СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальный эксперимент профессора Преображенского

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет исследования на уроке - бессмертная повесть Булгакова "Собачье сердце". Рассуждения о том, насколько могут быть опасны эксперименты над обществом и к чему они могут привести.

Просмотр содержимого документа
«Социальный эксперимент профессора Преображенского»

Урок литературы в 9 классе.

Тема урока: «Социальный эксперимент профессора Преображенского ».

Предварительная подготовка к уроку:

1)Прочитать повесть «Собачье сердце».

2) Подготовить сообщение о биографии Булгакова

3) Посмотреть художественный фильм «Собачье сердце» 1988 года режиссера Бортко

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели урока:

  1. обучающая: познакомить учащихся  с биографией М.А.Булгакова, с    историей создания и сложной судьбой повести «Собачье сердце»; закрепить понятие о сатире и аллегории; сопоставить характеры героев, их поступки; показать актуальность произведения М.А.Булгакова;  привлечь внимание учащихся к проблемам ответственности человека за свои идеи и поступки;

  2. развивающая: развивать навыки и умения анализа художественного произведения; развивать навыки монологической речи;

учить сравнивать, сопоставлять исторические реалии с художественным миром повести; развивать умение давать характеристику литературному герою, совершенствовать навыки конкретно-исторического анализа произведения;

  1. воспитывающая: воспитывать интерес к русской литературе  xx века,      к  творчеству М.А. Булгакова; воспитывать неприятие шариковщины, лицемерия, жестокости, наглости и бескультурья.

УУД:
Предметные: умение отвечать на вопросы, опираясь на аргументы, умение анализировать, делать выводы

Личностные : развитие творческих способностей учеников , формирование умения давать нравственно-этические оценки

Регулятивные : адекватное оценивание своей работы на уроке

Коммуникативные : создание атмосферы конструктивного сотрудничества

, групповая работа


- овладевать монологической и диалогической формами речи.

Задачи урока:

- определить общественную позицию главных героев повести, анализируя эпизоды повести “Собачье сердце”;

- -развивать умение учащихся вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

-воспитывать самостоятельность мышления, формировать активную гражданскую позицию, гуманистическое мировоззрение учащихся.

Оборудование урока: портрет М.Булгакова, текст художественного произведения М.А.Булгакова «Собачье сердце», учебник, иллюстрации, презентации.

Тип урока: интегрированный урок (урок комплексного применения знаний)

Вид: урок усвоения нового материала.

Методы: проблемно-развивающий, поисково - исследовательский.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Методические приемы

Оформление доски:

Портрет, иллюстрации, записи.


Ход урока

1. Организационный момент

  • приветствие (Здравствуйте! Рад видеть вас на своем уроке!) Откройте тетради, запишите число! Впрочем, сегодня у нас два числа, и одно из них по старому стилю, впоследствии я объясню причины столь любопытного момента.

  • На доске: два числа, старый стиль, новый, слово «обед» написанное по правилам дореволюционной орфографии

2. Целеполагание и формулировка темы.

Предмет нашего исследования сегодня – бессмертная повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» ; нам предстоит порассуждать на тему: Можно ли искусственно создать идеального человека и соответственно идеальное общество?

Прежде чем прийти к теме, ответим на простые вопросы:

Без чего не может жить человек? (Без общества, социума)

Как можно подтвердить или опровергнуть гипотезу, предположение? (Провести испытания, эксперимент)

Назовите одного из главных героев повести «Собачье сердце» (Профессор Преображенский)

Таким образом, своими ответами вы озвучили тему сегодняшнего урока, записывайте – Социальный эксперимент профессора Преображенского


3. Слово учителя.

В русском языке есть слова Эволюция и Революция, которые в определенном контексте могут выступать антонимами друг другу.

