СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сладкий русский язык

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сладкий русский язык»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НИЖНЕТОРЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Республика Бурятия, Джидинский район, с.Нижний Торей, ул. Комсомольская, 29,

тел.:8(30134)94-2-26, факс.: 94-2-26, эл.почта ntorei@mail.ru







Реферат


Тема:

Сладкий русский язык


(изучение орфографии с помощью упаковок для кондитерских изделий).







Направление: русский язык.

Авторы исследовательской работы:

Москвитина Елена, Хасматулина Анна.

Класс: 5. 

Руководитель проекта: 

Семёнова Людмила Куприяновна,

учитель русского языка и литературы.













Нижний Торей

2019г



Содержание

  1. Цели и задачи работы.

  2. Основная часть:

  1. Введение. Актуальность работы.

  2. Интересные факты о конфетах. Первые конфетные фантики. История создания фантика.

  3. Что такое орфограмма.

  4. Классификация орфограмм, изученных нами.



  1. Исследовательская часть.

  1. Орфограммы, обнаруженные в словах-названиях конфет.

  2. Анкетирование и словарный диктант.



  1. Заключение.

Итоги исследования.

Список литературы.

Приложения.
























Аннотация

В процессе работы над исследовательским проектом по русскому языку на тему

« Сладкий русский язык» (изучение орфографии с помощью упаковок для кондитерских изделий),  авторами была поставлена цель рассмотреть названия конфет с точки зрения правописания русского языка, применяя знания, полученные на уроках.

В основе работы лежит анализ теоретических сведений о правописании слов в русском языке, а также рассматриваются названия конфет. Авторы классифицируют надписи на фантиках по структуре; лексическому значению; морфологическим признакам; способам образования; наличию орфограмм. В предложенном проекте была собрана и проанализирована справочная информация по изучаемому вопросу, а также проведена практическая работа по исследованию орфографии слов, которые употребляются в написании названий конфет на фантиках.

Семёнова Л.К.





































I. Цель и задачи исследования

Цель исследования: изучение русского языка в занимательной форме, а именно: поиск орфограмм русского языка на фантиках от конфет.

Задачи:

  • Узнать историю фантика.

  • Изучить разные названия конфет.

Собрать наименования конфет и их классифицировать. Распределение фантиков на группы – по правилам и орфограммам.

  • Рассмотреть названия конфет с точки зрения орфограмм русского языка.

  • Обобщить материалы исследования и сделать выводы.

  • Повторить изученные орфограммы.

  • Развивать орфографическую зоркость.

  • Повысить грамотность.

  • Создание дидактических карточек для класса и «Сладкого сундучка»



Объект исследования: конфетные фантики,

Предмет исследования: орфограммы русского языка.

Методы исследования: поиск фантиков и упаковок, исследование их и запись в дневнике наблюдений, поиск информации в научной литературе, классификация.

Гипотеза исследования: на фантиках конфет, которые мы так любим, можно найти орфограммы, которые мы изучаем на уроках русского языка, можно изучать орфограммы и получать удовольствие от сладкого.



























II. Основная часть

Введение. Актуальность темы.

Как сделать привлекательной конфету? Об этом задумывались издавна. Фантики для конфет защищают и украшают сладкий продукт. Художники постоянно придумывают для них яркие и интересные обертки. Внимательно рассматривая фантики, можно вспомнить правила русского языка. Используя названия конфет, можно легко выучить орфограммы.

На Новый год у всех много разных конфет, можно собрать фантики, или обменять у друзей на те, которых у вас нет. Так появится целая коллекция фантиков от съеденных конфет и поможет вам стать грамотным.

Первые конфетные фантики. История создания фантика.

 По статистике, в России ежегодно выпускают более одного миллиона тонн конфет. Представьте, сколько в нашей стране существует названий конфет!
Начиная работу над данным исследованием, нас заинтересовал вопрос: а как появилось лакомство, которое мы все так любим и называем конфетами? Мы узнали, что более 3 тысяч лет назад древние египтяне случайно смешали мёд, инжир и орехи – так и появились первые конфеты.

На Востоке делали конфеты из миндаля, т. к. не было сахара, а в Древнем Риме конфеты варили из орехов с мёдом, маком и кунжутом, и даже иногда перчили, получалось что-то вроде нуги. А ещё есть мнение, что именно арабы впервые стали варить сахар для получения кондитерских изделий.

В Древней Руси было тоже что-то похожее на конфеты, сваренное из кленового сиропа, мёда.

