СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Справка по адаптации обучающихся 5 п класса в 2018-2019 учебном году

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

          В соответствии с графиком ВШК работы на 2018-2019 учебный год,  изучая вопросы преемственности обучения, проблемы адаптации, организации работы в режиме  ФГОС ООО в  октябре  был проведен анализ адаптации учащихся  в 5п классе.

 

Цель контроля:

 1. Определить степень адаптации учащихся в 5 классе к обучению в школе средней ступени;

2. Изучить уровень их подготовки, результативность обучения.

          В соответствии с графиком ВШК работы на 2018-2019 учебный год,  изучая вопросы преемственности обучения, проблемы адаптации, организации работы в режиме  ФГОС ООО в  октябре  был проведен анализ адаптации учащихся  в 5п классе.

 

Цель контроля:

 1. Определить степень адаптации учащихся в 5 классе к обучению в школе средней ступени;

2. Изучить уровень их подготовки, результативность обучения.

Просмотр содержимого документа
«Справка по адаптации обучающихся 5 п класса в 2018-2019 учебном году»

Департамент образования

Администрации г. Ханты – Мансийска

Ханты – Мансийского автономного округа - Югры

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

628007, г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, 133а

Тел. 32-24-90, 32-24-82; 32-24-88; факс. 32-24-91


Аналитическая справка по результатам ВШК

Анализ адаптации учащихся 5 п класса

русской духовной культуры

в 2018-2019 учебном году


В соответствии с графиком ВШК работы на 2018-2019 учебный год, изучая вопросы преемственности обучения, проблемы адаптации, организации работы в режиме ФГОС ООО в октябре был проведен анализ адаптации учащихся в 5п классе.


Цель контроля:

1. Определить степень адаптации учащихся в 5 классе к обучению в школе средней ступени;

2. Изучить уровень их подготовки, результативность обучения.


Методы контроля:

1. Посещение уроков с целью проверки единства требований со стороны учителей-предметников, организации индивидуальной работы, системы повторения ранее изученного материала, состояния организации классного коллектива.

2. Стартовая и промежуточная диагностика в рамках ФГОС ООО (контрольные срезы по русскому языку по математике, английскому языку)

3. Стартовая метапредметная диагностика в рамках ФГОС ООО

4. Наблюдение за учащимися. Психодиагностика учащихся (работа с психологом). Оформление диагностических карт.

5. Проверка дневников учащихся.

6. Изучение документации (рабочие программы по предметам, классный журнал)

7. Проверка тетрадей учащихся.


Сроки контроля: 25.09.2018 г. по 17.10.2018 г.


Характеристика 5 п класса.

В 5 «п» классе 24 обучающихся: 9 мальчиков и 15 девочек.

4 учащихся - 2006, 17 учеников - 2007 и 3 обучающихся - 2008 года рождения . 6 детей (25%) проживает в микрорайоне школы, 18 (75%) – в отдалённых микрорайонах.

12 детей воспитываются в полных семьях. 7 – из многодетных семей. Условия жизни детей в семьях удовлетворительные. Все обучающиеся прилежны, опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод, что родители заботятся о своих детях.

Все обучающиеся получают горячее питание, 9 человек на льготном питании, 3 человека на платном.

Анализ результатов медицинского осмотра показал, что 4 обучающихся (17%) имеют специальную группу по физическому развитию: Акимов Давид, Ницяпина Аделина, Степановская Лолита и Цуба Григорий. Данный факт следует учитывать при планировании уроков физической культуры.

В результате наблюдения за поведением обучающихся, индивидуальных бесед с детьми и родителями, анкетирования, можно сделать вывод, что у детей высокая мотивация к учению, адекватная самооценка, уровень воспитанности достаточно высок.

В классе преобладает хорошее настроение, позитивное отношение к учебе. На уроках дети усидчивы, активны. Успешно сотрудничают друг с другом. Отличаются старательностью и аккуратностью 14 учащихся: Акимов Давид, Борозенец Мария, Воеводина Анна, Горина Мария, Дубчак Ксения, Лисихина Юлия,Лыткина Нина, Малахов Серафим, Сажин Кирилл, Серикова Виктория, Холодилова Елизавета, Цуба Григорий. Обладают высокой работоспособностью 7 учащихся: Борозенец Мария, Горина Мария, Дубчак Ксения, Лисихина Юлия,Лыткина Нина, Сажин Кирилл, Цуба Григорий. Способны, но не уверены в себе 5 учащихся:Акимов Давид, Куклин Семён, Степановская Лолита, Федотенко Евгений, Яковенко Матвей. Трое обучающихся: Сайфутдинова Таисия, Степановский Сергей и Фирулёв Евгений не могут самостоятельно организовать учебную работу.

