СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему"Коррекция лени у школьников в учебном процессе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

...................................................................................

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему"Коррекция лени у школьников в учебном процессе"»

  • 2.1 Диагностика неуспеваемости младшего школьника

    • Глава 3. Практическая часть

    • Заключение

    • Список используемой литературы

Введение

В шутку и всерьёз говорят, что если немецкая национальная черта - трудолюбие, английская - бережливость, американская - независимость, то русская - лень. Лень называют национальной бедой, пороком каждого человека и страны в целом. От нее хотят избавить себя и вытравить ее в других. Да вообще, лень - жуткая вещь, по её милости куча людей болеют "неизлечимыми" болезнями, считаются неудачниками, остаются старыми девами, не могут устроиться на работу, избавиться от комплексов, добиться поставленной цели. Считается, что почти все наши неудачи и беды от лени, что если мы все от нее избавимся, то всё у всех будет хорошо. Такой вот национальный миф! Однако природа, в том числе и человеческая, никогда ничего не делает просто так. И если данный феномен стал национальным - это неслучайно. Фром отмечает, что "национальный характер определяется способом существования данного общества". Если мы существуем, ленясь, и это - наша особенность, то, может быть, стоит пересмотреть отношение к ней?

Пробуя подойти к проблеме лени с научной точки зрения, я столкнулась с тем, что научных работ непосредственно по этой тематике почти нет. Данная черта русского характера мало изучена в психологии. Возможно, это связано с тем, что в советской социальной психологии лень считалась постоянным свойством характера (вроде гнилого фундамента) присущим отсталым личностям, чаще всего на капиталистическом Западе. Иногда лень, как опасная болезнь, охватывала одного из наших граждан, но коллективу при помощи идеологического воспитания и показательного примера удавалось изгнать эту напасть. Отбросив советскую идеологию, приходится признать, что лень в России это распространенное, но неизученное явление.

Мне показалось интересным в своей работе рассмотреть тему лень, ее виды, особенности, способы коррекции, так как в наше время это очень частая проблема детей, особенно младшего возраста.

Целью работы являлось изучение литературы и систематизация информации про данное явление, а также подготовка приемов для коррекции лени у школьников в учебном процессе.

Практическая часть работы заключалась в большом анкетировании среди школьников.

Подходя к вопросу, что же такое лень, заметим, что, на мой взгляд, нет ни одного точного определения, которое давало бы полную её характеристику, т.к. она очень многогранна.

Паскаль считал лень и самомнение источником всех пороков. Франклин писал, что "лень - это ржавчина ума и тела". А О. Уальд отмечал, что "это ужасно тяжелая работа - ничего не делать".

Лень - отсутствие или недостаток трудолюбия, предпочтение свободного времени трудовой деятельности. Традиционно расценивается как порок, поскольку считается, что ленивый человек является нахлебником общества.

Другое определение лени - "потребность в экономии энергии". Лень - стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие.

Лень - состояние нежелания что-либо делать, антонимом лени является воля.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы преодоления неуспеваемости младшего школьника средствами индивидуально-дифференцированного подхода

1.1 Неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема

1. Лень может быть избирательной, когда нет желания заниматься каким-то одним важным делом, а другие дела могут делаться с легкостью.

2. Лень тотальная: делать не хочется вообще ничего, нет мотивация ни на какие дела. В результате такой лени рождается скука.

3. Лень сознательная: это отказ от выполнения таких дел, которые не вызывают интерес, или, что важнее - не выгодны для человека.

4. Лень прогрессирующая: когда с каждым днем снижается мотивация на выполнение любых дел. Итогом такой лени может быть возникновение депрессии.

Лень целесообразно рассматривать в следующих аспектах:

Любое состояние лени сопровождается нежеланием что-либо делать. Мы бы сказали, что лень - это не отсутствие желания что-то делать, а желание что-то не делать. Потому что, если просто нет желания, то нет и разницы делать это или нет. Однако видно, что делать что-то (какие-то определенные действия) явно не хочется, следовательно, должно существовать желание которое притягивает человека к определенному состоянию, например, желание поваляться в кровати или еще что-то.

Для такой ситуации могут быть разные причины. Тимошенко, например, говорит о следствии бессознательного сопротивления самого человека, который в глубине души вдруг начинает ощущать, что вроде как не совсем туда идет и не совсем то делает, человек не видит личностного смысла. В таких случаях обвинять его в лени начинают окружающие - в частности, те, кому необходимо, чтобы он выполнял работу, которую ему делать не хочется. Скажем, родители жалуются на ленивого ребенка, который им не помогает, не хочет учиться и т.п.; муж обвиняет жену, что она запустила дом; жена ругает мужа, который целыми днями на диване валяется и ей ни в чем не помогает.

Или, например, ситуация, когда от человека не требуется никаких усилий, за него всё делают другие. В Америке таких людей называют lazybones - ленивая кость, обитатель дивана, которого не держит собственный позвоночник. Западные психологи выяснили, что у многих ленивцев нет достаточного негативного стимула для того, чтобы зарабатывать на жизнь. Это лень тунеядца, выражающаяся в поговорке "Кто делать горазд, наделает и на нас". Зачем что-то делать, если постоянно находится тот, кто сделает это за тебя, ничего с тебя за это не спрашивая?

Третьим вариантом может стать ситуация, когда человек не получает никакой личной выгоды от действия, которое он должен делать для кого-то. Например, Чеширский кот - типичная not-motived person - немотивированная личность. Как только появляется шанс добиться своим трудом всего, о чем мечтаешь; девять из десяти работают по 10-12 часов в день.

К этому можно отнести и лень как признак несоответствия характера деятельности и структуры личности (например, если демонстративного человека ограничить работой только по дому, а интроверта заставить постоянно работать с людьми, - у них вскоре пропадет желание делать такую работу). А так же лень (точнее, апатию) как признак так называемой циклотимии (периодической смены активности и депрессии), наступающая именно в депрессивной фазе. Циклотимик в фазе активности может делать несколько дел подряд, а в фазе депрессии не выполняет даже то, что обязан делать по договорам (которых нахватал в активной фазе). Кстати, циклотимия характерна для людей деятельного типа личности.

Важнейшая задача дидактики состоит в том, чтобы раскрыть сущность неуспеваемости при данных целях и содержании образования, выявить структуру неуспеваемости, признаки, по которым могут опознаваться ее компоненты, разработать научно обоснованные приемы обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное, изучение факторов неуспеваемости и разработка мер борьбы с нею, если это не сделано, нет никакой гарантии в том, что вскрываются существенные стороны неуспеваемости и что меры в ее преодолении направлены на главное в этом явлении.

Именно дидактика призвана дать определение неуспеваемости, что эта задача не может быть решена другими науками, так как понятие неуспеваемости есть, прежде всего, дидактическое понятие, связанное с основными категориями дидактики - содержанием и процессом обучения.

В итоге оценивания учащихся возникает проблема неуспеваемости или неудач в учебе отдельных учеников. Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные часто бросают школу, пополняют группы риска

Исследования установили три группы причин школьных неудач:

1. Социально-экономические - материальная необеспеченность семьи, общая неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей. Общее состояние общества тоже отражается на детях, но главное - недостатки семейной жизни.

2. Причины биопсихического характера - это наследственные особенности, способности, черты характера. Следует помнить, что задатки наследуются от родителей, а способности, увлечения, характер развиваются при жизни на основе задатков. Наука доказала, что у всех рожденных здоровыми младенцев примерно одинаковые возможности развития, которое зависит от социальной, семейной среды и от воспитания,

3. Педагогические причины. Педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок, низкого уровня работы школы. Обучение, работа учителя - решающий фактор в развитии школьника. Грубые ошибки педагога ведут к психогениям, дидактогениям - психической травме, полученной в процессе обучения и требующей иногда специального психотерапевтического вмешательства. Дидактогении - грубый брак в работе учителя.

Исследования показывают и более конкретные причины неудач в учебе:

- жесткая, унифицированная система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, не удовлетворяющее потребности детей;

- единообразие, стереотипность в методах и формах обучения, вербализм, интеллектуализм, недооценка эмоций в обучении;

- неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами;

- пренебрежение развитием учеников, практицизм, натаскивание, ориентация на зубрежку.

Вывод: дидактическая, психологическая, методическая некомпетентность учителя ведет к неудачам в учебе.

Для устранения дидактических причин неуспеваемости есть такие средства

1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация. Ю. Бабанским для этого была предложена концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса.

2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого имеются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю.К Бабанским предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.

3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Само понятие признака неуспеваемости в теоретической и практической работе не тождественно. В теоретической работе признаки неуспеваемости - это элементы, в совокупности образующие ее состав, т.к. идет о научном определении понятия. В практической работе под признаком неуспеваемости следует понимать не сам элемент неуспеваемости, а его внешнее проявление.

Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств ее предупреждения требуют использования двух терминов: "неуспеваемость" и "отставание".

