СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведении

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведении»

Урок № 6

Тема: «Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведении

Цель:

  • выявить историческую основу произведения, проявляющуюся в стремлении автора вселить в сердца людей мужество, бодрость, пробудить в них чувство гордости за свою землю, вдохновить на борьбу против врагов, преодоление княжеской розни и усобицы; особенностей поэтики «Слова о погибели Русской земли»;

  • формировать навыки работы с учебником, выразительного чтения, исследовательской работы с текстом; умения выделять главное в прослушанном сообщении;

  • воспитывать интерес к русской истории и литературе; формировать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления лексического значения слова «правоверный».

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация.


Древнерусскую литературу можно рассматривать

как литературу одной темы и одного сюжета.

Этот сюжет – мировая история,

и эта тема – смысл человеческой жизни.

Д.С.Лихачёв


ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.


II. Изучение нового материала.

1.Выявление темы, цели, плана урока.


  • Какое произведение читали дома?

  • О чём пойдёт речь на уроке?

  • Сформулируйте тему и цель урока.


2. Работа над темой урока.

2.1. Слово учителя.


«Слово о погибели Русской земли» представляет собой отрывок не дошедшего до нас произведения, посвященного монголо-татарскому нашествию на Русь.

Впервые оно было обнаружено только в конце 1870-х годов К. Г. Евлетьевым и опубликовано в 1892 году X. М. Лопаревым. Новый список произведения был найден в конце 1940-х.

«Слово о погибели Русской земли» исполнено высокого гражданского патриотического звучания. В центре — образ Русской земли, «светло-светлой» и «красно-украшенной». Неизвестный поэт начинает с восторженного обращения к родине «удивленной», то есть ставшей дивною своими многими красотами. В длинной ритмической фразе он перечисляет эти красоты, начиная прежде всего с родной природы.


2.2. Выразительное чтение от слов «О светлая и красно украшенная земля Русская!» до слов «...о правоверная христианская!».


2.3.Лексическая работа: правоверный. (Задание 1 рабочей тетради1)

Правоверный - строго придерживающийся какой-либо веры, религии.


2.4. Работа с таблицей.


Все перечисленные красоты и ценности слагаются в одно понятие Родины. В него входят и родной пейзаж, и родные селения, и родные люди, и политическая власть, и гордое национальное имя, и, наконец, сознание своего избранничества среди других народов.


  • Какой предстает Русь в описании автора до «погибели», беды, пришедшей на ее земли? Выпишите из прочитанного отрывка во вторую часть таблицы (задание 2 рабочей тетради) слова, соответствующие понятиям, указанным в первой части, подчеркните эпитеты.


Родина в представлении автора «Слова о погибели Русской земли»

Родной пейзаж

«...дивишь озерами многими, реками и источниками месточтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полянами чудными, зверьми различными и птицами бесчисленными»

Родные селения

«...городами великими, селами чудными, садами монастырскими, храмами церковными...»

Родные люди

«...многими красотами ты нас дивишь...»

Политическая власть

«...и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими!»

Гордое национальное имя, сознание своего избранничества среди других народов

«Всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная христианская!»


Итоги работы.

  • Какими изображены родной пейзаж, селения в «Слове...»? (Картина природы в «Слове...» очень последовательна: она начинается со «многих озер», за ними следуют реки и кладези-источники, затем крутые горы, высокие холмы, всюду частые дубравы и дивные, плодородные поля. Это скорее северный пейзаж озерной полосы, где с холмов сбегают истоки рек, где среди березовых и хвойных лесов стоят кладези, блестит гладь озер и ширь полей.

За картиной природы, на главном ее фоне, идет перечисление живых в строго логическом порядке: различные звери и бесчисленные птицы населяют дубравы и леса, люди создали великие города и дивные, богатые села, а в них и около них монастырские сады и церкви. )


2.5. Сообщение о церкви Покрова на Нерли (1165).


  • Известный русский критик, писатель и историк Н.А. Полевой, еще свыше ста лет тому назад определил «Слово...» как «явную поэму, только в прозе». Какими художественно-поэтическими средствами пользовался автор? Какие эпитеты подчеркивают могущество власти?

