СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально - педагогический проект «Мир открыт каждому»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта сфокусировать внимание общества на проблемах и достижениях людей с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Социально - педагогический проект «Мир открыт каждому»»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №29»













Социально - педагогический проект


«Мир открыт каждому»













Автор-разработчик:

Педагог- библиотекарь

Губанова Татьяна Сергеевна








г. Георгиевск

2019г.


СОДЕРЖАНИЕ:


1.Актуальность проекта



2.Цель проекта



3.Задачи проекта



4.Описание проекта



5.Этапы проекта



6.Календарный план работы



7.Механизмы реализации проекта



8.Рефлексия



9.Результаты работы над проектом «Мир открыт каждому»

























1.Актуальность проекта

Библиотека с её ресурсами представляет собой обобщенный социальный опыт, накопленный человечеством.  Она обеспечивает  доступ к знаниям и полной достоверной информации на бесплатной основе.

Библиотека - это своеобразный центр по саморазвитию, самообразованию, объединяющий на своей территории усилия всех социальных институтов, стремящиеся общими силами, совместными действиями вести к устойчивому позитивному развитию своих читателей.

Основная задача, школьной библиотеки - продвижение и развитие детского чтения, развитие творческих способностей обучающихся путем приобщения их к чтению. Решая эту задачу, мы вышли на такую форму работы как проектная деятельность обучающихся.

Так как наше Учреждение реализует адаптированную образовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие), тема для создания проекта была выбрана в пользу полноценной социализации и интеграции таких детей в общество.

В настоящее время в России разрабатывается и внедряется обновленное содержание образовательных стандартов. В стандарте особое место отведено прак­тическому содержанию образования, конкретным способам деятель­ности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования умение учиться названо одной из «целевых установок системы начального общего образования», «первым шагом к самообразованию и самовоспитанию». Особое внимание уделяется «развитию широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества».

Поэтому в настоящее время приоритетными становятся педагогические технологии, предполагающие совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, технологии, опирающиеся на детскую любознательность, позволяющие реализовать творческий потенциал ребенка. Именно такой образовательной технологией является метод проектов.

Школьная библиотека - это хорошая площадка для реализации проектной деятельности во внеурочное время, которая помогает способствовать развитию познавательных интересов и интереса к чтению и книге.

Работа над проектом – это достаточно высокий уровень сложности педагогической деятельности, т.к. учебный проект должен подчиняться ряду особых требований:

1.проблема, над которой обучающийся будет работать (исследовательская, информационная, практическая) должна быть социально значимой;

2. четкое планирование действий по разрешению проблемы;

3. поиск информации, которая будет осмыслена, а затем обработана и представлена автором проекта;

4.результатом работы над проектом является, так называемый, «продукт», который разработан для разрешения поставленной проблемы.

Во время реализации проекта учитывается решение следующих задач:

-Обучающиеся находятся в центре процесса обучения, ведущей является деятельность учения.

-Проект основан на проблеме, значимой для обучающихся.

-Проект фокусируется на важных целях и задачах обучения, ориентированных на образовательные стандарты.

-Проект организуется вокруг направляющих вопросов.

-Проект включает текущее формирующее оценивание и другие типы оценивания.

-Проект содержит связанные между собой задачи, а деятельность в проекте ограничена временными рамками;

-Проекты напрямую связаны с окружающим миром.

-Обучающиеся демонстрируют знания и умения через результаты (продукты) учебной деятельности или саму деятельность, которая организуется и осуществляется в ходе разработки самих продуктов.

-В работе над проектом развиваются и интегрируются мыслительные умения.

-Различные методы обучения поддерживают различные стили мышления.