Расширенным кругозором и повышенной любознательностью отличаются восемь обучающихся: Борозенец Мария, Дубчак Ксения, Горина Мария, Лыткина Нина, Махалов Серафим, Сажин Кирилл, Серикова Виктория, Цуба Григорий. Эти ребята пользуются авторитетом в классе, к их мнению прислушиваются, с ними хочет дружить большинство учащихся класса.

В классе есть группа детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса. 4-й класс окончили на отлично – : Дубчак Ксения, Горина Мария, Лыткина Нина. Потенциал для повышения качества знаний есть у Куклина Семена, Логинова Александра, Яковенко Матвея.

Есть ученики, которые осторожничают, боятся ошибиться, Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебными заданиями. Эту группу составляют следующие учащиеся: Лисихина Юлия, Холодилова Елизавета, Воеводина Анна, Шумкова Кира.

В состав класса входят и дети, которые тяжело адаптируются к школьной жизни, требованиям учителя, таких обучающихся трое: Сайфутдинова Таисия, Степановский Сергей, Фирулёв Евгений. Была проведена консультация с психологом, проведены беседы психолога с ребенком и мамой. Как правило, такие дети обладают неустойчивым вниманием, часто отвлекаются, шумят, выкрикивают ответы с места.

И, конечно же, в классе есть «молчуны», которые редко проявляют себя на уроках, хотя на переменах общительны: Ершова Дарья, Федотенко Мария.

Дети в 5п классе очень подвижны, шустры, жизнерадостны. Любят обучающиеся подвижные игры, спортивные соревнования, активно принимают участие в подготовке и проведении праздников как внутри класса, так и в школе. Они с удовольствием принимают участие в мероприятиях, отношение между детьми удовлетворительные. «Отверженных» в классе на первый взгляд нет, лидеры – Борозенец Мария, Дубчак Ксения, Сажин Кирилл. Работоспособность класса хорошая. Дети очень любознательные и общительные. На контакт со взрослыми идут легко.

Поведение, в целом, в классе хорошее. Общий эмоциональный фон – ровный и спокойный. Дети сдружились между собой, стали терпимее друг к другу, готовы прийти на помощь. Но сплоченного коллектива еще нет. Недостаточно развита самокритика, обучающимся бывает трудно оценить свои возможности, они более требовательны к другим, чем к себе.

Большинство обучающихся принимает активное участие в общественной жизни класса.

Практически все дети занимаются в городских и школьных объединениях дополнительного образования. «Центр зимних видов спорта им. А. В. Филипенко» посещают 4 обучающихся: Акимов Давид, Горина Мария, Сайфутдинова Таисия, Сажин Кирилл; в «Югрумегаспорт» ходят двое обучающихся: Борозенец Мария и Цуба григорий; в «Центре детского творчества» занимают трое учащихся: Борозенец Мария, Горина Мария, Холодилова Елизавета; двое учеников заняты в «Югорской дружине»: Малахов Серафим, Сажин Кирилл, один ученик посещает музыкальную школу «Камертон вокал»: Куклин Семён, один учащийся посещает кружок робототехники в центре «Кванториум», один ученик занимается в «Югорской шахматной академии»: Цуба Григорий. Трое учащиеся занимаются в двух объединениях.

Высшим органом самоуправления является классное собрание, планирующее, обсуждающее и оценивающее работу как класса в целом, так и работу каждого ребенка. Такая организация дает почувствовать каждому ученику свою принадлежность к коллективу класса, учит самостоятельности и ответственности.


Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5­ м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5­-м классе происходит резкое изменение условий обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе "классный руководитель – учителя-предметники", появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями (нередко фактором, осложняющим процесс адаптации у пятиклассников, служит именно рассогласованность, и даже противоречивость требований разных педагогов), необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога – все это является серьезным испытанием для психики школьника.

«Даже самый незначительный, скромный объем знаний становится для учеников непосильным, если беден, узок фон интеллектуальной жизни, на котором проходит учение», - сказал Д.А. Сухомлинский. Для того чтобы выявить фон интеллектуальной жизни наших пятиклассников администрацией школы также были проведены следующие мероприятия: проверка дневников учащихся, контрольные работы по русскому языку, математике, английскому языку, посещение уроков.

