СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья о наставничестве

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье наставничество рассматривается как важный элемент профессионального роста не только наставляемого, но и наставника, помогающий решить проблему нехватки педагогических кадров, адаптации и становления в профессии начинающих педагогов, проблему мотивации к наставничеству и взаимовыгодному сотрудничеству.

Просмотр содержимого документа
«Статья о наставничестве»

Дятьлева Марина Станиславовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель иностранных языков

муниципальное образовательное учреждение «Новодвинская гимназия»

Городской округ Архангельской области «Город Новодвинск»

+7 911 565 10 22

marinadyatleva2012@yandex.ru



ХОРОШИЙ НАСТАВНИК, КАКОЙ ОН?

Аннотация

В статье наставничество рассматривается как важный элемент профессионального роста не только наставляемого, но и наставника, помогающий решить проблему нехватки педагогических кадров, адаптации и становления в профессии начинающих педагогов, проблему мотивации к наставничеству и взаимовыгодному сотрудничеству.


Ключевые слова: успешная практика наставничества, модели взаимодействия наставника и наставляемого, качества и компетенции наставника


Сегодня, как никогда, актуально привлечение молодых педагогов в школу. Не секрет, что многие выпускники педагогических вузов, отлично зная свой предмет, приходят к началу их первого учебного года в качестве учителя неподготовленными методически и психологически. Они не знают документов федерального и регионального уровня, регламентирующих деятельность образовательной организации, имеют слабое представление о требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, не умеют создавать рабочие программы по предмету, у них нет навыка планирования учебных занятий, их методический инструментарий не наработан, нет умения справляться с дисциплиной в классном коллективе, налаживать конструктивные отношения с родителями и коллегами. Это далеко не полный список проблем. Учительская профессия уникальна тем, что с первого рабочего дня родители, руководство, учащиеся ждут от начинающего педагога профессионализма. Молодому педагогу приходится за короткий период времени научиться всему и сразу. В случае неудачи не избежать разочарования, и, возможно, ухода педагога-новичка из профессии. Помочь может и должна система наставничества, эффективно функционирующая в школе. Как правило, подбор кандидатов в наставники, их обучение, планирование и контроль наставнической деятельности осуществляет куратор, обычно это заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Как не ошибиться в выборе наставника?

Наставничество – это взаимодействие, а, следовательно, не менее половины успеха зависит от старшего коллеги. Какими профессиональными и личными качествами должен обладать наставник, чтобы взаимодействие с подопечным не стало формализованным, почти бесполезным? Обычно руководство подбирает кандидатуры будущих наставников из числа опытных педагогов, составляется план работы. Но на практике иногда случается так, что кроме одной-двух встреч-консультаций дело дальше не идет, план остается на бумаге. Очевидно, что наставник должен быть мотивирован к систематической кропотливой работе с наставляемым, не считаясь со временем и своей, как правило, солидной нагрузкой.

Педагоги-исследователи выделяют три модели взаимодействия в тандеме «Наставник-наставляемый» [1]. Первая модель - авторитарная: наставник ориентирует делать «как я», новичок подчиняется авторитету профессионала, начинающему позволяется наблюдать и копировать поведение наставника. При этом отсутствует обратная связь, мнение наставляемого не учитывается, профессиональное становление происходит медленно, так как самостоятельность молодого педагога низкая.

Вторая модель - лидерская: мастер готов делиться опытом со своим учеником. Если подопечный согласен находиться на вторых ролях, время от времени выполняя поручения мастера и поддерживая его начинания, адаптация пройдет успешно. У таких мастеров обычно несколько наставляемых - команда единомышленников, они ориентированы на мастера, процесс саморазвития происходит медленно, как и в первой модели, у наставляемого небольшая свобода действий. Если мастер уходит из учреждения, команда распадается, возможен уход наставляемых.

Третья модель - партнерская: наставник и наставляемый взаимодействуют на равных, вместе творят, выдумывают, пробуют, проблемы обсуждаются и решаются с учетом мнения начинающего педагога, ответственность за результат несут оба, наставник разрешает подопечному ошибаться, проявлять инициативу, адаптация происходит наиболее успешно и быстро.

Партнерская модель взаимодействия в тандеме «Наставник-наставляемый», несомненно, лучшая, она приводит к взаимовыгодному обучению. Молодой педагог получает возможность учиться профессии, а наставник получает свежее видение его устоявшейся деятельности, возможность анализа «со стороны» годами наработанного опыта. Молодежь обычно более успешно владеет навыками использования различных цифровых сервисов и образовательных платформ, может помочь в этих вопросах наставнику. Таким образом, наставник тоже развивается профессионально, у него появляется интерес к общению с подопечным.

