Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Алтайский государственный педагогический университет»
Институт информационных технологий и физико-математического образования
Кафедра теоретических основ информатики
Направление подготовки: 44.03.05 «Педагогическое образование»
Программа подготовки: Математика и Информатика
Конспект
по теме: «Смешанные системы счисления»
Выполнила студентка 5 курса
3642д группы: Клепинина Неля
Евгеньевна
__________________________
(подпись)
Учитель: Пожарский Кирилл шоагсэугаощуоащэуаощэуоаушаоуоауоа Александрович
__________________________
(подпись)аепоооо
Методист: Петракова Ольга лосэвосовщуовщуовсщуосщуосщуосщуосащоВикторовна
__________________________
(подпись)
Отметка: ___________________
Барнаул – 2020
Класс: 10;
УМК: Информатика. Углубленный уровень : учебник для 10 класса : в 2 ч. Ч. 1 / И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина, Л. В. Шестакова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 184 с.
Данная тема рассматривается в 3 главе «Системы счисления». На изучение темы «Смешанные системы счисления» отводится 2 часа. Данный урок первый. На уроках будет рассмотрен алгоритм перевода целых двоичных чисел в систему счисления с основанием Q= 2n. Изложение нового материала ведётся с использованием презентации «Смешанные системы счисления».
Цели урока:
Образовательная: формирование знаний, умений и навыков учащихся о переводе чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.
Развивающие: развивать мышление, логику, память, информационную культуру.
Воспитательная: воспитание самостоятельности при решении задач, информационной культуры.
Решаемые учебные задачи:
углубить, обобщить и систематизировать приемы перевода чисел из одной системы счисления в другую;
научиться переводить числа из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно с помощью триад и тетрад;
научиться оформлять алгоритм перевода чисел по примеру;
отрабатывать полученные знания на практике;
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: учащиеся владеют всеми понятиями, относящимися к теме «Системы счисления», знают алгоритмы перевода из одной системы счисления в другие, умеют переводить целые, дробные и смешанные числа из одной системы счисления в другие, используя алгоритмы перевода.
Метапредметные: умение анализировать любую систему счисления как знаковую систему.
Личностные: понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.
Тип занятия: изучение нового материала;
Ведущие формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах;
Средства ИКТ, используемые на уроке: персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями.
План занятия:
Организационный момент (2 минуты);
Мотивация изучения нового материала (3 минуты);
Изучение нового материала (15 минут);
Первичное закрепление изученного материала (6 минут);
Решение задач (10 минут);
Домашнее задание (2 минуты);
Рефлексия (2 минуты).
Ход занятия:
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Универсальные учебные действия |
Организационный момент |
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверка отсутствующих на уроке. | Приветствуют учителя. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Регулятивные: организация своей учебной деятельности; Личностные: мотивация обучения. |
Мотивация изучения нового материала |
На слайде: Как перевести число 1010112 в восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления напрямую? Какую цель мы поставим на данный урок? К этому примеру мы еще вернемся. А пока запишите число и тему урока «Смешанные системы счисления». | Рассуждения учеников, в результате чего они приходят к выводу, что им предстоит научиться выполнять данные преобразования. Учиться переводить числа из данной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную. Записывают число и тему урока. | Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; выдвижение гипотез; Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; Познавательные: построение логической цепи рассуждений; Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
Изучение нового материала |
Способ записи чисел, при котором числа из позиционной системы счисления с основанием Q записываются с помощью цифр системы счисления с основанием Р, называется смешанной P–Q-ичной системой счисления. Примером смешанной системы является двоично-десятичная система счисления. В ней десятичное число записывается путем замены каждой цифры на 4-разрядный двоичный код. На слайде таблица соответствия двоично-десятичной системы. Учитель обсуждает с учениками содержимое таблицы, разбирают пример как устанавливается соответствие десятичному числу двоичным кодом. Также примером смешанной системы счисления является двоично-восьмеричная система счисления. На слайде таблица соответствия между восьмеричными цифрами и трехзначными двоичными числами. Рассказывает о двоично-восьмеричной системе счисления. И смешанной является двоично-шестнадцатеричная система счисления. На слайде таблица соответствия между шестнадцатеричными цифрами и четырехзначными двоичными числами. Рассказывает о двоично-шестнадцатеричной системе счисления. Рассмотрев примеры, приходим к выводу, что если основание Q-ричной системы счисления является степенью числа 2, то перевод чисел из q-ричной системы счисления в 2-ичную и обратно можно проводить по более простым правилам: На слайде: Алгоритм перевода целых двоичных чисел в систему счисления с основанием Q= 2n: 1. Двоичное число разбить справа налево на группы по n в каждой. 