СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование читательской грамотности у учащихся младшего школьного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». 

Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что  для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование читательской грамотности у учащихся младшего школьного возраста"»

Формирование читательской грамотности младших школьников как одна из составляющих реализации ФГОС

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:

  1. умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:

– умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:

– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

– основываясь на тексте, сделать простые выводы;

  1. умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»:

– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).


Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.

Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.

Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.

Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.




Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской грамотности  младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Читательская грамотность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Читательская грамотность определяется

  • владением техникой чтения;

  • приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

  • знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;

  • сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование универсальных учебных действий.

Формирование читательской компетентности у детей младших классов является одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности, включающей в себя три этапа работы с текстом: работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения. Какие же дидактические средства может использовать учитель для формирования читательских компетенций.

Моя работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.

2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.

3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", учащиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и поселковой библиотек.

4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.

Виды работы над текстом на уроках литературного чтения

Совершенствованию чтения способствует введение разных вариантов чтения. Перед чтением рекомендуется задавать вопросы по тексту, чтобы нацелить учащихся на осознанное чтение.

  1. Первичное самостоятельное чтение небольшого текста каждым учеником.

  2. Первичное чтение учителем и повторное всеми учащимися.

  3. Первичное чтение по вызову и повторное всеми учениками “про себя”.

  4. Самостоятельное чтение с конкретным заданием.

  5. Чтение, деление на части. Составление плана.

  6. Чтение по готовому плану.

  7. Чтение, после чтения – пересказ.

  8. Чтение учеником нового текста, заранее приготовленного дома.

  9. Чтение с сокращением текста (дети убирают предложения и слова, которые можно опустить) Подготовка к сжатому пересказу.

  10. Чтение цепочкой по предложению.

Для слабых учеников:

  • Чтение с проговариванием слогов.

  • Шепотом.

  • Выделять посильные для себя части текста.

  • Хоровое чтение.

  • Групповое чтение.

  • Выборочное чтение.

  • Комментированное чтение.

Для регуляции темпа чтения:

  • Отстукивание темпа.

  • Скандирующее чтение.





Виды работы над выразительностью чтения:

  1. Какие звуки помогают представить, о чём говорится?

  2. Как автор передаёт в стихах различные звуки природы?

  3. Прочитайте стихотворение с разной интонацией: весело, тихо, плаксиво, грустно, зовя, вопросительно, удивляясь, восхищаясь, ехидно, грозно, крича, смеясь, гордясь, как скороговорку, быстро и т.д.

  4. Прочтите стихотворение так, как сделал бы это: уж, кошка, мышка, лягушка, собака, медведь, ёж, лиса, конь, белка, корова, поросёнок и т.д. Изменится ли ваше восприятие этого стихотворения?

  5. Прочитайте стихотворение так, словно вы: поднимаетесь по лестнице, прыгаете на скакалке, засыпаете, подсказываете кому-то, укачиваете малыша, поёте песню, копаете картошку на даче, моете пол, бежите, смеётесь, плачете и т.д. Какое чтение подходит лучше всего? Почему?

  6. Переставляйте логическое ударение на разные слова, меняйте его. Изменяется ли при этом смысл стихотворения?

  7. Постепенно ослабляем голос, понижаем от высокого до низкого и наоборот. Следим за плавностью речи.

  8. Читайте стихотворение, постепенно увеличивая скорость чтения и наоборот, постепенно уменьшая скорость чтения.

  9. Читаем стихотворение с посылом воздуха в определённую точку.

  10. Что хотел выразить автор? Зачем он написал это стихотворение? Какое у него было настроение? Почему вы так решили? Найдите слова-подтверждения.

  11. Понаблюдайте, как внутри стихотворения “играет” слово, как при помощи звукописи поэт передаёт образы, создаёт ощущения

  12. Распределите роли и проинсценируйте это стихотворение.

В своей работе использую следующие приемы

  • Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения

служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

  • Приём «Синквейн». В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

  • Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на

этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Как и в  борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. На мой взгляд, только творчески подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.

При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» ( И.Г. Песталоцци).



Библиографический список

  1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: “Альянс “Дельта”, 2003. – 284 с.

  2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. – СПб.: “Альянс “Дельта”, 2003. – 192 с.

  3. Журова Л. Е. “Беседы с учителем. Методика обучения”. – М.: Вентана – Граф, 2002

  4. Матвеева Е.И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе : урок литературного чтения (из опыта работы) / Е.И. Матвеева, И.Е. Патрикеева. – 3-е изд. – М. : Вита-пресс, 2012.

  5. Дусавицкий А.К. Урок в начальной школе: Реализация системно-деятельностного подхода к обучению: кн. для учителя / А.К. Дусавицкий [и др.]. – 4-е изд. – М. : Вита-пресс, 2012.

  6. Ковалёва Г. Е. “Как дети читают и понимают текст” М., “Народное образование” 2006, № 5, 71-76.

  7. Лемяскина Н. А. “Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников Н. Н. Светловской”, “Материалы X межрегиональной научно-практической конференции.Ч.1”, под ред. Д-ра пед. наук, проф. Л. А. Обуховой. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010

  8. Н.Н.Светловская. Обучение детей чтению. Практическая методика. – М.; Просвещение, 2011

  9. В.В.Горецкий, М.И.Оморокова. Вопросы методики чтения в начальной школе. – М.; Просвещение, 2011

  10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2010.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!