Стоит отметить, что проект и исследование являются дидактическими средствами развития, обучения и воспитания, которые формируют универсальные учебные действия:

-познавательные универсальные учебные действия (осуществлять поиск необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств, строить обобщения, осуществлять анализ, синтез);

-личностные - определяющие внутреннюю позицию обучающегося, адекватную мотивацию к учебной деятельности, ориентацию на моральные нормы);

-регулятивные универсальные учебные действия (принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, предвосхищать и оценивать результат работы);

-коммуникативные универсальные учебные действия (формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения и стремиться к координации позиций в сотрудничестве).


2.Цель проекта

Цель проекта сфокусировать внимание общества на проблемах и достижениях людей с ограничениями зрения и создать положительный образ человека с инвалидностью в обществе.

Для того чтобы привлечь внимание к людям со слабым зрением, 15 октября проводится Международный день белой трости. Праздником этот день не называют, он является социально– значимой датой, призванной привлечь внимание общества к проблемам незрячих, напомнить, что рядом живут люди с ограниченными физическими возможностями, нуждающиеся в помощи.

История Дня белой трости берёт начало в далёком 1921 году. О ней неоднократно говорилось на страницах книг. Молодой английский фотограф Джеймс Биггс ослеп из-за несчастного случая. Он не собирался мириться с тем, что жизнь его теперь ограничена стенами своего дома, и решил жить, как и прежде, свободно передвигаясь по улицам Бристоля. Однако пешеходы не обращали внимания на человека с черной тростью, которая тогда была обычным мужским аксессуаром. Биггс выкрасил свою трость в белый цвет, чтобы она была сигналом для всех, кто находился рядом на улице. Это новшество подхватили все незрячие не только Англии, но и всей Европы, Америки, а позднее и России. С помощь белой трости человек узнает о препятствиях, определяет разницу в уровнях поверхностей, белая трость, как дорожный знак, сообщает, что человек с ней – это инвалид по зрению.


3.Задачи проекта:

-творческая реабилитация инвалидов по зрению, их социализация и интеграцию в общество;

-формирование милосердного отношения людей к лицам с инвалидностью;

-знакомство с биографиями известных людей, инвалидов по зрению;

-рассмотрение и обсуждение литературных произведений про людей с ограниченными возможностями;

-подготовка обучающихся к проектной деятельности;

-включение детей в социально-культурное творчество;

-приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, которые пригодятся им в жизни;


4.Описание проекта:

Участники проекта:

Обучающиеся начального и среднего звена

Педагоги: педагог- библиотекарь, учитель музыки, учитель рисования, классные руководители.

Время проведения проекта:

Продолжительность проекта – 2 месяца (с 17 сентября 2019 года по 17 ноября 2019 года).

Место проведения:

-ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №29»

-Георгиевский филиал ГБСК «Ставропольская краевая библиотека для слепых и слабовидящих имени В.Маяковского;


Наш проект рассчитан на сотрудничество школьной библиотеки, педагогического коллектива учреждения и Центральной библиотечной системой города Георгиевска в решении проблем информационно-библиографического обслуживания читателей.

Педагог-библиотекарь выступает в роли координатора в своем собственном статусе, направляя работу, организует отдельные этапы проекта. Соблюдает консультирующую функцию без навязывания своего решения. Работа над проектом ведется в содружестве с обучающимися по плану, разработанному совместно. Библиотекарь координирует каждый этап.


5.Этапы проекта:

1.Подготовительный этап:

-обсуждение и выбор темы проекта, разработка плана его реализации;

- подготовка раздаточного материала.


2.Основной этап реализация проекта:

Творческая работа:

Открытие месячника «Белая трость-2019г.», концерт «Мы дарим Вам тепло наших сердец»

Ознакомительные уроки:

« Заседание «Клуба интересных встреч» с участием представителей Всероссийского общества слепых, заведующей филиалом ГБСК «Ставропольская краевая библиотека для слепых и слабовидящих имени В.Маяковского, приглашенный гость музыкант-песенник, инвалид по зрению О.И.Бочаров.

