Урок № 6
Тема: «Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведении
Цель:
выявить историческую основу произведения, проявляющуюся в стремлении автора вселить в сердца людей мужество, бодрость, пробудить в них чувство гордости за свою землю, вдохновить на борьбу против врагов, преодоление княжеской розни и усобицы; особенностей поэтики «Слова о погибели Русской земли»;
формировать навыки работы с учебником, выразительного чтения, исследовательской работы с текстом; умения выделять главное в прослушанном сообщении;
воспитывать интерес к русской истории и литературе; формировать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления лексического значения слова «правоверный».
Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация.
Древнерусскую литературу можно рассматривать
как литературу одной темы и одного сюжета.
Этот сюжет – мировая история,
и эта тема – смысл человеческой жизни.
Д.С.Лихачёв
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1.Выявление темы, цели, плана урока.
Какое произведение читали дома?
О чём пойдёт речь на уроке?
Сформулируйте тему и цель урока.
2. Работа над темой урока.
2.1. Слово учителя.
«Слово о погибели Русской земли» представляет собой отрывок не дошедшего до нас произведения, посвященного монголо-татарскому нашествию на Русь.
Впервые оно было обнаружено только в конце 1870-х годов К. Г. Евлетьевым и опубликовано в 1892 году X. М. Лопаревым. Новый список произведения был найден в конце 1940-х.
«Слово о погибели Русской земли» исполнено высокого гражданского патриотического звучания. В центре — образ Русской земли, «светло-светлой» и «красно-украшенной». Неизвестный поэт начинает с восторженного обращения к родине «удивленной», то есть ставшей дивною своими многими красотами. В длинной ритмической фразе он перечисляет эти красоты, начиная прежде всего с родной природы.
2.2. Выразительное чтение от слов «О светлая и красно украшенная земля Русская!» до слов «...о правоверная христианская!».
2.3.Лексическая работа: правоверный. (Задание 1 рабочей тетради1)
Правоверный - строго придерживающийся какой-либо веры, религии.
2.4. Работа с таблицей.
Все перечисленные красоты и ценности слагаются в одно понятие Родины. В него входят и родной пейзаж, и родные селения, и родные люди, и политическая власть, и гордое национальное имя, и, наконец, сознание своего избранничества среди других народов.
Какой предстает Русь в описании автора до «погибели», беды, пришедшей на ее земли? Выпишите из прочитанного отрывка во вторую часть таблицы (задание 2 рабочей тетради) слова, соответствующие понятиям, указанным в первой части, подчеркните эпитеты.
Родина в представлении автора «Слова о погибели Русской земли» |
Родной пейзаж | «...дивишь озерами многими, реками и источниками месточтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полянами чудными, зверьми различными и птицами бесчисленными» |
Родные селения | «...городами великими, селами чудными, садами монастырскими, храмами церковными...» |
Родные люди | «...многими красотами ты нас дивишь...» |
Политическая власть | «...и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими!» |
Гордое национальное имя, сознание своего избранничества среди других народов | «Всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная христианская!» |
Итоги работы.
Какими изображены родной пейзаж, селения в «Слове...»? (Картина природы в «Слове...» очень последовательна: она начинается со «многих озер», за ними следуют реки и кладези-источники, затем крутые горы, высокие холмы, всюду частые дубравы и дивные, плодородные поля. Это скорее северный пейзаж озерной полосы, где с холмов сбегают истоки рек, где среди березовых и хвойных лесов стоят кладези, блестит гладь озер и ширь полей.
За картиной природы, на главном ее фоне, идет перечисление живых в строго логическом порядке: различные звери и бесчисленные птицы населяют дубравы и леса, люди создали великие города и дивные, богатые села, а в них и около них монастырские сады и церкви. )
2.5. Сообщение о церкви Покрова на Нерли (1165).
Известный русский критик, писатель и историк Н.А. Полевой, еще свыше ста лет тому назад определил «Слово...» как «явную поэму, только в прозе». Какими художественно-поэтическими средствами пользовался автор? Какие эпитеты подчеркивают могущество власти?