 

Проверка дневников учащихся проводилась с целью выявления соответствия оформления дневников учащимися с установленными требованиями, своевременности выставления текущих оценок классными руководителями и учителями-предметниками. Во многом успех или неудачи ребенка в ходе обучения зависят от того, насколько сформированы у него учебно-организационные навыки. Одним из показателей этого является школьный дневник. В основном ученики 5п класса ведут дневники согласно требованиям: заполняют их, записывают домашние задания, но подают учителю для выставления оценок не всегда, записи ведут не все аккуратно (Степановский Сергей, Логинов Александр). Неплохо оформлены дневники у Лыткиной Нины, Федотенко Марии, Лисихиной Юлии, Дубчак Ксении, Борозенец Марии. Все ученики получили во время проверки замечания по ведению дневника. Данная проверка показала, что еженедельная проверка и выставление текущих оценок  регулярно проводится Дубчак Ксенией, Борозенец Марией, Лыткиной Ниной. Список учителей полностью заполнен почти у всех учащихся и названия предметов. Росписи классного руководителя  есть во всех дневниках, учитель регулярно вклеивает ведомость отметок, полученных за неделю в дневнике, большинство родителей также еженедельно ставят свои росписи. Важно отметить, что не все учителя-предметники ставят оценки и свои росписи в дневниках учащихся, а значит, при подведении итогов урока не всегда выставляют оценки, полученные детьми в ходе занятия.




Рекомендации:

1. Ознакомиться более внимательно с Инструкцией ведения и проверки дневников учащихся.

2.. Классным руководителям, учителям-предметникам своевременно выставлять в дневник оценки, полученные на уроке.

3. Классному руководителю продолжить вести контроль за состоянием дневников учащихся, следить за систематической проверкой дневников со стороны родителей учащихся 5 п класса.

Уровень сформированности ЗУН по основным предметам продемонстрировали контрольные срезы:

Входной контроль

Класс

По списку

Выполняло работу

Дата проведения

Вид работы

% успеваемости

% качества

СОУ

Учитель

5 п

русский язык

24

21


Диктант

62

38

41

Аксёнова А.С.

Граммати-ческое задание

95

62

52

5 п математика

24

18

12.09.

2018

Уровневая контроль-ная работа

78

44

52

Джура Е.Н.

5 п

английский язык

24








Анализ результатов по русскому языку:

Диктант

Грамматическое задание

Успеваемость      61.90 %

Качество знаний 38.10 %

Обученность        40.76 %

Средний балл      3.05

Успеваемость      95.24 %

Качество знаний 61.90 %

Обученность        52.38 %

Средний балл      3.57

На «5» и «4» выполнили: Лыткина Нина, Борозенец Мария, Горина Мария, Дубчак Ксения, Лисихина Юлия, Малахов Серафим, Сажин Кирилл, Серикова Виктория.

На оценку «2» выполнили: Ершова Дарья, Куклин Семен, Логинов Александр, Ницяпина Аделина, Сайфудинова Таисия, Степановский Сергей, Федотенко Мария, Фирулёв Евгений.

Типичные ошибки:

Орфограммы

Правописание безударной гласной, проверяемой ударением - 13 учеников (62%)

Правописание безударной гласной, не проверяемой ударением -

7 учеников(33%)

-Тся и -ться в глаголах - 8 учеников (38%)

Правописание глухих и звонких согласных - 6 учеников (29%)

Правописание удвоенных согласных - 9 учеников (43%)

Употребление мягкого знака после шипящих - 11 учеников (52%)

Правописание падежных окончаний существительных - 6 учеников (29%)

Пунктограммы

Запятая между однородными членами предложения - 7 учеников (33%)

Рекомендации по ликвидации пробелов в знаниях учащихся:

-Групповая, индивидуальная работа по отработке навыков грамотного письма учащихся.

- Тематические, контрольные срезы по темам, где обучающиеся допустили наибольшее количество ошибок.

- Ежедневный контроль знаний через проверку домашнего задания.

Анализ результатов по математике:

Успеваемость      77.78 %

Качество знаний 44.44 %

Обученность        52.00 %

Средний балл      3.44

Работа по математике проводилась по вариантам. Каждый вариант имел три уровня сложности. А, В и С. Задания в уровне А оценивались по 1 баллу, уровень В – 2 балла, уровень С – 3 балла. Таким образом, учащийся, набравший от 10 до 12 баллов, получал оценку «удовлетворительно», от 13 до 15 баллов – оценку «хорошо», от 16 и выше – оценку «отлично».

Как весьма слабая базовая подготовка из 18 обследованных учащихся 5 класса может быть охарактеризована подготовка по математике 4 человека (22,2%).

5 (27,8%) учащимся способы учебной работы по математике даются легко: Борозенец Марии, Гориной Марии, Дубчак Ксении, Шумковой Кире, Цуба Григорию.