Интересно мнение молодых и начинающих педагогов, уже адаптированных в образовательной организации, и педагогов, которым потребовалась помощь более опытного коллеги в подготовке к профессиональным конкурсам. 10 педагогов МОУ «Гимназия» г. Новодвинска ответили на вопрос анкеты «Каким должен быть, по Вашему мнению, хороший наставник?». Так как вопрос был открытым, мы получили разнообразные ответы, касающиеся не только качеств, но и умений наставников. Сгруппировав их по количеству выборов, мы получили три группы профессионально-личностных качеств и умений. 1 группа (профессиональные качества), наибольшее количество выборов респондентов: отличное знание преподаваемого предмета и методики, компетентность, готовность к саморазвитию, ответственность. 2 группа (управленческие умения): умение построить индивидуальный образовательный маршрут начинающего педагога, умение мотивировать и поощрять наставляемого, умение планировать собственную деятельность. 3 группа (личностные качества): мудрость, отзывчивость, готовность уделять время наставляемому, честность и добросовестность, коммуникабельность, оптимизм, чувство юмора.

Как видно из списка, лидируют профессиональные качества и компетенции наставника. Это понятно, ведь научить другого человека профессии можно, если сам ею владеешь. Педагоги отдают должное организаторским способностям наставника. Казалось бы, каждый педагог должен уметь управлять и индивидуумом, и коллективом. Но он управляет учащимися, а управление деятельностью другого педагога имеет свои нюансы, и не каждый опытный педагог может и хочет работать со взрослыми. Формулируя вопросы анкеты, мы ожидали, что будут ответы, характеризующие наставника, как личность. Так и оказалось: наставник, по мнению учителей, должен обладать эмпатией, желанием общаться, вселять уверенность в подопечного. На вопрос «Каким не должен быть наставник?» педагоги ответили: невротичным, авторитарным, эгоцентричным. Анализируя список, предложенный педагогами новодвинской гимназии, мы приходим к выводу, что педагоги, исходя из личного опыта, выбирают третью модель взаимодействия наставника и наставляемого, тактику «сопровождения на основе партнерства, обращенного и открытого совместного действия» [2].

Итак, имея идеальный образ наставника, куратор-руководитель сможет заняться подбором и обучением наставников. После формирования тандема «Наставник – наставляемый», руководителю целесообразно присутствовать на одной-двух встречах, заранее согласовав с наставником предполагаемый результат наставнической деятельности. Важно сориентировать наставника так, чтобы он признавал за подопечным свободу действий и право на ошибку, не «учил жизни», не давал готовых решений, воспитывая самостоятельность наставляемого. Важно предоставить тандему специальное пространство для встреч, консультаций и совместного творчества, а если отношения все же по какой-то причине не сложатся, вовремя заметить это и дать другого наставника. Сам наставник тоже нуждается в поддержке со стороны коллег и мотивировании со стороны руководства. Если не контролировать регулярно выполнение плана работы тандемом, процесс наставничества может сойти на нет. [3]

Наставничество – процесс двусторонний, справедливости ради стоит заметить, что успех и скорость вхождения в профессию зависит не только от старшего товарища, но и от самого начинающего педагога. Если он приходит в школу не для того, чтобы переждать год-другой, пока не подвернется более выгодная материально, менее трудная работа, а планирует остаться в профессии всерьез и надолго, дело пойдет! Такой начинающий сам будет проявлять инициативу и активность, заинтересованность в скорейшем становлении на пути в профессию. Но бывает и так, что вчерашние выпускники педвузов, не собиравшиеся целиком и полностью посвящать себя педагогике, взаимодействуя с хорошим наставником, чувствуя поддержку коллег и руководства, понимают, что школа – это их призвание, успешно работают многие годы.


Список литературы


  1. Андреева Я. Н. Принципы хорошего наставничества. // Вопросы студенческой науки. – 2018. - №1. - С. 128-129.

  2. Поздеева С. И. Каким должен быть педагог-наставник: результаты эмпирического исследования. // Научно-педагогическое исследование. – 2018. - № 2. – С. 71-74.

  3. Чернова М.А., Шарапова В.М. Отбор, оценка и подготовка наставников на предприятиях. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42567501 (дата обращения: 07.06.2023)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!