СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содержание, методика обучения учащихся изобразительному искусству в основной школе

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Содержание, методика обучения учащихся изобразительному искусству в основной школе»

Содержание, методика обучения учащихся изобразительному искусству в основной школе Соляник Татьяна Ивановна, учитель ИЗО ГОУ ЛНР «Зориковская средняя школа»

Содержание, методика обучения учащихся изобразительному искусству в основной школе

Соляник Татьяна Ивановна,

учитель ИЗО

ГОУ ЛНР «Зориковская средняя школа»

Цель предмета «Изобразительное искусство»  Основная цель изобразительного искусства – развитие визуально-пространственного мышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.   Целью изучения изобразительного искусства является освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах (вариативно).

Цель предмета «Изобразительное искусство»

Основная цель изобразительного искусства – развитие визуально-пространственного мышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Целью изучения изобразительного искусства является освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах (вариативно).

Содержание программы по изобразительному искусству  Содержание программы по изобразительному искусству на уровне основного общего образования структурировано по 4 модулям (3 инвариантных и 1 вариативный).  Инвариантные модули реализуются последовательно в 5, 6 и 7 классах. Содержание вариативного модуля может быть реализовано дополнительно к инвариантным в одном или нескольких классах или во внеурочной деятельности.

Содержание программы по изобразительному искусству

Содержание программы по изобразительному искусству на уровне основного общего образования структурировано по 4 модулям (3 инвариантных и 1 вариативный).

Инвариантные модули реализуются последовательно в 5, 6 и 7 классах. Содержание вариативного модуля может быть реализовано дополнительно к инвариантным в одном или нескольких классах или во внеурочной деятельности.

Содержание программы по изобразительному искусству Модуль №1 «Декоративно-прикладное и народное искусство» (5 класс) Модуль №2 «Живопись, графика, скульптура» (6 класс) Модуль №3 «Архитектура и дизайн» (7 класс) Модуль №4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография» (вариативный)  Каждый модуль программы по изобразительному искусству обладает содержательной целостностью и организован по восходящему принципу в отношении углубления знаний по ведущей теме и усложнения умений обучающихся. Последовательность изучения модулей определяется психологическими возрастными особенностями обучающихся, принципом системности обучения и опытом педагогической работы.

Содержание программы по изобразительному искусству

Модуль №1 «Декоративно-прикладное и народное искусство» (5 класс)

Модуль №2 «Живопись, графика, скульптура» (6 класс)

Модуль №3 «Архитектура и дизайн» (7 класс)

Модуль №4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография» (вариативный)

Каждый модуль программы по изобразительному искусству обладает содержательной целостностью и организован по восходящему принципу в отношении углубления знаний по ведущей теме и усложнения умений обучающихся. Последовательность изучения модулей определяется психологическими возрастными особенностями обучающихся, принципом системности обучения и опытом педагогической работы.

Методика обучения Методика обучения - система единой деятельности преподавателя и учеников по усвоению определенной части программы. Методика основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствознания . Методика преподава ния - как науки обобщает практический опыт работы, предлагает такие методы обучения, которые уже оправдали себя и дают наилучшие результаты.

Методика обучения

Методика обучения - система единой деятельности преподавателя и учеников по усвоению определенной части программы.

Методика основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствознания .

Методика преподава ния - как науки обобщает практический опыт работы, предлагает такие методы обучения, которые уже оправдали себя и дают наилучшие результаты.

Методика обучения  Методика  - это специальный отдел педагогики, который изучает правила и законы построения учебно-воспитательного процесса, т.е. методы и приемы, дидактических принципов, средств и форм обучения и воспитания  Методика может быть:  - общей, рассматривающей способы и приемы обучения, присущие всем предметам;  - частной, имеющей в виду способы обучения, применимые к какому-нибудь одному учебному предмету.

Методика обучения

Методика  - это специальный отдел педагогики, который изучает правила и законы построения учебно-воспитательного процесса, т.е. методы и приемы, дидактических принципов, средств и форм обучения и воспитания

Методика может быть:

- общей, рассматривающей способы и приемы обучения, присущие всем предметам;

- частной, имеющей в виду способы обучения, применимые к какому-нибудь одному учебному предмету.

