Тема урока: «Способы образования наречий» 7 класс.
Цель урока: изучение способов образования наречий.
Образовательные задачи урока:
- изучить способы образования наречий;
- формировать умение производить словообразовательный разбор наречия.
Развивающие задачи урока:
- развивать способность учащихся преобразовывать информацию (таблицу – в текст), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;
- развивать умения и навыки самостоятельного применения знания в нестандартных ситуациях, самоконтроля, самооценивания;
Воспитательные задачи урока:
- способствовать воспитанию коллективизма, товарищества, делового партнёрства;
- создать условия для формирования интереса к русскому языку.
Оборудование: мультимедиа, карточки – задания для работы в парах, рефлексивные карточки.
Ход урока:
Орг.момент.
Цель: выявить эмоциональный настрой.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать урок, мне бы хотелось выяснить, с каким настроением вы пришли, чего ждёте от урока. Выберите любую карточку и поднимите её. Это будет ваш ответ на вопрос: как вы сегодня готовы работать? (Поднимают карточки с наречиями).
Введение в тему и формулирование цели урока.
Цель: создать условия для включения учеников в учебную деятельность.
Учитель: слова какой части речи написаны на карточках? (Наречие)
На доске написаны опорные слова, по которым можно составить рассказ о наречии. Найдите среди них неизученный нами материал. Это и будет тема урока. Сформулируйте цель урока.
(Опорные слова: грамматическое значение наречий, разряды наречий, способы образования наречий, морфологические признаки наречий.
Цель урока: узнать способы образования наречий, научиться образовывать наречия)
3. Актуализация изученного материала.
Цель: повторить материал о производной и непроизводной основе, способах словообразования.
Учитель: Давайте вспомним те определения, которые нам понадобятся на уроке. (На слайде – слова и их толкование. Нужно провести линии и соединить их.
Слова: производная основа, непроизводная основа, производящая основа, суффиксальный способ словообразования, приставочный способ словообразования, приставочно-суффиксальный способ словообразования.
Определения: способ образования слов с помощью суффикса, способ образования слов с помощью приставки, способ образования слов с помощью приставки и суффикса).
4. Открытие нового знания.
Цель: стимулировать учащихся к построению нового способа действия, формировать способность к его применению.
Учитель: Работаем в парах. Работа по тексту, записанному на слайде.
Надо быть ясным умственно, чистым нравственно, опрятным физически. Мы идём уверенно к яркой звезде, которая горит вдали. Не отставайте, друзья!
- Прочитайте текст «про себя», приготовьтесь читать его выразительно.
- Как вы понимаете слова А.Чехова? К чему он нас призывает?
- Чем интересен текст с точки зрения нашей темы? (Много наречий)
- Зачем автор использует их? (Помогают “живописать” глаголы и прилагательные, уточняет подробности).
- Выпишите наречия, определив, от какой части речи и каким способом они образованы.
Проверьте себя:
Умственно - умственный (с.)
Нравственно – нравственный (с.)
Физически – физический (с.)
Вдали - даль (п.- с.)
Какие первые выводы можем сделать об образовании наречий?
(Вывод: наречия образуются от исходных слов имен прилагательных и имен существительных; наречия образуются суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами).
Учитель: Учитывая полученные знания, придумайте задание к упр.158.
(Задание: Определить способ образования наречий, найти примеры на каждый способ образования, найти случай приставочно-суффиксального образования наречия).
5. Развитие учебноязыковых умений.
Цель: создать условия для усвоения нового способа действия.
Работаем в группах. Решите исследовательскую задачу. Определите наиболее частотный способ словообразования в группе наречий образа действия, меры и степени. Результатом работы будет таблица с примерами из ваших мини-словарей. Составим план работы. (План: 1. Определяем способ образования каждого наречия, 2. Распределяем наречия по группам, 3. Определяем, в какой группе больше слов, 4. Заполняем таблицу примерами).
6. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: ученикам дать самооценку своей деятельности на уроке, подвести итоги урока.
Вопросы классу:
- Какую цель мы ставили на уроке?
- Достигли ли мы цели?
- Как образуются наречия?
- Как вы оцениваете собственные достижения? Прикрепляют с помощью магнитов на доску рефлексивные карточки (звёзды), заполняя поля нарисованного круга (неба).
Учитель: впереди – изучение орфограмм в наречиях, поэтому приобретенные на этом уроке знания вам пригодятся.
7. Выставление оценок за урок. Домашнее задание.
Выполнить упр.161 или продолжить слова А.Чехова, используя наречия, образованные разными способами (3-4 предложения).