В наше время существует великое множество сортов конфет, разного вкуса и формы, у каждого есть свои любимые.

Оказывается, наш любимый чупа-чупс – конфета-космонавт. В 1995 году космонавтам на станцию Мир послали не какие-нибудь конфеты, а чупа-чупс.

Конфета от латинского confectum – «изготовлено». Аптекари использовали этот термин в 16 веке, называя этим словом засахаренные или переработанные в варенье фрукты, которые использовались в лечебных целях.

А шоколадные конфеты придумал в 1857 году аптекарь Джон Нойхауз, живший в Брюсселе. Он изобретал средство от кашля и случайно получил продукт, который мы

сегодня называем шоколадными конфетами. Золотистые обёртки для них придумала его жена. А в 1912 году его сын ввёл конфеты в продажу.

Одной из самых светских конфет является «Птичье молоко», главный ингредиент начинки – агар-агар, вещество, которое добывается из морских водорослей.

Самыми романтичными конфетами, по мнению немецких психологов, являются конфеты с клубничной начинкой.

А в наше время, главным ингредиентом для изготовления конфет является, конечно же, сахар – тростниковый или свекольный, смешанный с кукурузным сиропом, кукурузным сахаром, мятой, мёдом, мелиссой или кленовым сахаром. После этого добавляют шоколад, фрукты, орехи, яйца, молоко и молочные продукты, ванилин, красители. Запахи берут из натуральных источников, например, ванилин, лимон, мята, и искусственным путём.

Заворачивать конфеты в бумажные обертки начали довольно давно. Для перевозки и хранения продуктов, в том числе и конфет, люди испокон века использовали то, что попадалось им под руку. С изобретением ткани, бумаги, фольги, парафиновой бумаги, целлофана появилась и упаковка.

Первые двуслойные, из фольги и бумаги, обертки для конфет появились в 1850 году. Серьезный толчок этому делу дал великий американский изобретатель Томас Эдисон. Эдисон — удивительный человек. По его проекту в 1882 году Нью-Йорке была построена первая в мире электростанция постоянного тока. Он создал прибор, явившийся прототипом диктофона, аппарат для записи телефонных разговоров, фонограф, пишущая машинка, биржевой телеграф, генератор переменного тока и, конечно, лампочку и много чего еще (всего около 1000 изобретений). И среди всего этого великолепия мало кто вспоминает, что в 1872 году Эдисон придумал еще и парафинированную бумагу, служившую первой оберткой для конфет. Моду на упаковку своих изделий в бумажные фантики российские кондитеры подхватили довольно быстро - в конце позапрошлого века. Над разработкой дизайна кондитерских упаковок в России работали такие известные художники, как Васнецов, Билибин, Бенуа, Врубель, Андреев и многие другие, что делало их настоящими произведениями прикладного искусства. Только понято это было достаточно поздно. Слово « фантик», уменьшительно-разговорное, произошло от «фант», заимствованного в немецком языке. Pfand означает «залог». Фантик для конфеты – это её визитная карточка. По нему можно узнать, как называется конфета, из чего сделана и откуда к нам приехала.

Что такое орфограмма.





.Мы уже знакомы со многими орфограммами, и, как выяснилось, орфограммы русского языка повсюду, а особенно часто мы встречаем их на фантиках конфет, разных упаковках. Оказалось, очень увлекательно и полезно отыскивать орфограммы и изучать их. А ещё встречались незнакомые слова, значение которых надо было смотреть в толковом словаре. И фантики все такие яркие и красивые! На многих фантиках в названиях конфет можно найти не одну орфограмму, а две, и даже несколько. Орфограмма - от греч. – «Буква, запись». Многие школьники знают такое определение орфограммы - это опасное место в слове, которое, прежде чем написать, необходимо проверить. Чтобы ученики лучше запомнили орфограммы, им задают учить правила, запоминать рифмованные стихи о разных орфограммах, многократно прописывать слова с орфограммами, но во время диктанта почему-то все это вылетает из головы, и …вот она – «двойка». Многие педагоги отмечают, что знания дети имеют, но на практике применить их не всегда могут. А что, если соединить обучение с практикой, и изучать орфограммы… по фантикам.





Классификация орфограмм.

Вспомнив и проанализировав орфограммы, которые мы уже изучили, мы составили такую классификацию орфограмм. На многих фантиках мы обнаружили не одну, а две и даже несколько орфограмм.