Методика обучения включает: Метод обучения  Прием обучения  Цели обучения:   - Образовательные цели  - Развивающие цели  - Воспитывающие цели  - Практическая цель Принципы обучения  Содержание обучения  Средства обучения  Формы обучения 

Методика обучения включает:

  • Метод обучения 
  • Прием обучения 
  • Цели обучения: 

- Образовательные цели

- Развивающие цели

- Воспитывающие цели

- Практическая цель

  • Принципы обучения 
  • Содержание обучения 
  • Средства обучения 
  • Формы обучения 
Метод обучения  - способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала. Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижение к истине, к ожидаемому результату. Выбор методов обучения зависит от учебных целей, а также от возраста учащихся.   Прием обучения  – это отдельный момент, из нескольких приемов складывается метод обучения. Из совокупности приемов и методов обучения, объединенных общим направлением, складывается система обучения. Методика обучения

Метод обучения  - способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала. Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижение к истине, к ожидаемому результату.

Выбор методов обучения зависит от учебных целей, а также от возраста учащихся.

Прием обучения  – это отдельный момент, из нескольких приемов складывается метод обучения. Из совокупности приемов и методов обучения, объединенных общим направлением, складывается система обучения.

Методика обучения

Цели обучения Цели обучения   - заранее планируемый результат педагогической деятельности, достигаемый с помощью различных приемов, методов и средств обучения. Образовательные цели  - формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ; Развивающие цели  - развитие способностей (логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умения составлять план и пользоваться им, и т. д.) Воспитывающие цели  - воспитание чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д. Практическая цель  обучения связана с его направленностью, с тем, какой навык формируется в результате процесса обучения

Цели обучения

Цели обучения   - заранее планируемый результат педагогической деятельности, достигаемый с помощью различных приемов, методов и средств обучения.

Образовательные цели - формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ;

Развивающие цели - развитие способностей (логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умения составлять план и пользоваться им, и т. д.)

Воспитывающие цели - воспитание чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д.

Практическая цель обучения связана с его направленностью, с тем, какой навык формируется в результате процесса обучения

Принципы обучения - дидактические принципы: Принцип сознательности и активности  - осознанное, осмысленное, целенаправленное обучение (с точки зрения обучаемого) Принцип наглядности  – использование педагогом зрительного канала восприятия, который позволяет в короткие сроки преподнести максимум нового материала и значительно повышает эффективность усвоения новой информации и способствует интенсивности обучения Принцип систематичности и последовательности  придает системный характер процессу обучения Принцип прочности . Целью этого принципа является прочное и долговременное усвоение полученных знаний Принцип доступности  подразумевает разработку содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых Принцип научности  заключается в тщательном подборе информации, составляющей содержание обучения. Ученикам должны предлагаться для усвоения только прочно устоявшиеся, научно обоснованные знания Принцип связи теории с практикой , т.к. практика – основной материал для познания.

Принципы обучения - дидактические принципы:

  • Принцип сознательности и активности - осознанное, осмысленное, целенаправленное обучение (с точки зрения обучаемого)
  • Принцип наглядности – использование педагогом зрительного канала восприятия, который позволяет в короткие сроки преподнести максимум нового материала и значительно повышает эффективность усвоения новой информации и способствует интенсивности обучения
  • Принцип систематичности и последовательности придает системный характер процессу обучения
  • Принцип прочности . Целью этого принципа является прочное и долговременное усвоение полученных знаний
  • Принцип доступности подразумевает разработку содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых
  • Принцип научности заключается в тщательном подборе информации, составляющей содержание обучения. Ученикам должны предлагаться для усвоения только прочно устоявшиеся, научно обоснованные знания
  • Принцип связи теории с практикой , т.к. практика – основной материал для познания.
Содержание обучения  - знания в тесной связи с умениями, навыками, опытом творческой деятельности и эмоционально-ценностным отношением к миру. Его характер и объем определяется социальным заказом образовательной системы. Каждая эпоха формирует это содержание в соответствии с характерной для нее культурой, философией и педагогической теорией. Средства обучения  - совокупность материальных, технических, информационных и организационных ресурсов, используемых для обеспечения многообразных методов обучения.

Содержание обучения  - знания в тесной связи с умениями, навыками, опытом творческой деятельности и эмоционально-ценностным отношением к миру.

Его характер и объем определяется социальным заказом образовательной системы.

Каждая эпоха формирует это содержание в соответствии с характерной для нее культурой, философией и педагогической теорией.

Средства обучения  - совокупность материальных, технических, информационных и организационных ресурсов, используемых для обеспечения многообразных методов обучения.

Формы обучения  - это способ взаимодействия участников обучения, способ его существования. Обычно выделяются три группы форм обучения: • фронтальные (коллективные); • групповые; • индивидуальные.

Формы обучения  - это способ взаимодействия участников обучения, способ его существования. Обычно выделяются три группы форм обучения:

• фронтальные (коллективные);

• групповые;

• индивидуальные.

