СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказки народов России и мира. Жанровые и эстетические особенности сказок. Виды сказок. Русские народные сказки. "Царевна - лягушка" 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях

Просмотр содержимого документа
«Сказки народов России и мира. Жанровые и эстетические особенности сказок. Виды сказок. Русские народные сказки. "Царевна - лягушка" 5 класс»



Тема: Сказки народов России и мира. Жанровые и эстетические особенности сказок. Виды сказок. Русские народные сказки. "Царевна - лягушка"


Ход урока

Орг. момент: Здравствуйте, ребята!



Запишите в тетради

Восемнадцатое сентября
Классная работа

Сказки народов России и мира. Жанровые и эстетические особенности сказок. Виды сказок. Русские народные сказки. "Царевна - лягушка"
Задание
1.Прочитайте статью учебника (с. 8—12). 2. Составьте и запишите план этой статьи.
3. Определение сказки выпишем в тетрадь.
Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.(стр.10)
Рассмотрим небольшую таблицу в учебнике (с. 12), где приведены примеры различных видов сказок.


Дом.зад. Прочитать сказку стр. 13 -24


1 Материал для ознакомления:

Самыми древними являются сказки о животных. В них свой круг героев. Каждый из них наделен одной, присущей только ему чертой характера: лисица – всегда хитрая и ловкая, петух – самоуверен и легкомыслен, волк – глуп и жаден. Животные разговаривают и ведут себя как люди, в их жизнь переносятся и отношения, существующие между людьми.

Герои бытовых сказок – крестьянин, солдат, сапожник – живут в реальном мире и борются чаще всего не со сказочными чудовищами, а с обычными людьми – барином, попом, генералом. Нужда учит их выходить из трудного положения. И они побеждают благодаря своей находчивости, уму и смелости.

Особая группа сказок – волшебные. Герои их борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или с похищением жены. Поиски сопряжены с долгими странствиями. Опасность борьбы подчеркивается тем, что враги героя – не люди, а нечистая сила. Поэтому победа над ней – это и еще победа, утверждающая человеческое начало.

 

Рассмотрим иллюстрации, прочитаем отрывки из сказок и назовем эти сказки (с. 10—11 учебника).

Запишем в тетрадь:

Сказки

  • Фольклорные (много вариантов, автор – народ)

  • Литературные (не имеют вариантов, есть конкретный автор)

- Приведите примеры сказок:

  • фольклорных

  • литературных 


Назовите приметы сказки. ( Запись в тетрадь )

- вымысел;

- занимательность;

- фантастичность;

- поучительность;

-добро всегда побеждает зло;

 

Сделаем вывод:

Достичь желанной цели герою помогают добрые волшебники, которые дарят ему чудесные предметы, и животные. Животные, растения, солнце, мороз и ветер говорят и действуют как люди. Силы добра и зла борются, помогая или мешая герою.

Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч.

Баба Яга – один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе и заметает свой след помелом. Баба Яга владеет огнем и управляет светом и тьмой. Чаще всего она вредит героям, но иногда и помогает.

Постоянная борьба с врагами, посягавшими на русскую землю, породила таких персонажей, как крылатый Змей Горыныч и Кощей.

Кощей Бессмертный - это злой, завистливый и жадный старик. Он похищает женщин и пытается погубить героя. Борьба с Кощеем очень трудна. Он гибнет лишь тогда, когда герой после долгих испытаний находит волшебную иглу, в которой заключена смерть Кощея.

Змей Горыныч – огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей, - тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля.

Любимый герой русских сказок – добрый молодец по имени Иван : Иван-царевич, Иван-дурак, Иван-крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье. Он в огне не горит, в воде не тонет и даже после смерти оживает.

Чудесные предметы – ковер-самолет, меч-кладенец, волшебный клубок, скатерть-самобранка, живая вода и молодильные яблоки – помогают Ивану.

Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, страдающие сироты или сильные и смелые воительницы, такие, как Марья Моревна или Синеглазка.

 

Сказки имеют особое построение - композицию.

Сказки часто начинаются с какой-либо присказки. Например, «На море на океане, на острове Буяне стоит бык печёный, а возле него нож точёный ». Цель присказки – привлечь внимание слушателей, она воспринимается как весёлая прибаутка, шутка, часто присказка не связана по смыслу с самой сказкой.

За присказкой следует зачин, который готовит нас к восприятию сказки, переносит нас в сказочный мир. Зачин связан с содержанием сказки, так как в нём указываются время и место действия. «Жили-были дед да баба…».

Часто в сказках имеется концовка, которая ещё раз возвращает нас к мысли о том, что в сказках всегда побеждает добро. «Свадьбу сыграли, долго пировали; и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало».

Поговорим о некоторых языковых особенностях сказок. В сказках бывают постоянные эпитеты: «добрый молодец», «красна девица», «чисто поле»), гиперболы (преувеличения): «две пары железных сапог протёр», «быстрее молнии».

Запомните.

Для русских народных сказок характерно троекратное повторение эпизодов, употребление художественных средств выразительности – устойчивых сочетаний слов, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. По этим признакам сказку можно отличить от произведений других жанров.

 

Самостоятельная работа

Тест

  1. Фольклор – это

а) разговор двух или нескольких лиц

б) построение произведения

в) устное народное творчество

  1. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?

а) греческий

б) английский

в) французский

  1. Кто является автором фольклорных произведений?

а) народ

б) летописец

в) поэт

4.Что такое русская народная сказка?

а) занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях

б) памятник исторической прозы Древней Руси

в) героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях

5. Литература  происходит от слова  litera , что в переводе означает:

а) искусство

б) буква

в) фольклор

6.Герои волшебных сказок

а)борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой

б) живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом, побеждают благодаря находчивости, уму и смелости

в) разговаривают и ведут себя как люди

7.Сказка «Царевна - лягушка» является

а) волшебной

б) бытовой

в) о животных

8.Фраза «И я здесь был, пиво, мед пил…по усам текло, а в рот не попало….» -

а) зачин сказки

б) основная часть

в) концовка

9.Назовите автора строк:

Сказка - ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок.

а) Шарль Перро

б) Александр Сергеевич Пушкин

в) Ганс Христиан Андерсен

10. К малым жанрам фольклора относятся:

 а) сказки

б) повести

в) загадки







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!