15 марта ежегодно по решению ООН отмечается Всемирный день защиты прав потребителей.
Основополагающие права потребителя были закреплены в ре- золюции «Руководящие принципы для защиты прав потребителей», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 году:
■ право на безопасность;
■ право на информацию;
■ право на выбор;
■ право быть выслушанным;
■ право на компенсацию причиненного ущерба;
■ право на просвещение;
■ право на здоровую окружающую среду;
■ право на удовлетворение базовых потребностей (в еде, одеж- де, жилище).
В большинстве стран мира государство, опираясь на эту резо- люцию, берет на себя обязанность отстаивать интересы потребите- лей путем принятия специального законодательства. В России тоже существуют основы законодательства о защите прав потребителей. В этой сфере действуют многие российские законы: Гражданский ко- декс, Закон «О сертификации» и Закон «О рекламе», Закон «О кон- куренции и ограничении монополистической деятельности» и, конеч но же, Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». В этом законе отмечено, что
потребитель — это гражданин, имеющий намерение зака- зать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Как следует из этого определения, потребитель — физическое лицо. Если товары и услуги приобретает организация (юридическое лицо), то в этом случае будут применяться нормы общегражданско- го законодательства.
Потребителем является человек, который еще только собирает- ся приобрести товар или услугу, поэтому, например, отказ продавца показать ему товар и рассказать о его свойствах можно расценивать как нарушение закона. Если человек только пользуется товаром (на- пример, не приобрел, а получил его в подарок), то и в этом случае он является потребителем. А вот человек, купивший партию полиэтиле- новых пакетов для перепродажи на рынке, не будет считаться потре- бителем, поскольку использует приобретенный товар не для личных бытовых нужд, а для извлечения прибыли.
Другой стороной во взаимоотношениях с потребителем являет- ся продавец, изготовитель или исполнитель.
На частное лицо, зарегистрированное в качестве индивидуаль- ного предпринимателя, закон возлагает те же обязательства, что и на организацию. А вот на отношения граждан между собой потребитель ское законодательство не распространяется. Об этом нужно помнить, покупая товары на мелких самодеятельных рынках. Если вы приобретаете что-либо у случайного прохожего или соседки, то на ваши отношения также не распространяется действие закона.
Основание применять закон дает условие платности (возмезд- ности) работы или услуги. Права у потребителя возникают вследст- вие того, что именно он оплачивает необходимые ему товары, рабо- ты, услуги.
Нормами закона регулируются эти отношения потребителя в сфере торговли и общественного питания, службе быта, обществен- ном транспорте, железнодорожных и авиакомпаниях, отношения с жилищно-коммунальными службами, строительными организация- ми, туристическими фирмами, платными учебными заведениями, банками и финансовыми компаниями.
Право на качество, безопасность
и другие права потребителя.
Право на качество. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (работу, услугу) надлежащего качества. Надлежа- щее качество означает, что товар должен соответствовать стандарту, обычно предъявляемым требованиям или условиям договора. Поку -пая в магазине какой-либо товар, мы не должны оговаривать его качество в специальном договоре с магазином. Достаточно, чтобы товар соответствовал стандартам.
А вот если мы заказываем в ателье костюм, фасон которого согласован в договоре, то любое отступление от фасона будет счи- таться нарушением, хотя готовый костюм будет соответствовать и стандартам, и обычно предъявляемым требованиям.
О ненадлежащем качестве товара по закону можно судить по наличию у него недостатка.
В случае если купленный потребителем товар имеет недоста- ток, то у потребителя возникает право:
■ на безвозмездное устранение недостатка;
■ на замену товара;
■ на соразмерное уменьшение цены;
■ на расторжение договора купли-продажи.
Для технически сложных товаров право на замену возникает только при наличии в товаре существенного недостатка, т. е. недос- татка, делающего его непригодным для использования.
Однако покупателю недостаточно купить пригодный для ис- пользования товар. Немаловажен вопрос, как долго он будет слу- жить. Многие семьи имеют в своем доме товары, исправно работаю- щие не одно десятилетие: холодильники, часы, стиральные машины. Законом предусмотрено право изготовителя устанавливать на товары длительного пользования «срок службы». Если изготовитель не уста- новил срок службы самостоятельно, то по закону он будет нести от- ветственность перед потребителем в течение 10 лет. Есть товары, на которые невозможно установить срок службы. Это в основном про- дукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты. На них устанавливают «срок годности», т. е. период времени, по истечении которого товар становится непригодным для использования по назначению. Согласно закону, запрещено продавать товары с истекшим сроком годности.
Еще одно право изготовителя — установление на свой товар гарантийного срока. Если изготовитель не установил гарантийный срок, то по закону он будет равен 6 месяцам. Продавец, желающий привлечь к себе покупателей, может увеличить гарантийный срок по сравнению с изготовителем, но ни в коем случае его не уменьшить.
Право потребителя на безопасность. Оно означает, что товар при обычных условиях его использования, транспортировки и хране- ния должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя и окру- жающей среды. Для того чтобы обеспечить потребителю право на безопасность, государство устанавливает определенные требования, которым должны соответствовать товары, реализуемые потребите- лям. Эти требования содержатся в стандартах. Соответствие качества товара стандартам подтверждается государственным органом серти- фикации.