Слабо учениками 5 п класса усвоены и вызывают трудности следующие умения:

Содержание контрольной работы

Кол-во

человек

%

  1. Решение текстовой задачи

Правильно решили текстовую задачу

10

62,5

Допустили ошибки:

в ходе решения


4


25

в вычислениях

1

6,25

  1. Вычисление значения числового выражения

Правильно вычислили значение числового выражения

13

81,25

Допустили ошибки при выполнении:

сложения многозначных чисел

13

81,25

вычитания многозначных чисел

12

75

умножения многозначного числа

7

43,75

деления многозначного числа

13

81,25

в порядке выполнения действий

10

62,5

  1. Решение уравнения простейшего вида

Правильно решили уравнение

8

50

Допустили ошибки: при выполнении вычислений

8

50

в определении взаимосвязи между компонентами и результатом арифметических действий

5

27,8

4. Задание геометрического характера

Допустили ошибки при сравнении значений величин

периметра прямоугольника

4

25

Допустили ошибки при сравнении значений величин

площади прямоугольника

11

69

  1. Применения знаний единиц измерения при соотношении единиц длины и веса

Правильно выполнили задание

10

55,6

Допустили ошибки:

при соотношении единиц времени и веса с конкретными составляющими данных множеств

8

44,4

  1. Выполнение задания повышенной трудности

Правильно решили

5

27,8

Допустили ошибки



Не приступили

13

72,2

 Анализ результатов показал среднее качество подготовки к изучению математики в основной школе.  На основании изложенного необходимо:

  1. Принять необходимые меры по подготовке обучающихся (анализ заданий и разбор типичных ошибок, проводить консультации на групповых занятиях и т.д.)

  2. Уделить внимание при изучении материала на темы, которые больше всего вызвали затруднение (см. табл.)

  3. Организовать для более подготовленных учащихся индивидуальные занятия.


 Промежуточный контроль


Класс 5п

По списку

Выполняло работу

Дата проведения

% качества

% успеваемости

СОУ

Учитель

Русский язык

24

24

23.10.18

Содер. 42

88

53

Аксёнова А.С.

Грамот. 75

83

61

Математика

24

23

17.10.18

78

96

65

Джура Е.Н.

Иностранный язык

24

22

25.10.18

64

95

55


Английский язык

12

10

25.10.18

60

90

51

Леготина Г.Ю.

Немецкий язык

12

12

25.10.18

67

100

58

Цыбина Т.Н.


Результаты промежуточной контрольной работы по русскому языку:

За содержание

За грамотность

Успеваемость      87.50 %

Качество знаний  41.67 %

Обученность        52.67 %

Средний балл      3.50


Успеваемость      83.33 %

Качество знаний  75.00 %

Обученность        61.17 %

Средний балл      3.79



Результаты промежуточной контрольной работы по математике:

Успеваемость      95.65 %

Качество знаний  78.26 %

Обученность        64.87 %

Средний балл      3.96


Результаты промежуточной контрольной работы по английскому языку:

Успеваемость      90.00 %

Качество знаний 60.00 %

Обученность        50.80 %

Средний балл      3.50

Результаты промежуточной контрольной работы по немецкому языку:

Успеваемость      100.00 %

Качество знаний 66.67 %

Обученность        57.67 %

Средний балл      3.75


Вывод: мониторинг входного и промежуточного контроля показал следующие результаты: успеваемость по русскому языку изменилась следующим образом: повысилась на 24 % за содержание, однако грамотность понизилась на 12%, качество за содержание повысилось на 4 %, грамотность – на 13%; по математике успеваемость повысилаь на 17,87 %, качество на 33,82%.; английский язык успеваемость повысилась на 27 %, качество на 2 %, немецкий язык успеваемость повысилась на 24%, качество на 5%.


Уровень обученности учащихся за 1-ю четверть

Предмет

Успеваемость

Качество

Русский язык

100

50

Математика

100

82

Литература

100

92

История

100

63

Иностранный язык

100

58

Физкультура

100

100

Технология

100

100

По итогам 1-й четверти в классе отличников 2 (8 %) , хорошистов – 9 (38 %), неуспевающих нет. Качество 78,5 %, СОУ – 77,85 %

Посещаемость. Пропущено уроков – всего 177, из них по уважительным причинам- 27 уроков, по болезни – 150 уроков.


Анализ кадрового состава, работающего в 5 классе.


Учитель

Предмет

Категория

1.

Аксёнова А.С.

Русский язык, литература

первая

2.

Джура Е.Н.

Математика

высшая

3.

Борозенец Т.А.

История, обществознание

соответствие

4.

Елпанова Н.А.

География

нет категории

5.

Леготина Г.Ю.

