ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
для 5 класса
«Сказка – наш первый учитель»
Пояснительная записка
Современное литературное образование, как и образование в целом, переживает очередной период реформ. Перед школой ставится задача подготовки учащихся к жизни, практической деятельности. Чтение вершинных произведений русской литературы и знакомство с их театральными и кинематографическими интерпретациями справедливо осознается как насущная потребность, необходимый опыт общения с подлинным искусством, заставляющим остановиться, задуматься о вечных, непреходящих жизненных ценностях. В решении комплекса воспитательных задач литературе как искусству словесного образа, имеющему высокую степень эмоционального воздействия на подрастающее поколение, отводится главная роль.
Факультативный курс «Сказка – наш первый учитель» для учащихся 5 класса общеобразовательной школы направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Сказка - это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа.
Известно, что учащиеся 5 класса отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Поэтому учитель может помочь осмыслить прочитанное более глубоко.
Назначение курса – обучение учащихся пониманию литературы как вида искусства; сформировать умение видеть проблему и наметить пути ее решения; содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, нравственных, гуманистических ценностей, расширению кругозора, развитию речи школьников.
Цели литературной подготовки заключаются в том, чтобы, используя возможности данного факультативного курса, способствовать формированию умений:
улавливать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;
видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;
соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;
анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;
соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.
Задачи факультативного курса:
познакомить учащихся с волшебными народными сказками;
учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу произведения;
развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;
прививать интерес к предмету, к различным видам искусств.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты фольклорных произведений, вопросы и задания к ним.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя, учащихся;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
соотносить название и героев прочитанных произведений;
анализировать художественное произведение;
давать характеристику героев.
Содержание факультативного курса
Раздел 1
Сказочные секреты. (4 ч)
Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Роль сказки в жизни человека, моральные качества и законы общественной жизни, “зашифрованные” в сказках.
Классификация сказок: русские народные сказки о животных, бытовые, волшебные, богатырские, авторские.
Истоки народных и авторских сказок: сказители. Собиратели сказок.
Герои сказок.
Особенности путешествия героя в "чужой" мир. Связь сказки с мифологическими представлениями древних славян. Выражение народного взгляда в сказках. Понятие сюжета и композиции
Литературоведческие основы сказки: специфика фантастики; характеристика персонажей; характеристика жизненного пространства и времени этого мира, предмет сюжета.
Законы "сказочного мира": одушевление предметов и явлений природы; очеловечивание предметов, явлений, представление в реальные или фантастические образы; синтез ряда обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделенные необыкновенными свойствами, народный результат воображения, как выражения мечты, идеи; чудесные превращения и обращения; гиперболизация
Раздел 2
Волшебство народных сказок. (6 ч)
Признаки волшебной сказки: борьба добра со злом, волшебные числа, волшебные события, волшебные существа, волшебные предметы.
Исторические корни русских сказок. Волшебная сказка как единое целое. Отличительные особенности жанра.
Особенности русских народных бытовых сказок.
Сопоставление и анализ русских сказок и сказок народов мира: общие черты героев: ума, находчивости, ответственности за принятие решений, силы характера.
Волшебная сказка в разных видах искусства: в мультфильмах, кинофильмах, музыке, в иллюстрациях к сказкам.
Раздел 3
Авторские сказки. (3ч)
Отличия и сходства авторской сказки и народной. Сказка, написанная автором. Вера сказки в самоценности благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение Добра, призыв к мудрости, активности, к подлинной человечности.
Взаимоотношения взрослых и детей, материнская любовь и благодарность детей за нее, корыстолюбие и наказание за непомерную жадность ("Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкин), умение дружить, заботиться, помогать, приносить пользу всем, с кем дружишь ( сказка Б.В. Заходер "Серая Звездочка").
Раздел 4
Волшебство сказок зарубежных писателей (4ч)
Сказки братьев Гримм. История жизни братьев Гримм . «Король - Дроздобород».
Особенности литературной сказки Г.Х. Андерсена. «Русалочка» Проблема выбора.
Календарно – тематическое планирование факультативного курса в 5 классе
«Сказка –наш первый учитель».
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
| Введение. Что такое сказка? В чем же секрет притягательности этих удивительных историй? Сказочные жанры. Классификация сказок. | 1 | |
| Особенности путешествия героя в “чужой” мир. Миф и сказка. Выражение народного взгляда в сказках. Понятие сюжета и композиции | 1 | |
| Литературоведческие основы сказки. Законы "сказочного мира" | 1 | |
| Виды народных сказок. Исторические корни русских народных сказок. | 1 | |
| Русское народное творчество. Анализ русских народных сказок | 1 | |
| Социально-бытовые сказки. Особенности русских народных бытовых сказок | 1 | |
| Сопоставительный анализ русской сказки «Царевна-лягушка» и татарской народной сказки «Тан-Батыр». | 1 | |
| Законы волшебной сказки. Мотивы русской волшебной сказки | 1 | |
| Такие разные сказки. | 1 | |
| Авторские сказки. Сходства и различия. | 1 | |
| Сказки Пушкина бродят по свету | | |
| Игра «Волшебный мир сказок А.С. Пушкина» | 1 | |
| Сказочники мира так прекрасно разны! | 1 | |
| Сказки братьев Гримм. | 1 | |
| Чудесный сказочник Г. Андерсен. Выбор пути | 1 | |
| Схожесть сказок мира | | |
| Урок – обобщения «До свидания, сказка!» | 1 | |
Литература
Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. – М., 1996.
Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
Поиск новых путей: Из опыта работы / Сост. С. Н. Громцева. – М.: Просвещение, 1990.
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976.
Уроки литературы в школе / Подбор статей, 2001 (№5), 2004г. (№1, 2), 2005 (№9), 2008г. (№1), 2009г. (№12).
Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1,2 / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта +, 2002.
Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 1987.
Интернет-ресурсы
http://www.school-litra.ru/
Литературная энциклопедия на Яндекс.Словарях
http://pushkin.niv.ru/
http://www.hobbitaniya.ru/ (Хранители сказок – Детские сказки – Авторские сказки – Народные сказки)
http://skazka.ucoz.ru/
7