Способы формирования личностных УУД на уроках русского языка и литературы.
Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.
К личностным УУД относятся:
- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
- желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся;
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- осваивать новые виды деятельности;
- участвовать в творческом, созидательном процессе;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества;
- признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
- осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
- стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
На материале учебников русского языка и литературы формируются ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, направленные на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, которые позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Кроме того, помогают в формировании личностных УУД такие формы, как этические беседы, литературные гостиные, коллективные творческие дела, например, фразеологический КВН на параллель 7-х классов. Интересным мероприятием в этом году стала литературная гостиная на тему «Читаем Пушкина». Совместная деятельность учащихся 6 « Г», «Д» и 9 «В» классов и сотрудничество учащихся и педагога позволило сформировать у учащихся любовь к творчеству А.С.Пушкина, к природе, к Родине. По-новому зазвучали такие понятия как «мир», «справедливость», «желание понимать друг друга», «доверие к людям», «милосердие», «честь» и «достоинство». Произведения русских писателей и поэтов воспитывают уважение к своему народу, помогают осмыслить жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина.
Работа с текстом открывает возможности для формирования ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения обеспечивает развитие знаково-символических действий замещения (например, звука буквой) моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразование модели (видоизменения слова).
Любимым заданием для моих учеников является ГРУППИРОВКА.
Цель этого задания состоит в совершенствовании орфографической грамотности и развитии умения устанавливать причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, находить обобщённое значение.
Занимаясь группировкой, ученик встречается со многими словами, в которых он должен опознать несколько орфограмм, предложить несколько вариантов ответа и одновременно осмыслить связи между отдельными языковыми явлениями.
Например, задание. Сгруппируйте слова по определённому признаку. Предложите несколько вариантов группировки.
Дядя, зевака, прадедушка, тётя, недоучка, плакса, сластёна, зубрила.
В результате предложенные слова группируются:
- по наличию звонких, глухих согласных в начале слова;
- по родам (существительные общего рода, мужского и среднего);
- по наличию орфограмм.
ЗАДАНИЯ НА ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО.
Цель состоит в усвоении учащимися большого объёма знаний языкового материала на основе установления связей между отдельными его элементами, явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний в другие области и построения доказательных монологических высказываний.
Готовиться к Государственной итоговой аттестации в 9 классе мы начали с 5 класса. В связи с этим такое задание, как УЧЕБНАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА.
Цель выполнения такого задания состоит в освоении теоретического языкового материала на высоком уровне трудности, в развитии умения последующего практического применения теории при анализе языковых явлений, а также в повышении речевой активности на основе сравнения, анализа и синтеза при описании изучаемого объекта.
Итак, для формирования личностных универсальных учебных действий использую следующие виды заданий:
- работа с текстом;
- творческие задания;
- группировка;
- задания на исключение лишнего;
- учебная лингвистическая задача;
- самооценка;
- листки достижений.
Для формирования личностных универсальных учебных действий использую различные технологии в комплексе: технологию проблемного диалога, технологию продуктивного чтения, технологию оценивания учебных успехов, информационно – коммуникативную технологию.