2. Если в левой последней группе окажется меньше n разрядов, то её надо дополнить слева нулями до нужного числа разрядов. 3. Рассмотреть каждую группу как n – разрядное двоичное число и записать его соответствующей цифрой в системе счисления Q= 2n. | Записывают определение в тетрадь. Слушают объяснение учителя. Фиксируют таблицы соответствия восьмеричных /шестнадцатеричных цифр и двоичных трехзначными /четырехзначными двоичными числами. Слушают объяснение учителя. | Личностные: первичная сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; развитие речевого аппарата; Познавательные: формирование умения обобщать, составлять алгоритм действий; Регулятивные: планирование, определение последовательности действий; Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, инициативное сотрудничество в группе. |
Первичное закрепление изученного материала |
Сейчас рассмотрим примеры. Вернемся к заданию, которое было в начале урока, где число 1010112 нужно перевести в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления. Как будем переводить данное число в восьмеричную систему счисления? А если это же число переведем в шестнадцатеричную систему счисления? Задание: записать число 3517, 28 в двоично-восьмеричном виде. Как будем переводить? Следующее задание записать число С81F, 1D16 в двоично-шестнадцатеричном виде. | Разобьём его, начиная с конца, на триады. Получим 101 011. Дальше по таблице соответствия запишем восьмеричное число 538. Разобьём число с конца на тетрады. Получим 0010 1011. Дальше по таблице соответствия запишем шестнадцатеричное число 2В16. Заменим каждую восьмеричную цифру на соответствующую двоичную триаду. Получим 3517, 28 = 11101001111, 012-8. Заменим каждую шестнадцатеричную цифру на соответствующую двоичную тетраду. Получим С81F, 1D16 = 1100 1000 0001 1111, 0001 11012-16. Разбирая примеры, ученики фиксируют решения в тетрадь. Задают учителю уточняющие вопросы. | Личностные: первичная сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; развитие речевого аппарата; Познавательные: формирование умения обобщать, составлять алгоритм действий; Регулятивные: планирование, определение последовательности действий; работа по алгоритму; прогнозирование результата. Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, инициативное сотрудничество в группе. |
Решение задач |
А сейчас будем работать в парах (одна парта один вариант). На данную работу у вас отводится 8 минут Раздает карточки с заданиями. Вариант 1 1.Перевести в восьмеричную систему счисления: 1100001101012. 2.Перевести в шестнадцатеричную систему счисления: 110110100012. 3.Перевести восьмеричное число 256 в двоичную систему счисления. 4.Перевести шестнадцатеричное число 1АС7 в двоичную систему счисления. 5.Перевести смешанное двоичное число 100010,0111012 в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления. 6.Перевести число 774 из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную. 7.Перевести число А45 из шестнадцатеричной системы счисления в восьмеричную. Вариант 2 1.Перевести в восьмеричную систему счисления: 111000010110012. 2.Перевести в шестнадцатеричную систему счисления: 10000101012. 3.Перевести восьмеричное число 657 в двоичную систему счисления. 4.Перевести шестнадцатеричное число FACC в двоичную систему счисления. 5.Перевести смешанное двоичное число 1111000000,1012 в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления. 6.Перевести число 653 из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную. 7.Перевести число 24А из шестнадцатеричной системы счисления в восьмеричную. Вариант 3 1.Перевести в восьмеричную систему счисления: 10101012. 2.Перевести в шестнадцатеричную систему счисления: 1111111110000012. 3.Перевести восьмеричное число 1025 в двоичную систему счисления. 4.Перевести шестнадцатеричное число 2D1 в двоичную систему счисления. 5.Перевести смешанное двоичное число 101010,00102 в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления. 6.Перевести число 163 из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную. 7.Перевести число 9FB из шестнадцатеричной системы счисления в восьмеричную. Во время работы учеников консультирует тех ребят, у которых возникают затруднения. После того, как отведенное время истекло, учитель выводит на слайде ответы, ученики проверяют правильность выполнения. | Выполняют работы в парах. Если возникают затруднения, спрашивают у учителя. Проверяют решения. | Личностные: первичная сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; формирование навыков самоорганизации; Познавательные: формирование умения обобщать, составлять алгоритм действий; Регулятивные: планирование, определение последовательности действий; Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, инициативное сотрудничество в группе. |
Домашнее задание |
Откройте дневники, запишите домашнее задание. Дома: § 1.3.4 (стр. 43-47), стр. 47 № 4 письменно. | Записывают домашнее задание. | Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: действие самоконтроля и самооценки процесса и результата деятельности. |
Рефлексия |
Подводя итог, я предлагаю вам продолжить фразы: – Я знаю как… – Я могу применить…. – Я знаю как… Выставление оценок. Спасибо всем за урок. До свидания! | Каждый учащийся продолжает любую из трёх фраз. Прощаются с учителем. | Познавательные: структурирование знаний; действие самоконтроля и самооценки процесса и результата деятельности; Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. |