СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья ""Особенности и трудности современного обучения певцов и руководителей детских хоровых коллективов".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья ""Особенности и трудности современного обучения певцов и руководителей детских хоровых коллективов".»









«Особенности и трудности современного обучения певцов и руководителей детских хоровых коллективов».







Выполнила:

учитель музыки, педагог дополнительного образования, художественный руководитель вокальной студии «Мелодия»

Гимназии № 171 Центрального района

Г. Санкт-Петербурга

Демина Кристина Викторовна







Санкт-Петербург

2018

«Эту книгу дирижеры ждали более ста лет. Сегодня, естественно, еще рано проводить оценку и детальный анализ новаторских положений, выдвинутых автором. Для этого нужно время. Но можно с уверенностью констатировать, что в дирижировании произошло важнейшее, подлинно революционное событие, значение которого для педагогики и практики профессии трудно переоценить».

Марис Янсонс


Очень давно, еще в процессе первоначальной ступени в познании и изучении профессии дирижера, меня не раз мучили вопросы относительно нашей специальности. Я часто думала, почему система образования дирижерской профессии построена именно таким образом, какой она существует на данный момент. Почему не иначе?

Что такое происходит в специальности, что весной 2005 года с экрана телевизора, на телеканале «Культура», в передаче «За круглым столом», проводимой Артемом Варгафтиком, прозвучал призыв о помощи: «Педагогика дирижирования в России переживает глубочайший кризис! За последние десять лет практически не подготовлено ни одного дирижера международного масштаба. Дирижировать некому. Вместо профессионализма повсеместно процветает дирижерская самодеятельность. Иногда картинка на экране телевизора до боли напоминает рисунок из юмористического журнала. А ведь еще Бруно Вальтер предупреждал, что даже и выдающийся музыкант, не обладающий необходимыми предпосылками, никогда не станет дирижером».

Почему, по словам известного дирижера, Владимира Рылова сегодня, вполне допустимо «выдвинуть в качестве дирижера любого приближенного к элите музыканта, абсолютно не подготовленного к этой ответственной роли».

Как же и чем можно помочь дирижерской профессии, которая на сегодняшний день явно находится в сложной ситуации и очень нуждается в новаторских идеях и новом пути развития.

И вот год назад мне в руки попала книга Г.Л. Ержемского «Дирижеру XXI века. Психолингвистика профессии», которая стала для меня открытием, позволила взглянуть на мою специальность другими глазами. Эта книга начала новый этап в развитии дирижерского искусства. С той минуты, как вы начнете ее читать, вы уже не сможете слепо следовать старой методологии, а попытаетесь, как и я, осознать и соединить воедино лучшее из старой школы преподавания и передовые открытия нашего времени.

Я долго внимательно читала и перечитывала труд Ержемского, пытаясь понять и осознать принципы новой методики по обучению дирижеров. И вот теперь я решила посветить этой книге свою работу, главной целью которой является раскрытие проблемы современной системы подготовки дирижеров, как очень значимой темы по отношению к дирижерско-хоровому исполнительству.

Немного расскажу о том, что собой представляет книга Г. Л. Ержемского - это монография, в которой автор, являющийся опытным оперным и симфоническим дирижером, педагогом и практиком, пианистом, доктором психологических наук, автором около 100 печатных научных работ, открывает основные положения своей методики, многократно подтверждая их высказываниями и замечательным опытом выдающихся мастеров дирижирования, а также новейшими данными современной науки.

В своём труде автор дает ответы на целый комплекс актуальных вопросов в дирижерской профессии: что же, по сути дела, является основным, подлинным содержанием практической деятельности дирижера? В чем заключаются его реальные, «человеческие», а не мифические, якобы сугубо «профессиональные функции»? Как строится психофизическая «конструкция» его коммуникативного языка и того инструмента, с помощью и посредством которого, общаясь со своими творческими партнерами, он достигает желаемых для себя результатов? А главное – какова используемая им объективная, целостная психолингвистическая структура, на базе которой происходит общение, взаимопонимание и творческое взаимодействие руководителя и музыкального коллектива.

Но самая глобальная задача Ержемского состоит в том, чтобы разобраться в подлинной роли рук в процессе дирижирования. Ведь именно их неправомерная фетишизация нанесла и продолжает наносить наибольший вред современной педагогике и методологии, а главное - повседневной практике профессии. Также он пытается разобраться в подлинной сущности дирижерской профессии, которая, по его мнению, состоит в познании решающей роли в ней именно общечеловеческих факторов и закономерностей, в частности психологических механизмов общения и речевой деятельности.