  1. Заглавная буква в начале предложения

  2. Заглавная буква в именах собственных

  3. Буквы и, у, а после шипящих (сочетания ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЖИ, ШИ)

  4. Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ

  5. Безударные проверяемые гласные в корне слова

  6. Проверяемые согласные в корне слова

  7. Непроверяемые гласные и согласные буквы в корне слова

  8. Непроизносимая согласная в корне слова

  9. Раздельное написание предлогов с другими словами и слитное написание приставок со словами

  10. Правописание приставок

  11. Разделительные Ъ и Ь

  12. Гласные буквы после шипящих в суффиксах существительных

  13. Употребление Ь на конце существительных после шипящих

  14. Не с глаголами

  15. Удвоенные согласные в корне слова

  16. Правописание сложных слов






























III. Исследовательская часть.

Орфограммы, обнаруженные в словах-названиях

Буквосочетания ЧК, ЧН.

  1. Бабаевская белочка

  2. Нежное облачко

  3. Молочная конфета

  4. Облачко

  5. Школьные молочные

  6. Городская ласточка



Буквы И, А, У после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу)

  1. Рыжая-пушистая

  2. Ореховая роща

  3. Очумелыйшмелик

  4. Живинка







Проверяемая безударная гласная в корне слова.

  1. Снеговичок

  2. Зернушка

  3. Украшение

  4. Золотой конёк

  5. Ледок

  6. Весёлым детишкам

  7. Трепет





Непроверяемая безударная гласная в корне (словарные слова).

  1. Хорошая компания

  2. Лимонная конфета

  3. Сгущённое молоко

  4. Белая черёмуха

  5. Метелица

  6. Ореховая

  7. Мечталка

  8. Йогурт

  9. Астрология

  10. Зелёное яблоко

  11. Яшкинская картошка



Парные согласные в корне слова (проверяемые согласные в корне слова)

  1. Желе со вкусом лесных ягод

  2. Желе вкус арбуз

  3. Желе вкус виноград

  4. Сладкая карусель

  5. Конфета на сливках

  6. Коровка

  7. Сливки аромат



Заглавная буква в именах собственных

  1. Озорник Ерошка

  2. Сказки кота Ерофея

  3. Вовчик

  4. Курага Петровна

  5. Фундук Петрович

  6. Миндаль Иванович

  7. Машенька

  8. Мишка на Юге

  9. Маша и Медведь

  10. Царство Нептуна

  11. Мишка на Севере



Непроизносимая согласная в корне слова.

  1. Парящий буревестник

  2. Сердце востока



Разделительное написание предлогов с другими словами .

  1. Мишки в лесу

  2. Конфета на сливках

  3. Мишка на Севере

  4. С Новым годом!

  5. Мишка на Юге



Правописание приставок.

  1. Сгущённое молоко

  2. Украшение

  3. Забодайка

  4. Незабудка



Правописание сложных слов.

  1. Мишка косолапый

  2. Парящий буревестник

  3. Желе вкус виноград



Разделительный Ь.

  1. Медвежонок с печеньем

  2. Шоколадный кутюрье



Ь для обозначения мягкости согласных.

  1. Испанская ночь

  2. Школьные молочные





Гласные буквы после шипящих в суффиксах существительных

  1. Медвежонок с печеньем

  2. Бочонок со сливочной начинкой

  3. Золотой ключик



Заглавная буква в начале предложения

  1. Я от дедушки ушёл.

  2. В орешках спрятались бурундучки.

  3. Котики хотят молочка.



Удвоенные согласные в корне слова

  1. Ассорти

  2. Пятнадцать грамм золота

























IV.Заключение. Подтверждение гипотезы.




В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

  • мы много узнали о фантиках. Из фантиков шьют одежду, коврики, игрушки, по ним гадают, толкуют сны. По фантикам, оказывается, можно узнать о человеке. Даже книгу о них написали «Конфеты и фантики». Автор – Вероника Кочубей.

  • можно совмещать приятное с полезным и получать «вкусное» образование;

  • можно тренировать зрительную память, употребляя вкусный продукт;

  • можно закреплять орфографические навыки;

  • можно изучать новые слова;

  • фантики от конфет можно использовать на уроке русского языка в качестве дидактического материала при изучении орфографии.





