СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стенд «15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стенд «15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей» содержит информацию о возникновении этого праздника, об основных правах потребителя, викторину о правах потребителя.

Просмотр содержимого документа
«Стенд «15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей».»



15 марта ежегодно по решению ООН отмечается Всемирный день защиты прав потребителей.





















Основополагающие права потребителя были закреплены в ре- золюции «Руководящие принципы для защиты прав потребителей», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 году:

■ право на безопасность;

■ право на информацию;

■ право на выбор;

■ право быть выслушанным;

■ право на компенсацию причиненного ущерба;

■ право на просвещение;

■ право на здоровую окружающую среду;

■ право на удовлетворение базовых потребностей (в еде, одеж- де, жилище).

В большинстве стран мира государство, опираясь на эту резо- люцию, берет на себя обязанность отстаивать интере­сы потребите- лей путем принятия специального законодательства. В России тоже существуют основы законодатель­ства о защите прав потребителей. В этой сфере действуют многие российские законы: Гражданский ко- декс, Закон «О сертификации» и Закон «О рекламе», Закон «О кон- ку­ренции и ограничении монополистической деятельности» и, конеч но же, Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». В этом законе отмечено, что

потребитель — это гражданин, имеющий намерение зака- зать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Как следует из этого определения, потребитель — фи­зическое лицо. Если товары и услуги приобретает органи­зация (юридическое лицо), то в этом случае будут применяться нормы общегражданско- го законодательства.

Потребителем является человек, который еще только собирает- ся приобрести товар или услугу, поэтому, напри­мер, отказ продавца показать ему товар и рассказать о его свойствах можно расценивать как нарушение закона. Если человек только пользуется товаром (на- пример, не приоб­рел, а получил его в подарок), то и в этом случае он является потребителем. А вот человек, купивший партию полиэтиле- новых пакетов для перепродажи на рынке, не будет считаться потре- бителем, поскольку использует при­обретенный товар не для личных бытовых нужд, а для извлечения прибыли.

Другой стороной во взаимоотношениях с потребителем являет- ся продавец, изготовитель или исполнитель.

На частное лицо, зарегистрированное в качестве индивидуаль- ного предпринимателя, закон возлагает те же обя­зательства, что и на организацию. А вот на отношения граждан между собой потребитель ское законодательство не распространяется. Об этом нужно помнить, покупая товары на мелких самодеятельных рынках. Если вы приоб­ретаете что-либо у случайного прохожего или соседки, то на ваши отношения также не распространяется действие закона.

Основание применять закон дает условие платности (возмезд- ности) работы или услуги. Права у потребителя возникают вследст- вие того, что именно он оплачивает необходимые ему товары, рабо- ты, услуги.

Нормами закона регулируются эти отношения потребителя в сфере торговли и общественного питания, службе быта, обществен- ном транспорте, железнодорожных и авиакомпаниях, отношения с жилищно-коммунальными службами, строительными организация- ми, туристическими фирмами, платными учебными заведениями, банками и финансовыми компаниями.

Право на качество, безопасность

и другие права потребителя.

Право на качество. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (работу, услугу) надлежащего качества. Надлежа- щее качество означает, что товар должен соответствовать стандарту, обычно предъявляемым требованиям или условиям договора. Поку -пая в магазине какой-либо товар, мы не должны оговаривать его качество в специальном договоре с магазином. Достаточно, чтобы товар соответствовал стандартам.

А вот если мы заказываем в ателье костюм, фасон которого согласован в договоре, то любое отступление от фасона будет счи- таться нарушением, хотя готовый кос­тюм будет соответствовать и стандартам, и обычно предъявляемым требованиям.

О ненадлежащем качестве товара по закону можно су­дить по наличию у него недостатка.

В случае если купленный потребителем товар имеет недоста- ток, то у потребителя возникает право:

■ на безвозмездное устранение недостатка;

■ на замену товара;

■ на соразмерное уменьшение цены;

■ на расторжение договора купли-продажи.

Для технически сложных товаров право на замену воз­никает только при наличии в товаре существенного недо­статка, т. е. недос- татка, делающего его непригодным для использования.

Однако покупателю недостаточно купить пригодный для ис- пользования товар. Немаловажен вопрос, как долго он бу­дет слу- жить. Многие семьи имеют в своем доме товары, ис­правно работаю- щие не одно десятилетие: холодильники, часы, стиральные машины. Законом предусмотрено право изготовителя устанавливать на товары длительного пользо­вания «срок службы». Если изготовитель не уста- новил срок службы самостоятельно, то по закону он будет нести от- ветственность перед потребителем в течение 10 лет. Есть товары, на которые невозможно установить срок службы. Это в основном про- дукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты. На них устанавливают «срок годности», т. е. период времени, по истечении которого товар становится непригодным для использова­ния по назначению. Согласно закону, запрещено продавать товары с истекшим сроком годности.

Еще одно право изготовителя — установление на свой товар гарантийного срока. Если изготовитель не установил гарантийный срок, то по закону он будет равен 6 месяцам. Продавец, желающий привлечь к себе покупателей, мо­жет увеличить гарантийный срок по сравнению с изгото­вителем, но ни в коем случае его не уменьшить.

Право потребителя на безопасность. Оно означает, что товар при обычных условиях его использования, транспортировки и хране- ния должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя и окру- жающей среды. Для того чтобы обеспечить потребителю право на безопасность, государство устанавливает определенные требования, которым должны соответствовать товары, реализуемые потребите- лям. Эти требования содержатся в стандартах. Соответствие качества товара стандартам подтверждается государственным органом серти- фикации.

