СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Сложноподчиненное предложение с придаточными условия"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок русского языка представляет собой урок новой темы.На уроке вводятся элементы подготовки к ОГЭ и межпредметные связи.

Просмотр содержимого документа
«"Сложноподчиненное предложение с придаточными условия"»




Открытый урок

по русскому языку в 9 классе

Тема урока: «Сложноподчиненное предложение с придаточным условия»























Подготовила: Соколова М.В., учитель русского

языка и литературы









Тема урока: «Сложноподчиненное предложение с придаточными условия.»


Цель урока:

Сформировать знания о сложноподчиненных предложениях с придаточными условия и выработать умения определять виды придаточных предложений.

Задачи:

- уметь находить СПП с придаточными условия, схематически изображать структуру предложения;

- развивать внимание, коммуникативные умения, способствовать развитию связной речи; формировать умения отличать виды СПП, союзы от союзных слов; составлять схемы СПП;

- воспитывать сознательный интерес к родному языку как средству получения знаний; нравственные качества личности


Форма урока: урок-практикум
Тип урока: изучение нового материала.


Методы: словесные, наглядно-практические 

Виды деятельности: коллективная, индивидуальная, работа в парах


Эпиграф: Доброта и скромность – вот два качества,

которые никогда не должны утомлять человека.

Стивенсон (слайд1)

Ход урока


План урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Усвоение новых знаний.

4. Закрепление изученного материала.

5. Систематизация и обобщение

6. Рефлексия.

7. Информация о домашнем задании.


Этап 1. Организационный момент

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Психологический настрой.


  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.


Учитель:

Русский язык – это огромная глыба, которую вам предстоит постигать еще очень долго: всю жизнь.

Я думаю, что следует согласиться со словами русского писателя, историка Николая Михайловича Карамзина: «Сколько времени потребно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному»


- Вот и мы сегодня будем продолжать изучение родного языка!


Этап II. Актуализация знаний

Итак, с чего обычно начинаем мы урок? Конечно, с путешествия во времени. Таким образом, в начале урока мы отправляемся в прошлое, и нашим девизом будет «Повторенье – мать ученья»! Подготовка к ОГЭ.

Учитель. Сегодня урок изучения нового материала. Но прежде мы продолжим подготовку к основному государственному экзамену (ОГЭ).

Повторим тему «Правописание –Н- и –НН- в именах прилагательных, причастиях». Вы должны иметь не только теоретические знания, но и умение применять их на практике. Работаем с раздаточным материалом.


  1. Н-НН в прилагательных и причастиях. (В раздаточном материале)


Карточка №1


  1. Определите, сколько Н пишется в словах?

а) тума..ая даль; б) небеле..ый потолок;

в) краше..ые полы; г) деревя..ый стол


  1. Определите, сколько Н пишется в словах?

а) стари..ые часы; б) ране..ый в плечо;

в) маринова..ые грибы; г) слома..ый стул

2.Работа с экзаменационным материалом

Эта тема просматривается в контрольно-измерительных материалах ОГЭ. Задание №5.


Карточка №2


Растащить, разморозить,сбить,бесцельный,бесформенный,расценивать,рассмешил,разложил.


- Какую орфограмму мы сейчас закрепили?


Этап III. Усвоение новых знаний

1. Выявление проблемы


Фронтальный опрос по теме «Сложноподчиненное предложение».

- Сегодня мы продолжим знакомство со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, но прежде вспомним:


- На какие основные группы делятся все сложноподчинённые предложения? (Придаточные определительные, изъяснительные, обстоятельственные)


- Какие виды придаточных обстоятельственных вы уже изучили?

(Места, времени, сравнения, образа действия и степени, цели)


  1. Вам было дано задание поискового характера.

Найти среди данных предложений предложения с придаточными цели.


- Прочитайте их, докажите, что это предложения сложноподчиненные с придаточными цели (слайд 2).


Учитель. Вы убедились, что художники слова в своих произведениях используют сложноподчиненные предложения с придаточными цели для более точной передачи своих мыслей, чувств, переживаний.

  1. Выявление трудности.

Одно предложение выбивается из общей структуры. Какое?

  1. Выведение темы урока


Итак, ребята одно придаточное отвечает на вопрос: «При каком условии?» Какая же тема нашего сегодняшнего урока? «Сложноподчиненное предложение с придаточными условия» (3 слайд)

Давайте выявим цель: Цель нашего урока? «Знакомство с придаточными условия.»(4 слайд)

- Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему «Сложноподчиненное предложение с придаточным условия». В этот день родился Муса Джалиль. И он тоже изучал эту тему в школе.

1906 - 1944 (38 лет)

ТАТАРСКИЙ И СОВЕТСКИЙ ПОЭТ, ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

4.Работа с раздаточным материалом. Расследование(слайд5)


- Перед вами 3 предложения.

1.Если мы будем внимательны друг к другу, то жизнь будет лучше.

2.Если у нас с вами будет всё хорошо, тогда и хорошее настроение нам обеспечено.

3.И наконец, если у нас всё чудесно, то мы в силах сделать счастливыми и окружающих.(слайд 5).


- Ребята, какую особенность заметили в этих предложениях? (Содержат условие, при котором протекает или может протекать действие главного предложения)

- По своей структуре, какие это предложения? (Сложноподчиненные)

- Поставьте вопрос от главного предложения к придаточной части?

