СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложение и вычитание смешанных чисел

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

Обучающие: обобщить и систематизировать знания по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»; закрепить умение выделять целую часть из неправильных дробей и, наоборот, переводить смешанные числа в неправильные дроби.

Развивающие: Развитие быстроты работы мысли; развитие памяти,  правильной устной и письменной математической речи учащихся; развитие умения слушать, записывать примеры под диктовку учителя и объяснять ход решения заданий; развитие навыков самостоятельной работы, взаимопроверки и самоконтроля.

Воспитательные: продолжить воспитание у школьников аккуратности записей в тетради; учить детей сотрудничать, оказывать помощь друг другу в процессе решения общей задачи; воспитывать дружеские взаимоотношения в классе и умение работать в группах.

Просмотр содержимого документа
«Сложение и вычитание смешанных чисел»

ТЕМА: «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ»

Тип урока: урок применения знаний и умений

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Обучающие: обобщить и систематизировать знания по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»; закрепить умение выделять целую часть из неправильных дробей и, наоборот, переводить смешанные числа в неправильные дроби.

  • Развивающие: Развитие быстроты работы мысли; развитие памяти, правильной устной и письменной математической речи учащихся; развитие умения слушать, записывать примеры под диктовку учителя и объяснять ход решения заданий; развитие навыков самостоятельной работы, взаимопроверки и самоконтроля.

  • Воспитательные: продолжить воспитание у школьников аккуратности записей в тетради; учить детей сотрудничать, оказывать помощь друг другу в процессе решения общей задачи; воспитывать дружеские взаимоотношения в классе и умение работать в группах.

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: Компьютер, мультимедийная приставка, презентация, раздаточный материал, доска, мел.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: репродуктивный.

МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Словесные, практические.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: беседа, практикум.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: компьютерная презентация, карточки с заданиями, тетрадь, учебник.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: фронтальная, групповая, парная.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  1. знать правила сложения и вычитания смешанных чисел;

2) уметь вычислять сумму или разность двух и более дробей или смешанных чисел.

1. Организационный момент.

Взаимное приветствие учеников и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.


2. Проверка домашнего задания.

- Кто не смог выполнить д/з? Если такие учащиеся есть, то сильный ученик вызывается к доске и объясняет решение того или иного задания. Выясняются причины ошибок.

3. Постановка целей и задач урока. (СЛАЙД 1)


Давайте вспомним, чем мы с вами занимались на прошлых уроках?

- Мы познакомились со смешанными числами…

- Научились складывать смешанные числа…

- Научились вычитать смешанные числа…


А как вы думаете, что же мы будем сегодня делать на уроке?

- Продолжать решать упражнения на сравнение, сложение и вычитание смешанных чисел…


А какие это могут быть упражнения?

- Примеры, задачи, уравнения…

(СЛАЙД 2)

Да, действительно, сегодня наша с вами задача заключается в том, чтобы систематизировать наши знания по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» и подготовиться к предстоящей на следующем уроке контрольной работе…

(СЛАЙД 3)

А результат нашей подготовки зависит от каждого из вас, и от работы класса в целом...


Записываем в рабочих тетрадях число, тему, отступив две строчки вниз...


Чтобы легче всем жилось,

Чтоб решалось, чтоб моглось,

Улыбнись, удача всем,

Чтобы не было проблем!


4. Актуализация опорных знаний и умений.

Устная работа (СЛАЙД 4)

Вы видите на слайде записанные в ряд дроби

, , , , , , , .

- Какое из записанных на доске чисел лишнее? ( ) Как оно называется? (смешанное число).

- Какие числа называют смешанными? (числа, содержащие целую и дробную части)

- На какие группы вы бы разделили все остальные дроби? (правильные и неправильные дроби).

- Какие дроби называются правильными и перечислите правильные дроби?

(правильные: , - это дроби, у которых числитель меньше знаменателя;

- Какие дроби называются неправильными и перечислите неправильные дроби.

неправильные: , , , , . - это дроби, у которых числитель больше либо равен знаменателю.

- Что мы можем сделать с неправильной дробью? (выделить из нее целую часть)

- Выделите целую часть из неправильных дробей, т.е. представьте в виде смешанного числа.

= ; =1; = ; ; ).


А обратно представить смешанное число в виде неправильной дроби мы можем?

(СЛАЙД 5)

- Представьте смешанные числа в виде неправильных дробей:

, , , . ( = , = , = , = )


Какие действия мы можем выполнять со смешанными числами? (мы их можем складывать, вычитать и сравнивать)


5. Решение упражнений и задач


(СЛАЙД 7)

  1. РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР. Каждому ряду дается карточка с цепочкой примеров. Первый учащийся решает первый пример, вписывает в карточку ответ и передает другому, и.т.д. Окончательный результат зависит от работы всего ряда. (Остальные учащиеся в это время устно прорешивают примеры и записывают ответы в своей тетради, для того, чтобы потом можно было быстро найти ошибку).

1 ряд

2 ряд

(СЛАЙД 8) ОТВЕТЫ: 1 ряд 2 ряд

Если конечные результаты верны, значит все примеры решены верно и каждый учащийся получает по 1 баллу…


(СЛАЙД 9)

2. «РАЗГАДАЙ» РЕШИТЕ ПРИМЕРЫ. (работа в парах на местах, 1-2 человека работают за доской)

запишите ответы в порядке возрастания и расшифруйте фамилию греческого монаха, ученого-математика, который в XIII веке ввел название “числитель” и “знаменатель”: Ваша задача решить в тетради примеры и расшифровать слово…

Каждому достается по 3 примера… За каждый правильно решенный пример – 1 балл…

(Д) (У) (Н)



(Л) (П) (А)



Щелкнуть мышью… ОТВЕТ:

П Л А Н У Д

(СЛАЙД 10)

  • Народы прошли через многие варианты записи дробей, пока не пришли к современной записи.

Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около 300 лет назад.

Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский). В 1202 г. он ввел слово «дробь».

Названия «числитель» и «знаменатель» ввел в XIII веке Максим Плануд – греческий монах, ученый математик.

- Ребята, вы знали об этом раньше?

 3. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Хорошо, в парах вы работать умеете, а теперь проверим, как каждый из вас научился складывать и вычитать смешанные числа.

(СЛАЙД 11)

Игра “Торопись, да не ошибись”. (Проверка устного счёта)

Возьмите лежащую у каждого на столе карточку “Торопись, да не ошибись”. Вам надо только записать ответы. (Учащиеся выполняют самостоятельно задания по вариантам на своих местах, а двое работают за доской). На выполнение задания даётся 2-3мин. По истечении этого времени открываются доски. Учащиеся меняются карточками в парах и проверяют ответы (те, кто решал у доски, читают свои ответы в слух, а остальные внимательно слушают и проверяют свои ответы – ставят “+” или “-”; если кто-то не согласен с ответом поднимают руку), а затем считают количество “+”.Поднимите руку у кого 5 “+” поставьте себе в карточку оценивания 5баллов поднимите руку у кого 4 “+” поставьте себе 4 балла, если 3 “+” поставьте себе 3 балла и т.д.

« Игра «Торопись, да не ошибись».

Вариант 1.

Выполните действия:


1) =


2) =


3) =


4) =


5) 7 - =


Игра «Торопись, да не ошибись».

Вариант 2.

Выполните действия:


1) =


2) =


3) =


4) =


5) =


ОТВЕТЫ: 1 вариант: , , , , 2 вариант: , , , ,

Физминутка.

Откройте глазки, посмотрите в окно, разомните пальчики, и скажите, что, по-вашему, в математике является самым сложным? (Чаще на этот вопрос отвечают, что самым сложным является решение уравнений и задач).

(СЛАЙД 15)

5. Решение уравнений – «задание с секретом». (работа в парах)

Следующее задание с секретом. Надо решить уравнения.

(СЛАЙД 16)


  1. Решение задач

Каждому учащемуся достается карточка под своим индивидуальным номером. Одновременно все учащиеся решают свои задачи письменно в тетради. Когда получают ответ, то подходят к моему столу, на котором приготовлены карточки с вариантами ответов, выбирают свой и прикрепляют на доску буквой к зрителям.

Если вы решите задачи верно, то на доске появится слово…

 1. Задача. В первый день турист прошёл 8 км, а во второй день – на 2 км меньше. Сколько километров прошёл турист за два дня?

ОТВЕТ: М ( )

2.Задача. Ширина прямоугольника дм, длина на дм больше ширины. Найдите периметр прямоугольника.

ОТВЕТ: О ( )

3.Задача. Катя купила шоколадные вафли и разделила поровну между пятью своими подругами. Каждой подруге досталось по 2 вафли. Сколько вафель купила Катя?

ОТВЕТ: Л (13)

4.Задача. Пятачок принес для Винни два бочонка с медом. Масса одного бочонка 5 кг и он легче второго на 1 кг. Сколько меда было в двух бочонках?

ОТВЕТ: О ( )

5.Задача. Длина удава 10 м и он длиннее своей бабушки на 2 м. Какова длина удава и его бабушки вместе?

ОТВЕТ: Д ( )


6. Задача Садовник собрал 19 кг клубники с одной грядки, а со второй – на 2 кг меньше. Сколько клубники собрал садовник с двух грядок?

ОТВЕТ: Ц ( )

7.Задача В одном ящике 15 кг слив, а во втором – на 2 кг больше.

Сколько килограммов слив в двух ящиках?

ОТВЕТ: Ы ( )


8.Задача В первый день бригада рабочих заасфальтировала 20 м дороги, а во второй день - 15 м дороги. Сколько метров дороги заасфальтировала бригада за два дня?

ОТВЕТ: ! ( )

9.Задача Ателье закупило два рулона ткани длиной 30 м и 25 м.

Сколько всего метров ткани закупило ателье?

ОТВЕТ: ! ( )

10.Задача В одной коробке кг конфет, а в другой коробке кг конфет. Сколько килограммов конфет в этих двух коробках?

ОТВЕТ: ! (5)



Листы формата А4 с напечатанными буквами и ответами заранее разложены на столе.

(СЛАЙД 17)

За правильно решенную задачу 1 балл

7. Домашнее задание.

Домашнее задание для всех Оно поможет вам лучше закрепить полученные знания и умения.

Домашнее задание : Повторить п.28.

Дополнительно (для желающих). Составить кроссворд по теме «Обыкновенные дроби».

8. Подведение итогов и выставление оценок.

- Над какой темой работали?

- Какие задания выполняли?

- Что показалось трудным, или наоборот легким?

- Что вы узнали сегодня нового?

Рефлексия (самооценка)

Оцените свою работу на уроке, подсчитав количество баллов

Учащиеся подсчитывают количество баллов и ставят себе оценку



Звенит звонок. Рабочие тетради и карточки с оцениванием собираются.


СПАСИБО ЗА УРОК!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!