  • Назовите эпитеты, свидетельствующие о восторженном отношении автора к красоте Русской земли.


2.6. Слово учителя.


Именно в эпитетах проявляется связь «Слова...» с народной поэзией, особенно многозначительная для произведения, посвященного прославлению родины. Все это нарастание — постепенный переход от тихой природы к живым людям, от красочного фона широкой, безбрежной картины к главным героям будущей песни — характеризует настоящего мастера слова с большим эстетическим чутьем. После этого величественного приступа, в котором понятие родины дано в красочных, экспрессивных образах, поэт переходит к ее более точному описанию.


2.7. Выразительное чтение от слов «Отсюда до угор...» до конца.


2.8. Слово учителя.


Автор «Слова...» точно раскрывает перед читателем карту Русской земли первой половины XIII века и последовательно называет ее соседей, таки не поясняя нам откуда — «отселе» — он ведет свой обзор русских рубежей. В полном соответствии с действительностью он перечисляет западных cоседей Русской земли с юга на север.


2.9. Сообщение учащегося. «Западные соседи Русской земли с севера на юг» (по материалам «Краткого толкового словаря» учебника). Заполнение второй части таблицы (задание 3 рабочей тетради,).


Западные соседи Русской земли с юга на север

Устюг

Город Великий Устюг в низовьях Сухоны, притока Северной Двины

Немцы

Под немцами подразумеваются шведские народы

Тойминцы поганые

Языческое племя, жившее по берегам Верхней и Нижней Тоймы — притоков Северной Двины

Дышучее море

Белое море и Северный Ледовитый океан (названы «дышучими» из-за больших приливов и отливов)

До болгар

Волжские болгары, обитавшие в районе впадения Камы в Волгу

До черемис

Марийцы


2.10. Слово учителя.


Автор ведет границу от угор «до ляхов, до чехов».

Это противопоставление избранного культурного народа окружающим его кольцом иноверным, по большей части языческим народам типичными для Средневековья и показывает, как национальное сознание обостряется на почве религиозных различий.

Географические термины автора и его политические намеки ведут нас опять к определенному времени — к 20—30-м годам XIII века, к определенным лицам — князьям.


2.11. Сообщение учащегося «Князья грозные, бояре честные, вельможи многие». Заполнение второй части таблицы (задание 4 рабочей тетради).

Великого князя Ярослава

Ярослав Владимирович Мудрый (ок. 978— 1054), сын Владимира Святославича Киевского. В 1019 году утвердился на киевском столе и после длительной борьбы с братьями объеди­нил под своей властью почти все древнерусские земли. Время его княжения ознаменовалось политическим укреплением государства, высоким развитием культуры. В 1038—1042 годах предпринял ряд походов на литовские племена, в том числе на ятвягов, и на другие, пограничные с русскими княжествами, земли.

Великому князю Всеволоду…

Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1154— 1212), великий князь владимирский, сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха. В 1162 году, изгнанный братом Андреем Боголюбским, уехал в Константинополь к императору Мануилу, в 1174 году вернулся. С 1176 года — великий князь. При Всеволоде возросло могущество Владимиро-Суздальского княжества. В 1183 и 1186 годах предпринял походы на волжских болгар и мордву.

Отцу его Юрию…

Юрий Владимирович Долгорукий (кон. 90-х гг. XI в. — 1157), сын Владимира Мономаха, князь суздальский и киевский. В годы правления Юрия Долгорукого впервые упоминается под 1147 годом Москва, укрепленная Юрием Долгоруким в 1156 году. При нем начался экономический и политический подъем Северо-Восточной Руси. В 1120 году Юрий Долгорукий предпринял поход на волжских болгар.

Владимиру Мономаху…

Владимир Всеволодович Мономах (1053— 1125), великий князь киевский (1113—1125). В период монголо-татарского нашествия и ига имя Владимира Мономаха было символом за­щитника Русской земли от внешних врагов.