Назовите эпитеты, свидетельствующие о восторженном отношении автора к красоте Русской земли.
2.6. Слово учителя.
Именно в эпитетах проявляется связь «Слова...» с народной поэзией, особенно многозначительная для произведения, посвященного прославлению родины. Все это нарастание — постепенный переход от тихой природы к живым людям, от красочного фона широкой, безбрежной картины к главным героям будущей песни — характеризует настоящего мастера слова с большим эстетическим чутьем. После этого величественного приступа, в котором понятие родины дано в красочных, экспрессивных образах, поэт переходит к ее более точному описанию.
2.7. Выразительное чтение от слов «Отсюда до угор...» до конца.
2.8. Слово учителя.
Автор «Слова...» точно раскрывает перед читателем карту Русской земли первой половины XIII века и последовательно называет ее соседей, таки не поясняя нам откуда — «отселе» — он ведет свой обзор русских рубежей. В полном соответствии с действительностью он перечисляет западных cоседей Русской земли с юга на север.
2.9. Сообщение учащегося. «Западные соседи Русской земли с севера на юг» (по материалам «Краткого толкового словаря» учебника). Заполнение второй части таблицы (задание 3 рабочей тетради,).
Западные соседи Русской земли с юга на север |
Устюг | Город Великий Устюг в низовьях Сухоны, притока Северной Двины |
Немцы | Под немцами подразумеваются шведские народы |
Тойминцы поганые | Языческое племя, жившее по берегам Верхней и Нижней Тоймы — притоков Северной Двины |
Дышучее море | Белое море и Северный Ледовитый океан (названы «дышучими» из-за больших приливов и отливов) |
До болгар | Волжские болгары, обитавшие в районе впадения Камы в Волгу |
До черемис | Марийцы |
2.10. Слово учителя.
Автор ведет границу от угор «до ляхов, до чехов».
Это противопоставление избранного культурного народа окружающим его кольцом иноверным, по большей части языческим народам типичными для Средневековья и показывает, как национальное сознание обостряется на почве религиозных различий.
Географические термины автора и его политические намеки ведут нас опять к определенному времени — к 20—30-м годам XIII века, к определенным лицам — князьям.
2.11. Сообщение учащегося «Князья грозные, бояре честные, вельможи многие». Заполнение второй части таблицы (задание 4 рабочей тетради).
Великого князя Ярослава | Ярослав Владимирович Мудрый (ок. 978— 1054), сын Владимира Святославича Киевского. В 1019 году утвердился на киевском столе и после длительной борьбы с братьями объединил под своей властью почти все древнерусские земли. Время его княжения ознаменовалось политическим укреплением государства, высоким развитием культуры. В 1038—1042 годах предпринял ряд походов на литовские племена, в том числе на ятвягов, и на другие, пограничные с русскими княжествами, земли. |
Великому князю Всеволоду… | Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1154— 1212), великий князь владимирский, сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха. В 1162 году, изгнанный братом Андреем Боголюбским, уехал в Константинополь к императору Мануилу, в 1174 году вернулся. С 1176 года — великий князь. При Всеволоде возросло могущество Владимиро-Суздальского княжества. В 1183 и 1186 годах предпринял походы на волжских болгар и мордву. |
Отцу его Юрию… | Юрий Владимирович Долгорукий (кон. 90-х гг. XI в. — 1157), сын Владимира Мономаха, князь суздальский и киевский. В годы правления Юрия Долгорукого впервые упоминается под 1147 годом Москва, укрепленная Юрием Долгоруким в 1156 году. При нем начался экономический и политический подъем Северо-Восточной Руси. В 1120 году Юрий Долгорукий предпринял поход на волжских болгар. |
Владимиру Мономаху… | Владимир Всеволодович Мономах (1053— 1125), великий князь киевский (1113—1125). В период монголо-татарского нашествия и ига имя Владимира Мономаха было символом защитника Русской земли от внешних врагов. |
Мануил Царегородский | Византийский император Мануил Комнин. Упоминание его как современника Владимира Мономаха ошибочно. |
От великого Ярослава и до Владимира и до нынешнего Ярослава нынешнего | От Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха, Ярослав Всеволодович (1191—1246), великий князь владимирский (1238—1246), сын Всеволода Большое Гнездо; отец Александра Невского. |
До брата его Юрия, князя Владимирского | Юрий Всеволодович (1188—1238), великий князь владимирский. Погиб в битве с монголо-татарами на реке Сити 4 марта 1238 года. После гибели Юрия Всеволодовича владимирский стол занял его брат Ярослав Всеволодович |
Как вы думаете, о какой беде, «приключившейся с христианами», идет речь, если помнить, что «Слово...» представляет начало неизвестной нам поэмы XIII века?