Что же говорит Ержемский по поводу значения рук в дирижировании. Автор утверждает, что руки дирижера, то есть его язык общения с исполнителями, является не главным атрибутом дирижерской деятельности. Руки – это лишь средство для передачи информации. А главным становится импульс, мысль, осознанность и внутренняя активность дирижера.

С этим сложно не согласиться, ведь практика доказывает нам правоту мысли автора. Сколько в мире имеется замечательно тактирующих дирижеров. Они прекрасно вырисовывают красивые схемы дирижирования, показывают всем телом характер произведения, то «выпрыгивают» на ff, то «приседают» на piano. Но хор или оркестр с трудом отвечают им, а почему? С чем связана такая малая активность исполнителей? Дело в том, что дирижер слишком много работает руками и телом, но не головой. Он не чувствует самого произведения, в его глазах нет смысла и осознанности того, что он дирижирует.

Как часто в классах по специальности преподаватель не стремится поговорить с учеником о смысле дирижируемого произведения, заставить его задуматься о цели, которую оно содержит, о том, как его нужно чувствовать. Нам говорят больше о том, как его нужно дирижировать, как правильно двигать руками. Но все дело в том, что когда ученик истинно поймет и прочувствует музыку, то и ауфтакты станут лучше получатся, и появится подходящий характер жеста.

Нас чаще учат не творить музыку, не быть творцами, но быть «ремесленниками», которые просто точно исполняют волю композитора. Часто педагог говорит ученику, что в данном произведении композитор поставил метроном, например, равный 60, и они, точно высчитав темп, начинают тактирование. Ержемский утверждает, что это гибель творческого порыва студента, ведь педагог и ученик редко осознают и задаются вопросом, почему композитор употребил именно такой темп. А ведь возможно, что ученик, прочувствовав характер музыки, немного изменит его.

Даже Римский-Корсаков – выдающийся русский композитор, известный также среди музыкантов точностью выставляемых по метроному темпов в своих произведениях, сказал, что это он делал всегда для: «бездарных дирижеров!!!» Сложно не согласится с высказыванием великого композитора. И правда ведь в том, что настоящий, хороший дирижер сам отыщет тот темп, ту золотую середину, исходя, конечно же, из музыки и смысла произведения. Он может лишь ориентироваться на указанный темп в нотах, но не должен его воспринимать, как абсолютную и неоспоримую истину.

Эту теорию можно подтвердить тем, что в процессе своего исторического развития музыкальное искусство постоянно претерпевает психологические изменения в восприятии слушателей. Сегодня оно существенно отличается от того, которое было пятьдесят, сто лет назад. Отсюда ощущение темпов своих произведений композиторами прошлого не только не может, но и не должно восприниматься однозначно и безапелляционно.

Дирижер в наше время, да и в любое другое, должен быть соавтором композитору, мы обязаны создавать, подчеркиваю, создавать, а не просто исполнять написанную композитором музыку. Дирижер обязан претворять в жизнь то, что создал композитор, но при этом прочувствовать его музыку, пронеся ее через себя, донести до слушателя всю картину, смысл, заложенный в общем творении композитора и дирижера.

Конечно, дирижер не в праве что-либо кардинально менять, но в любом исполнении должно присутствовать творчество дирижера, с точки зрения своей интерпретации. В настоящий момент проблема состоит в том, что мы забыли, что такое чувствовать и созидать музыку.

Сейчас действительно печально наблюдать такой феномен, как музыка гениальных композиторов звучит на сцене зачастую просто, неинтересно, а главное безжизненно. Теперь услышав хорошее, осмысленное исполнение музыки, мы радуемся, воспринимая это как редкость, а не как должное. Мы отвыкли слышать и видеть творчество на сцене, мы привыкли к ремесленничеству.

Что же нужно делать студенту, будущему дирижеру, чтобы выйти на верный профессиональный путь? Ответ очевиден: стать талантливым художником в своей профессии.

