СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение "Христианские мотивы в творчестве А.С.Пушкина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сочинение "Христианские мотивы в творчестве А.С.Пушкина"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пронская средняя общеобразовательная школа» Пронского района

Рязан­ской области








Сочинение.

Христианские мотивы в творчестве А.С.Пушкина.






Выполнила Бабонова Виктория,

ученица 11 класса

Руководитель: Старикова Г.А.,

учитель русского языка и литературы








Пронск 2022

«Пушкин …имел сильное религиозное чувство: читал и любил читать Евангелие, был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил их», - писал известный русский поэт П.А.Вяземский. Да и многочисленные факты из жизни А.С.Пушкина свидетельствуют о том, что он часто опирался в своих произведениях на церковнославянский текст Святого Писания. Такие произведения мы не случайно называем «духовной» литературой, так как она относится к самому сокровенному, что есть у человека: к его душе, потому что связана с его верой. Большинство религиозных стихотворений, написанных русскими поэтами, носит название «Молитва».

А что такое молитва? Это особые слова, которые произносит верующий, когда обращается к Богу, святым. Самая главная молитва для христиан - «Отче наш». В «Библейском словаре» об этом можно прочитать. Иисус Христос призывал своих учеников молиться искренне, полностью уходя от мира в глубину своей души. А молясь, не говорить ничего лишнего. У А.С.Пушкина есть стихотворение с таким названием.Произведение очень светлое, в нём звучит доверие Отцу Небесному, надежда на него:

Я слышал — в келии простой
Старик молитвою чудесной
Молился тихо предо мной:
«Отец людей, Отец Небесный!
Да имя вечное Твое
Святится нашими сердцами;
Да придет Царствие Твое,
Твоя да будет воля с нами,
Как в небесах, так на земли.
Насущный хлеб нам ниспошли
Своею щедрою рукою;
И как прощаем мы людей,
Так нас, ничтожных пред Тобою,
Прости, Отец, Своих детей;
Не ввергни нас во искушенье,
И от лукавого прельщенья
Избави нас!..

Перед крестом
Так он молился. Свет лампады
Мерцал впотьмах издалека,
И сердце чаяло отрады
От той молитвы старика.

Я думаю, что такие строки мог написать только глубоко верующий человек.

Влияние Библии на духовную литературу и литературу вообще огромно. Из неё заимствованы образы, сюжеты, символы. Эти стихотворения содержат в себе религиозные мотивы, которые делают их добрыми, светлыми.

Всем известно своеобразное состязание сказочников: В.А.Жуковский писал «Сказку о царе Берендее», а А.С.Пушкин - «Сказку о царе Салтане…». Когда вышло произведение А.С.Пушкина, поэт, знаменитый переводчик «Илиады» Гомера, Гнедич восторженно отозвался о сказке. Но автор считал свою сказку шуткой, забавой по сравнению с серьёзным трудом Гнедича. Об этом он сказал в своём послании другу.

В стихотворении можно обнаружить библейские реминисценции: Гнедич сравнивается с Моисеем, который надолго удалился от человеческого общества для беседы с Богом. К людям он вышел со скрижалями – мраморными досками, на которых, по Библии, были высечены десять заповедей, полученные от Бога на горе Синай.

По библейской легенде Моисей разбил скрижали, застав народ, поклоняющимся идолу – золотому тельцу.

Но так ли повёл себя Гнедич (Моисей), спустившись с вершин своего творчества и застав своих коллег в «безумстве суетного мира»?

Нет, он как «прямой» поэт, настоящий художник, способен переживать трагедии, изучать произведения античности и достойно оценивать площадную забаву, лубочную сцену и сказку.

…Таков прямой поэт. Он сетует душой

На пышных играх Мельпомены,

И улыбается забаве площадной

И вольности лубочной сцены,

То Рим его зовёт, то гордый Илион,

То скалы старца Оссиана,

И с дивной лёгкостью меж тем летает он

Вослед Бовы иль Еруслана.

Обращение А.С.Пушкина к библейской легенде, противопоставление поведения Моисея и Гнедича позволило поэту ещё раз высказать свою мысль о настоящем художнике слова, умеющем и улыбаться, и грустить, ценить серьёзные произведения и незамысловатые труды.