2.12. Сообщение «историка» о нашествии Батыя.
Кому из князей уделено особое внимание в «Слове...»?
Что более всего, по мнению автора «Слова...», свидетельствует о силе и величии Владимира Мономаха?
2.13. Слово учителя. (задание 5 рабочей тетради)
К началу XIII века относится заметное усиление литовских набегов на Русскую землю. В 1226 году литовцы отвоевали Новгородскую землю. По Лаврентьевской летописи, главным героем отражения литовского нападения был Ярослав Всеволодович. Литовские набеги повторились и дальше, в 1229-м, в 1233 годах.
«Тогда угры укрепляли каменные горы железными воротами, боясь Мономаха, теперь они притязают на Галицию, и Коломан даже коронуется в Галиче. Ноткой иронии врывается шутка: «...а немцы радовались далеко будучи за синим морем». Во времена Мономаха немцы не появлялись еще на балтийских берегах, теперь они укрепились там, взяли Юрьев и угрожают Пскову и Новгороду. Сам царь Мануил опасался Mономаха и посылал ему великие дары, чтобы великий Володимер не взял у него Царьград.
Восточные инородцы — буртасы, черемиса, мордва и вяда — бортничали на Мономаха, то есть давали ему дань диким медом, теперь приходится воевать с непокорной мордвой».
III. Подведение итогов урока.
Автор сопоставляет былое величие Руси с нынешним упадком. Он paссказывает о том, как Владимир Мономах добился прекращения усобиц, сплотил все силы Руси для борьбы со степными кочевниками и нанес им сокрушительный удар. Поэтому в «Слове...» образ Мономаха приобретает героическое и эпическое звучание.
Слово учителя.
После Владимира и до «ныняшняго Ярослава», «до брата его Юрья» продолжается период княжеских раздоров, что и привело к «погибели Русской земли», то есть захвату ее татарами.
Сопоставление «Слова о погибели Русской земли» с летописями показывает, что о «погибели» земли русские люди стали говорить только после захвата Батыем Киева, который в глазах народа продолжал оставаться центром Русской земли (об этом же свидетельствуют былины). В связи с этим естественнее всего предположить, что «Слово...» было написано не ранее 1240 года, после взятия татарами Киева.
Какова художественная идея «Слова о погибели Русской земли»? (Автор ставил своей задачей вселить в сердца людей мужество, пробудить в них чувство гордости за свою землю, вдохновить на борьбу против врага, что можно достичь лишь преодолев княжескую рознь и усобицы — «болезнь».)
IV. Домашнее задание.
Составить вопросы к статье учебника «Из литературы XVIII века».
Прочитать статью «Г. Р. Державин», ответить на вопросы 1—4.
Подготовить выразительное чтение стихотворения Г.Р. Державина «Памятник».
Индивидуальное задание
Подготовить сообщение о Г.Р. Державине
Сообщения о портретах Г.Р. Державина работы С. Тончи (1801) и А.А. Васильевского (1815).
Подготовить выразительное чтение перевода из Горация М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»;
Подготовить сообщение о портрете Екатерины II работы В. Боровиковского.
7