- Какие это предложения?

(СПП с придаточными условия)



Физкультминутка. (М.И.Цветаева)


О, люди - встаньте!

Под глубокий вздох

Вы руки к небу поднимите.

Глазами тучу поищите.

Себе под ноги посмотрите.

Кругом просторы оглядите.

Руками пепел разотрите.

Дав отдохнуть своим силам от споров,

Снова вернемся к разговору.

(Класс садится)


Этап IV Закрепление изученного материала



Читаем материал учебника.

3. Знакомство с правилом в учебнике.


- Прочитайте о сложноподчиненных предложениях с придаточными условия на стр. , применяя прием ИНСЕРТА. Можете воспользоваться опорой, данной на доске.

\/ - это я знал;

- противоречит моим представлениям, вызывает сомнения;

+ - новая информация;

? – возник вопрос.

Запись на доске.


Если не узнаешь горького, не узнаешь и сладкого.

Не зная горького, не узнаешь и сладкого.

- Сравним два предложения.

-Чем они отличаются друг от друга?

(Одно - сложноподчиненное предложение, другое - простое предложение с деепричастным оборотом)


-Докажите. (В сложном - две грамматические основы, сложноподчиненное – задается вопрос от главного к придаточному, в простом – одна грамматическая основа)


- Чем осложнено простое предложение?

- Задайте вопрос к придаточному предложению.

- Задайте вопрос к деепричастному обороту.

- В чем сходство?

(Сложноподчиненное предложение и простое предложение с деепричастным оборотом одно и то же значение – условие)


Вывод: Придаточное предложение более точно передает значение условия благодаря союзу ЕСЛИ

- Где стоит придаточное предложение по отношению к главному?

- Может ли придаточное условия стоять после главного предложения? (Да) Поставьте главное предложение перед придаточным.

- С помощью какого союза присоединяется придаточное условия к главному предложению?

- К чему относится придаточное предложение? (ко всему главному предложению в целом)


- Составьте схему сложного предложения.

(Ученик составляет схему предложения на доске)


Делаем вывод.

- На какой вопрос отвечает придаточное условия?

- С помощью какого союза присоединяется придаточное условия к главному предложению?

- К чему относится придаточное предложение? (ко всему главному предложению в целом)

- От каких предложений нам нужно отличать придаточное условия?



Делаем вывод.

- Какой мы можем сделать вывод?

- С помощью какого союза присоединяется придаточное условия к главному предложению?

- Какой характер имеют предложения с этими союзами?


  1. - Продолжаем исследование новой темы.


Коль ты старый человек,

Дядей будешь нам навек.


Коли парень ты румяный,

Братец будешь нам названый.

- Каким союзом можно заменить старинное слово КОЛЬ, КОЛИ? (союзом ЕСЛИ).


(ЕСЛИ – самый распространенный союз придаточных условия)


-Сделайте вывод сами. Где используются сложноподчиненные предложения с придаточными условия?


(Часто эти союзы используются в художественном произведении)


Делаем вывод.

- С помощью какого союза присоединяется придаточное условия к главному предложению?

- Где используются предложения с этими союзами?


Этап V Систематизация и обобщение


- На какие вопросы отвечает придаточное условия? (при каком условии?)

- К чему относится придаточное предложение? (ко всему главному предложению в целом)

- Какими союзами присоединяется к главному предложению. если (если… то), если бы, как скоро, раз, коли, ежели, когда (= если).

- Место по отношению к главному предложению: любое.



  1. Закрепление изученного материала.



  1. Потренируемся в определении придаточных. 

Перед вами высказывания академика Д.С. Лихачева. Дайте устную характеристику каждому предложению.

1.Если бы каждый человек на куске земли своей сделал все что может, как прекрасна была бы земля наша. (условия)

2. Зависть проявляется прежде всего там, где вы сам себе чужой. (места)

3. Лучше всего человек проявляет свою воспитанность, когда ведёт дискуссию.(времени)

4. Если у человека есть настоящая цель, то она должна проявляться во всём.(условия)

5. Надо жить так, как велит совесть. (образа действия).

6.Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение. (цели)


- Как определяли вид придаточного?



  1. Творческая работа. Конструирование предложений.


Закончите предложения (раздаточном материале). Карточка №4


1.Чтобы достичь цели, необходимо…

2. Если научишься уважать других, то и ….

3. Чтобы быть Человеком с большой буквы, надо…


Примерные ответы.

1.Чтобы достичь цели, необходимо…стремиться к ней.

2. Если научишься уважать других, то и ….тебя будут ценить.

3.Чтобы быть Человеком с большой буквы, надо… прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. (Из высказывания академика Д.С. Лихачева)



Этап VI. Подведение итогов урока.Рефлексия.

- Над какой темой работали сегодня на уроке?

  • Узнали … (отличительные особенности придаточных условия (строение, средства связи, положение в СПП)

  • Научились …. (опознавать СПП с придаточными условия среди других СПП)

  • Совершенствовали …(умение анализировать СПП).

  • Достигли мы цели урока?

  • А что ещё очень важное усвоили для себя на уроке? (Нести людям добро)



Учитель. Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы. (Д.С. Лихачёв)



VII. Домашнее задание по учебнику:

2. Творческое задание: напишите небольшое сочинение-рассуждение «Что такое доброта» C.42 КИМов,счинение 9.3.



14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!