Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
Цели:
Обучающие:
Познакомиться со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в данного типа сложноподчиненных предложениях.
Развивающее:
Определять типы придаточных обстоятельственных в СПП.
Воспитывающие:
Воспитывать любовь к природе родного края, к творчеству русских поэтов.
ХОД УРОКА
I. Слово учителя.
- Сегодня мы приступаем к изучению темы “Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными” : познакомимся с видами придаточных обстоятельственных , средствами связи в предложениях этого типа. Но прежде повторим изученное.
(Запись в тетради числа )
II. Повторение изученного.
- Расставьте ударение в словах, записанных на слайде.
(Проверка по цепочке)
- Слова, в которых допустили ошибки, запишите в тетрадь для правил.
2. «Сложные предложения»
–А сейчас повторим сложные предложения ( Повторение теоретических сведений о сложных предложениях).
3.- Над каким типом сложных предложений мы работаем в течение нескольких уроков? ( СПП)
А) Какие предложения называются СПП? Чем они отличаются от сложносочиненных?
в) На какие основные группы по значению делятся сложноподчиненные предложения?
Вывод: «Сложноподчинённые предложения»
- Хорошо, теорию вы знаете неплохо.
4. Фронтальный опрос – графический диктант.
- А сейчас проверим на практике, как вы усвоили изученный материал. Прослушав предложение, составьте его схему и определите вид придаточного. Записываем схемы на доске, выходя поочередно, и в тетрадях.
Мы вспомнили известных певцов, чьё детство прошло в нашем городе. (Придаточное определительное)
Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. (Придаточное изъяснительное)
Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила , читатель дорогой. (Сложносочиненное предложение)
Нет города, который не гордился бы кем-нибудь из своих земляков.(Придаточное определительное)
Известно, что русский язык богат словами, называющими небесные явления. (Придаточное изъяснительное)
- А следующее предложение давайте запишем полностью и, кроме схемы, сделаем его полный синтаксический разбор.
Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас. (Повеств., невоскл., сложное, сложноподч.)
- Назовите обстоятельства с их значениями и вопросы, на которые они отвечают. (Обстоятельства времени, образа действия.)
- Какие ещё обстоятельства бывают? ( Цели, места, причины, сравнения, уступки, условия, следствия)
Учитель: подобные значения имеют и придаточные обстоятельственные, которые отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении.
- Итак, переходим к знакомству с новым материалом. ( Запись темы в тетради )(слайд 1)
III. Изучение нового материала.
Так на какие же группы делятся придаточные обстоятельственные
- Как мы будем различать их? ( По вопросам, союзам и союзным словам)
IV. Закрепление новой темы.
- Проверим, как вы поняли новую тему при помощи распределительно – цифрового диктанта.
1. Распределительно - цифровой диктант.
Задание: прослушать предложения и записать в 2 столбика номера предложений:
в 1-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными,
во 2-й - простые предложения с обстоятельствами.
Если жизнь тебя обманет,не печалься, не сердись. (С придаточным условным)
Войдя в лес, человек чувствует дыхание пробудившейся земли. (Простое предложение)
Зимой, когда все водоёмы замерзают, водоплавающая птица может погибнуть. (С придаточным времени)
Природа с глубокой древности используется для оздоровления и лечения человека. (Простое предл.)
Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. (С придаточным цели)
Люблю грозу в начале мая. (Простое пр.)
Дорогою свободною иди, куда влечёт тебя свободный ум. (С придаточным места)
Дни поздней осени бранят обыкновенно. (Простое предл.)
Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было её узнать и не полюбить. (С придаточным причины)
Подлинное большое искусство возвышает ум и душу народа. (Простое предл.)
Ключ: сложноподч. предл. простые предл.
1, 3, 5, 7, 9 2, 4, 6, 8, 10
- Назовите номера сложноподчиненных предложений и номера простых предложений.
- На что ориентировались, выполняя задание? (Вопросы, союзы, союзные слова, количество грамматических основ)
- А сейчас посмотрите на улицу. Какое настроение вызывает у вас эта погода?
-Да, природа всегда прекрасна, всегда совершенна. Природа всегда действует благородно.
У природы нет плохой погоды! Каждая погода благодать. Дождь ли, снег…любое время года Надо благодарно принимать,… (из к/ф Эльдара Рязанова « Служебный роман»)
2. Работа с учебником. Упр.116, стр.74.
Задание: выписать СПП с придаточными обстоятельственными, составить схему предложения, определить тип придаточного обстоятельственного.
- Ну и, наконец, проверим ваше умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных, которое будет оценено самым беспристрастным учителем – компьютером.
3.Коллективная работа на компьютере (компьютерная программа “Фраза”: 9 класс, “Сложноподчиненное предложение”, вариант “Отдельные предложения” № 515-518).
Задание: расставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных.
(Сообщить оценки за выполнение работы по упражнению)
V. Подведение итогов урока.
1. Что нового узнали о сложноподчиненных предложениях?
2. Как будем различать виды придаточных обстоятельственных?
Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок.
3. Выставление оценок .
VI. Домашнее задание: п.12, с.67–68, выписать из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” 9 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов.