СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статься на тему: Технология проблемного обучения на уроках английского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье мы рассмотрим историю зарождения технологии проблемного обучения, особенности технологии проблемного обучения, и основные стадии урока, построенного по данной технологии.

Просмотр содержимого документа
«Статься на тему: Технология проблемного обучения на уроках английского языка.»

Технология проблемного обучения на уроках английского языка


Аннотация. В данной статье мы рассмотрим историю зарождения технологии проблемного обучения, особенности технологии проблемного обучения, и основные стадии урока, построенного по данной технологии.

Ключевые слова: проблемное обучение, проблемная ситуация, проблемная задача, универсальные учебные действия, английский язык, традиционный метод в обучении, стадии урока по технологии проблемного обучения.



Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, который умеет думать. А проблемная ситуация - одна из закономерностей процессов мышления, его начальный момент. Метод проблемного обучения широко распространен в системе российского образования и используется многими педагогами и учителями. Значительный вклад в раскрытие проблемного обучения внесли Крутецкий В.А., М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская и другие.

В наши дни проблемное обучение подразумевает такую организацию учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность школьников под руководством учителя, и таким образом происходит творческое овладение профессиональными умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

Дидактические основы проблемного обучения определяются содержанием и сущностью его понятий. Основными понятиями проблемного обучения являются: "проблемная ситуация", "учебная проблема", "гипотеза", "проблемное изложение", "проблемный вопрос", "умственный поиск", "проблемность содержания", "проблемное учение", "проблемное преподавание".

Проблемная ситуация - это познавательная задача, которая характеризуется противоречиями между имеющимися у учащихся знаниями и умениями и предъявляемыми требованиями. Познавательная задача вызывает у учащихся стремление к самостоятельному поиску путей ее решения.

Проблемная ситуация является началом моментов мышления, который и вызывает познавательную потребность школьника и создающим внутренние условия для активного усвоения способов действий и новых знаний.

Проблемное обучение состоит из нескольких этапов:

-осознание общей проблемной ситуации;

-формулировка конкретной проблемы, её анализ;

-решение проблемы (выдвижение гипотез, последовательная проверка их);

-проверка правильности решения проблемы.

Данный процесс развертывается по аналогии с тремя фазами мыслительного акта. который возникает в проблемной ситуации и включает осознание проблемы, ее решение и конечное умозаключение.

Можно также выделить четыре взаимосвязанные функции проблемной ситуации:

а) стимулирующая;

б) обучающая;

в) организующая;

г) контролирующая.

Проблемная задача – это учебная проблема с заданными условиями и, в силу этого получившееся ограниченное поле поиска, доступное для решения учащимся. Совокупность таких целенаправленно сконструированных задач и призвана обеспечить основные функции проблемного обучения: творческое овладение учебным материалом и усвоение опыта творческой деятельности.

Проблемная задача – это учебная проблема с заданными условиями и, в силу этого получившееся ограниченное поле поиска, доступное для решения учащимся. Совокупность таких целенаправленно сконструированных задач и призвана обеспечить основные функции проблемного обучения: творческое овладение учебным материалом и усвоение опыта творческой деятельности.

Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

Суть проблемного обучения состоит в том, что учебная задача может вызвать умственную активность при определенных условиях. Источник активности школьников психологи усматривают, в частности, в противоречиях между имеющимся у детей навыками, умениями, знаниями и проблемами, появляющиеся при решении проблемных задач. Благодаря этому противоречию вызывает активную мыслительную деятельность у школьников. Проблемная ситуация у человека возникает только тогда, когда у него есть интеллектуальные возможности и познавательная потребность решать проблемную задачу при наличии противоречия между новым и старым, требованиями и условиями, данным и искомым, известным и неизвестным.

Необходимо остановиться и на уровнях проблемного обучения. На таблице 1 показаны уровни проблемного обучения по Крутецкому В.А.:

Уровень

Что делает учитель?

Что делает ученик?

0

традиционный

Ставит проблему, формулирует ее и решает ее.

Запоминает решение проблемы.

I

Ставит проблему, формулирует ее.

Решает проблему.

II

Ставит проблему.

Формулирует проблему и решает ее.

III

Проводит общую организацию, контроль и умелое руководство.

Осознает проблему, формулирует ее, решает проблему.


Соответственно, можно выделить следующие особенности проблемного урока:

1. Учащиеся сами составляют план решения проблемы и добычи знаний, сами составляют алгоритм изучения проблемы.

2. Проблема – это движущая сила, своего рода отправная точка на пути к получению знаний.

3. Роль учителя состоит лишь в том, чтобы направлять и корректировать действия ученика в процессе добычи знаний и решения проблемной ситуации.

4. Ученики – активные участники совместного изучения, рефлексивного мышления, учатся в процессе решения проблемы.

Уровень проблемного обучения в основном зависит от имеющихся знаний учеников. В классах, в которых присутствуют одни успевающие, 2 и 3 уровень соответствует интеллектуальным возможностям учеников. Руководитель с детьми благодаря такому уроку получают одни положительные эмоции. Труднее в классе, в котором присутствуют неуспевающие дети. Поэтому преподаватель в таких классах ощущает недостатки технологии проблемного обучения.

Проблемное обучение необходимо реализовывать только лишь при изучении части учебного материала, это и позволяет творчески перерабатывать информацию, приобретённую как в проблемном обучении так и в непроблемном также. Чтобы ученики смогли увидеть и решить проблему, необходимы проблемные ситуации, проблемные задачи, включённые в содержание образования и в сам процесс обучения.

К достоинствам проблемного обучения относится в первую очередь огромные возможности для активизации познавательной деятельности учеников, активизации мышления, наблюдательности, и конечно же для развития внимания. Проблемное обучение также развивает решительность, осторожность, нестандартность мышления, инициативность, самокритичность, критичность, ответственность, самостоятельность. Более того, что немало важно, проблемное обучение обеспечивает прочность полученных знаний, так как эти знания приобретаются в самостоятельной деятельности учеников.

В качестве вывода из опыта применения проблемного обучения на уроках английского языка можно отметить то, что повышается мотивация к изучению языка, происходит развитие активности и самостоятельности учащихся, коммуникативных навыков общения. Эта технология создает благоприятную атмосферу на уроке, снимает стресс у учащихся. А также проблемное обучение на уроке иностранного языка имеет практическую значимость в формировании личности.


Список использованных источников


1. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989.

2. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. –М.: Знание, 1991.

3. Махмутов В.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.- М.: Педагогика, 1995.

4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.

5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. – М.: Народное образо- вание, 1998.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!