П осещение выставки с элементами тренинга «Виртуальное путешествие в 3D формате» организованной специалистами Ставропольской краевой библиотеки для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского

П рактическая работа - изготовление доклада, презентации о правилах поведения со слабовидящими и незрячими людьми;

Социологический опрос.

 

3.Презентационный этап:

Проведение Акции «Незрячий тоже пешеход»

Организация книжной выставки о людях с ограниченными возможностями здоровья.

4. Рефлексивный этап:

Анализ результатов;

Оценка эффективности проекта.


6.Календарный план работы

№ п/п

Месяц

Сроки

Содержание

1

Сентябрь

3 неделя

Определение темы проекта

2

Сентябрь


4 неделя

Посещение  библиотеки

3

Октябрь

1 неделя - 2 неделя

Подготовка номеров для концерта посвященному открытию краевой акции «Белая трость»

4

Октябрь

3 неделя

Концерт «Мы дарим Вам тепло наших сердец»

5

Октябрь

4 неделя

Цикл мероприятий посвященных «Месячнику «Белая трость»:

«Заседание «Клуба интересных встреч»,

«Виртуальное путешествие в 3D формате»,

Акция «Незрячий тоже пешеход».

6

Ноябрь

1 неделя

Организация книжной выставки о людях с ограниченными возможностями здоровья.

«Книга, несущая свет».

7

Ноябрь

2 неделя

Анкетирование, социологический опрос

8

Ноябрь

2 неделя

Подведение итогов

 

В процессе реализации используются различные педагогические методы:

-групповая дискуссия;

-метод проектов;

-групповая работа;

-анализ, рефлексия.

Методы данного проекта направлены на решение проблемы, получение конкретного результата, в нашем случае – внимание общества на проблемах и достижениях людей с ограничениями зрения и создать положительный образ человека с инвалидностью в обществе.


7.Механизмы реализации проекта

Алгоритм работы над проектом.

1.Подготовительная работа с обучающимися;

2.Проектная деятельность обучающихся;

3.Подготовка и проведение презентации  /защита работ/;

4.Рефлексия /Осмысление и оценивание результатов работы/

Был разработан паспорт, где прописаны:

1.цели и задачи проекта,

2.участники и сроки,

3.знания, умения и навыки, необходимые учащимся для работы,

4.мотивация к работе,

5.материально-техническое и информационное обеспечение,

6.ожидаемые результаты.

План действий составлялся совместно всеми участниками проекта.

В нём определились конкретное время, планируемая работа и ответственные за её выполнение.

Проект стартовал с концерта посвященного открытию месячника «Белая трость-2019» к которому ребята готовились совместно с учителем музыки. Дети ответственно подошли к выбору репертуара, учли тематику мероприятия, состав приглашенных гостей и место где будет проводится мероприятие.

Подготовительная работа включила в себя проведение бесед с учащимися:

1.История белой трости;

2.Известные незрячие люди в мировой истории;

3.Правила поведения с людьми с ограниченными возможностями здоровья;

Ребята заинтересованно отнеслись к теме проекта, им понравился самостоятельный выбор по интересующему их предмету и принцип формирования групп. Я рассказала детям, в какой форме и в какие сроки они могут представить результаты своих исследований на заключительном мероприятии.. Затем я объяснила детям, что в процессе выполнения своих исследований, они будут отмечать в различных анкетах ход своей работы и давать оценку работе своих товарищей в группе. Группы будут соревноваться, чей материал будет интереснее и лучше представлен. Защита работ может быть представлена в виде докладов, фотографий, презентацией. Предполагалось, что сроки проекта займут 2 месяца.

Б ыли проведены встречи с представителями Всероссийского общества слепых города Георгиевска. Известный в Георгиевском городском округе поэт-песенник, инвалид по зрению, Бочаров О.И. рассказал о своей судьбе и своем творчестве.

Дети посмотрели видеоролики о жизни незрячих, о том как правильно нужно вести себя с такими людьми и как предлагать свою помощь.

