Цели урока:
• повторить, обобщить и закрепить полученные знания о деепричастии как части речи;
• проверить умение учащихся выделять деепричастный оборот;
•закрепить орфографические и пунктуационные навыки;
•воспитывать ответственность за выполняемую работу, как в коллективной, так и индивидуальной форме работы;
•воспитывать интерес к деепричастиям как необходимым элементам книжной речи, используемых в творческих работах учащихся – изложениях, сочинениях.
Оборудование: схема-кластер «Деепричастие», карточки для индивидуальной работы, карточки с отпечатанным текстом, сигнальные карточки, компьютерная презентация.
Ход урока.
- Организационный момент.
Ребята, мы с вами завершаем изучение темы «Деепричастие». Сегодня на уроке мы обобщим и закрепим ваши знания, умения и навыки по данной теме. Кроме того, на сегодняшнем уроке у нас произойдёт необычная встреча лингвистики и литературы. Тема этой встречи: «Роль деепричастий в поэзии А.С.Пушкина».
Результатом урока должны стать ваши творческие работы, в которых вы покажите умение не только правильно расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами, но и умение использовать деепричастия в речи для создания более точных рассуждений и описаний.
2. Актуализация знаний.
А сейчас мы с вами составим коллективный портрет деепричастия, для этого используем схему кластер.
- Дайте определение деепричастия.
- Признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие?
- Назовите признаки глагола у деепричастия.
- Назовите признаки наречия у деепричастия.
- От какого слова зависит деепричастие?
- Какого вида бывают деепричастия?
- Назовите суффиксы деепричастий.
- Какова синтаксическая роль деепричастий?
- Деепричастие может иметь при себе…
- Как называется деепричастие с зависимыми словами?
- Как выделяется на письме деепричастный оборот?
- Каким членом предложения является?
- Разминка «Веришь ли ты?» (в это же время 7 учеников работаю по карточкам).
Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании, и объяснить свою точку зрения. Верное суждение сигнализируйте зелёной карточкой, неверное – красной карточкой.
- Верите ли вы, что деепричастия своим «внешним видом» похожи на прилагательные? (Нет, потому что они совмещают признаки глагола и наречия.)
- Верите ли вы, что деепричастия не связаны с глаголом? (Нет, они образованы от глагола и
обозначают дополнительное значение к основному глаголу.)
- Верите ли вы, что деепричастия могут быть настоящего и прошедшего времени? (Нет, у деепричастий нет времени.)
- Верите ли вы, что деепричастие имеет признаки глагола? (Да, вид, возвратность.)
- Верите ли вы, что деепричастия изменяются по родам, числам и падежам? (Нет, деепричастие - неизменяемая часть речи.)
- Верите ли вы, что деепричастный оборот на письме не выделяется запятыми? (Нет, деепричастный оборот на письме выделяется запятыми.)
4. Самостоятельная работа.
Учитель. Поработаем с текстом, записанным на доске и на ваших карточках
Ветер между тем становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая, тяжело поднимаясь, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение небо смешалось со снежным морем. Все исчезло.
(А.С.Пушкин)
• Определите тему текста. (Метель.) Озаглавьте его. (Метель.) Определите стиль речи.
Обоснуйте свой ответ. (Текст художественный, так как автор воздействует на мысли и чувства
читателя путем создания художественного образа (метель) и использует изобразительно-выразительные средства: эпитет - снежное море; метафора — туча росла, облегала землю; олицетворение: ветер завыл, пошел снег.)
• Объясните орфограммы, встретившиеся в тексте, обоснуйте свой ответ.
• Объясните постановку знаков препирания.
• Выпишите деепричастие с основным глаголом, к которому оно относится (росла, тяжело поднимаясь) и словосочетание вида «деепричастие + зависимое слово» (тяжело поднимаясь).
Учитель. Осуществите проверку (текст на доске). По окончании проверки сигнальной карточкой покажите довольны ли вы своим результатом
5. Исследование текста
Учитель. Понаблюдайте за тем, какую роль играют деепричастия в каждом стихотворном отрывке. Заполните 3-ю графу таблицы (см. таблицу 2).