Неуспеваемость - отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными программой. Основными причинами выступают: разного рода недостатки в развитии познавательной сферы ребенка; недостатки в обучении; совокупность причин.

Отставание - несоответствие уровня достижений человека или группы людей - особенно в образовательном контексте - ожиданиям или тому потенциалу, который у них имеется.

Отставание в обучении - ребенок с некоторым отставанием в развитии, способности которого к учебе несколько ниже среднего уровня, требующий специальных учебных методик в процессе обучения.

Отставание учащихся - недостаточное усвоение отдельными учащимися текущего учебного материала.

Конечно, неуспеваемость - это комплексная проблема, имеющая дидактический, методический, психологический, медицинский и социально-педагогический аспекты. Комплексным должно быть и ее решение.

Хотя задача раскрытия сущности неуспеваемости в литературе не поставлена, во многих работах можно обнаружить подходы к ее решению. Один из этих подходов состоит в анализе условий, порождающих неуспеваемость. Так, М.А. Данилов связывает неуспеваемость с движущими силами процесса обучения - его противоречиями. Согласно этой позиции, в тех случаях, когда противоречивое единство возможностей учащихся и того, что от них требуется, нарушается, возникает неуспеваемость [19, с. 23-27].

Однако эти исследования нельзя считать достаточными, они направлены на выяснение внешних связей явления и оставляют в тени его внутреннее строение.

Задаче раскрытия внутреннего содержания понятия "неуспеваемость" больше отвечает другой метод ее изучения - определение видов неуспеваемости. Материал по этим вопросам имеется а целом ряде работ. А.А. Бударный различает, например, два вида неуспеваемости. Он указывает, что неуспеваемость есть понятие условное, конкретное содержание которого зависит от установленных правил перевода учащихся в следующий класс. Поскольку в школе переводят в следующий класс тех, кто удовлетворяет минимуму требований, соотносящихся с баллом "3", то неуспеваемость выражается оценками "2" и "1". Эта та "абсолютная" неуспеваемость, которая соотносится с минимумом требований. Выдвигают и другое понятие, соотнесенное не только с минимумом требований, но и с возможностями отдельных учащихся. Это так называемая относительная неуспеваемость - недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования.

Определение видов неуспеваемости содержится и в работе А.М. Гельмонта, который выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания:

1 - общее и глубокое отставание - по многим или всем учебным предметам длительное время;

2 - частичная, но относительно стойкая неуспеваемость - по одному - трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика);

3 - неуспеваемость эпизодическая - то по одному, то по другому предмету, относительно легко преподаваемая.

Во всех случаях А.М. Гельмонт имеет в виду фиксированную неуспеваемость: к неуспевающим он относит тех учащихся, которые "приходят к концу четверти с грузом неудовлетворительных оценок".

По тем же критериям выделяет виды неуспеваемости и Ю.К. Бабанский. Здесь также в основном имеется в виду фиксированная, сложившаяся неуспеваемость, виды которой связываются автором с порождающими ее причинами.

Как путь проникновения в сущность неуспеваемости можно рассматривать и выявление типов неуспевающих школьников. Имеется целый ряд попыток научного обоснования типологии неуспевающих школьников; отдельные характеристики и группировки по характерным особенностям встречаются и в описаниях практического опыта.

В основу типологии неуспевающих школьников многие авторы кладут изученные ими причины неуспеваемости. Так поступает, в частности, Л.С. Славина: она выделяет типы неуспевающих по доминирующей причине. Одну группу неуспевающих составляют те учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения, другую - дети со слабыми способностями к учению, третью - с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие трудиться.

Имеются попытки построить типологию на иных основаниях, в частности на характеристиках учебного труда учащихся и структуре их личности.

Более частные характеристики учебного труда учащихся даны в работе.

Изучение неуспеваемости только в ее итоговом виде нельзя признать достаточным потому, что это затрудняет выделение ее элементов. Изучение тех учащихся, для которых неуспеваемость стала устойчивой характеристикой их личности, не самый прямой путь для проникновения в сущность этого сложного явления. Такой путь легко может привести к смешению совершенно разных явлений, т.к. здесь взаимодействуют и личностные свойства учащихся, и условия их обучения, и постепенно накапливающиеся влияющие друг на друга элементы неуспеваемости.

Исследовать неуспеваемость как явление педагогической действительности удобнее в том ее состоянии, когда она находится в процессе становления и когда различные ее элементы еще не переплелись. Бороться с неуспеваемостью в этих условиях - значит проводить профилактическую работу. Вот почему исследование, направленное на раскрытие существа неуспеваемости, более плодотворно, если оно опирается на практику преодоления неуспеваемости.

