ТЕМА: «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ»
Тип урока: урок применения знаний и умений
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
Обучающие: обобщить и систематизировать знания по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»; закрепить умение выделять целую часть из неправильных дробей и, наоборот, переводить смешанные числа в неправильные дроби.
Развивающие: Развитие быстроты работы мысли; развитие памяти, правильной устной и письменной математической речи учащихся; развитие умения слушать, записывать примеры под диктовку учителя и объяснять ход решения заданий; развитие навыков самостоятельной работы, взаимопроверки и самоконтроля.
Воспитательные: продолжить воспитание у школьников аккуратности записей в тетради; учить детей сотрудничать, оказывать помощь друг другу в процессе решения общей задачи; воспитывать дружеские взаимоотношения в классе и умение работать в группах.
ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: Компьютер, мультимедийная приставка, презентация, раздаточный материал, доска, мел.
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: репродуктивный.
МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Словесные, практические.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: беседа, практикум.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: компьютерная презентация, карточки с заданиями, тетрадь, учебник.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: фронтальная, групповая, парная.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
знать правила сложения и вычитания смешанных чисел;
2) уметь вычислять сумму или разность двух и более дробей или смешанных чисел.
1. Организационный момент.
Взаимное приветствие учеников и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
- Кто не смог выполнить д/з? Если такие учащиеся есть, то сильный ученик вызывается к доске и объясняет решение того или иного задания. Выясняются причины ошибок.
3. Постановка целей и задач урока. (СЛАЙД 1)
Давайте вспомним, чем мы с вами занимались на прошлых уроках?
- Мы познакомились со смешанными числами…
- Научились складывать смешанные числа…
- Научились вычитать смешанные числа…
А как вы думаете, что же мы будем сегодня делать на уроке?
- Продолжать решать упражнения на сравнение, сложение и вычитание смешанных чисел…
А какие это могут быть упражнения?
- Примеры, задачи, уравнения…
(СЛАЙД 2)
Да, действительно, сегодня наша с вами задача заключается в том, чтобы систематизировать наши знания по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» и подготовиться к предстоящей на следующем уроке контрольной работе…
(СЛАЙД 3)
А результат нашей подготовки зависит от каждого из вас, и от работы класса в целом...
Записываем в рабочих тетрадях число, тему, отступив две строчки вниз...
Чтобы легче всем жилось,
Чтоб решалось, чтоб моглось,
Улыбнись, удача всем,
Чтобы не было проблем!
4. Актуализация опорных знаний и умений.
Устная работа (СЛАЙД 4)
Вы видите на слайде записанные в ряд дроби
,
,
,
,
,
,
,
.
- Какое из записанных на доске чисел лишнее? (
) Как оно называется? (смешанное число).
- Какие числа называют смешанными? (числа, содержащие целую и дробную части)
- На какие группы вы бы разделили все остальные дроби? (правильные и неправильные дроби).
- Какие дроби называются правильными и перечислите правильные дроби?
(правильные:
,
- это дроби, у которых числитель меньше знаменателя;
- Какие дроби называются неправильными и перечислите неправильные дроби.
неправильные:
,
,
,
,
. - это дроби, у которых числитель больше либо равен знаменателю.
- Что мы можем сделать с неправильной дробью? (выделить из нее целую часть)
- Выделите целую часть из неправильных дробей, т.е. представьте в виде смешанного числа.
=
;
=1;
=
;
;
).
А обратно представить смешанное число в виде неправильной дроби мы можем?
(СЛАЙД 5)
- Представьте смешанные числа в виде неправильных дробей:
,
,
,
. (
=
,
=
,
=
,
=
)
Какие действия мы можем выполнять со смешанными числами? (мы их можем складывать, вычитать и сравнивать)
5. Решение упражнений и задач
(СЛАЙД 7)
РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР. Каждому ряду дается карточка с цепочкой примеров. Первый учащийся решает первый пример, вписывает в карточку ответ и передает другому, и.т.д. Окончательный результат зависит от работы всего ряда. (Остальные учащиеся в это время устно прорешивают примеры и записывают ответы в своей тетради, для того, чтобы потом можно было быстро найти ошибку).
1 ряд
2 ряд
(СЛАЙД 8) ОТВЕТЫ: 1 ряд
2 ряд
Если конечные результаты верны, значит все примеры решены верно и каждый учащийся получает по 1 баллу…
(СЛАЙД 9)
2. «РАЗГАДАЙ» РЕШИТЕ ПРИМЕРЫ. (работа в парах на местах, 1-2 человека работают за доской)
запишите ответы в порядке возрастания и расшифруйте фамилию греческого монаха, ученого-математика, который в XIII веке ввел название “числитель” и “знаменатель”: Ваша задача решить в тетради примеры и расшифровать слово…
Каждому достается по 3 примера… За каждый правильно решенный пример – 1 балл…
(Д)
(У)
(Н)
(Л)
(П)
(А)
Щелкнуть мышью… ОТВЕТ:
П Л А Н У Д
(СЛАЙД 10)
Народы прошли через многие варианты записи дробей, пока не пришли к современной записи.
Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около 300 лет назад.
Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский). В 1202 г. он ввел слово «дробь».
Названия «числитель» и «знаменатель» ввел в XIII веке Максим Плануд – греческий монах, ученый математик.
- Ребята, вы знали об этом раньше?
3. Самостоятельная работа с последующей проверкой.
Хорошо, в парах вы работать умеете, а теперь проверим, как каждый из вас научился складывать и вычитать смешанные числа.
(СЛАЙД 11)
Игра “Торопись, да не ошибись”. (Проверка устного счёта)
Возьмите лежащую у каждого на столе карточку “Торопись, да не ошибись”. Вам надо только записать ответы. (Учащиеся выполняют самостоятельно задания по вариантам на своих местах, а двое работают за доской). На выполнение задания даётся 2-3мин. По истечении этого времени открываются доски. Учащиеся меняются карточками в парах и проверяют ответы (те, кто решал у доски, читают свои ответы в слух, а остальные внимательно слушают и проверяют свои ответы – ставят “+” или “-”; если кто-то не согласен с ответом поднимают руку), а затем считают количество “+”.Поднимите руку у кого 5 “+” поставьте себе в карточку оценивания 5баллов поднимите руку у кого 4 “+” поставьте себе 4 балла, если 3 “+” поставьте себе 3 балла и т.д.
« Игра «Торопись, да не ошибись». Вариант 1. Выполните действия: 1) = 2) = 3) = 4) = 5) 7 - = | Игра «Торопись, да не ошибись». Вариант 2. Выполните действия: 1) = 2) = 3) = 4) = 5) = |
ОТВЕТЫ: 1 вариант:
,
,
,
,
2 вариант:
,
,
,
,
Физминутка.
Откройте глазки, посмотрите в окно, разомните пальчики, и скажите, что, по-вашему, в математике является самым сложным? (Чаще на этот вопрос отвечают, что самым сложным является решение уравнений и задач).
(СЛАЙД 15)
5. Решение уравнений – «задание с секретом». (работа в парах)
Следующее задание с секретом. Надо решить уравнения.
(СЛАЙД 16)
Решение задач
Каждому учащемуся достается карточка под своим индивидуальным номером. Одновременно все учащиеся решают свои задачи письменно в тетради. Когда получают ответ, то подходят к моему столу, на котором приготовлены карточки с вариантами ответов, выбирают свой и прикрепляют на доску буквой к зрителям.
Если вы решите задачи верно, то на доске появится слово…
№1. Задача. В первый день турист прошёл 8
км, а во второй день – на 2
км меньше. Сколько километров прошёл турист за два дня?
ОТВЕТ: М (
)
№2.Задача. Ширина прямоугольника
дм, длина на
дм больше ширины. Найдите периметр прямоугольника.
ОТВЕТ: О (
)
№3.Задача. Катя купила шоколадные вафли и разделила поровну между пятью своими подругами. Каждой подруге досталось по 2
вафли. Сколько вафель купила Катя?
ОТВЕТ: Л (13)
№4.Задача. Пятачок принес для Винни два бочонка с медом. Масса одного бочонка 5
кг и он легче второго на 1
кг. Сколько меда было в двух бочонках?
ОТВЕТ: О (
)
№5.Задача. Длина удава 10 м и он длиннее своей бабушки на 2
м. Какова длина удава и его бабушки вместе?
ОТВЕТ: Д (
)
№6. Задача Садовник собрал 19
кг клубники с одной грядки, а со второй – на 2
кг меньше. Сколько клубники собрал садовник с двух грядок?
ОТВЕТ: Ц (
)
№7.Задача В одном ящике 15
кг слив, а во втором – на 2
кг больше.
Сколько килограммов слив в двух ящиках?
ОТВЕТ: Ы (
)
№8.Задача В первый день бригада рабочих заасфальтировала 20
м дороги, а во второй день - 15
м дороги. Сколько метров дороги заасфальтировала бригада за два дня?
ОТВЕТ: ! (
)
№9.Задача Ателье закупило два рулона ткани длиной 30
м и 25
м.
Сколько всего метров ткани закупило ателье?
ОТВЕТ: ! (
)
№10.Задача В одной коробке
кг конфет, а в другой коробке
кг конфет. Сколько килограммов конфет в этих двух коробках?
ОТВЕТ: ! (5)
Листы формата А4 с напечатанными буквами и ответами заранее разложены на столе.
(СЛАЙД 17)
За правильно решенную задачу 1 балл
7. Домашнее задание.
Домашнее задание для всех Оно поможет вам лучше закрепить полученные знания и умения.
Домашнее задание
: Повторить п.28.
Дополнительно (для желающих). Составить кроссворд по теме «Обыкновенные дроби».
8. Подведение итогов и выставление оценок.
- Над какой темой работали?
- Какие задания выполняли?
- Что показалось трудным, или наоборот легким?
- Что вы узнали сегодня нового?
Рефлексия (самооценка)
Оцените свою работу на уроке, подсчитав количество баллов
Учащиеся подсчитывают количество баллов и ставят себе оценку
Звенит звонок. Рабочие тетради и карточки с оцениванием собираются.
СПАСИБО ЗА УРОК!