Английский язык

высшая

6.

Цыбина Т.Н.

Немецкий язык

высшая

7.

Чупринов Е.В.

Информатика

высшая

8.

Новосёлова Н.В.

биология

высшая

9.

Набокова Л.В.

Изобразительное искусство

первая

10.

Зотова М.А.

Технология (девочки)

нет категории

11.

Зарыпов Т.Х.

Технология (мальчики)

высшая

12.

Шулдикова С.В.

Физкультура

первая

Всего 12 учителей, работающих в 5 классе, 10 из них прошли аттестацию. С высшей категорией 6 учителей (50 %), с первой категорией – 3 (25 %), соответствие занимаемой должности 1 учителя (8 %) и 2 (17%) учителя без категории.

Социальным педагогом Шулдиковой Светланой Владимировной с учащимися 5 п класса было проведено анкетирование с целью выявления уровня социальной адаптации в среднем звене.

В данном классе 24 учащихся. В анкетировании приняли участие 21 учащихся. Учащимся было предложено ответить на предложенные вопросы в анкете или дописать свой ответ. Все учащиеся справились с заданием в установленное время.

На предложенные вопросы учащиеся дали следующие ответы.


Анкета для учащихся 5 класса

1)С каким настроением ты идешь в школу?

1. С радостью           5

2. С привычным равнодушием     8

3. С предчувствием неприятностей 2

4. С мыслью: «Скорее бы все это кончилось!» 5

Другое (вписать): «как когда» 1

2) Школа для тебя

1.место приобретения знаний    14

2.место общения с друзьями     6

3. обязательная повинность    3

4. место тусовки 1

Другое (вписать) ______________0

3)Бывают ли у тебя в школе неприятности?

1. Часто                 5

2. Редко                 14

3. Никогда 2

4) Если бывают, то от кого они исходят: 1. от учителей предметников        4

2. от классного руководителя    2

3. от учеников вашего или другого класса 15

 5) Бывают ли у тебя конфликты с классным руководителем?

 1. Часто            0     

2. Редко             6

3. Никогда 15

6) Какую роль, по-твоему, исполняет в классе твой классный руководитель  

1. контроль за успеваемостью и дисциплиной     10

2. вторая мама      4

3. организатор досуга 2

4. помощник в трудных обстоятельствах           4       

5. старший товарищ       2

6. Защитник 2   

Другое (вписать) _____________________________________________________________

7) Какое чувство ты испытываешь к своему классному руководителю (ответ сформулируй сам)?

Отличное 12

Нейтральное 4

Хорошее 4

Негативное 1

8) Что посоветовал бы ты своему классному руководителю (пожелание сформулируй сам)

Никакого 9

Счастья 5

Нет ответа 2

Меньше возмущаться, медленнее объяснять задания 5

9) Напиши названия тех предметов, по которым задаются самые большие домашние задания.

Русский язык 9

Математика 14

Информатика 4

Английский язык 5

Биология 4

География 4

История 2

Обществознание 2

10) Напиши названия предметов, по которым задаются интересные, творческие задания

Математика 10

Литература 8

Русский язык 7

ИЗО 8

Биология 6

Информатика 6

Иностранный язык 6


Выводы. Проанализировав данное анкетирование, можно сделать вывод, что все учащиеся 5 класса знают осознанно, что школа – это место для приобретения знаний, к школе и учителям учащиеся относятся положительно. 70% учащихся данного класса разграничили для себя полномочия классного руководителя и учителя – предметника. Ко всем учителям – предметникам, которые преподают в среднем звене учащиеся относятся доброжелательно, высказываются с наилучшими пожеланиями.

Негативное отношение к школе у части учащихся может быть связано с нарушениями в межличностных отношениях с одноклассниками, а это значит, что необходимо развивать у детей навыки общения и разрешения конфликтных ситуаций. Негативное отношение к школе и обучению часто формируется по причине неадекватных педагогических и/или родительских ожиданий и связанных с ними негативных оценок личности ребенка, следовательно, взрослым рекомендуется проанализировать свои педагогические установки.

Психологом школы Перебаскиной Еленой Геннадьевной были проведены тесты, которые определи настроение ребёнка дома, в школе, уровень тревожности, уровень самооценки, выявление диагностики «Личностных проблем». Проведена диагностика с целью изучения уровня и характера тревожности, у детей 5 класса на начало учебного года с помощью методики Филлипса.

В психологическом исследовании приняли участие 22 учащихся 5-П класса, что составляет 92 % от общего количества обучающихся в классе.

Результаты по исследованию школьной тревожности у обучающихся 5 п класса.


