СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение на тему: "Технология разноуровневого обучения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему: "Технология разноуровневого обучения"»

Балейский филиал ГПОУ «Читинский педагогический колледж»









Сообщение

на тему: «Технология разноуровневое обучение младших школьников»
















Выполнила студентка 413 группы:

Цветкова Кристина













2024 г.

По мере развития науки и практики понятие “образование” тоже претерпевает изменения, развивается, конкретизируется с учётом новых требований и условий.

В данный момент вместо прежнего понятия “образование” возникает новое понятие “образование личности”– деятельности самого школьника по становлению, сотворению и развитию собственной личности и индивидуальности.

“По мере роста ребёнка образование должно становиться самообразованием, т.е. образованием самого себя. И тогда хороший педагог – это искусный создатель условий, при которых эта личность, как можно раньше становится созидателем самой себя, творцом собственного саморазвития”. (М.М. Поташник).

Образовательный процесс совершенствуется путём рационального сочетания традиционных и инновационных форм и способов обучения, направленных на реализацию технологии личностно-ориентированного образования, воспитания активной, творческой, самостоятельной, саморазвивающейся личности.

Технология личностно-ориентированного обучения позволяет активно развивать субъективный опыт жизнедеятельности ученика, помогает личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться. Её содержание, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личности.

Необходимость введения в образовательную практику разноуровневое обучение обусловлена тем, что в условиях большого объема учебной информации возникла проблема перегрузки школьников. В такой ситуации обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более, что он является часто недостижимым для многих школьников. А это означает появление у большинства из них отрицательной направленности к образовательному процессу в целом. Уровневая дифференциация осуществляется не за счет уменьшения объема изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией школьников

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах разного уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося; это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Требования, предписанные стандартами образования, остаются едины для всех уровней обучения.

Разноуровневое обучение предполагает несколько иную организацию учебного процесса, которая должна осуществляться с учетом:
1. уровня обученности школьника по данному предмету, уровня его общего развития;
2. особенностей психического развития личности (особенностей памяти, мышления, восприятия и т.д.);
3. особенностей характера, темперамента.

В соответствии с выявленными способностями и интересами учащихся можно условно разбить класс на три группы: учащиеся с низким темпом усвоения материала; учащиеся со средним темпом усвоения материала; учащиеся с высоким темпом усвоения материала.

Дети 1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, четкое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитие.

У детей 2 группы хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.

Дети 3 группы обладают академической одаренностью, представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включенности, мотивации и способности к регуляции своих действий. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.

Вводя элементы разноуровневого обучения, нужно обеспечить одинаковый темп продвижения каждого ученика при выполнении работы, при этом учащиеся должны работать в полную меру своих сил, чувствовать уверенность в себе, прочно и более сознательно усваивать программный материал.
Деятельность учителя при организации разноуровневого обучения, как правило, состоит:

в делении учащихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям);

в разработке или подборе заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний, интересами, способностями учащихся;

в оценивании деятельности учащихся.

Разноуровневое обучение позволяет учителю не воспринимать разность детей как помеху в образовательном процессе, а создавать условия для самореализации каждого учащегося, работать со всеми учащимися в классе, не допуская отставания слабых учеников и торможения в развитии сильных учащихся.

Задания І уровня имеют репродуктивный характер, даются на несложном лингвистическом материале, при этом максимальная отметка при правильно выполненном задании — 7 баллов.

Задания ІІ уровня предполагают осмысленное применение знаний, определенную аналитическую работу и конструируются на лингвистическом материале стандартной (средней) степени сложности.

Максимальная отметка за их правильное выполнение — 9 баллов. Задания ІІІ уровня требуют применения знаний не только в стандартной, но и в новой ситуации, большого количества преобразований, серьезной аналитической работы, строятся на лингвистическом материале повышенной сложности и оцениваются максимальным баллом — 10.