Ребята побывали на презентации выставки детских книг специальных форматов «Книги для незрячих и слабовидящих людей», которая сопровождалась кратким обзором и объяснениями в доступной форме.

Основной частью мероприятия стала литературно-игровая программа, посвящённая произведениям ставропольского поэта Александра Ефимовича Екимцева. Школьники смогли познакомиться с творчеством детского поэта, поучаствовать в увлекательной викторине. Большой интерес вызвало знакомство с героями стихотворений автора (зайцем, голубем, лягушкой, рыбкой и др.) посредством их масштабированных копий – 3D моделей, изготовленных специалистами Ставропольской краевой библиотеки для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского.

На протяжении всей акции в школьной библиотеке была организованна книжная выставка «Книга несущая свет». На ней были представлены произведения о людях с ограниченными возможностями здоровья, такие как «Я умею прыгать через лужи», «Это трава», «В сердце моем» А. Маршала, «Неуклюжая Анна», «Слышишь пение?»Д.Литтл, «Дитя ночи»М. Дэвидсон, а так же произведения незрячих писателей и поэтов «Слепой пилигрим», сборник стихов«Родник», «Белая магия шеститочия» и др.

Учитывая специфику работы над проектом, соблюдались основные принципы:

принцип доступности (тема соответствует возрасту);

принцип уровня (учитывается степень подготовленности детей);

принцип временного развития (предупреждение неудач и создание ситуации успеха);

принцип значимости (понимание необходимости и важности исследования у ребёнка).

Завершился проект конференцией, где каждая группа готовила защиту своей работы. Были отмечены все группы по разным номинациям.

Важно помнить, что проектная деятельность должна соответствовать природе ученика, его психологическим и духовным возможностям и потенциалу:

- умение подчинить своё восприятие поставленным задачам;

-видение целого в единстве формы и содержания;

-сведение сложного к простому;

-умение видеть объект с различных точек зрения и позиций;

-сопереживание (эмоциональное освоение мира);

-осмысление воспринятого в свете прежнего опыта;

-участие в диалоге, как сотворчестве понимающих.


План оценивания.

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

Мотивирующее оценивание

1.Стартовая презентация

2.Буклет для родителей

3.Мозговой штурм

4.Критерии итоговой работы

Формирующее оценивание

1.Статистика работы обучающихся

2.Неформальное общение с обучающимися

3.Индивидуальные консультации

4.Самостоятельные работы

5.Обсуждение предварительных результатов

Итоговое оценивание

1.Критерии оценки работы

2.Критерии оценки презентации

3.Выступление на уроке-конференции

4.Рефлексия

5.Итоговое оценивание


Материалы и ресурсы, необходимые для проекта: фотоаппарат, компьютер, принтер, проекционная система, сканер, Интернет.

Материалы на печатной основе: книги, справочный материал


8.Рефлексия

Рефлексия прошла у нас в форме интервью участников о своей работе и созданием фотопрезентации.

Отзывы других ребят и педагогов о нашей работе  были только положительными.

Проект способствовал формированию компетентностей:

В сфере самостоятельной деятельности по созданию продукта, ведущей к творческому развитию личности каждого участника.

В информационной –  усвоение способов приобретения знаний из различных источников.

В социально-трудовой деятельности – по формированию умений жить и работать вместе с другими детьми в одной команде, оказывая друг другу помощь  и создавая какой-либо полезный «продукт».

В сфере культурно - досуговой – формирование уважительного отношения, к чужому труду и творчеству своих товарищей, развитие самоуважения.

9.Результаты.

В процессе реализации проекта у детей сформировались социально – значимые компетентности:

-компетентность в сфере самостоятельной деятельности: постановка целей и задач, распределение выполняемой работы внутри группы, согласованность действий.

-компетентность в сфере получения, обработки, анализа информации, прогнозировании и решении социально – значимых задач.

Обучающиеся:

-научились взаимодействовать в команде;

-почувствовали важность своей деятельности для школы и общества в целом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!