Для выявления уровня школьной тревожности использовались следующие факторы:




Факторы


Первая группа

Высокий ур.

Вторая группа

Повышенный ур.

Третья группа

Норма

Кол-во

детей

%

Кол-во

детей

%

Кол-во

детей

%

Общая тревожность в школе

0

0

4

18

18

82

Переживание социального стресса

0

0

9

38

15

62

Фрустрация потребности в достижении успеха

0

0

1

4

23

96

Страх самовыражения

4

17

9

37

11

46

Страх ситуации проверки знаний

1

4

12

50

11

46

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

3

12

3

13

18

75

Низкая сопротивляемость

стрессу

1

4

1

4

22

91

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

2

8

10

42

12

50


Таким образом получены следующие результаты:


Класс

Уровни тревожности

1

2

3

4

Низкий уровень

Средний уровень

(норма)

Повышенный уровень

Высокий уровень

5 п

12

6

4

0

Общее количество респондентов 22чел

(55%)

(27%)

(18%)

(0%)

По результатам исследования можно сделать вывод, что общее эмоциональное состояние обучающихся, связанное с различными формами включения в жизнь школы, благоприятное.

82% - средний уровень тревожности (18человек)

0 % - высокий уровень общей школьной тревожности (не выявленно)

18 % - повышенный уровень тревожности (4человека)

Пятиклассник – это еще не старший школьник, но уже и не младший, т.е. учащиеся находятся на этапе младшего подросткового возраста, поэтому ориентация не на свое личное мнение, а на оценки и требования значимых окружающих (педагогов, сверстников), страх не соответствовать ожиданиям окружающих имеют высокий уровень - 12% учащихся, повышенный страх самовыражения имеют 37 % школьников. У 50 % учащихся наблюдается повышенный уровень страха ситуации проверки знаний.

Рекомендации по снижению и нормализации уровня школьной тревожности:

Избегать излишне эмоциональных реакций по поводу неудач учеников, сравнения учеников друг с другом, т.к. это способствует возникновению страхов, повышению тревожности, снижению уровня школьной мотивации, возникновению у детей мотива избегания неудачи, формированию заниженной самооценки, неврозов, ухудшению взаимоотношений между учителем и учеником. Для создания у детей ситуации успеха, лучше стараться показывать положительную динамику в результатах отдельного ученика, объяснять причины неудач, чётко разъяснять систему требований и оценивания, учить детей преодолевать трудности, извлекая уроки из неудач, чтобы избегать их в дальнейшем, поощрять детей в практике задавания вопросов и т.д.

Нужно помнить, что излишне напряжённая обстановка перед контрольной, может снизить результаты у высоко тревожных детей и детей с низкой стрессоустойчивостью. Необходимо провести предварительную беседу с классом (или с конкретными детьми) с целью обсуждения способов преодоления стресса, подготовки к контрольным, обсудить варианты поведения при получении плохой оценки и т.д. Нужно стараться повысить у детей уверенность в своих силах и снизить излишнюю тревожность. Запугивание детей часто приводит к противоположным результатам.

При работе с неуверенными в себе и застенчивыми детьми необходимо помнить, что любой ответ у доски, повышенное внимание, приводит таких детей в состояние стресса. Поэтому нужно стараться создать на уроке максимально безопасную с психологической точки зрения атмосферу взаимоуважения: пресекать попытки унижения, давления, насмешек со стороны детей, способствовать повышению самооценки и уверенности в себе путём поощрения и подчёркивания положительных моментов в работе. Очень важно наладить доверительные отношения с такими детьми, использовать индивидуальные беседы с целью коррекции излишней тревожности и страха самовыражения.

По результатам проведённого мониторинга можно сделать выводы: отношение к школе у учащихся неоднозначное. Основные проблемы, которые выделили учащиеся – это проблемы с учёбой, в общении с одноклассниками. Требуется индивидуальная коррекционно-развивающая работа с некоторыми учащимися по преодолению трудностей в общении, стабилизации общего психологического климата в классе.

В рамках ВШК были посещены уроки русского языка и литературы, математики, английского языка, обществознания.

Классный руководитель 5 класса Аксёнова Александра Сергеевна (стаж работы – 7 лет) пытается найти общий язык с детьми, старается помочь ребятам адаптироваться в новых условиях. Она провела классное родительское собрание, где познакомила родителей с новыми требованиями, дала родителям рекомендации о том, как помочь ребенку в период адаптации. Кроме того, Александра Сергеевна преподает в 5 классе русский язык и литературу -  это помогает ей лучше узнавать детей, всегда быть в курсе их школьной жизни. Александра Сергеевна излагает материал в доступной форме, старается давать уроки на хорошем уровне, с детьми тактична.