(слайд) Эволюция – естественный, как правило, продолжительный по времени процесс развития живой природы. Применительно к развитию человека в науке существует термин – Антропогенез

То, что совершил в своей операционной профессор Преображенский , можно назвать революцией. (слайд) Революция – резкий переход от одной ступени развития к другой.

- Зачем профессор Преображенский пересадил человеческий мозжечок собаке? (Чтобы омолодить собаку; по замыслу доктора, пёс в итоге должен был превратиться в щенка)

Историческая справка: (слайд) Повесть написана Булгаковым в январе – марте 1925 года и не была допущена к изданию как антисоветский памфлет. Место действия : Москва , столица молодой Советской республики , столица державы, взявшейся строить коммунизм. (слайд) Коммунизм – идеальное общественное устройство, которое характеризуется социальным равенством, отсутствием частной собственности.

Реалии того времени: Новая экономическая политика, уплотнения, домкомы, кооперативы Моссельпрома, продовольственные карточки, разруха, кинематограф, голодные дети Германии , огонь мировой революции и Коминтерн.


4. Теория литературы.

Обратимся к теории литературы. Как называется литературный прием, когда предмет или явление не называются прямо, а изображаются с помощью системы намеков? Простейшие примеры это приема мы встречам в сказках . Это аллегория (слайд) В нашем случае писатель использует сатирическую аллегорию, то есть изображение действительности через осмеяние и символизм.


5. Проблемное изложение материала.

Итак, операция по омоложению собаки обернулась неожиданным результатом – очеловечением животного. Шарик превратился в Шарикова. Что же имел в виду Булгаков? Он имел в виду события, потрясшие не только его родную страну, Россию, но и весь мир. 1917 год для России – год революционных потрясений. Кто-то называет эти события великим свершением, кто-то мятежом, бунтом и трагедией. Почему же происходят революции, восстания, мятежи? Они не происходят без веских на то причин. Основные причины революций 1917 года таковы: несправедливая Империалистическая война, нерешенный еще с 1861 года земельный вопрос, низкий уровень жизни, политический кризис и бездарное правление никчемного царя (слайд).

Новая власть, власть Советов немедленно приступила к решению насущных вопросов: 1) Россия вышла из войны, 2) власть национализировала заводы, фабрики, земли, 3) власть провозгласила равноправие народов, 4) Советы провели Ликбез , уникальную операцию по ликвидации неграмотности населения, 5) были проведены другие прогрессивные реформы, например реформа календаря, после которой Россия перестала отставать от мира по времени на 13 дней( см на доску) , Россия провела реформу письма ( см на доску)

( раз мы затронули тему письма, то самое время заняться письменной работой)


6. Литературный диктант


(На карточках для справок: террор – устрашение, контрреволюция – возмущение в пользу прежних порядков, клозет – туалет)


1. Террором ничего нельзя поделать с живым существом, запомните это.

2. Дуракаваляние, разговаривают, разговаривают – контрреволюция одна.

3. Разруха не в клозетах, а в головах.

4. Взять всё и поделить.

5. Не читайте до обеда никаких газет.

6. Вчера котов душили-душили.


Это высказывания двух главных героев повести : Преображенского и Шарикова. Следующее задание цифровое: укажите , какие высказывания противопоставлены по своему смыслу. ( 1 – 6, 2 – 5, 3 – 4) взаимопроверка :


Физкультминутка


7. Проблемная беседа.

Продолжим наш разговор. Советская Россия приступила к строительству идеального общества

- как вы думаете, что такое идеальное общество ?

Примерные ответы детей:

Я думаю, идеальное общество – это справедливое общество, общество , где есть свобода, равенство, где все друг другу братья и сестры. Где можно реализовать свои способности и удовлетворить свои потребности

На мой взгляд, в идеальном обществе будет главенствовать лозунг : «Человек – человеку – друг, товарищ и брат», а циничное выражение « Человек человеку – волк» будет забыто. Человек в идеальном обществе будет реализовывать свои таланты, а взамен получит признание и любовь.