«Соберите» эмоциональные слова, выражающие восхищение красотой природы, чувство радости. Обоснуйте свой ответ (торжествуя, обновляет; бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая; великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит; скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня)
6. Отчет об исследовательской работе
У доски ученики рассказывают о результатах своих исследований, читают отрывки из стихотворений, в которых есть деепричастные обороты, определяют их роль в предложении. Называют слова и словосочетания, выражающие радость.
7. Игровая пауза
Учитель. Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит деепричастие.
Морозный ветер, бодрящий воздух, освежая, воздух, веселые крики, великолепный день, морозное утро, играя лучами, запорошенные снегом, прислушиваясь к звукам, прозрачные кружева, мертвая тишина, запорошив кусты, пушистый ковер, спящий лес, глубокие сугробы.
8. Творческое задание
Задача: вообразите и словесно опишите зимний пейзаж.
Писатель А.И. Куприн говорил: «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен...».
Пусть наши руки еще не так умелы (мы только учимся) и уста не так опытны, но мы постараемся создать свои маленькие произведения. Предлагаю закрыть глаза, расслабиться, представить зимний лес. Присмотритесь к сверкающим краскам, прислушайтесь к тишине. Ощутите крепкий морозец, лёгкое прикосновение ветерка к щекам. Напишите пейзажную зарисовку, использую деепричастия. Кому трудно выполнить эту работу, напишите слова и словосочетания, выражающие ваши ассоциации.
9. Представление работ.
Желающие читают свои миниатюры. Остальные сдадут свои работы учителю.
10. Домашнее задание. Предлагаю нарисовать красками зимний пейзаж и сочинить к нему четверостишие.
11. Итог урока.
- Довольны ли вы своей работой сегодня?
Ответьте сигнальной карточкой. Зелёный цвет – доволен! Похвали себя! И я довольна вашей работой!
Просмотр содержимого документа
«Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие»»
Урок. Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие».
Цели урока:
• повторить, обобщить и закрепить полученные знания о деепричастии как части речи;
• проверить умение учащихся выделять деепричастный оборот;
•закрепить орфографические и пунктуационные навыки;
•воспитывать ответственность за выполняемую работу, как в коллективной, так и индивидуальной форме работы;
•воспитывать интерес к деепричастиям как необходимым элементам книжной речи, используемых в творческих работах учащихся – изложениях, сочинениях.
Оборудование: схема-кластер «Деепричастие», карточки для индивидуальной работы, карточки с отпечатанным текстом, сигнальные карточки, компьютерная презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
Ребята, мы с вами завершаем изучение темы «Деепричастие». Сегодня на уроке мы обобщим и закрепим ваши знания, умения и навыки по данной теме. Кроме того, на сегодняшнем уроке у нас произойдёт необычная встреча лингвистики и литературы. Тема этой встречи: «Роль деепричастий в поэзии А.С.Пушкина».
Результатом урока должны стать ваши творческие работы, в которых вы покажите умение не только правильно расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами, но и умение использовать деепричастия в речи для создания более точных рассуждений и описаний.
2. Актуализация знаний.
А сейчас мы с вами составим коллективный портрет деепричастия, для этого используем схему кластер.
- Дайте определение деепричастия.
- Признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие?
- Назовите признаки глагола у деепричастия.
- Назовите признаки наречия у деепричастия.
- От какого слова зависит деепричастие?
- Какого вида бывают деепричастия?
- Назовите суффиксы деепричастий.
- Какова синтаксическая роль деепричастий?
- Деепричастие может иметь при себе…
- Как называется деепричастие с зависимыми словами?
- Как выделяется на письме деепричастный оборот?
- Каким членом предложения является?
Разминка «Веришь ли ты?» (в это же время 7 учеников работаю по карточкам).
Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании, и объяснить свою точку зрения. Верное суждение сигнализируйте зелёной карточкой, неверное – красной карточкой.
