Вариант 1.
Выпишите словосочетания.
Через болото, ранний рассвет, белая берёза, подо мной, из-за рощи, приходит на урок, тёплый и сухой, влетел в ворота, солнце встаёт, сентябрьский денёк.
2. Выпишите сначала словосочетания с главным словом глаголом, затем с главным словом существительным. Разольёшь по чашкам, письменная работа, вкусный шиповник, смеёшься над котёнком, распустился весной, опасный поворот, трудился на заводе, тетрадь в клетку 3. Замените словосочетания «существительное + существительное» на словосочетания «прилагательное + существительное», обозначьте главные слова. Полка для книг — ... платье из ситца — ... стакан из хрусталя — ... 4. Образуйте из данных ниже слов словосочетания. Обозначьте главное слово. Съесть, груша — ... висеть, ель — ... грустить, бабушка — ... сосновая, лес — ...
5. Работа с текстом.
(1) Вдруг на коленки Жилину лепёшка упала. (2) Посыпались черешни. (3) Поглядел он кверху и увидел маленькую Дину. (4) Расчистил он в яме местечко, наковырял глины и стал лепить красивых кукол. Выполните задания:
1. Запишите номер предложения, из которого нельзя выписать словосочетания.
2. Из предложения 3 выпишите все словосочетания, обозначьте в них главные слова.
3. Из предложения 4 выпишите словосочетание «прил. + сущ.», произведите его разбор.
Вариант 2
1. Подчеркните словосочетания.
Из-под листочка, удивительный день, папа уехал, рисует на стекле, под диваном, идёт и смеётся, счастливое детство, из-за тучи, идёшь по аллее, расцветает в саду.
2. Выпишите сначала словосочетания с главным словом глаголом, затем с главным словом существительным.
Гуляет на улице, тёмная ночь, съёжился от холода, юбилейная встреча, вкусное яблоко, купается в речке, брюки в полоску, смотрит на море.
3. Замените словосочетания «существительное + существительное» на словосочетания «прилагательное + существительное».
Сироп из сахара — ...
варенье из клубники — ...
шкаф для обуви — ...
4. Образуйте из данных ниже слов словосочетания и обозначьте главное слово.
Беспокоиться, мама — ... стереть, доска — ... растёт, грядка — ... зимний, стужа — ... 5. Работа с текстом.
(1) Вдруг на голову Жилина глина падает. (2) Посмотрел он кверху и увидел длинный шест. (3) Обрадовался Жилин. (4) Ловко схватил он рукой толстый шест.
Выполните задания
1. Запишите номер предложения, из которого нельзя выписать словосочетания.
2. Из предложения 4 выпишите все словосочетания, обозначьте в них главные слова.
3. Из предложения 1 выпишите словосочетание «глагол + существительное», произведите его разбор.
Ответы:
Ранний рассвет, белая берёза, приходит на урок, влетел в ворота, сентябрьский денёк.
С главным словом глаголом: разольёшь по чашкам, смеёшься над котёнком, распустился весной, трудился на заводе;
с главным словом существительным: письменная работа, вкусный шиповник, опасный поворот, тетрадь в клетку.
Полка для книг — книжная полка(гл.)
платье из ситца — ситцевое платье(гл.)
спица для вязания — вязальная спица(гл.)
стакан из хрусталя — хрустальный стакан(гл.).
Работа с текстом
1. (2) Посыпались черешни.
2. Поглядел(гл.) кверху, увидел(гл.) Дину, маленькую Дину(гл.)
3. Красивых(зав.) кукол(гл.).
2 вариант Текст Ответ:
1. (3) Обрадовался Жилин.
2. Ловко схватил(гл.), схватил(гл.) рукой, схватил(гл.) шест, толстый шест(гл.).
3. На голову(з.) падает(гл.) Гл. + сущ. в В. п.