СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система подготовки учителя математики к итоговой аттестации выпускников 9 класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе изложена моя собственная система подготовки к итоговой аттестации выпускников 9 класса. Эта система успешно апробирована мною в течение 3 лет. Она может быть взята за основу учителями и использоваться практически в готовом виде при подготовке к ГИА. Кроме того, на её основе можно создать систему подготовки к ЕГЭ. 

Просмотр содержимого документа
«Система подготовки учителя математики к итоговой аттестации выпускников 9 класса»

Система подготовки к Государственной итоговой аттестации (ГИА) в 9 классе. Из опыта работы учителя математики МБОУ Новодмитриевская СОШ Сиволапова Николая Николаевича.

Эксперименты, проводимые в последние годы с итоговой аттестацией по математике в 9 классе показывают, что сдать экзамен в форме контрольной работы, разбитой на три части совсем непросто. Особенно ярко это проявляется во время пробного тестирования в апреле, когда несколько лет подряд наблюдаются провалы практически во всех девятых классах, причём причины этого самые – самые разные. Одной из основных причин считаю отсутствие системы в подготовке к ГИА – с чего начинать, чем наполнить содержание подготовки, чем завершить подготовку и т.д. Хотя и подходы к этой проблеме тоже разные: одни учителя работают по блокам, разрабатывая каждую тему отдельно, другие просто «натаскивают» учащихся на выполнение именно этой контрольной работы. Я думаю, что истина где-то посредине, и предлагаю свою систему подготовки к ГИА. Моя система ближе к «натаскиванию», хотя в ней и предполагается разработка тем с учащимися в том числе и углубленно, но только в индивидуальном порядке.

Подготовительная работа к ГИА ведётся, начиная с 7 класса по второе полугодие 9 класса и сводится в основном к включению в учебный процесс заданий из открытого банка заданий при изучении той или иной темы в 7-9 классах. В первом полугодии 9 класса знакомлю учащихся со структурой контрольной работы и уже при проведении декабрьского пробного тестирования готовлю упрощённый вариант контрольной работы, структура которой в своей основе повторяет структуру экзаменационной работы. Основной этап подготовки к ГИА начинается с конца первой учебной четверти. В конце октября я готовлю папку для себя (папка учителя) и папки для каждого учащегося (папка ученика). Папка для учащегося включает 5 документов:

  1. Справочные материалы;

  2. Система оценивания контрольной работы;

  3. Таблица выполнения вариантов контрольных работ;

  4. Конверт с анализами выполнения контрольных работ;

  5. Варианты контрольных работ (4 варианта).

Папка для учителя включает 6 документов:

  1. Справочные материалы;

  2. Система оценивания контрольной работы;

  3. Сводная ведомость выполнения работ;

  4. Бланки анализа выполнения и оценивания работы;

  5. Ключи к вариантам контрольных работ;

  6. Варианты контрольных работ (16 вариантов).

Этот этап рассчитан на временной период с конца первой учебной четверти по конец третей учебной четверти. Результатом выполнения этого этапа является выполнение каждым учащимся 12 вариантов контрольных работ с возможностью повторной сдачи контрольной работы с работой над ошибками. Перед осенними каникулами учащимся раздаются папки с материалами. Таким образом, для работы на осенних и зимних каникулах у каждого учащегося постоянно есть три варианта контрольных работ. По мере выполнения контрольных работ учащиеся сдают учителю отработанные варианты и получают новые. Работа считается выполненной («зачёт»), если по каждому модулю контрольной работы преодолён минимальный порог. Если порог не преодолён только по одному модулю, то работа считается зачтённой условно, что предполагает повторную сдачу этого варианта после выполнения работы над ошибками. Если же порог не преодолён по двум или всем трём модулям, то учащийся также может повторно сдать работу, исправляя ошибки до тех пор, пока не получит по контрольной работе «зачёт» . Результаты выполнения работы (ответы) учащийся заносит в таблицу выполнения вариантов контрольных работ. Для повторной сдачи варианта после работы над ошибками в таблице выполнения вариантов контрольных работ предоставляются по две резервные строчки к каждому варианту. Первые шесть вариантов контрольных работ, выполненных учащимися не обязательно оцениваются учителем (имеется в виду отметка в журнале). Все последующие 6 работ оцениваются учителем с обязательным занесением отметки в журнал. Задания, вызывающие трудности и вопросы по контрольной работе решаются во внеурочное время – на консультациях и на переменах индивидуально или коллективно, если ошибки системные. В сводной ведомости сдачи работ учитель по каждому ученику отмечает выполнение работы знаком «+» (первые 6 работ) или отметкой (последние 6 работ), при этом варианты, которые в данный момент находятся «в работе» отмечаются точкой. Это позволяет видеть в целом всю картину выполнения работ как по каждому ученику, так и по классу в целом. Бланк анализа работы выдаётся каждому ученику после выполнения каждого варианта. В этом бланке указывается фамилия, имя ученика, дата проверки, номер варианта, количество баллов по каждому модулю за первую и вторую часть работы отдельно и общее количество баллов по каждому блоку, отметка по алгебре, отметка по геометрии, общая отметка за работу в целом и результат выполнения работы: «зачёт», «зачёт условно» или «незачёт». По срокам, начиная с третьей четверти, по каждому учащемуся сроки и количество выполненных вариантов определяется индивидуально, с учётом повторного выполнения работ, работы над ошибками и т.п., но не менее 2-х зачтённых вариантов за неделю. Таким образом, к концу третьей четверти каждый учащийся должен сдать зачтённые 12 вариантов. Те учащиеся, которые получили «зачёт» по всем 12 вариантам, возвращаются к своим зачтённым вариантам и решают те задания, которые были решены неправильно или не решались вовсе. А выявить эти задания можно по таблице выполнения вариантов контрольных работ, где они при проверке учителем обозначались знаком «-». После того, как и эта задача решена и все варианты проработаны «вдоль и поперёк», наиболее «успешные» учащиеся приступают к работе с открытым банком заданий на сайте ФИПИ, по результатам которого тоже проводится тематическое тестирование. Примерные контрольные работы для этого тестирования я уже рассылал по электронной почте по школам ещё в прошлом учебном году. Последним этапом в подготовке к итоговой аттестации по математике (середина – конец мая) является непосредственное оформление контрольной работы: правила написания ответов, особенности заполнения бланков ответов №1 и №2. Методика, которую я предлагаю, позволяет «нацелить» учащихся на выполнение работы, ученики уже не боятся ГИА, знают структуру контрольной работы и методику её оценивания, могут сами оценить свою работу, выявить проблемные для себя задания и сконцентрироваться на методах их решения в плане подготовки к ГИА. По мере заполнения сводной таблицы учителю становится понятно, какие задания «западают» у того или иного учащегося или у группы учащихся и в соответствие с этим составить индивидуальные рекомендации для каждого учащегося. Ещё один плюс этой системы – скорость проверки. В таблице выполнения вариантов контрольных работ учащиеся записывают только ответы, у учителя есть ключи к вариантам, поэтому проверка одной работы и заполнение бланка анализа занимает 1 – 2 минуты. Конечно, и у этой системы есть минусы – например, списывание. Но я настраиваю учащихся на то, чтобы они не боялись отрицательных оценок и решали работу сами, именно поэтому не оцениваю первые 6 работ. Может быть у кого-то из коллег есть какие-то наработки по этой проблеме, а именно подготовке учащихся 9 класса к государственной итоговой аттестации, хотелось бы послушать. Эту методику я использую и при подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ, этот материал уже разработан и апробирован. Если у кого-то есть что-то готовое, поделитесь, пожалуйста.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!