Содержание, методика обучения учащихся изобразительному искусству в основной школе
Соляник Татьяна Ивановна,
учитель ИЗО
ГОУ ЛНР «Зориковская средняя школа»
Цель предмета «Изобразительное искусство»
Основная цель изобразительного искусства – развитие визуально-пространственного мышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Целью изучения изобразительного искусства является освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах (вариативно).
Содержание программы по изобразительному искусству
Содержание программы по изобразительному искусству на уровне основного общего образования структурировано по 4 модулям (3 инвариантных и 1 вариативный).
Инвариантные модули реализуются последовательно в 5, 6 и 7 классах. Содержание вариативного модуля может быть реализовано дополнительно к инвариантным в одном или нескольких классах или во внеурочной деятельности.
Содержание программы по изобразительному искусству
Модуль №1 «Декоративно-прикладное и народное искусство» (5 класс)
Модуль №2 «Живопись, графика, скульптура» (6 класс)
Модуль №3 «Архитектура и дизайн» (7 класс)
Модуль №4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография» (вариативный)
Каждый модуль программы по изобразительному искусству обладает содержательной целостностью и организован по восходящему принципу в отношении углубления знаний по ведущей теме и усложнения умений обучающихся. Последовательность изучения модулей определяется психологическими возрастными особенностями обучающихся, принципом системности обучения и опытом педагогической работы.
Методика обучения
Методика обучения - система единой деятельности преподавателя и учеников по усвоению определенной части программы.
Методика основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствознания .
Методика преподава ния - как науки обобщает практический опыт работы, предлагает такие методы обучения, которые уже оправдали себя и дают наилучшие результаты.
Методика обучения
Методика - это специальный отдел педагогики, который изучает правила и законы построения учебно-воспитательного процесса, т.е. методы и приемы, дидактических принципов, средств и форм обучения и воспитания
Методика может быть:
- общей, рассматривающей способы и приемы обучения, присущие всем предметам;
- частной, имеющей в виду способы обучения, применимые к какому-нибудь одному учебному предмету.
Методика обучения включает:
- Метод обучения
- Прием обучения
- Цели обучения:
- Образовательные цели
- Развивающие цели
- Воспитывающие цели
- Практическая цель
- Принципы обучения
- Содержание обучения
- Средства обучения
- Формы обучения
Метод обучения - способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала. Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижение к истине, к ожидаемому результату.
Выбор методов обучения зависит от учебных целей, а также от возраста учащихся.
Прием обучения – это отдельный момент, из нескольких приемов складывается метод обучения. Из совокупности приемов и методов обучения, объединенных общим направлением, складывается система обучения.
Методика обучения
Цели обучения
Цели обучения - заранее планируемый результат педагогической деятельности, достигаемый с помощью различных приемов, методов и средств обучения.
Образовательные цели - формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ;
Развивающие цели - развитие способностей (логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умения составлять план и пользоваться им, и т. д.)
Воспитывающие цели - воспитание чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д.
Практическая цель обучения связана с его направленностью, с тем, какой навык формируется в результате процесса обучения
Принципы обучения - дидактические принципы:
- Принцип сознательности и активности - осознанное, осмысленное, целенаправленное обучение (с точки зрения обучаемого)
- Принцип наглядности – использование педагогом зрительного канала восприятия, который позволяет в короткие сроки преподнести максимум нового материала и значительно повышает эффективность усвоения новой информации и способствует интенсивности обучения
- Принцип систематичности и последовательности придает системный характер процессу обучения
- Принцип прочности . Целью этого принципа является прочное и долговременное усвоение полученных знаний
- Принцип доступности подразумевает разработку содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых
- Принцип научности заключается в тщательном подборе информации, составляющей содержание обучения. Ученикам должны предлагаться для усвоения только прочно устоявшиеся, научно обоснованные знания
- Принцип связи теории с практикой , т.к. практика – основной материал для познания.
Содержание обучения - знания в тесной связи с умениями, навыками, опытом творческой деятельности и эмоционально-ценностным отношением к миру.
Его характер и объем определяется социальным заказом образовательной системы.
Каждая эпоха формирует это содержание в соответствии с характерной для нее культурой, философией и педагогической теорией.
Средства обучения - совокупность материальных, технических, информационных и организационных ресурсов, используемых для обеспечения многообразных методов обучения.
Формы обучения - это способ взаимодействия участников обучения, способ его существования. Обычно выделяются три группы форм обучения:
• фронтальные (коллективные);
• групповые;
• индивидуальные.
Содержание занятий по изобразительному искусству в основной школе
- Рисование с натуры
- Декоративное рисование
- Рисование на темы
- Беседы об искусстве
Внеклассная и внешкольная работа
в основной школе
- Экскурсии
- Изокружок
- Беседы
- Лекции
- Творческие конкурсы
- Кинофильмы
- Домашнее рисование учащихся
- Школьные вечера-концерты
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ (УРОКА)
Каждый урок членится на следующие части:
1. Организация занятий
(Установление в классе должной дисциплины, регистрация отсутствующих в классном журнале, настрой на учебную работу. Рабочее место должно быть заранее подготовлено)
2. Сообщение нового материала
(Педагог объясняет цели и задачи новой темы, разъясняет, как следует выполнять задание, иллюстрирует свои пояснения наглядными пособиями — схемами, чертежами, методическими таблицами и т.д. в процессе объяснения задает вопросы аудитории, чтобы убедиться что материал понятен )
3. Самостоятельная работа учащихся(практическая работа)
(Педагог внимательно следит за ходом работы обходит класс, делает замечания, некоторым дает дополнительные пояснения, а иногда, если это требуется, сам исправляет работу ученика)
4. Подведение итогов работы и завершение урока
(Анализ удачных и слабых работ, разъяснения, в чем их достоинства и недостатки)
План-конспект урока
Форма и структура:
- вид занятий (указываем в конспекте, какому виду занятий будет посвящен урок);
- тема урока (указываем содержание учебной работы);
- цель урока (необходимо раскрыть образовательные и воспитательные задачи урока, диктуемые учебной программой);
- Оборудование (перечислить оборудование, которое должно быть подготовлено к урокам):
а) для учителя;
б) для учащихся;
План-конспект урока
5) использование классной доски (продумать, как рациональнее использовать классную доску, как композиционно разместить на ее плоскости дидактический материал);
6) план и ход урока (Содержание дается в виде методической записки: какой материал будет освещен на уроке, в какой последовательности он будет изложен и как распределится учебное время ):
а) организационная часть;
б) объяснение нового материала;
в) самостоятельная работа учащихся;
г) завершение урока и задание на дом;
7) список использованной литературы (книги, из которых взят фактический материал, книги которые помогли составить конспект).