Для распределения заданий по этим трем уровням я использую конверты разных цветов. Чем светлее цвет конверта, тем задание в нем легче, т. е. І уровня. Чем темнее цвет, тем, соответственно, сложнее — ІІ или ІІІ уровня. Дети самостоятельно выбирают, какой конверт им взять.

Прежде чем ребенок возьмет тот или иной конверт, дается инструкция:

1) кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал — выбирает задание, допустим, в желтом конверте;

2) кто чувствует, что освоил материал по теме
прочно — выбирает задание в зеленом конверте;

3) кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности — выбирает задание в красном конверте.

Для примера, при изучении темы “Правописание парных звонких и глухих согласных” можно предложить такие задания:

Уровень І

Вставь пропущенные буквы.

Тетради — тетра..ь, тетра..ка, походы — похо.., березовый — бере..ка, колхозы — колхо.., верблюды — верблю.., шалаши — шала.., грибочек — гри… .

Уровень ІІ

Из приведенных слов выбери проверочные.

Проходит, выходка — прохо.., площадочка, площади — площа..ка, бобы, бобик — бо.., лягушата, лягушечный — лягу..ка, возик, привозит — во.., насосы, насосный —
насо… .

Уровень ІІІ

Вставь пропущенные буквы, подбери проверочное.

Шу..ка — шубы, ве..ка — …, ря.. — …, ла..ки — …,
зага..ка — …, ша..ка — …, варе..ки — … .

При изучении темы “Имя существительное” в 3 классе учащимся можно предложить следующие задания.

Уровень І

1. Подчеркните только имена существительные.

Тетрадь, кислый, вода, течет, конфета.

2. Определи род имени существительного.

Яблоня, кактус, медаль, гусь, собака, поле.

3. Вставь пропущенное существительное.

В полях тает _____. Лагерь раскинулся на берегу ____________.

Уровень ІІ

1. Образуй существительные и определи род.

Дружный, интересный, счастливый, бегать.

2. Подбери к данным существительным антонимы.

Радость, плач, добро, друг.

3. Закончи словосочетания. Определи род имен существительных.

Известная _______, острое _______, теплое ______, жаренный ______, душистая ______, красное _____.

Уровень ІІІ

1. Подбери к данным словам антонимы и определи род.

Правда, ночь, шум, доброта.

2. Подбери к данным словам синонимы.

Врач, неправда, булка.

3. Выпишите существительные во множественном числе и определи их род.

В зоопарке живут разные звери. Они неодинаково относятся к посетителям. Крупные кошки, особенно барсы, всегда стараются спрятаться. Медведи клянчат еду, делают разные трюки для забавы публики. Моржи и обезьяны недовольны, когда в зоопарке безлюдно.

Таким образом, применение разноуровневых заданий помогает поддерживать интерес к изучению предметов, способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения. Дети ощущают себя успешными и уверенными, возросла степень их психологического комфорта на уроках.

Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие их способностям, и чаще всего пытаются выполнять задания І и ІІ уровней, но с каждым годом обучения растет количество учащихся, выбирающих ІІІ уровень.

Основными принципами являются: доброжелательность, взаимопомощь, творчество, право на собственное мнение и ошибку.

Технология разноуровнего обучения позволяет обучить каждого на уровне его возможностей. Никто из учащихся не остается без внимания учителя, все выполняют посильную задачу, усваивают материал на доступном уровне.





Список используемых источников

  1. Особенности технологий разноуровневого обучения [электронный режим]. Режим доступа:

https://videouroki.net/razrabotki/doklad-i-prezentatsiya-na-temu-osobennosti-tekhnologiy-raznourovnevogo-obucheniya.html (дата обращения: 02.05.2024);

  1. Разноуровневое обучение младших школьников [электронный ресурс]. Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/doklad_na_temu_raznourovnevoe_obuchenie_mladshikh_shkolnikov (дата обращения 06.05.2025);

  2. Применение технологии разноуровневого обучения [электронный режим]. Режим доступа: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/primenenie_texnologii_raznourovnevogo_obucheniya/ (дата обращения: 13.05.2024);




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!