Право на информацию. Право на информацию заключено в том, что потребителю должна быть предоставлена необходимая, до- стоверная и полная информация о товаре, о продавце, о порядке при- обретения товара.

Вся эта информация должна быть указана на вывеске предприя- тия. Потребитель имеет право требовать следую­щую информацию о товаре: о сертификации, изготовите­ле, сроке годности, составе, со- держании вредных веществ, противопоказаниях к применению, на- значении, потребительских свойствах, правилах пользования, хране­ния, сроке службы.

Кроме того, продавец обязан сообщить покупателю цену това- ра, условия его приобретения, условия гарантии и адреса ремонтных мастерских. Запрещена информация, не соответствующая действи- тельности, и утаивание части информации (например, иногда прода- вец «забывает» сказать покупателю, что батарейки, от которых рабо- тает игрушка, в комплект не входят). Информация должна быть пред- ставлена на государственном языке. Если к купленному магнитофону приложена инструкция только на иностранном языке, это нарушение закона. Продавец несет ответ­ственность за непредставление надлежа- щей информации.

Право на возмещение причиненного ущерба. Покупатель вправе рассчитывать, что вред, причиненный ему некаче­ственным товаром или недостоверной информацией, бу­дет возмещен в полном объеме, причем как материальный ущерб, так и моральный вред. Возмещение вреда является обязанностью изготовителя в течение срока службы, а если он не установлен, то в течение 10 лет. Сумму матери­ального ущерба подсчитать легко, а размер компенсации мо- рального вреда в каждом конкретном случае определя­ется судом.

Продавец (изготовитель) товара, исполнитель работы (услуги) освобождается от ответственности за вред, при­чиненный потребите- лю, только в двух случаях: в случае возникновения вреда вследствие непреодолимой силы и в случае нарушения потребителем установ- ленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или хранения товара.

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей. В России уже сложилась и развивается система информирования и просвещения потребителей. Это специальные рубрики для потребителей в наиболее массовых печатных изданиях: «Известия», «Аргументы и факты», приложение к газете «Комсо- мольская правда». И даже сейчас, читая этот материал, вы реализу­ете свое право на потребительское образование.

Основные правила грамотного

потребительского поведения

Никакой, даже самый лучший, закон не сможет защи­тить вас как потребителя, если вы ничего не сделали для своей защиты. Со- блюдение несложных правил самозащиты позволит избежать непри- ятностей. А если неприятность все же случится, вы должны быть уверены, что сделали все, чтобы вас смог защитить профессиональ- ный юрист и Закон «О защите прав потребителей».

Относитесь внимательно к выбору продавца. Покупайте доро- гостоящие вещи только в магазине. Следите за инфор­мацией, кото- рую вам предоставляет продавец. При покуп­ке следите за правиль- ностью заключения договора. Обяза­тельно возьмите чек, квитанцию — это и есть ваш дого­вор, проверьте правильность оформления тех- нического паспорта, наличие печати и подписи продавца. Любая покупка должна быть оформлена документально.

Обязательно сохраняйте все чеки и квитанции. Особенно на одежду и обувь — ведь это единственное доказательство, что вы совершили покупку в этом месте.

Никогда не подписывайте договоров на банковское или стра- ховое обслуживание, оказание туристических или медицинских услуг, не прочитав их предварительно. Если какие-то пункты дого- вора вас не устраивают, предложите другой стороне исключить этот пункт или откажитесь от его заключения. Ведь сегодня у вас есть выбор — фирм много, и все они будут рады обслужить вас. Все свои действия подтверждайте документами: это могут быть счета об оплате, справки от врача, акты, составленные работниками комму- нальных служб, чеки и квитанции.

Действенность закона и ваше грамотное потребительское по- ведение — это гарантия того, что в будущем не придется так часто применять этот закон в повседневной судебной практике.

Потребитель, который обращается в суд на основании Закона «О защите прав потребителей», освобождается от уплаты государст- венной пошлины.



Викторина «Права потребителя».


1. Как возникло потребительское законодательство?

2. Кого защищает Закон «О защите прав потребителей»?

3. Какие права есть у потребителя?

4. Кто нас защищает?

5. Что мы сами можем сделать для своей защиты?

6. В каких случаях книга может быть товаром?

- Если вы продадите её Васе.

- Подарите сестре.

- Даёте почитать учителю.

7. Подумайте, в каких случаях герои сказок были

потребителями:

а) Муха-Цокотуха, когда «пошла Муха на базар и купила

самовар» (К. Чуковский)?

б) старик по отношению к золотой рыбке (А.С. Пушкин)?

в) Робинзон Крузо на необитаемом острове (Д. Дефо)?

8. Перечислите положительные и отрицательные стороны

покупки товаров в следующих местах:

а) в супермаркете;

б) в магазине с традиционным обслуживанием;

в) на вещевом рынке.

9. Будет ли потребителем Илья, купивший две тысячи

футболок для продажи?

10. Защищая свои потребительские права, вы можете

обратиться в суд. Как будет называться поданное вами

заявление в суд?

11. Представьте, что вы купили дорогую видеокамеру. Придя

домой, обнаружили, что она не работает. Каковы ваши

действия?

12. Как характеризует государство наличие закона о защите

прав потребителя?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!