СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словосочетание и его строение. Связь слов в словосочетании.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Просмотр содержимого документа
«Словосочетание и его строение. Связь слов в словосочетании.»

Тема. Словосочетание и его строение. Связь слов в словосочетании.

5 класс

Тип урока. Изучение нового материала

Дата.

Цель деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания о синтаксисе; основных единицах синтаксиса – слове, предложении, словосочетании, типах словосочетания.

Задачи

  • дать понятие о словосочетании и его отличии от слова и предложения;

  • дать понятие о строении словосочетания, смысловой (и грамматической) связи в словосочетании;

  • учить определять смысловую связь в словосочетании, находить главное и зависимое слово;

  • учить строить словосочетание по образцу.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • знать, чем отличается словосочетание от слова;

  • знать строение словосочетания;

  • знать о смысловой связи слов в словосочетании;

  • отличать словосочетание от слова от предложения;

  • определять главное и зависимое слово в словосочетании;

  • устанавливать смысловую связь слов в словосочетании;

  • составлять словосочетания по образцу;

  • составлять устный рассказ на основе опорных словосочетаний.

  • ставить и формулировать учебную задачу;

  • контролировать свою работу;

  • анализировать и классифицировать языковой материал по теме урока;

  • извлекать фактуальную информацию из теоретического материала учебника, понимая цель учебной деятельности;

  • извлекать и предъявлять информацию.

  • стремиться к личностному самоопределению;

  • стремиться к обогащению грамматического строя своей речи;

  • проявлять интерес к речевой деятельности.














Методы и формы обучения.

  • набдюдение над языком;

  • эвристический метод;

  • фронтальная





Организационная структура урока


Содержание деятельности учителя


Осуществляемая деятельность учащихся


Формы организации взаимодействия.

Промежуточный контроль.





Актуализация необходимых знаний. Мотивация к учебной деятельности.

Лингвистическая сказка.

Представьте, что вы смотрите мультфильм. Сначала на экран поодиночке выбежали слова:

С, ТЫ, УЧИТЬСЯ, ЕСЛИ, РАБОТАТЬ, ЖИЗНЬ, ПОЛЕЗНЫЙ, ОХОТНО, ДЛЯ, ОТДЫХАТЬ, ПРАВИЛЬНО, УМЕЛО, И, СДЕЛАТЬ, УВЛЕЧЕНИЕ, ЖЕ, ОНА, ИНТЕРЕСНЫЙ, СТРОИТЬ.

Непонятно, для чего они выбежали на экран, и куда ведёт их дорожка дальше?

Соедините друг с другом слова, изменяя, если нужно, их форму и располагая в определённом порядке.

Зачитайте получившийся вариант записи.

Какова основная мысль получившегося текста?


Что затрудняет чтение текста?

Теперь мы можем прочитать текст быстрее, осмысленнее и выразительнее.

Перепишите полученный текст, расставив знаки препинания.

Что помогло связать слова в предложении?




Выводы: предложения составляются по определённым правилам, которые устанавливает раздел науки о языке, который называется «Синтаксис»;

чтобы все одинаково понимали записанную речь. Существуют правила постановки знаков препинания. Совокупность знаков изучает раздел «Пунктуация».

Упражнение 123 устно

Слушают.

Формулируют собственные мысли.

Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Задают вопросы для уточнения информации. Записывают.


ЕСЛИ ТЫ УЧИШЬСЯ С УВЛЕЧЕНИЕМ, РАБОТАЕШЬ ОХОТНО, ОТДЫХАЕШЬ УМЕЛО, - ЖИЗНЬ СТРОИШЬ ПРАВИЛЬНО. СДЕЛАЙ ЖЕ ЕЁ ИНТЕРЕСНОЙ И ПОЛЕЗНОЙ!






Необходимы знаки препинания.


Изменение форм слова, служебные слова, порядок слов, интонация.


Записать определения «Синтаксис», «Пунктуация» в словарь-справочник

Устные ответы, групповая.




Организация познавательной деятельности

Дать список сочетаний, среди которых и словосочетания, и другие – и задание классифицировать, разделить на группы. Мы столкнулись с тем, что не всегда два расположенных рядом слова образуют словосочетание. Попробуйте сформулировать основные задачи, которые нам предлагают решить на уроке.

Читаем на странице учебника 61 определение термина «Словосочетание»

Отвечают на вопросы, составляют словосочетания, выявляют их роль в передаче информации, в расширении её границ, функцию более точного и конкретного называния предметов, признаков, действий; устанавливают отличие слова от словосочетания. Определяют учебную задачу

Формулировка задач, исходя из темы.

Выяснить, какие сочетания слов могут образовывать словосочетания.




Фронтальная, устная.


Осмысление новых сведений, выведение способов их практического применения


Задание: «Найди пару».

Подобрать к каждому слову из 1 столбика подходящие по смыслу пару из 2 столбика. Сделайте вывод: как устанавливается связь между словами в словосочетании:

Грустный Вперёд

Чудесный Громко

Смеяться О природе

Говорить Взгляд

мчаться Сказка


Обдумывают ответы на вопросы.

Формулируют выводы.


Связь между словами осуществляется по смыслу.

Фронтальная, листы обратной связи.

Задание «Наведи порядок»

Сконструируйте из каждой пары слов словосочетание. Сделайте вывод: что необходимо сделать, чтобы сконструировать словосочетание.

Прыгать, парашют.

Новый, брошюра*.

Стремиться, победа.

Встретить, герой.

Серьёзный, беседа.


Необходимо согласовать слова, то есть осуществить грамматическую связь

Задание «Распредели слова в 2 столбика»

Сделайте вывод, по какому признаку вам удалось отличитьсловосочетания от грамматической основы?

Зимняя вьюга, охотник увидел, мама улыбается, он приехал, знал давно, около острова

Формулируют выводы, анализируют.

Обобщают информацию, которую получили о словосочетании в ходе исследования.

Закрепление. Работа с материалом учебника.

Упражнения: 128 – обратить внимание на обозначения;

129 – выразительное чтение, выполнение заданий;

130 – на доске и в тетрадях;

131 – обсуждение заданий, самостоятельная работа.

Читают задания.

Выполняют упражнения. Фиксируют универсальный способ действия для определения смысловой и грамматической связи между словами.

Сверяют свой результат с образцом.


Устные ответы. Вопросы для уточнения информации. Письменная фронтальная работа. Индивидуальная работа, групповая.

Обобщение полученных сведений. Оценивание.

Чем словосочетание отличается от предложения?

словосочетание

предложение

1. структура

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова

Предложение имеет грамматическую основу

2. функция

Служит для более точного названия предметов, действий, признаков

Служит для обобщения, вопроса, побуждения (цель)

3. интонация

Не имеет смысловой и интонационной законченности

Характеризуется смысловой и интонационной законченностью


Подводят итоги, оценивают свою деятельность на уроке.

Обобщение выполняют в виде оформления таблицы.

Выявляют готовность к выполнению домашнего задания.


Устные ответы. Письменная фронтальная работа.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!