Г.Л. Ержемский дает много хороших советов в помощь юным дирижерам. Но больше всего меня привлек именно этот: автор говорит о постоянном непрерывном развитии внутреннего слуха у дирижера. Это очень важный аспект, так как именно благодаря ему, дирижер способен овладеть уникальным навыком одновременного контроля своих действий и присутствия в трех временах: в настоящем, будущем и прошлом. Многие талантливые педагоги говорят об этом на своих занятиях, на страницах своих трудов. Однако Ержемский имеет в виду не только обычное предслышание музыки, как мы говорим: по методу забегания вперед. Он говорит о существовании во «внутреннем мире» дирижера идеала исполнения, того самого идеального коллектива, который играет или поет сочинения автора так, как видит и слышит их дирижер.

И вот тогда, когда имея такой внутренний идеал, которого можно достичь лишь после глубокого, осмысленного, творческого подхода к сочинению композитора, дирижер встает перед коллективом и начинает воссоздавать в реальности то, что он слышит внутри себя, тем самым управляя одновременно двумя коллективами: внутренним и реальным, тогда и начинается настоящая творческая работа дирижера. Он точно знает, а главное слышит то, чего он хочет добиться от исполнителей. В связи с чем, действия его тела, рук становятся точными носителями конкретной информации, которая помогает коллективу приблизиться к идеалу, а не мешает в этом.

Опять же в современной системе обучения мы не задумываемся, что мысль о слышании внутри себя целостной картины произведения является отправной точкой в обучении дирижеров, тем, с чего все должно начинаться, так как руки должны идти за мыслью и слухом, а не наоборот.

Следующие советы автора, касающиеся технических особенностей дирижирования, затрагивают тему переосмысливания привычной нам техники, опираясь на психическую причинность действий дирижера. Это психические процессы, психомоторные явления, импульсивная энергетика, а также активное использование релаксационного фона в дирижерской практике.

Автор достаточно большую главу книги отводит именно теме расслабления и релаксации в технике дирижирования. Ержемский рассказывает большое количество примеров, к чему приводит наше нынешнее зажатое и чрезмерно импульсивное дирижирование, напоминающее «танец деревянных кукол под музыку». Ведь действительно, абсолютное неумение расслаблять психическое и физическое тело во время работы ведет дирижеров к инсультам, инфарктам и различным серьезным проблемам со здоровьем.

Также автор рассказывает читателю о том, что такое импульс и побуждающая энергетика в дирижировании, и почему они имеют такое большое значение, почему образное мышление – это профессиональная основа дирижирования, какова роль внутреннего слуха в дирижерской профессии, как построить целую систему взаимодействия с музыкальным коллективом и многое другое.

В конце своей монографии автор формирует выводы о своей новой концепции, а также говорит о возможных перспективах дирижерской профессии.

Естественно, в своей работе, я не призываю всех дирижеров сразу изменить нынешнюю систему преподавания, что просто невозможно. Но внести некоторые аспекты новой методики уже возможно. Нужно начать учить своих студентов именно думать и созидать, осмысленно подходить к дирижированию, учить их творить, давать больше практики для возможности претворять свои таланты и умения в жизнь, ведь ничто не учит человека лучше, чем практика. Отойти от бумажной и необдуманной работы ремесленников и действительно начать обучать творчеству, созиданию музыки.

Лично я, также как и автор книги «Дирижеру XXI века», не утверждаю, что сейчас везде присутствуют лишь бездарные дирижеры, и полностью исчезли настоящие талантливые педагоги. Среди профессиональных дирижеров прошлого и сегодняшнего времени найдется большое количество гениальных творцов-исполнителей музыки великих композиторов, а в классах по специальности до сих пор можно отыскать превосходных наставников, которые и воспитывают гениев дирижирования. Но, к большому сожалению таких людей, становится все меньше и меньше. Порой создается впечатление, что эти чудесных наставники и их выпускники дирижеры действуют буквально по заветам великих прошлого, а также законам психологии и человеческой природы, настолько в их действиях все естественно и органично.

Однако порой, чтобы достигнуть вершины профессионализма, талантливому дирижеру необходимо заменить в своем «инструменте» лишь одно звено или даже «винтик». Поэтому я не теряю надежды, что думающим, одаренным дирижерам и педагогам труд Г. Л. Ержемского сможет принести определенную пользу, удовлетворение и яркую перспективу в их подлинно творческом развитии.


Используемая литература:

1. Асафьев Б.Г. «Избранные труды».

2. Бойко В.В. «Энергия эмоций» 2-е издание.

3. Вагнер Р. «О дирижировании».

4. Выготский Л.С. «Психология искусства».

5. Ержемский Г.Л. «Дирижеру XXI века. Психолингвистика профессии».

6. Ержемский Г.Л. «Функциональный инструмент дирижера».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!