18.10.2018 г. был посещён урок русского языка по теме: «Сходства и различия в народных сказках». Для актуализации знаний, учащихся учитель в начале урока, используя наводящие вопросы, сообщила детям тему, цель, задачи урока. На уроке учитель использовал следующие формы организации деятельности: коллективная, парная. (для изучения нового материала, для закрепления изученного материала). Учителем на уроке развивались предметные УУД: развивалось представление о народных сказках, героях сказок, дети учились объяснять ключевые понятия, учились анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

В течение урока постоянно была работа с текстом учебника, рисунками, как основного источника информации при изучении новой темы. Домашнее задание было дано вовремя с комментариями, носит не только традиционный, но и творческий характер.

Диагностика знаний, умений и навыков, учащихся по русскому языку продемонстрировала средний уровень освоенности знаний. Не все учащиеся умеют оформлять свои мысли в устной форме и письменной. На уроках русского языку учитель продолжает работу над оформлением своих мыслей в устной и письменной речи, находить грамматическую основу, отличать словосочетание от предложения, распознавать второстепенные члены предложения, обращения, водные слова, отличать простое предложение от сложного, отрабатывает навыки правильного написания и произношения слов, учащиеся изучают и повторяют ранее изученные орфограммы.

Рекомендации для учителя:

1. Учителю рекомендовано продумать работу по целеполаганию, структуре урока, отбору содержания и оцениванию в соответствии с требованиями ФГОС, составление рабочих групп, направленный на более эффективный результат урока.

2. Более чётко планировать этапы урока, для того чтобы успеть провести рефлексию – итог проведённого урока, использовать дифференцированные задания в течение урока и в качестве домашней работы (для слабых и сильных учащихся) с целью включения их в учебный процесс.

20.10.2018 г. урок математики по теме: «Свойства сложения». Учитель Джура Е.Н. Этапы урока учителем чётко продуманы, дети организованы, все имеют математические школьные принадлежности. Трое учащихся записывают домашнее задание на доске с дальнейшей проверкой их всем классом и с исправлением допущенных ошибок. Учитель, используя самопроверку и взаимопроверку проверяет выполнение домашнего задания у всего класса. Следующий этап урока был направлен на закрепление ранее изученного материала и отработку математических навыков по теме: учащиеся записывали в тетради формулы свойств сложения и вычитания, работали с карточками – заданиями из сборника дидактических материалов, выполняя вариант 9 задания учебника, учащиеся в течение урока учились применять свойства сложения, вычитания для упрощения вычислений, выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Елена Николаевна учит детей определять цель своей работы на уроке, планировать способы своей учебной деятельности. На уроке царит доброжелательная, комфортная обстановка, наблюдается сотрудничество учителя и учащихся, используется метод педагогической поддержки, создаются условия для само- и взаимоконтроля. Домашнее задание дано целесообразное, оптимальное, опережающее, тренировочное, общее для всех. Рекомендации: использовать домашнее задание дифференцированное (для сильных и слабых учащихся), задания на выбор учащихся, ориентированное на успех детей, проводить физ. минутку по времени. Посещение уроков математики показало, что учащиеся по своему составу имеют разную математическую подготовку. К сильным учащимся можно отнести: Дубчак К, Борозенец М., Горину М., Цуба Г., Шумкову К. (все задания выполняют с опережением, регулярно справляются со всеми домашними заданиями). К стабильно успевающим можно отнести: Лыткину Н, Малахова С, Лисихину Ю., Федотенко М., Куклина С., Сажина К. Эти учащиеся всегда активны на уроках, практически всегда справляются с домашними заданиями). К слабоуспевающим можно отнести: Сайфутдинову Таисию, Ершову Дарью.

Проверка тетрадей по математике показала следующий результат: все учащиеся ведут тетради, многие из них аккуратные (Горина М., Дубчак К., Лыткина Н. Шумкова К.), домашние задания все выполняют, учителем тетради проверяются систематически и в полном объёме. На уроках отрабатывается математическая грамотность (правильность математической записи, оформление номеров), правильное и последовательное произношение математических правил, формул буквенных записей.