Нами было установлено, что наибольшее количество слов-названий конфет приходится на следующие орфограммы:

  • « Непроверяемая безударная гласная в корне»

  • « Собственные имена существительные»

  • «Проверяемая безударная гласная в корне»

  • «Проверяемая согласная в корне»

  • «Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ»

  • «Раздельное написание предлогов со словами

  • «Буквы и, у, а после шипящих»

  • Правописание приставок»

  • «Заглавная буква в начале предложения»-

  • «Гласные буквы после шипящих в суффиксах существительных»

  • «Разделительный ь»

  • «Правописание сложных слов»

  • «Непроизносимая согласная в корне слова»

  • «Удвоенная согласная»

  • « Ь для обозначения мягкости согласного»











Таблица 1. «Сравнение по количеству орфограмм»

Количество орфограмм, изучаемых в начальной школе -16

Количество орфограмм, обнаруженных на фантиках -15

Вывод: Проанализировав и сравнив, мы пришли к выводу, что почти все орфограммы, изучаемые в начальной школе, присутствуют в названиях различных конфет.

2.Анкетирование и словарный диктант.

Распределив слова-названия конфет на группы по видам орфограмм, провели анкетирование среди учащихся 3-4-х классов.

В анкету включили два вопроса: 1. Любите ли вы конфеты? 2. Обращаете ли вы внимание на правописание слов-названий конфет?

Нами было исследовано 46 анкет. Результаты анкетирования показали, что все учащиеся любят конфеты. 26 % учащихся (12 ч.) иногда обращают внимание на правописание слов-названий конфет. 41 % учащихся (28 ч.), съедают конфеты, не обращая внимания на правописание их названий. 32% (15 ч.) обращают внимание на правописание названий конфет. Для того чтобы проверить данные результаты, этой же группе учащихся было предложено написать орфографический диктант.

В него включили 18 слов – названий конфет с разными орфограммами: молочная конфета, рыжая-пушистая, роща, украшение, золотой конёк, ледок, сладкая карусель, Алёнка, сердце, метелица, незабудка, бочонок с печеньем, буревестник.

Проанализировав результаты орфографического диктанта, выяснили, что 33 % (5) учащихся – те ученики, которые обращают внимание на правописание слов-названий конфет – допустили в диктанте 1 ошибку. 13%(2)учащихся не допустил ни одной ошибки. 57 % учащихся (11ч) – учащиеся, которые съедают конфеты, не обращая внимания на их правописание – допустили 3 и более ошибок.

Вывод: Сравнивая результаты анкетирования и результаты орфографического диктанта, мы видим, что учащихся, которые не обращают внимания на правописание слов-названий конфет и допустивших наибольшее количество ошибок, больше, чем учащихся, которые запоминают правописание этих же слов и допустивших 1 ошибку или не допустивших ошибок. Действительно, те учащиеся, которые не обращают внимания на правописание слов-названий конфет, на письме допускают много ошибок.




вывод: оказывается, русский язык не только «великий и могучий, правдивый и свободный», но вкусный и сладкий, и нет предела творчеству и фантазии, чтобы его изучить.


Совмещайте приятное с полезным!

 







СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Большой толковый словарь русского языка под редакцией С.А. Кузнецова. Издательство: Норинт, 2000г

Большой энциклопедический словарь

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка

Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Универсальный школьный словарь младшего школьника 5 в 1. ЭКСМО-Пресс, 2012г

Сеть Интернет.



















































Приложение образцы фантиков, результаты анкетирования, презентация.

  1. Некоторые образцы фантиков с орфограммами



сливочный молочная ласточка

Правописание чу,ча

очумелыйчаровница

Правописание ши, ща

пушистая роща











Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением

украшениезернушка









золотой конёк ледок









Словарные слова

хорошая компания карамель лимонная









Парная согласная в корне слова

виноград вкус арбуз





сладкаясо вкусом ягод







Большая буква в именах собственных

ЕрошкаВовчик



Алёнка Курага Петровна





Непроизносимая согласная в корне слова

буревестник сердце





Словарные слова

метелица черёмуха













Правописание предлогов

на сливках мишки в лесу



Правописание приставок

забодайка незабудка








































С





















СС

























В связи с этим мы поставили перед собой следующие 

1.1 Первые конфетные фантики

2.2 Классификация орфограмм в названиях конфетных фантиков

Орфограмма - от греч. orthos - правильный и grammа – письмо. Орфограмма – написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил.

После того, как были выявлены орфограммы в названиях конфет, мы распределили их на группы.


1. Непроверяемая безударная гласная в корне слова.

«Желейные», «Экипаж», «Ромашка», «Белая черемуха», «Ешкина коровка», «Картошка», «Премьера».

2. Проверяемая безударная гласная в корне слова.

