СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение учителя-логопеда на итоговом собрании в старшей группе ДОУ. МАСТЕР-КЛАСС "Секреты учителя-логопеда ДОУ"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление учителя-логопеда на итоговом собрании в старшей группе ДОУ.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение учителя-логопеда на итоговом собрании в старшей группе ДОУ. МАСТЕР-КЛАСС "Секреты учителя-логопеда ДОУ"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 комбинированного вида города Бокситогорска»

















Выступление на родительском собрании в старшей группе «Буратино»

22.04.2024

МАСТЕР-КЛАСС
«Секреты учителя-логопеда ДОУ» 











Подготовила
учитель-логопед
Жукова В.А.











2023-2024 учебный год.

Цель: создание единого коррекционно-образовательного и развивающего процесса.

План:

  1. Что такое логопункт?

  2. Направления и структура логопедической работы в логопункте.

  3. Знакомство с результатами обследования звукопроизношения детей.

  4. Мастер-класс «Секреты учителя-логопеда».

 

Добрый вечер, уважаемые родители! Напомню, что в нашем учреждении нет речевой (логопедической) группы, но имеется логопедический пункт. Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») - структурное подразделение, в котором оказывается помощь детям с различными речевыми нарушениями. На логопункт, согласно Положению, зачисляются дети с пяти лет. Общая численность одновременно обучающихся – 25 человек. В первую очередь на занятия зачисляются дети шести лет, которым через год поступать в школу. Также зачисляются дети старшей группы с наиболее сложным нарушением звукопроизношения, а также дети с общим недоразвитием речи, если по каким либо причинам они не смогли обучаться в речевой группе другого ДОУ. Работа учителя-логопеда строится с учётом внутреннего расписания дошкольного образовательного учреждения.  График работы учителя-логопеда и расписание подгрупповой и индивидуально-подгрупповой работы с воспитанниками утверждается заведующим дошкольного образовательного учреждения.

Направления логопедической работы в логопункте ДОУ:

  • Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, правильного речевого дыхания;

  • Постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков в специальных речевых упражнениях;

  • Формирование и развитие у детей функции слухового различения речевых звуков, выделения их в словах; обучение детей звуковому, позиционному, звукобуквенному анализу и синтезу слов (обучение грамоте в пределах Программы);

  • Уточнение и обогащение словарного запаса в процессе автоматизации и дифференциации трудных звуков;

  • Работа над грамматикой стороной речи: изменение слов по родам, числам и падежам, образование новых слов при помощи приставок и суффиксов, правильное построение простых и сложных предложений в соответствии с вопросом;

  • Профилактикой и предупреждением нарушений письменной речи (графические задания, зрительно-пространственное ориентирование на плоскости, различные педагогические приёмы во время занятий);

  • консуль­тативно-методическая, просветительская работа с педагогами, родителями (законными представителями).

Т.к. логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых нарушений, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться. Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. А на освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок. Таким образом, логопункт в детском саду это открытая и подвижная система.

Структура логопедической работы

На индивидуально-подгрупповых занятиях с детьми проводится:

  • артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата),

  • дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков),

  • пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук),

  • коррекция звукопроизношения разными способами, автоматизация и дифференциация звуков в речи, уточнение и обогащение словарного запаса, развитие грамматической стороны речи.

На подгрупповых занятиях дети подготовительной к школе группы знакомятся с характеристикой звуков родного языка (русского), дифференциации их на слух и в произношении, учатся соотносить понятия «звук» и «буква», выполняют звукобуквенный анализ простых слов, закрепляют понятия «слог», «слово», «предложение» на практическом уровне. Таким образом, дети учатся элементарным навыкам письма и чтения. В своей работе, я стараюсь найти подход к любому ребенку, установить с ним доверительные отношения.

Знакомство с результатами обследования звукопроизношения детей.