21.10.2018 г. Урок английского языка по теме: «Обучение в школах Великобритании». Учитель Леготина Галина Юрьевна Урок построен методически правильно, доступный, логический последовательный направлен на развитие УУД. На уроке Галина Юрьевна использует следующие формы организации деятельности детей: фронтальные (с корректирующей информацией со стороны учителя правильные ответы детей); парная форма (при опросе домашнего задания на знание и произношение английских слов), групповая (в форме игры), коллективная при изучении нового материала. Разные смены деятельности обусловили здоровье сбережение школьников. Уделяется большое внимание развитию навыков коммуникативной культуры. На протяжении всего урока звучала диалогическая речь учащихся. Повышение мотивации происходит за счет вопросов на понимание содержания изучаемого материала. Учитель работает над развитием лингвистической зоркости, погружением учащихся в языковую среду. Уровень познавательной активности класса – средний. Учитель использует аудиозаписи, что способствует развитию зрительного и слухового каналов восприятия. На уроке была хорошо оформлена доска как средство наглядного восприятия, помогающее при закреплении и изучение материала урока. Рекомендации для учителя: использовать формы и методы урока, позволяющие осуществлять дифференцированный подход (для слабых и сильных учащихся), создавать ситуации успеха.

Выводы: Посещение уроков в пятом классе позволило сделать следующие выводы. Все учителя владеют методикой работы с данной возрастной категорией детей. Отмечаем, что в практике учителей-предметников преобладают традиционные уроки, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы работы, а также метод самостоятельной работы. Основные формы работы на уроке – фронтальный опрос, беседа, парные, групповые. Уроки учителей отличаются практической направленностью, высоким темпом работы, хорошей плотностью. Проводится последовательная работа над развитием организационных и учебно-коммуникативных навыков. Все учителя работают над развитием учебно-интеллектуальных навыков учащихся, идёт формирование личностных, предметных, метапредметных универсальных учебных действий (УУД). Учителя на уроках используют наглядность, в том числе информационные средства обучения.  Не всеми учителями комментируются оценки, полученные детьми на уроках, домашнее задание дается с пояснением. Вместе с тем, отмечаем отсутствие индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися, работы со слабыми учащимися. Также отмечаем, что в целом уроки академичны, присутствуют элементы состязательности, игры. На уроке преобладает не только речь учителя, но и ответы учащихся. Хочется отметить, что на уроках соблюдается принцип здоровье сбережения, присутствуют физ. минутки (включающие в себя физкультминутки, упражнения для глаз).

Заместителем директора по УВР Семёновой Светланой Владимировной проведена работа с педагогами (совещания при заместителе директора, индивидуадьные консультации), на которых классных руководителей и учителей-предметников она ознакомила с основными задачами и трудностями адаптационного периода, тактикой общения с детьми и помощи им. Консультирование родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования и могут испытывать трудности приспособления к новым условиям обучения, осуществляется индивидуально или на родительских собраниях. На первом родительском собрании Светлана Владимировна рассказала родителям о психологических особенностях детей данного возраста, о вероятных проблемах, которые могут возникнуть в начале обучения в первом, пятом и десятом классах.

Важно помнить, что период адаптации длится не один месяц. И, как правило, к концу первой четверти 5 класса у ребят резко снижаются успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость, появляется страх перед уроками, учителем, контрольной работой и т.д. В связи с этим важно организовывать учебную деятельность с учетом психофизиологических особенностей учащихся. Проблема преемственности обучения и адаптации пятиклассников по-прежнему остается одной из главных в работе педагогического коллектива и требует координации совместных действий учителя и ученика.

Рекомендации:

1. Всем учителям, работающим в пятом классе, осуществлять поурочное планирование с учетом возрастных особенностей детей. Помнить, что по своим психологическим и физиологическим особенностям они относятся к учащимся младшего школьного возраста и одной из форм работы должна быть дидактическая игра.

2. Осуществлять дифференцированный подход в работе с пятиклассниками. Разумно сочетать разнообразные варианты, формы и методы работы, как с сильными учащимися, так и со слабоуспевающими.

3. Продумать использование информационных технологий, с тем, чтобы разнообразить и активизировать учебную деятельность на уроке, сделать ее более интересной.

4. Выставлять оценки своевременно, предварительно комментируя их. Не забывать об оценке как факторе, стимулирующем ученика. Для пятиклассников этот фактор особенно значим.

5. Проводить эффективные физ. минутки.

6. Учителям - предметникам основной школы в этот период стараться не только сохранить учебные достижения начальной школы, но и повысить их. Обучать школьников анализировать, сравнивать, сопоставлять учебный и дополнительный материал, при ответе учить учащихся приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения.


7. Учителям – предметникам считать одним из важных моментов урока создание ситуации успеха.


8. Классному руководителю ориентировать внеклассную работу на развитие общеобразовательных потребностей обучающихся.



Заместитель директора по УВР С,В, Семёнова



Справку подготовила

методист крдк МБОУ СОШ №8

Джура Е.Н.

89822025750


Скачать

© 2019, 27577 808

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!