Ещё я хочу рассказать о стихотворении, которое связывают с именем Натальи Николаевны Гончаровой. Жена А.С.Пушкина была редкой красавицей. Говорят, красота будущей супруги представлялась поэту непременным условием. Своей невесте он писал: «Часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды…» Его стихотворение, посвящённое Наталье Николаевне, так и называется: «Мадонна». Невозможно без душевного трепета читать:

…Исполнились мои желания, Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Этот идеал Пушкин увидел в мадоннах художников Возрождения Рафаэля и его учителя Пьетро Петруджино. Именно сонет выбрал Пушкин и использовал по традиции: так поступали поэты древности, желая любимую «земную» женщину возвеличить до уровня пречистой.

В основе стихотворения нет библейской истории, но есть упоминание об отдельных предметах и образах. Например, поэт мечтает о холсте, на котором были бы изображены «пречистая» и «божественный спаситель под пальмою Сиона». Сион – это и одна из гор в Иерусалиме, и частое и излюбленное название самого Иерусалима, и жилище Богов.

А.С.Пушкин использовал библейские образы и библейскую лексику для того, чтобы расширить смысловое пространство, показать истинную глубину чувств поэта и для того, чтобы подчеркнуть: рядом с ним не просто красивая женщина, а идеал прелести и чистоты.

В сонете разговорная лексика, передающая «земные» мечты поэта о домашнем очаге, семье, где он мог в «простом углу» заниматься «медленными трудами», тонко сочетается с библейской лексикой: обитель, суеверно, внимая, пречистая, спаситель, величие.Такое сочетание рисует высокий идеал взаимоотношений, любви, без которых поэт не представлял семьи.

О люди! Все похожи вы

На прародительницу Эву:

Что вам дано, то не влечёт,

Вас непрестанно змий зовёт

К себе, к таинственному древу;

Запретный плод вам подавай,

А без того вам рай не рай.

Это строчки из восьмой главы знаменитого романа в стихах «Евгений Онегин». Они напоминают библейское предание «Изгнание из рая». В нём рассказывается об Адаме и Еве, которые, поддавшись искушению, съели запретный плод и стали смертными. Онегин тоже пожелал «вкусить плод запретного дерева», хотел добиться любви замужней женщины. Татьяна любит Евгения, но не отвечает на его чувства: «… я другому отдана, я буду век ему верна». Онегин сопоставляется с Евой и одновременно является змием-искусителем для Татьяны. Так А.С.Пушкин использовал библейскую легенду и переосмыслил её, расширив временное пространство романа и подчеркнув вечность темы искушения, которому подвластны все люди на Земле и во все времена.

В конце моего сочинения хочется вспомнить знаменитое стихотворение «Пророк». В его основе лежит библейская легенда о пророке Исайе и о беспощадном наказании народа, отступившего от добра, веры, духовности и любви к Богу.

А.С.Пушкин и опирается на эту легенду как на авторитетный пример в истории, и отступает от неё. Исайя находится среди неправедного народа. А пушкинский герой – в мрачной пустыне. У поэта пустыня – символ бездуховности, герой томится, страдает. Ему тяжело оттого, что он не может слышать и видеть Бога, поэтому он ищет. А если человек ищет, он обязательно найдёт. Внимание читателей в легенде приковано к воздействию на отступившего от Бога народа, а в стихотворении А.С.Пушкина – к превращению человека в провидца, пророка:

…Перстами, лёгкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы…

…Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон…

Человеку дали зоркость, дали слух. Теперь ему надо перенести огромные муки, чтобы стать провидцем. Серафим «вырывает грешный язык», «рассекает грудь мечом», «вынимает трепетное сердце» и «вкладывает угль, пылающий огнём». Человеку больно от беззакония и мрака, окружающего его, и когда эта боль пройдёт через его слух, зрение и сердце, то тогда уже не страшно будет говорить истину вслух. Так А.С.Пушкин выразил своё мнение о призвании поэта «будить» человеческую совесть, ум, душу.

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Но поэт только тогда станет пророком, когда его коснётся «Бога глас». Мало лишь видеть, слышать и чувствовать окружающий мир, человеческую боль, надо ещё верить. В этом стихотворении – вера поэта в зависимость человека от Высших сил.

Таким образом, Библия является не только непосредственным источником отдельных произведений А.С.Пушкина, но и ключом к мировосприятию поэта.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!