Но обратим внимание на человека, созданного Преображенским. Это дитя Революции получилось отнюдь не симпатичным . Это крайне неприятный субъект , грубый и невежественный, алкоголик и тунеядец. Любит скандалы, чувства благодарности и такта ему не ведомы, он презирает интеллигенцию. Только страх способен остановить его, новое пролетарское общество – идеальная среда обитания, где можно добиться своих корыстных целей. После выхода на экран фильма «Собачье сердце» в 1988 году имя Шарикова сразу стало нарицательным, появилось понятие Шариковщина


Шариковщина – бескультурье, хамство, ограниченный кругозор, корыстолюбие и эгоизм, это по сути разновидность мещанства.


Почему эта тема актуальна и в наши дни и чем опасна шариковщина?

Шариковщина сегодня – когда

- разбрасывают повсюду мусор

- не соблюдают ПДД

- демонстрируют «успешность»

- вежливое отношение воспринимают как слабость

- не выполняют обещания, обманывают

- занимаются вандализмом , пока «никто не видит»

- хамят, сплетничают, пьянствуют


Продолжим говорить об иносказательном характере создания литературных образов. Обратите внимание на имена и фамилии героев. Они содержат в себе глубокий символ.

Полиграф – детектор лжи

Преображенский – имеется в виду Ленин ( преобразователь)

Фамилия Чугункина – донора Шарикова – это явный намек на партийное имя вождя СССР - Сталина.

Можно назвать эти имена и фамилии говорящими ? да, конечно. Говорящим может выступить даже момент, когда пес Шарик бьет лапой по портрету Мечникова. И здесь есть намек. Мечников – выдающийся деятель медицины, но в то же самое время человек, который отвергал бессмертие души.


— Какие темы, на ваш взгляд, поднимаются в повести?

Тема эксперимента, судьба русской интеллигенции в жизни общества, тема добра и зла

— Почему интеллигенция стала главным действующим лицом в повести?

Ученый понимал ответственность за жизнь нового человека и задался целью воспитать полноценную личность. Профессор старался привить Шарикову культуру общения и поведения в благородном обществе.


8. /Просмотр видеофрагмента/ и комментарии

Мы оказываемся в атмосфере неповторимой , подлинной интеллигентности дореволюционной культуры. На что вы обратили внимание в речи Преображенского и Борменталя?

- Обращение на вы ( несмотря на то что собеседником является бескультурный тип)

- Выражения : «Простите», «Милостивый государь» «Благодарю вас», «Пожалуйста», «Позвольте поинтересоваться»

Хотели бы вы , чтобы так общались и в наше время?

- Не будете ли вы столь любезны дать мне на время свою линейку, сударыня?

- Милости прошу, государь.

- Премного благодарен. Я буду Вам обязан.

- Непременно с удовольствием воспользуюсь Вашими услугами.


9. Рефлексия

Понимая свою ошибку, профессор делает повторную операцию, и всё вроде бы встаёт на круги своя: Шарик с перебинтованной головой лежит на ковре у дивана, а существо, чуть не погубившее Филиппа Филипповича, исчезло из его жизни

Но в жизни подобные эксперименты необратимы, и собачье сердце в союзе с человеческим разумом – главная угроза нашего времени. Писатель поднимает сложные, философские вопросы, отвечать на которые приходится каждому поколению. Можно ли бездумно вмешиваться в природу? Какими путями нужно идти, чтобы мир стал лучше , добрее , гуманнее?

- Наверняка, у вас возникли вопросы по сегодняшней теме. Задавайте.


Итог.

Наше спасение – в развитии, в непрестанном поиске истины , в гармоничном соединении мира материального с миром духовным, и тогда нас будет ждать не такое будущее: слайд, изображающий разрушенный мир, а такое: слайд, изображающий прекрасное будущее


Оценивание.

Домашняя работа. Письмо из прекрасного будущего профессору Преображенскому ( не менее 70 слов)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!