Верите ли вы, что деепричастия своим «внешним видом» похожи на прилагательные? (Нет, потому что они совмещают признаки глагола и наречия.)
Верите ли вы, что деепричастия не связаны с глаголом? (Нет, они образованы от глагола и
обозначают дополнительное значение к основному глаголу.)
Верите ли вы, что деепричастия могут быть настоящего и прошедшего времени? (Нет, у деепричастий нет времени.)
Верите ли вы, что деепричастие имеет признаки глагола? (Да, вид, возвратность.)
Верите ли вы, что деепричастия изменяются по родам, числам и падежам? (Нет, деепричастие - неизменяемая часть речи.)
- Верите ли вы, что деепричастный оборот на письме не выделяется запятыми? (Нет, деепричастный оборот на письме выделяется запятыми.)
4. Самостоятельная работа.
Учитель. Поработаем с текстом, записанным на доске и на ваших карточках
Ветер между тем становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая, тяжело поднимаясь, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение небо смешалось со снежным морем. Все исчезло.
(А.С.Пушкин)
Определите тему текста. (Метель.) Озаглавьте его. (Метель.) Определите стиль речи.
Обоснуйте свой ответ. (Текст художественный, так как автор воздействует на мысли и чувства
читателя путем создания художественного образа (метель) и использует изобразительно-выразительные средства: эпитет - снежное море; метафора — туча росла, облегала землю; олицетворение: ветер завыл, пошел снег.)
Объясните орфограммы, встретившиеся в тексте, обоснуйте свой ответ.
Объясните постановку знаков препирания.
Выпишите деепричастие с основным глаголом, к которому оно относится (росла, тяжело поднимаясь) и словосочетание вида «деепричастие + зависимое слово» (тяжело поднимаясь).
Учитель. Осуществите проверку (текст на доске). По окончании проверки сигнальной карточкой покажите довольны ли вы своим результатом
5. Исследование текста
Учитель. Понаблюдайте за тем, какую роль играют деепричастия в каждом стихотворном отрывке. Заполните 3-ю графу таблицы (см. таблицу 2).
«Соберите» эмоциональные слова, выражающие восхищение красотой природы, чувство радости. Обоснуйте свой ответ (торжествуя, обновляет; бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая; великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит; скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня)
6. Отчет об исследовательской работе
У доски ученики рассказывают о результатах своих исследований, читают отрывки из стихотворений, в которых есть деепричастные обороты, определяют их роль в предложении. Называют слова и словосочетания, выражающие радость.
7. Игровая пауза
Учитель. Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит деепричастие.
Морозный ветер, бодрящий воздух, освежая, воздух, веселые крики, великолепный день, морозное утро, играя лучами, запорошенные снегом, прислушиваясь к звукам, прозрачные кружева, мертвая тишина, запорошив кусты, пушистый ковер, спящий лес, глубокие сугробы.
8. Творческое задание
Задача: вообразите и словесно опишите зимний пейзаж.
Писатель А.И. Куприн говорил: «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен...».
Пусть наши руки еще не так умелы (мы только учимся) и уста не так опытны, но мы постараемся создать свои маленькие произведения. Предлагаю закрыть глаза, расслабиться, представить зимний лес. Присмотритесь к сверкающим краскам, прислушайтесь к тишине. Ощутите крепкий морозец, лёгкое прикосновение ветерка к щекам. Напишите пейзажную зарисовку, использую деепричастия. Кому трудно выполнить эту работу, напишите слова и словосочетания, выражающие ваши ассоциации.
9. Представление работ.
Желающие читают свои миниатюры. Остальные сдадут свои работы учителю.
10. Домашнее задание. Предлагаю нарисовать красками зимний пейзаж и сочинить к нему четверостишие.
11. Итог урока.
- Довольны ли вы своей работой сегодня?
Ответьте сигнальной карточкой. Зелёный цвет – доволен! Похвали себя! И я довольна вашей работой!