«Марсианка»-марс, «Золотой ключик»- золото, «Веснянка» -весны, «Кот в сапогах» -сапог, «Морская песенка»-море, «Лебедушка»-лебедь, «Украшение»-украсить, «Морячки»-море

3. Парные согласные в корне слова.

«Экипаж» - экипажи, «Коровка» - корова, «Кот в сапогах» - коты

4. Разделительный Ь.

«Птичье молоко», «Премьера», «Курьез»

5. Имена собственные

«Маша и медведь», «Наташка-первоклашка», «Натенька»

6. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ.

«Белочка», «Ласточка», «Веселая щучка», «Морячки»

7. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.

«Очумелый шмель», «Двойная радость», «Сласть»

8. Падежные окончания имён существительных.

«Мышка на севере», «Серебряное копытце», «Суфле воздушное»

9. Буквы Ё-О после шипящих в корне слова.

«Славянка шоколадная»

10. Буквы и, у, а после шипящих.

«Маленькое чудо», «Новогоднее чудо», «Веселая щучка»

11. Буквы И-Ы после Ц

«Цитрон»

В ходе проведённого исследования было установлено, что наибольшее количество названий конфет приходится на орфограммы «Непроверяемая и проверяемая безударная гласная в корне слова».

Заключение


Бумажные и блестящие, яркие и многослойные... В первую очередь нас привлекает фантик, а потом уже — сама конфета.

В ходе своей работы мы узнали о появлении первого конфетного фантика, о том, какой смысл вкладывали в него кондитеры.

Выяснили, что фантик был не просто бумажкой, а средством обучения, воспитания, агитации, привития чувства вкуса и красоты.

В ходе исследования подтвердилась гипотеза о том, что фантик можно использовать на уроках русского языка как средство для развития у детей орфографической зоркости, творческого воображения, познавательного интереса.

Данная работа дала мне возможность углубить знания в области русского языка, проявить творческие способности и привлечь внимание ребят к изучению орфограмм русского языка.

Все изученные названия конфет по сути – это части речи, которые мы уже изучали и продолжим изучать на уроках русского языка; поскольку имя существительное – это самая большая группа слов в русском языке, то чаще всего именно она встречается в названиях конфет, названия можно использовать при изучении темы "Имя существительное"; из всех способов словообразования самый распространённый в названиях конфет – суффиксальный, поэтому многие названия конфет могут стать полезными при изучении темы «Способы образования слов».

Литература
  1. Баулина А. Г. Исторические события в фантиках/ сост. Баулина А.Г. М.: Инсбук-бизнес, 2007.

  2. Бутромеев В. П. Всемирная история в лицах. Новое время. Энциклопедия для школьника. Серия "Детский плутарх" М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999,230 стр.

  3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание: В 4 т. Т.2 И-О/ В. И. Даль М.: OOO "Издательство АСТ": "Издательство Астрель", 2001,712стр.

  4. Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. М.: Просвещение, 2000 г.

  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.:Просвещение,1999,900 стр.

  6. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Пособие для учащихся. М.: «Просвещение», 1978, 727стр

Приложение 1

Яндекс.ДиректСобрался в Улан-Удэ? Арендуй авто!Прокат автомобилей в Улан-Удэ. Оформляем договор быстро! Бронируй авто сейчас!Узнать больше03.eurocar.rent


Вопросы анкетирования:

  1. Любите ли вы конфеты?

  2. Обращаете ли вы внимание на оформление фантика?

  3. Обращаете ли вы внимание на названия конфет?

  4. Обращаете ли вы внимание на правописание слов-названий конфет?

  5. Какие фантики Вам больше нравятся?

  6. Задумывались ли Вы о пользе фантиков?

Анкетирование учащихся 5-х классов

Нами проведено анкетирование учащихся 5-х классов. Анкета состояла из шести вопросов. Было проанализировано 75 анкет. Результаты анкетирования показали следующее:

  • 96% учащихся любят конфеты;

  • 67% учащихся обращают внимание на фантик;

  • 81% учащихся обращают внимание на название конфет;

  • 81% учащихся не обращают внимание на орфограммы в названии конфет;

  • 87%учащихся привлекают яркие фантики; 61% учащихся не задумываются о пользе фантиков.

1 любите ли вы конфеты?

2.Обращаете ли вы внимание на фантики?

3. Обращаете ли вы внимание на названия?

4. Привлекают ли вас яркие фантики?

5. Помогали ли вам названия конфет в написании слов, диктантов?

6. Задумывались ли вы в пользе фантиков?





33



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!