В зимние месяцы было проведено речевое обследование детей. Следует отметить, что у большинства детей имеются различные нарушения звуков:

  • Л – 21 ребёнок;

  • Ль – 5 детей;

  • Р – 18 детей;

  • Рь – 18 детей;

  • Й – 3 ребёнка (отсутствует в конце слов-прилагательных в окончаниях

-ЫЙ, -ИЙ, например, пушистЫ; синиИ);

  • имеются случаи межзубного произношения звуков [С, З, Ц];

  • смягчённого произношения [С, З, Ц];

  • единичные случаи замены [С, З, Ц] на [Ш, Ж, Ть]. Это связано с формирующимся в данный момент фонематическим восприятием этих звуков. При слуховом контроле ребёнок чаще говорит чисто;

  • Шипящие звуки некоторые дети произносят смягчённо (Ш на Шь, Ж на Жь). Это также связано с формированием самих звуков, напряжением мышц языка. Имеются случаи замены шипящих звуков на свистящие звуки. Причиной может быть физиологическая незрелость отдельных участков коры головного мозга, отвечающих за эти звуки, несформированность фонематического восприятия;

  • Единичные случаи пропуски звуков [В, Вь] в словах (автобус – атобус). Причиной может быть всё та же слабость мышц языка, несформированность слухового контроля;

  • Так же у некоторых детей выявлено незначительное нарушение слоговой структуры слова: пропуски или замены согласных звуков в словах, перестановки слогов (табуретка – бутаретка, книги – ниги, всё – псё, все – псе). Данные речевые ошибки родители могут исправлять самостоятельно. Если произносить трудные слова по слогам, медленно, с утрированным произношением трудных звуков, при условии, что ребёнок может их произносить в других (простых) словах, то правильное слово постепенно будет закрепляться в речи ребёнка. Ребёнок должен видеть и одновременно слышать Вас, как Вы проговариваете трудное слово, таким образом, Вы будете формировать у ребёнка произвольное, устойчивое слуховое внимание и восприятие! Он будет учиться «настраивать» своё слуховое внимание, концентрировать его.

У некоторых детей наблюдаются несовершенства грамматического строя речи: пропускают или заменяют предлог «В», единичные случаи его замены на звуки [Б, П] (Б ящике, П коробке); неправильное согласование слов (на санках – на санкаФ). Связная речь также имеет свои некоторые несовершенства, но эти трудности могут быть обусловлены индивидуальными особенностями переработки информации, выбора нужного слова, правильного согласования в словосочетании либо с неточным или недостаточным словарём. Общий уровень развития фразовой речи (умение отвечать на вопрос педагога распространённым предложением) в группе «Буратино» можно оценить, как высокий. Воспитатели группы уделяют большое внимание развитию связности высказывания на занятиях.

Мастер-класс «Секреты учителя-логопеда»

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.

Сегодня я представляю Вашему вниманию мастер-класс «Секреты учителя-логопеда». Предлагаю построить вместе с Вами ЛогоДом:

  • Фундамент нашего дома - работа по развитию артикуляционного аппарата, развитие правильного речевого дыхания;

  • Стены - работа над общей и мелкой моторикой;

  • Крыша - развитие фонематического слуха.


Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, и подвижные органы речи - губы, язык, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

Перед Вами на столах стоят индивидуальные зеркала, лежат салфетки. За 1,5 (максимум 2 минуты) минуты мы с Вами выполним артикуляционную гимнастику, для отсчёта времени я буду использовать песочные часы. Детям на занятиях нравится «засекать» время.

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

  • Для губ:
    под счёт до 5-ти
    *Улыбка-Трубочка
    *Оскал-Бублик
    *Кролик (головой не крутить)

  • Для щёк:
    под счёт до 5-ти
    *Хомяк-Худышка

  • Для языка:
    под счёт до 5-ти
    *Пожуй широкий кончик языка губами
    со слогами: па-па-па…;
    *Покусай широкий кончик языка
    передними зубами со слогами: та-та-та…;
    *Укольчики
    *Мостик
    *Чашечка
    *Мостик-Чашечка
    *Вкусное варенье
    *Лошадка
    *Грибочек
    *Маляр

  • Для формирования сильной,
    направленной воздушной струи:

*Ветерок

Общая моторика

Родители выходят из-за столов, встают в шахматном порядке. - Выполнять упражнения ногами и руками «Топать-хлопать» одновременно:

«Лето наступает»

Вот и лето наступает.
Всех на отдых приглашает:
Будем плавать, загорать,
И на даче отдыхать.