Право на информацию. Право на информацию заключено в том, что потребителю должна быть предоставлена необходимая, до- стоверная и полная информация о товаре, о продавце, о порядке при- обретения товара.
Вся эта информация должна быть указана на вывеске предприя- тия. Потребитель имеет право требовать следующую информацию о товаре: о сертификации, изготовителе, сроке годности, составе, со- держании вредных веществ, противопоказаниях к применению, на- значении, потребительских свойствах, правилах пользования, хранения, сроке службы.
Кроме того, продавец обязан сообщить покупателю цену това- ра, условия его приобретения, условия гарантии и адреса ремонтных мастерских. Запрещена информация, не соответствующая действи- тельности, и утаивание части информации (например, иногда прода- вец «забывает» сказать покупателю, что батарейки, от которых рабо- тает игрушка, в комплект не входят). Информация должна быть пред- ставлена на государственном языке. Если к купленному магнитофону приложена инструкция только на иностранном языке, это нарушение закона. Продавец несет ответственность за непредставление надлежа- щей информации.
Право на возмещение причиненного ущерба. Покупатель вправе рассчитывать, что вред, причиненный ему некачественным товаром или недостоверной информацией, будет возмещен в полном объеме, причем как материальный ущерб, так и моральный вред. Возмещение вреда является обязанностью изготовителя в течение срока службы, а если он не установлен, то в течение 10 лет. Сумму материального ущерба подсчитать легко, а размер компенсации мо- рального вреда в каждом конкретном случае определяется судом.
Продавец (изготовитель) товара, исполнитель работы (услуги) освобождается от ответственности за вред, причиненный потребите- лю, только в двух случаях: в случае возникновения вреда вследствие непреодолимой силы и в случае нарушения потребителем установ- ленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или хранения товара.
Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей. В России уже сложилась и развивается система информирования и просвещения потребителей. Это специальные рубрики для потребителей в наиболее массовых печатных изданиях: «Известия», «Аргументы и факты», приложение к газете «Комсо- мольская правда». И даже сейчас, читая этот материал, вы реализуете свое право на потребительское образование.
Основные правила грамотного
потребительского поведения
Никакой, даже самый лучший, закон не сможет защитить вас как потребителя, если вы ничего не сделали для своей защиты. Со- блюдение несложных правил самозащиты позволит избежать непри- ятностей. А если неприятность все же случится, вы должны быть уверены, что сделали все, чтобы вас смог защитить профессиональ- ный юрист и Закон «О защите прав потребителей».
Относитесь внимательно к выбору продавца. Покупайте доро- гостоящие вещи только в магазине. Следите за информацией, кото- рую вам предоставляет продавец. При покупке следите за правиль- ностью заключения договора. Обязательно возьмите чек, квитанцию — это и есть ваш договор, проверьте правильность оформления тех- нического паспорта, наличие печати и подписи продавца. Любая покупка должна быть оформлена документально.
Обязательно сохраняйте все чеки и квитанции. Особенно на одежду и обувь — ведь это единственное доказательство, что вы совершили покупку в этом месте.
Никогда не подписывайте договоров на банковское или стра- ховое обслуживание, оказание туристических или медицинских услуг, не прочитав их предварительно. Если какие-то пункты дого- вора вас не устраивают, предложите другой стороне исключить этот пункт или откажитесь от его заключения. Ведь сегодня у вас есть выбор — фирм много, и все они будут рады обслужить вас. Все свои действия подтверждайте документами: это могут быть счета об оплате, справки от врача, акты, составленные работниками комму- нальных служб, чеки и квитанции.
Действенность закона и ваше грамотное потребительское по- ведение — это гарантия того, что в будущем не придется так часто применять этот закон в повседневной судебной практике.
Потребитель, который обращается в суд на основании Закона «О защите прав потребителей», освобождается от уплаты государст- венной пошлины.
Викторина «Права потребителя».
1. Как возникло потребительское законодательство?
2. Кого защищает Закон «О защите прав потребителей»?
3. Какие права есть у потребителя?
4. Кто нас защищает?
5. Что мы сами можем сделать для своей защиты?
6. В каких случаях книга может быть товаром?
- Если вы продадите её Васе.
- Подарите сестре.
- Даёте почитать учителю.
7. Подумайте, в каких случаях герои сказок были
потребителями:
а) Муха-Цокотуха, когда «пошла Муха на базар и купила
самовар» (К. Чуковский)?
б) старик по отношению к золотой рыбке (А.С. Пушкин)?
в) Робинзон Крузо на необитаемом острове (Д. Дефо)?
8. Перечислите положительные и отрицательные стороны
покупки товаров в следующих местах:
а) в супермаркете;
б) в магазине с традиционным обслуживанием;
в) на вещевом рынке.
9. Будет ли потребителем Илья, купивший две тысячи
футболок для продажи?
10. Защищая свои потребительские права, вы можете
обратиться в суд. Как будет называться поданное вами
заявление в суд?
11. Представьте, что вы купили дорогую видеокамеру. Придя
домой, обнаружили, что она не работает. Каковы ваши
действия?
12. Как характеризует государство наличие закона о защите
прав потребителя?