СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Словосочетание"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составление словосочетаний из существительных и прилагательных 

Просмотр содержимого документа
«"Словосочетание"»

Урок русскогоязыка

Тема «Словосочетание», 5 класс.

Подготовила учитель Хонбиби Одинаевна

Урок: усвоения новых знаний.

Цели урока:

  • дать понятие словосочетания;

  • научить отличать словосочетания от слова;


1.Оргмомент


2. Обьяснение новой темы


- Давайте запишем эти слова: Солнце, море, пляж, погода, отдых.

- А теперь давайте подберем к ним имена прилагательные, глаголы, которые помогут нам описать все увиденное. (Синее море, яркое солнце, отдых на море, лежать на пляже, тихая погода, плавать в море, белые облака). Итак, что мы с вами сделали? (Составили словосочетания).

- Тема нашего урока. Словосочетание


3. Установка учебной проблемы


В слове «словосочетание»


Перед вами пары словМожно ли сказать, что перед нами словосочетания? (Нет)

— Сконструируйте из каждой пары словосочетание.

золотой, листья

улетать, юг

по,из

пилить, вода


— Какие результаты вы получили? С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания? С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?

(Последние пары слов никак не объединяются в словосочетания. Слова не подходят друг к другу по смыслу).

-А что скажете про первые пары? (Они подходят по смыслу, но их приходится изменять.


Что такое сл-соч.

(Выяснить, какие сочетания слов могут образовывать словосочетания? Как правильно сконструировать словосочетание?)

Чему научимся, что будем делать


Как вы думаете, что может стать результатом нашей работы?

А поможет нам найти ответы, конечно, учебник, и у вас на столах лежат желтые листы - это информационные тексты.

Итак, читаем информацию и отвечаем на вопрос: что такое сл-соч.


Рассмотрите таблицу.

ГРУСТНЫЙ

ВПЕРЕД

ЧУДЕСНАЯ

ГРОМКО

СМЕЯТЬСЯ

О ПРИРОДЕ

ГОВОРИТЬ

ВЗГЛЯД

МЧАТЬСЯ

СКАЗКА

Подберите к каждому слову из первого столбика походящую по смыслу пару из второго столбика.

Сделайте вывод: Как устанавливается смысловая связь между словами в словосочетании?

Прочитайте пары слов.

ПРЫГАТЬ, ПАРАШЮТ

НОВЫЙ, БРОШЮРА

СТРЕМИТЬСЯ, ПОБЕДА

ВСТРЕТИТЬ, ГЕРОЙ

СЕРЬЕЗНЫЙ, БЕСЕДА

Сконструируйте из каждой пары слов словосочетание.

Сделайте вывод: Что необходимо сделать, чтобы сконструировать словосочетание?

Прочитайте словосочетания. Распределите их в два столбика.

ЗИМНЯЯ ВЬЮГА,ОХОТНИК УВИДЕЛ , УСТНЫЙ ОТВЕТ, МАМА УЛЫБАЕТСЯ, ОН ПРИЕХАЛ , ЗНАЛ ДАВНО.



По какому признаку вам удалось разделить словосочетания на 2 группы? Расскажите о своих выводах.

.

-Смысловая связь между словами в словосочетании устанавливается с помощью вопроса, который можно задать от одного слова к другому.

-Чтобы сконструировать словосочетания, приходится менять окончания, добавлять предлоги.

Дополнение учителя: То есть, мы используем для связи слов определенные грамматические правила, а значит, устанавливаем грамматическую связь между словами.



— Обобщим информацию, которую мы получили о словосочетании в ходе наших исследований.

(Словосочетание — это два слова, между которыми существует смысловая и грамматическая связь. Слова в словосочетании могут быть выражены существительными, прилагательными, глаголами, наречиями. Предлоги могут использоваться для связи слов).Гр. основа не явл-ся сл-соч.

ФИЗМИНУТА!!!

) Работа с материалом учебника.

— Достаточно ли полным получилось наше определение? Предлагаю обратиться к нашему учебнику. Изучите определение, данное в учебнике. Выясните, какая ещё важная информация о словосочетании не была нами получена в ходе самостоятельных наблюдений.

(В словосочетании одно из слов является главным, другое зависимым. От главного к зависимому можно задать вопрос).

4) Составление опорной схемы.

-Теперь самое время составить схему, которая поможет дать полное и безошибочное определение словосочетания.

(Вместе с учащимися составляем опорную схему. 2-3 ученика пробуют, опираясь на неё, рассказать о словосочетании.

6. Этап закрепления новых знаний и первоначальной отработки способов действия с ними.

8.Дом. задание: 1. правило, упр.272

2. правило, упр 272 + задание



Урок закончен. Всем спасибо.


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!