Развитие фонематического слуха: дидактическая игра «Рифмовки»

Родители встают полукругом. Логопед бросает родителю мяч, тот отвечает, бросает мяч обратно.

- «Игры в рифму» развивают у детей слуховое внимание, фонематический слух, чувство ритма. Логопедические рифмовки в основном двустрочные, что позволяет их легко запоминать, а при договаривании нужного слова, не потерять смысл рифмы.

  • Кровь попить у детворы -
    Любят летом … (комары)

  • Мёд душистый принесла
    С луга вешнего … (пчела)

  • Мчится пчёлка пулей
    С мёдом к деткам в … (улей)

  • Если светятся жучки,
    Их зовите … (светлячки)

Рифмовка для взрослых, т. к. очень печальная

  • С цветка на цветок – жизнь очень легка,
    Но короток век, увы, у … (мотылька).

- Вспомните и назовите все ответы-отгадки (родители перечисляют). А, теперь, уважаемые родители, назовите лишнее слово и почему оно лишнее. Верно! А сейчас подумайте и назовите звук, который находится второй по счёту в слове «улей». (Звук [Ль]).

- Вспомните и назовите все слова (ответы на рифмовки) со звуком [Ль] (родители перечисляют). Назовите место звука [Ль] в этих словах (в середине слова).

Родители садятся за столы, логопед, размышляя, кто сегодня ещё не отвечал, приглашает к дидактическому пособию «Солнышко», протягивает этому родителю два кубика.

- Посмотрите, какое лучистое солнце лежит на столе, оно не настоящее, оно игровое. Если это солнце для игры, оно лежит на столе, подумайте, во что мы будем играть? (Мы будем играть в настольную игру.)

- Правильно. Игра называется «Посчитай-ка». Что нам нужно для настольной игры? (Для настольной игры нам нужны фишки и кубик). Логопед показывает родителям фишки и два кубика, и объясняет, что бросать будут сразу два кубика, чтобы узнать от какого и до какого числа будут пересчитывать насекомых, в названии которых звук [Ль]. После игры предложить участникам сесть на свои места.

Преемственность в работе семьи и учителя-логопеда осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей на стендах в приёмных групп, занятий в Дни открытых дверей. В будущем, родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка: не ругать ребенка за неправильную речь, а ненавязчиво и целенаправленно исправлять неправильное произношение. Обеспечить регулярное посещение ребёнком логопедических занятий. Особое внимание родители должны будут уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальной тетради. Часто родители спрашивают: «Зачем нужны домашние логопедические задания, если ребенок, итак занимается с логопедом?». Особая роль родителей в исправлении речевой патологии: используя речевой материал дома, вы получаете возможность закреплять с ребенком полученные на логопедических занятиях речевые умения и навыки не только при выполнении заданий в тетрадях, но и в свободном речевом общении: во время игр, прогулок, т.е. в повседневной жизни. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами!

Помнить, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, регулярности занятий, вашей заинтересованности и участия в коррекционной работе.

P.S.: приучайте ребёнка к самостоятельному выполнению заданий в различных тетрадях развивающего характера в соответствии с возрастом. Прочитайте задание, узнайте у ребёнка, как он понял его выполнение. Постарайтесь добиться от ребёнка связного пояснения. Затем уйдите в сторону, обозначьте временной промежуток и пускай ребёнок выполняет. Если видите, что ребёнок не справляется, сократите объём задания, увеличьте время выполнения, но сделать его он должен сам.

Источники:

https://dar-uchitelya.ru/?p=27232

https://dzen.ru/a/YMiAx_7FelvqoGL2

https://studbooks.net/2040971/pedagogika/kinesteticheskoe_vospriyatie_neobhodimyy_faktor_razvitiya_rechi

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/10/26/zachem-rebenka-s-narusheniem-rechi-lechit-u




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!