Спецификация промежуточной аттестации по ИЗО 9 класс
Назначение
Работа по изобразительному искусству проводится с целью оценить уровень усвоения учащимися 9 класса содержания курса по изобразительному искусству.
2. Подходы к отбору содержания, разработке
Содержание работы определяется на основе следующих документов:
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Министерства Образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089);
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Концепции художественного образования Российской Федерации (приказ Министерства культуры Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1403);Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253, «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010.
Федеральный государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, стр.16-17) с изменениями от 29 декабря 2014г. №1644,от 31 декабря 2015г. №1577.
Задачи реализации данной работы:
актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
углубление интереса и развитие стремления к художественному самообразованию и художественно- творческой деятельности в каком-либо виде искусства.
воспитание художественного вкуса;
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
формирование умений и навыков художественного самообразования.
3.Структура и содержание работы
Содержание работы соответствует обязательному минимуму содержания основного общего образования и требованиям программы к знаниям, умениям и навыкам учащихся 9 классов в соответствие с ФГОС.
Особенностью данной работы является ее ориентация не только на предметные результаты, но и на творческое проявление своих умений. Метод проектов - это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий, учащихся с обязательной презентацией результатов работы.
Выполняя проекты, учащиеся проходят этапы - от зарождения замысла до материальной реализации. Важной целью проектирования является диагностика, которая позволяет оценивать результаты как динамику развития каждого школьника.
Структура - проект по теме «Красота Нижнего Новгорода». Работа включает в себя нескольких этапов:
1. Правильное понимание поставленных задач при выполнении учебных и творческих работ.
2. Раскрытие темы:
- осмысление темы и достижение образной точности;
- импровизация и использование собственных впечатлений при выполнении работы;
- оригинальность замысла.
Композиция
- знание, понимание и применение на практике основных законов композиции;
- органичность и целостность композиционного решения.
4. Рисунок
- владение основами изобразительной грамоты (умение последовательного выполнения работы в заданном формате, передачи пропорций и характера изображаемого объекта, выявление конструктивных и пластических особенностей).
В зависимости от поставленных задач:
- степень сходства изображения с предметами реальной действительности (реалистический рисунок);
- умение решать задачи, основанные на ассоциативном восприятии окружающего мира через трансформацию природных и искусственных форм.
5. Цветовое решение
- знание ключевых понятий цветоведения из области физических основ цвета и основ его зрительного восприятия;
- умение использовать типы колорита для создания цветовой гармонии.
6. Техника исполнения
- умение использовать основные изобразительные средства выражения замысла: точка, штрих, линия, пятно, цвет, тон, фактура;
- владение различными техниками и приемами в области изобразительного искусства;
- использование современных материалов;
- наличие культуры исполнительского мастерства.
Этапы и содержание работы над проектом
Этапы работы над проектом | Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Подготовка | Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы | Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учащихся |
Планирование | а)Определение источников необходимой информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта) г) Установления процедур и критериев оценки результатов проекта. | Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности. | Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся. |
Исследование | 1.Сбор и уточнение информации 2.Выявление проблемных моментов, возникших в ходе выполнения проекта. 3.Выбор оптимального варианта хода проекта. 4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта. | Поэтапно выполняют задачи проекта. | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся. |
Выводы | Анализ информации. Формулирование выводов | Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект. | Наблюдает, советует (по просьбе учащихся) |
Представление (защита) проекта, оценка его результатов. | Подготовка отчета в ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов. | Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся. качество использования источников, потенциал продолжения проекта. |
4. Продолжительность работы
На выполнение всей работы отводится 2 недели.
5. Дополнительные материалы и оборудование
Литературные источники, необходимый набор инструментов для работы с проектом.
6.Система оценивания
При оценивании учитывается:
Оригинальность идеи;
Гармоничный подбор цвета;
Выполнение работы в едином стиле;
Знание о композиции как о целостности и образном строе произведения;
Степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий;
Характер деятельности (репродуктивная, творческая);
Защите проекта.
Критерии оценки знаний
«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой в объеме 80-100 %;
«4» - получают учащиеся, справившиеся с работой в объеме 60-80%;
«3» - получают учащиеся, справившиеся с работой в объеме 40-50 % ;
«2» - получают учащиеся, справившиеся с работой в объеме менее 40%
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:
обучающийся владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью,самостоятельно выполняет продуктивные и творческие задания по теме, работа выполнена аккуратно, в соответствии с творческим замыслом, допускается не более одного недочета, умеет рассказывать о живописных работах с использованием ранее изученных терминов и понятий;
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: обучающийся владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью, работа выполнена с незначительной помощью учителя или одноклассников, достаточно аккуратно, имеются 2 – 3 ошибки по композиции, колориту и т.д.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; работа выполнена со значительной помощью учителя или одноклассников, неаккуратно, имеются4-6 ошибок по композиции, колориту и т.д.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: обучающийся плохо владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью, не может самостоятельно выполнить продуктивные задания по теме, работа выполнена небрежно.