соответствие вышеуказанным критериям.  Стараюсь ограничивать объем работы именно 10 предложениями, чтобы научить  кратко и четко излагать материал.

Критерии оценки в действии показываю  на примерах реальных   ответов на вопросы заданий.

Подготовка к экзамену не требует штудирования вариантов тестовых заданий. Она должна осуществляться в рамках текущей работы с текстом произведения, а также при выполнении письменных работ. При этом важной установкой является проверка основных, определенных государственным образовательным стандартом знаний, умений и навыков работы с художественным текстом.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Система работы учителя при организации подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по литературе»

Система работы учителя при организации подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по литературе.


ЕГЭ по литературе — действительно сложный экзамен, который требует длительной подготовки. Чтобы получить высокие баллы, школьники садятся за учебники за несколько лет до сдачи, обычно начинают упорную подготовку где-то в 10-м классе. По праву, ЕГЭ по литературе считается одним из самых сложных, и это неудивительно, ведь ученик должен не только хорошо помнить практически все произведения, можно сказать, начиная с пятого класса, но и их содержание, основной смысл прочитанного и, конечно же, образы главных героев произведений. В идеале, такая подготовка должна проводиться постепенно – на протяжении всего курса обучения, но наиболее активно всё-таки готовить к ЕГЭ учитель должен в старшей школе.

Подготовка к ЕГЭ должна включать в себя:

  • повторение пройденного материала;

  • усвоение нового материала;

  • первичное закрепление новых знаний;

  • отработка умений и навыков;

  • контроль за усвоением и другие этапы (при необходимости);

  • решение примерных заданий из вариантов ЕГЭ прошлых лет или электронное тестирование на открытом сегменте Федерального банка тестовых заданий


Итак, с чего начинаю подготовку к экзамену? Конечно, со знакомства с демоверсией, спецификацией и  кодификатором, критериями проверки. Именно там содержатся элементы содержания и требования к уровню подготовки выпускников к  ЕГЭ по литературе.


Необходимо разделить подготовку к экзамену на несколько частей.

Итак, организация подготовки к ЕГЭ по литературе.

Во-первых, знание основных литературных направлений, теоретико-литературных понятий.

Ученик должен уметь анализировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов и т.д.), определять жанрово-родовую специфику произведения, характеризовать особенности стиля писателя. Для того чтобы перед экзаменом эти знания можно было «освежить», в начале 10 класса предлагаю завести словарик литературоведческих терминов, в который записываем, что такое литературный род, стараюсь проводить такие уроки и консультации с использованием презентаций, например:

Определения трёх основных родов литературы: эпос, лирика, драма. Жанры эпических произведений, причем, записываем не только определения, но и примеры. Затем предлагаю задания для закрепления материала. Для эффективности работы использую листы-проверки. Или же тестовые задания, выполненные в виде презентаций с триггерами. Каждый слайд содержит один вопрос и кнопку «Проверь себя», кликнув на которую можно получить ответ на поставленный вопрос. Ученик должен уметь определять стихотворный размер, вид рифмовки, элементы композиции, видеть использование поэтом различных изобразительных средств. В этом нам также помогает словарь, в который в определённом разделе записываются и сведения об основах стихосложения и изобразительно-выразительные средства, к которым мы регулярно обращаемся в ходе дальнейшей работы не только при изучении лирического произведения, но и прозаического текста. Повторяем стихотворные размеры.

Вот так выглядит запись средств художественной изобразительности, которые наиболее часто встречаются в тестовых заданиях ЕГЭ, с примерами:

Средство изобразительности

Определение

Роль средства выразительности

Пример

Антитеза

Приём контраста, резкое противопоставление понятий, образов, состояний

Является средством изображения контрастов, противоречий в жизни. Помогает выразить мысль, создать необходимую эмоциональную окраску тексту.

«Полюбил богатый- бедную, //Полюбил учёный глупую….»

(М.Цветаева)

Практика проведения ЕГЭ разных лет показывает, что главное в учебной подготовке по литературе - хорошее знание текста произведений. Именно оно во многом определяет успешность овладения курсом в целом.

Безусловно, ученику трудно удержать в памяти все изученные произведения, в качестве помощи предлагаю завести так называемый читательский дневник, в котором обязательно указывается автор и название произведения, отражаются основные события произведения и указываются герои:

Писатель

Произведение

Основное содержание, проблемы

герои





И закрепление - тест - презентация. Для успешного овладения учащимися материалом для выполнения части 1 можно систематизировать творчество писателей по периодам (18 век, 1-ая треть 19 века, 2- и 3-ая треть 19 века, 20 век), ввести хронологическую схему расположения писателей, соответственно, и определение границ существования конкретного литературного направления. Для упрощения запоминания надо очертить круг основных тем и проблем, поднимаемых писателями в определенном литературном направлении. Подобная схема, записанная в начале тетради по литературе и постоянно пополняемая в течение учебного года, позволит учащимся, во-первых, постоянно обращаться к одному и тому же материалу, а во-вторых, создаст в их голове стройную закономерность и зависимость тематики и проблематики от периода русской истории и существования определенного литературного направления.

Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися как вновь изученного, так и ранее пройденного материала курса, содержание которого определено обязательным минимумом по предмету.

При обучении детей написанию сочинения обращаю внимание на критерии проверки и оценки выполнения заданий, структуру написания сочинений:


1. Тезисы

2. Доказательства

3. Вывод


Предлагаю в качестве домашнего задания письменные сочинения - миниатюры, темы для которых предоставлены в открытом банке заданий ЕГЭ. При оценивании таких работ обязательно учитываю не только ответ на вопрос, но и соответствие вышеуказанным критериям. Стараюсь ограничивать объем работы именно 10 предложениями, чтобы научить кратко и четко излагать материал.

Критерии оценки в действии показываю на примерах реальных ответов на вопросы заданий.

Подготовка к экзамену не требует штудирования вариантов тестовых заданий. Она должна осуществляться в рамках текущей работы с текстом произведения, а также при выполнении письменных работ. При этом важной установкой является проверка основных, определенных государственным образовательным стандартом знаний, умений и навыков работы с художественным текстом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!