СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу; нч, чн, чк, нщ, рщ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке учащиеся закрепляют навыки правописания сочетания букв, воспроизводящихся на письме всегда в одном и том же виде.

Просмотр содержимого документа
«Урок 21.СОЧЕТАНИЯ БУКВ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ; НЧ, ЧН, ЧК, НЩ, РЩ»

Русский язык. 5 класс. / М. М. Разумовская, В. И. Капинос / Письмо. Орфография. Урок 5


ТЕМА: СОЧЕТАНИЯ БУКВ Урок 21

жи-ши, ча-ща, чу-щу; нч, чн, чк, нщ, рщ


Смолина Лариса Николаевнаучитель русского языка и литературы


Цели:

1. Закрепить навыки правописания сочетания букв, воспроизводящихся на письме всегда в одном и том же виде.

2. Закрепить навыки правописания гласных после шипящих.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Учащиеся по «цепочке» называют виды орфограмм и приводят примеры из тетради.

2. Беседа о правилах обозначения буквами согласных звуков.

Вопросы для повторения:

– По какому опознавательному признаку мы находим в словах орфограммы – гласные буквы? Приведите примеры.

– По каким опознавательным признакам мы можем найти в словах «точку применения» орфографического правила о проверяемых согласных в корне слова? Подберите примеры.

– Какому типу орфограмм свойственен признак стечения согласных? Приведите примеры.

3. Задание «Четвертое лишнее».

Учитель. Найдите «лишнее» слово (устно), объясните свой выбор.

1) Площадка, лошадка, задачка, укладка.

2) Искусный, ненастный, прелестный, грустный.

3) Счастливый, согласный, ужасный, напрасный.

III. Изучение нового материала.

1. Составление таблицы:

После шипящих ж, ш, щ

Пишутся

и, у, а

Не пишутся

ы, ю, я

Исключения: брошюра, жюри, парашют.

2. Чтение и заучивание теоретического материала на с. 30.

IV. Закрепление орфограммы.

1. Выполнение упражнений 72–73 на с. 30.

2. Повторение других орфограмм, сопоставляя написание и звучание в упражнении 74.

3. Запись в два столбика слов с гласными и, у, а после шипящих, которые являются:

1) всегда твердыми,

2) всегда мягкими:

жир, машина, чашка, щука, жить, шить, щупальце, пассажир, пища, овчарка, часовой, пружинка, необычайный, шишка, прополощу, участок, жираф, ландыши, трещать.

4. Укажите, в какой части слова находится орфограмма:

жилище, чудный, навещу, журчит, карандашик, хороши, ежик, роща, лыжи, ощупать, частный.

V. Обобщение изученного.

1. Составление таблицы о видах гласных орфограмм в корне.

Виды гласных орфограмм в корне

Примеры


1. Безударные гласные, проверяемые ударением.


2. Непроверяемые безударные гласные.

3. Гласные и, у, а после шипящих

Образец записи:

Белее – бéлый.

Редеет – рéдкий.

Аллея.

Жизнь, чудо

Делается вывод о видах гласных орфограмм в корне.

2. Составление таблицы о видах согласных орфограмм в корне.

Виды согласных орфограмм в корне

Примеры

1. Сомнительные согласные.

2. Непроизносимые согласные.

3. Непроверяемые согласные


Заполнить таблицу примерами, взятыми из пословиц:

1. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

2. Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

3. Умный надеется на себя, глупец – на счастливый случай.

4. Длинный язык – лестница, по которой ходят несчастья.

3. Орфографический диктант с самопроверкой по словарю.

Удивление, посветить фарой, преподаватель, объединение, орфограмма, долина, преодолеть, далекий, оранжевый, аромат, картина, сотрясение, блеснуть, сверкнуть, вестибюль, директор.

4. Списывание предложений (текст заранее записан на доске).

Учащиеся должны выбрать правильное написание, учитывая значение слов.

1. На мачте разв..вался флаг. 2. В отд..лении в..днелись картофельные поля. 3. Растение хорошо разв..вается. 4. Ребята ум..ляли взять их на всю ночь л..вить рыбу. 5. Закр..пи полозья саней, чтобы они не скр..пели.

VI. Итог урока.

Учитель. Перечислите орфограммы, которые вы изучили. Приведите примеры на каждое изученное орфографическое правило. Объясните, почему иногда встречаются такие орфографические ошибки как «чюдище», «ночька», «баньтик», «машына» (написание слов демонстрируется на карточах).

Домашнее задание: параграф 15, подобрать и записать по 2–3 примера на изученные орфограммы.



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!