Общность теоретической и практической работы не должна, однако, заслонить различия, в их задачах. Для теории достаточно выявить элементы неуспеваемости, эти элементы и явятся признаками данного понятия. Осуществление же практической деятельности нуждается еще во многих других знаниях, в частности в знании способов обнаружения элементов отставания, условий, которые их вызывают, средств для их устранения.

Противоречивость такого понимания и терминологии заложена в самой сущности исследуемого явления: процесс отставания складывается из актов отставания.

Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость.

Прежде всего, необходимо разделить причины отставания и причины неуспеваемости.

Основные причины неуспеваемости коренятся в слабости профилактической работы. Но такое объяснение недостаточно, оно несколько упрощено. Остается открытым вопрос об условиях, вызывающих отставание.

Следует разграничить общие условия, порождающие эти явления, и конкретные причины, относящиеся к отдельным школьникам. В литературе посвященной причинам неуспеваемости, теоретические и практические задачи разграничены недостаточно, мало различаются общие предпосылки неуспеваемости и условия, вызывающие неуспеваемость конкретных учеников. Терминологически эта нерасчлененность проявляется в том, что для всех уровней обобщения служит одно и то же слово - "причины" [33].

В возможностях детей различают две тесно связанные друг с другом стороны - физические возможности (состояние организма его развитие) и психические (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания). При разработке требований к учащимся специалисты каждого учебного предмета ориентируются на некую норму возможностей детей того или иного школьного возраста.

Психофизические возможности детей изменяются, совершенствуются под влиянием социальных условий, в том числе и влиянием учебно-воспитательной работы школы. Содержание и методы обучения повышают (а иногда задерживают, понижают) возможности учащихся.

Социальные условия (в широком смысле слова) как фактор успеваемости также взаимодействуют с возможностями детей. Это условия, в которых дети живут, учатся, воспитываются, бытовые условия, культурный уровень родителей и окружающей среды, наполняемость классов, оборудование школы, квалификация учителей, наличие и качество учебной литературы, и многое другое. И этот фактор, так или иначе учитывается при определении содержания обучения.

Одни и те же условия обучения и воспитания по-разному воздействуют на детей, воспитывающихся в разных условиях, имеющих различия в организме, в общем развитии. Не только обучение, но и вся жизнь ребенка влияет на формирование его личности, и развитие личности не совершается под влиянием одних внешних условий.

В определении элементов неуспеваемости необходимо опираться на дидактическую, методическую и психологическую литературу, использовав программы и учебники, а также результаты наблюдений педагогического процессов.

Необходимо исходить из того, что предписанное школе содержание обучения выражено не только в программах и учебниках, но и в разъясняющей их литературе. Методические материалы, программы и учебники раскрывают конкретное содержание каждого предмета и частично - общие принципы и идеи, положенные в их основу. Психологическая и педагогическая литература разъясняет цели и задачи, нового содержания, его особенности.

Первым компонентом содержания учебного процесса являются знания.

Единицами теоретических знаний выступают понятия разной степени обобщенности, системы понятий, абстракции, а также теории, гипотезы, законы и методы науки. Фактические знания представлены единичными понятиями (например, географические названия, исторические личности, события).

Отличительной чертой понятий как теоретического, так и фактического материала в анализируемых учебных предметах является их высокая абстрактность. Как правило, к этим понятиям невозможно прийти через индуктивное обобщение чувственно воспринимаемых признаков.

Системы понятий в составе знаний могут быть общими и частными.

Связи между понятиями представлены такими свойствами, которые позволяют их сближать или отличать друг от друга, т.е. в конечном счете тоже признаками.

Знания о способах деятельности рассматриваются обычно в связи с понятиями, так как предполагается, что это те указания, которые сообщаются учащимся для усвоения понятий. Однако эти знания служат и для овладения практическими навыками.

Знания о способах действия целесообразно подразделить на две группы. Первую группу составят предписания, определяющие путь анализа фактического материала по признакам.

Вторую группу составляют знания о способах действия, используемые в практической деятельности; им свойствен алгоритмический характер.

В отличие от первой группы они не предназначены для усвоения понятий, их назначение - обеспечивать сознательное овладение навыками.

В учебном процессе знания о способах деятельности (как первой, так и второй группы) могут применяться в знакомой или в новой ситуации, в составе сложной деятельности или изолированно.

Остается кратко охарактеризовать еще один вид знаний, условно названный нами материалом. В учебных предметах, представляющих основы наук данный элемент содержания составляют фактические знания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!