Мануил Царегородский

Византийский император Мануил Комнин. Упоминание его как современника Владимира Мономаха ошибочно.

От великого Ярослава и до Владимира и до нынешнего Ярослава нынешнего

От Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха, Ярослав Всеволодович (1191—1246), великий князь владимирский (1238—1246), сын Всеволода Большое Гнездо; отец Александра Невского.

До брата его Юрия, князя Владимирского

Юрий Всеволодович (1188—1238), великий князь владимирский. Погиб в битве с монголо-татарами на реке Сити 4 марта 1238 года. После гибели Юрия Всеволодовича владимирский стол занял его брат Ярослав Всеволодович


  • Как вы думаете, о какой беде, «приключившейся с христианами», идет речь, если помнить, что «Слово...» представляет начало неизвестной нам поэмы XIII века?


2.12. Сообщение «историка» о нашествии Батыя.


  • Кому из князей уделено особое внимание в «Слове...»?

  • Что более всего, по мнению автора «Слова...», свидетельствует о силе и величии Владимира Мономаха?


2.13. Слово учителя. (задание 5 рабочей тетради)


К началу XIII века относится заметное усиление литовских набегов на Русскую землю. В 1226 году литовцы отвоевали Новгородскую землю. По Лаврентьевской летописи, главным героем отражения литовского нападения был Ярослав Всеволодович. Литовские набеги повторились и дальше, в 1229-м, в 1233 годах.

«Тогда угры укрепляли каменные горы железными воротами, боясь Мономаха, теперь они притязают на Галицию, и Коломан даже коронуется в Галиче. Ноткой иронии врывается шутка: «...а немцы радовались далеко будучи за синим морем». Во времена Мономаха немцы не появлялись еще на балтийских берегах, теперь они укрепились там, взяли Юрьев и угрожают Пскову и Новгороду. Сам царь Мануил опасался Mономаха и посылал ему великие дары, чтобы великий Володимер не взял у него Царьград.

Восточные инородцы — буртасы, черемиса, мордва и вяда — бортничали на Мономаха, то есть давали ему дань диким медом, теперь приходится воевать с непокорной мордвой».


III. Подведение итогов урока.


  • Как проявляется авторская позиция в «Слове о погибели Русской земли»? (Задание 6 рабочей тетради)

Автор сопоставляет былое величие Руси с нынешним упадком. Он paссказывает о том, как Владимир Мономах добился прекращения усобиц, сплотил все силы Руси для борьбы со степными кочевниками и нанес им сокрушительный удар. Поэтому в «Слове...» образ Мономаха приобретает героическое и эпическое звучание.


Слово учителя.

После Владимира и до «ныняшняго Ярослава», «до брата его Юрья» продолжается период княжеских раздоров, что и привело к «погибели Русской земли», то есть захвату ее татарами.

Сопоставление «Слова о погибели Русской земли» с летописями показывает, что о «погибели» земли русские люди стали говорить только после захвата Батыем Киева, который в глазах народа продолжал оставаться центром Русской земли (об этом же свидетельствуют былины). В связи с этим естественнее всего предположить, что «Слово...» было написано не ранее 1240 года, после взятия татарами Киева.


  • Какова художественная идея «Слова о погибели Русской земли»? (Автор ставил своей задачей вселить в сердца людей мужество, пробудить в них чувство гордости за свою землю, вдохновить на борьбу против врага, что можно достичь лишь преодолев княжескую рознь и усобицы — «болезнь».)


IV. Домашнее задание.

  1. Составить вопросы к статье учебника «Из литературы XVIII века».

  2. Прочитать статью «Г. Р. Державин», ответить на вопросы 1—4.

  3. Подготовить выразительное чтение стихотворения Г.Р. Державина «Памятник».


Индивидуальное задание


  1. Подготовить сообщение о Г.Р. Державине

  2. Сообщения о портретах Г.Р. Державина работы С. Тончи (1801) и А.А. Васильевского (1815).

  3. Подготовить выразительное чтение перевода из Горация М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»;

  4. Подготовить сообщение о портрете Екатерины II работы В. Боровиковского.

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!