СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Приёмы формирования читательской грамотности"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приёмы формирования читательской грамотности: ЧТО? КАК? ЧЕМ?

 В данной статье рассматривается такая проблема, как формирование читательской грамотности у обучающихся, начиная с 1 класса. Выделены и представлены приёмы формирования читательской грамотности у младших школьников.

Ключевые слова: читательская грамотность.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Приёмы формирования читательской грамотности"»

Приёмы формирования читательской грамотности: ЧТО? КАК? ЧЕМ?

Клименок Виктория Михайловна, студентка 3 курса

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»

Аннотация статьи.

В данной статье рассматривается такая проблема, как формирование читательской грамотности у обучающихся, начиная с 1 класса. Выделены и представлены приёмы формирования читательской грамотности у младших школьников.

Ключевые слова: читательская грамотность.

За последние годы, по содержанию тестов международных процедур оценки качества образования (PISA, PIRLS и др.), требования к читательской грамотности учащихся значительно увеличились. Под читательской грамотностью понимается активная роль читателя в получении знаний из текстов.

На конференции в апреле 2021 года министр просвещения Сергей Кравцов указывал на то, что по показателям исследований читательской грамотности PIRLS и TIMSS Россия на регулярной основе занимает место среди стран с лучшими показателями качества образования, а результат России в PISA хоть и выше среднего показателя и растет от года к году, но его нельзя назвать лидирующим. Очевидно, что российским школьникам надо учиться применять знания на практике, и это вызов для всей образовательной системы страны.

Избежать возникновения указанных дефицитов можно с помощью формирования читательской грамотности обучающихся на протяжении всех лет обучения в школе, начиная с 1 класса. Важно начать формирование с самого начала обучения, заложить «фундамент».

Читательская грамотность является одним из планируемых результатов обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Требования к уровню читательской грамотности отражены в планируемых результатах ФГОС НОО.

- овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);

- овладение техникой смыслового чтения вслух (т.е. правильным плавным чтением, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями).

Таким образом, формирование читательской грамотности приобретает всеобъемлющий, метапредметный характер. Об этом свидетельствуют не только требования нормативных документов, но и реальная речевая практика.

Определения чтения и грамотности в чтении меняются в соответствии с различными изменениями в обществе, культуре и экономике. Читательскую грамотность определяют как способность ученика понимать и использовать различные формы речи, которые необходимы для обучения, участия в окружающей жизни, чтения для собственного удовольствия и приобретения читательского литературного опыта.

Формирование читательской грамотности у обучающихся возможно на уроках литературного чтения, что предполагает использование разнообразных приёмов, обеспечивающих успешное решение данной проблемы. Выбор приемов должен быть таким, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию. Рассмотрим приемы в рамках актуальных педагогических технологий.

1. Технология критического мышления. Её целью является формирование мыслительных навыков обучающихся, необходимых в учебе и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией и анализировать разнообразные стороны явлений).

В данной технологии используются следующе приемы:

- «Чтение с остановками», материалом проведения которого является повествовательный текст. На начальной стадии урока младшие школьники по названию текста высказывают свои предположения, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока осуществляется чтение текста по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета;

- «Работа с вопросником», используемый при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Педагог предлагает детям ряд вопросов к тексту, на которые им необходимо ответить. Причем вопросы и ответы представлены как в прямой, так и в косвенной форме, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт;

- «Знаю, узнал, хочу узнать», используемый как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Детям предлагается таблица с тремя графами «Знаю», «Узнал», «Хочу узнать», в которой они самостоятельно записывают ответы;

- «Уголки». Использование данного метода предполагается при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Суть данного приема состоит в том, что класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, руководствуясь текстом и своим жизненным опытом, другая – отрицательных, обосновывая и подкрепляя свое мнение цитатами из текста;

- «Написание творческих работ». Данный прием можно использовать на этапе закрепления изученной темы. Например, младшим школьникам предлагается написать продолжение понравившегося произведения или самому написать сказку или стихотворение. Данная работа выполняется учениками в зависимости от уровня их развития;

2. Технология проблемного обучения. Эта технология предполагает создание проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности младших школьников, заключающейся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явления.

Существуют следующие приемы создания проблемных ситуаций:

1) проблемные ситуации между двумя и более положениями:

- одновременное предъявление противоречивых фактов, теории или точек зрения;

- «столкнуть» разные мнения школьников с помощью вопроса или практического задания;

2) проблемные ситуации между житейским представлением обучающихся с помощью вопроса или практического задания «на ошибку», после чего предъявляется научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности.

3. Проектная технология. Такая технология, рассматриваемая в качестве совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности, которая имеет общую цель, согласованные методы и способы деятельности, обеспечивающие достижение результата, которым является создание проекта.

Приёмы формирования читательской грамотности в рамках проектной технологии:

- написание сочинения-рассуждения на заданную тему;

- выполнение творческой работы – иллюстрации к произведениям, викторина или кроссворд по уже прочитанным произведениям;

- сочинение собственного литературного произведения: стихотворения, басня, сказка.

4. Игровая технология, обеспечивающая достижение единства эмоционального и рационального в обучении. предоставленная технология подразумевает получение и обмен информацией, формирование навыков общения и взаимодействия. рекомендовано использование следующих приемов:

- «Мим-театр», сущность которой состоит в изображении мимикой и жестами одного из героев произведения, а класс отгадывает;

- «Крестики-нолики», предполагающий проведение работы в парах: одни ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания младшие школьники задают друг другу вопросы. Победителем становится тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков;

- «Древо мудрости», которое заключается в том, что вначале быстро, но внимательно младшие школьники читают текст. затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске).

5. Информационно-коммуникационная технология, которая в рамках формирования читательской грамотности является очень актуальной. Она предусматривает работу с разнообразными источниками информации. При проведении словарной работы для объяснения неизвестных слов и понятий актуальны энциклопедический и толковый словари.

6. Здоровьесберегающая технология, которая является обязательной частью урока литературного чтения. Она обеспечивает создание на уроке зоны психологического комфорта.

7. Личностно-ориентированная технология. Предполагает создание на уроке учебной ситуации, когда не только излагаются знания, но и раскрываются личностные особенности младших школьников. При реализации предоставленной технологии в процессе развития читательской грамотности важно создать эмоционально положительный настрой школьников на работу.

Осмысленная и целенаправленная работа с текстом даёт возможность ученику из большого объёма информации получить нужную и полезную, а также сформировать социально-нравственный опыт и познавать окружающий мир.

Таким образом, использование данных приёмов способствует эффективной работе по формированию и развитию читательской грамотности у младших школьников, начиная с первого класса обучения. Рассмотренные приёмы обеспечивают развитие у учащихся навыков мышления и рефлексии, которые являются наиболее важными составляющими понятия «читательская деятельность».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. ФГОС НОО, 2021 г. – С. 17-20.

  2. Гусева, Т.Н. Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения [Текст] / Т.Н. Гусева // ИНТОЛИМП. – 2017. – № 2. – С. 34-37.

  3. Исаева, О.В. Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника [Текст] / О.В. Исаева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 20. – С. 4056–4060.

  4. «Читательская грамотность младших школьников» https://e.nshkoli.ru/566767


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!