Тема. Словосочетание и его строение. Связь слов в словосочетании. 5 класс | Тип урока. Изучение нового материала | Дата. |
Цель деятельности учителя | Актуализировать и восстановить знания о синтаксисе; основных единицах синтаксиса – слове, предложении, словосочетании, типах словосочетания. |
Задачи | дать понятие о словосочетании и его отличии от слова и предложения; дать понятие о строении словосочетания, смысловой (и грамматической) связи в словосочетании; учить определять смысловую связь в словосочетании, находить главное и зависимое слово; учить строить словосочетание по образцу. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
знать, чем отличается словосочетание от слова; знать строение словосочетания; знать о смысловой связи слов в словосочетании; отличать словосочетание от слова от предложения; определять главное и зависимое слово в словосочетании; устанавливать смысловую связь слов в словосочетании; составлять словосочетания по образцу; составлять устный рассказ на основе опорных словосочетаний. | ставить и формулировать учебную задачу; контролировать свою работу; анализировать и классифицировать языковой материал по теме урока; извлекать фактуальную информацию из теоретического материала учебника, понимая цель учебной деятельности; извлекать и предъявлять информацию. | стремиться к личностному самоопределению; стремиться к обогащению грамматического строя своей речи; проявлять интерес к речевой деятельности. |
Методы и формы обучения. | набдюдение над языком; эвристический метод; фронтальная |
Организационная структура урока |
Содержание деятельности учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия. Промежуточный контроль. |
Актуализация необходимых знаний. Мотивация к учебной деятельности. |
Лингвистическая сказка. Представьте, что вы смотрите мультфильм. Сначала на экран поодиночке выбежали слова: С, ТЫ, УЧИТЬСЯ, ЕСЛИ, РАБОТАТЬ, ЖИЗНЬ, ПОЛЕЗНЫЙ, ОХОТНО, ДЛЯ, ОТДЫХАТЬ, ПРАВИЛЬНО, УМЕЛО, И, СДЕЛАТЬ, УВЛЕЧЕНИЕ, ЖЕ, ОНА, ИНТЕРЕСНЫЙ, СТРОИТЬ. Непонятно, для чего они выбежали на экран, и куда ведёт их дорожка дальше? Соедините друг с другом слова, изменяя, если нужно, их форму и располагая в определённом порядке. Зачитайте получившийся вариант записи. Какова основная мысль получившегося текста? Что затрудняет чтение текста? Теперь мы можем прочитать текст быстрее, осмысленнее и выразительнее. Перепишите полученный текст, расставив знаки препинания. Что помогло связать слова в предложении? Выводы: предложения составляются по определённым правилам, которые устанавливает раздел науки о языке, который называется «Синтаксис»; чтобы все одинаково понимали записанную речь. Существуют правила постановки знаков препинания. Совокупность знаков изучает раздел «Пунктуация». Упражнение 123 устно | Слушают. Формулируют собственные мысли. Высказывают и обосновывают свою точку зрения. Задают вопросы для уточнения информации. Записывают. ЕСЛИ ТЫ УЧИШЬСЯ С УВЛЕЧЕНИЕМ, РАБОТАЕШЬ ОХОТНО, ОТДЫХАЕШЬ УМЕЛО, - ЖИЗНЬ СТРОИШЬ ПРАВИЛЬНО. СДЕЛАЙ ЖЕ ЕЁ ИНТЕРЕСНОЙ И ПОЛЕЗНОЙ! Необходимы знаки препинания. Изменение форм слова, служебные слова, порядок слов, интонация. Записать определения «Синтаксис», «Пунктуация» в словарь-справочник | Устные ответы, групповая. |
Организация познавательной деятельности |
Дать список сочетаний, среди которых и словосочетания, и другие – и задание классифицировать, разделить на группы. Мы столкнулись с тем, что не всегда два расположенных рядом слова образуют словосочетание. Попробуйте сформулировать основные задачи, которые нам предлагают решить на уроке. Читаем на странице учебника 61 определение термина «Словосочетание» | Отвечают на вопросы, составляют словосочетания, выявляют их роль в передаче информации, в расширении её границ, функцию более точного и конкретного называния предметов, признаков, действий; устанавливают отличие слова от словосочетания. Определяют учебную задачу Формулировка задач, исходя из темы. Выяснить, какие сочетания слов могут образовывать словосочетания. | Фронтальная, устная. |
Осмысление новых сведений, выведение способов их практического применения |
Задание: «Найди пару». Подобрать к каждому слову из 1 столбика подходящие по смыслу пару из 2 столбика. Сделайте вывод: как устанавливается связь между словами в словосочетании: Грустный Вперёд Чудесный Громко Смеяться О природе Говорить Взгляд мчаться Сказка | Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют выводы. Связь между словами осуществляется по смыслу. | Фронтальная, листы обратной связи. |
Задание «Наведи порядок» Сконструируйте из каждой пары слов словосочетание. Сделайте вывод: что необходимо сделать, чтобы сконструировать словосочетание. Прыгать, парашют. Новый, брошюра*. Стремиться, победа. Встретить, герой. Серьёзный, беседа. | Необходимо согласовать слова, то есть осуществить грамматическую связь |
Задание «Распредели слова в 2 столбика» Сделайте вывод, по какому признаку вам удалось отличитьсловосочетания от грамматической основы? Зимняя вьюга, охотник увидел, мама улыбается, он приехал, знал давно, около острова | Формулируют выводы, анализируют. Обобщают информацию, которую получили о словосочетании в ходе исследования. |
Закрепление. Работа с материалом учебника. |
Упражнения: 128 – обратить внимание на обозначения; 129 – выразительное чтение, выполнение заданий; 130 – на доске и в тетрадях; 131 – обсуждение заданий, самостоятельная работа. | Читают задания. Выполняют упражнения. Фиксируют универсальный способ действия для определения смысловой и грамматической связи между словами. Сверяют свой результат с образцом. | Устные ответы. Вопросы для уточнения информации. Письменная фронтальная работа. Индивидуальная работа, групповая. |
Обобщение полученных сведений. Оценивание. |
Чем словосочетание отличается от предложения? № | словосочетание | предложение | 1. структура | Словосочетание состоит из главного и зависимого слова | Предложение имеет грамматическую основу | 2. функция | Служит для более точного названия предметов, действий, признаков | Служит для обобщения, вопроса, побуждения (цель) | 3. интонация | Не имеет смысловой и интонационной законченности | Характеризуется смысловой и интонационной законченностью | | Подводят итоги, оценивают свою деятельность на уроке. Обобщение выполняют в виде оформления таблицы. Выявляют готовность к выполнению домашнего задания. | Устные ответы. Письменная фронтальная работа. |