Содержание занятий по изобразительному искусству в основной школе Рисование с натуры Декоративное рисование Рисование на темы Беседы об искусстве  Внеклассная и внешкольная работа  в основной школе  Экскурсии  Изокружок  Беседы  Лекции  Творческие конкурсы  Кинофильмы  Домашнее рисование учащихся  Школьные вечера-концерты

Содержание занятий по изобразительному искусству в основной школе

  • Рисование с натуры
  • Декоративное рисование
  • Рисование на темы
  • Беседы об искусстве

Внеклассная и внешкольная работа

в основной школе

  • Экскурсии
  • Изокружок
  • Беседы
  • Лекции
  • Творческие конкурсы
  • Кинофильмы
  • Домашнее рисование учащихся
  • Школьные вечера-концерты
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ (УРОКА) Каждый урок членится на следующие части:  1. Организация занятий  (Установление в классе должной дисциплины, регистрация отсутствующих в классном журнале, настрой на учебную работу. Рабочее место должно быть заранее подготовлено)  2. Сообщение нового материала  (Педагог объясняет цели и задачи новой темы, разъясняет, как следует выполнять задание, иллюстрирует свои пояснения наглядными пособиями — схемами, чертежами, методическими таблицами и т.д. в процессе объяснения задает вопросы аудитории, чтобы убедиться что материал понятен )  3. Самостоятельная работа учащихся(практическая работа)  (Педагог внимательно следит за ходом работы обходит класс, делает замечания, некоторым дает дополнительные пояснения, а иногда, если это требуется, сам исправляет работу ученика)  4. Подведение итогов работы и завершение урока  (Анализ удачных и слабых работ, разъяснения, в чем их достоинства и недостат­ки)

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ (УРОКА)

Каждый урок членится на следующие части:

1. Организация занятий

(Установление в классе должной дисциплины, регистрация отсутствующих в классном журнале, настрой на учебную работу. Рабочее место должно быть заранее подготовлено)

2. Сообщение нового материала

(Педагог объясняет цели и задачи новой темы, разъясняет, как следует выполнять задание, иллюстрирует свои пояснения наглядными пособиями — схемами, чертежами, методическими таблицами и т.д. в процессе объяснения задает вопросы аудитории, чтобы убедиться что материал понятен )

3. Самостоятельная работа учащихся(практическая работа)

(Педагог внимательно следит за ходом работы обходит класс, делает замечания, некоторым дает дополнительные пояснения, а иногда, если это требуется, сам исправляет работу ученика)

4. Подведение итогов работы и завершение урока

(Анализ удачных и слабых работ, разъяснения, в чем их достоинства и недостат­ки)

План-конспект урока Форма и структура: вид занятий (указываем в конспекте, какому виду занятий будет посвящен урок); тема урока (указываем содержание учебной работы); цель урока (необходимо раскрыть образовательные и воспитательные задачи урока, диктуемые учебной программой); Оборудование  (перечислить оборудование, которое должно быть подготовлено к урокам):   а) для учителя;  б) для учащихся;

План-конспект урока

Форма и структура:

  • вид занятий (указываем в конспекте, какому виду занятий будет посвящен урок);
  • тема урока (указываем содержание учебной работы);
  • цель урока (необходимо раскрыть образовательные и воспитательные задачи урока, диктуемые учебной программой);
  • Оборудование (перечислить оборудование, которое должно быть подготовлено к урокам):

а) для учителя;

б) для учащихся;

План-конспект урока 5) использование классной доски (продумать, как рациональнее использовать классную доску, как композиционно разместить на ее плоскости ди­дактический материал); 6) план и ход урока (Содержание дается в виде методической записки: какой материал будет освещен на уроке, в какой последовательности он бу­дет изложен и как распределится учебное время ):  а) организационная часть;  б) объяснение нового материала;  в) самостоятельная работа учащихся;  г) завершение урока и задание на дом; 7) список использованной литературы (книги, из которых взят фактический материал, книги которые помогли составить конспект).

План-конспект урока

5) использование классной доски (продумать, как рациональнее использовать классную доску, как композиционно разместить на ее плоскости ди­дактический материал);

6) план и ход урока (Содержание дается в виде методической записки: какой материал будет освещен на уроке, в какой последовательности он бу­дет изложен и как распределится учебное время ):

а) организационная часть;

б) объяснение нового материала;

в) самостоятельная работа учащихся;

г) завершение урока и задание на дом;

7) список использованной литературы (книги, из которых взят фактический материал, книги которые помогли составить конспект).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!