СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной М.Ю.Лермонтову НЕТ Я НЕ БАЙРОН, Я ДРУГОЙ

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкально литературная гостинная по творчеству М.Ю.Лермонтова. Проводится для 9 классов

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной М.Ю.Лермонтову НЕТ Я НЕ БАЙРОН, Я ДРУГОЙ»

Сценарий литературно-музыкальной гостиной,
посвященной М.Ю.Лермонтову

НЕТ Я НЕ БАЙРОН, Я ДРУГОЙ


На фоне Кавказских гор на авансцене сидит М.Ю.Лермонтов (в исполнении ученика)

Учащийся: Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Я раньше начал, кончу раньше,

Мой ум немного совершит:

В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит.

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

Я – или бог – или никто!

1-ый ведущий: Нашу литературную гостиную мы посвящаем Михаилу Юрьевичу Лермонтову, жизнь которого была неразрывно связана с Кавказом.

2-ой ведущий: О южные горы…

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

3-ой ведущий: Эта любовь взаимна. В городах Кавказа есть множество мест, где побывал поэт. Благодарные потомки воздвигли памятники ему.

4-ый ведущий: Главным памятником М.Ю.Лермонтова, конечно, стала его замечательная поэзия, все творчество. Незаурядные способности необычайно талантливого человека проявлялись во многих областях искусства: литературе, живописи, музыке.

2-ой ведущий: Вот что писала ему родственница и близкий друг Александра Михайловна Верещагина - в 1835 году.

3-ий ведущий: "Мой дорогой Мишель, я больше не беспокоюсь о вашей будущности, когда-нибудь вы станете великим человеком… Вы мне ничего не говорите о ваших сочинениях. Я надеюсь, что вы пишете хорошо…Что касается вашего рисования, говорят, что вы делаете удивительные успехи, и я этому охотно верю; умоляю, Мишель, не забрасывайте этот дар… А ваша музыка? Играете ли вы по-прежнему увертюру "Немой из Партичи", поете ли вы дует из "Семирамиды", столь памятный, поете ли вы его как раньше во все горло и до потери дыхания?"

4-ий ведущий: Стихотворения, проза, музыкальные пристрастия поэта, которые не могли не отразиться в его творчестве, произведения, которые вдохновляли русских и современных композиторов на создание множества романсов, опер…

(Звучит романс «Выхожу один я на дорогу» на стихи Лермонтова )

1-ый ведущий: В автобиографических набросках Михаил Юрьевич рассказывает, что с детских лет он «разлюбил игрушки и начал мечтать». Шести лет уже заглядывался на закат, усеянный румяными облаками, и непонятно – сладостное чувство уж волновало его душу, когда полный месяц светил в окно на его детскую кроватку.

Звучит музыка С. Прокофьева «Мимолетности»

Учащийся в роли поэта: Кто мне поверит, что я знал любовь, имея десять лет от роду? Я не знаю, кто была она, откуда, но эта загадка, этот потерянный рай до могилы будет терзать мой ум!..

Учащийся в роли ангела (на фоне музыки):

По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Люди друг к другу зависть питают.

Я же, напротив,

Только завидую звездам прекрасным,

Только их место занять бы желал…

Учащийся в роли поэта: Мне всегда весело, когда я так высоко над миром. Чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми: все приобретенное отпадает от души, и она невольно делается, какой была некогда и, верно, будет когда-нибудь опять.

1-ый ведущий: Многие стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова носят «песенные» названия: «Казачья колыбельная», к которой поэт, по преданию, сам написал музыку, и романсы, и «Русская мелодия», и две «Европейские мелодии»...

2-ой ведущий: Поэт включает песни во многие свои произведения. Это "Песня" в "Кавказском пленнике", "Черкесская песня" и "Песня Селима" в "Измаил-Бее".

3-ий ведущий: К колыбельным песням у поэта было особое отношение. Со школьной поры известны нам слова Лермонтова: "Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее я не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она произвела прежнее действие. Ее напевала моя покойная мать". Сохранилось предание, что свою "Казачью колыбельную" М.Ю.Лермонтов написал в станице Червленной, на реке Терек (по другим версиям в станице Старомышастовской нашего Динского района). В хате, где ему отвели квартиру, молодая казачка напевала песню над колыбелью.(Звучит " Казачья колыбельная " )

1-й ведущий: Кавказ, можно сказать, стал второй родиной М.Ю.Лермонтова. "Как сладкую песню отчизны моей - люблю я Кавказ"…

2-ой ведущий: Он душою прилепился к этому, по выражению Н.Огарева "приюту русского свободомыслия, где по воле правительства собирались изгнанники". Во время первой ссылки поэт исколесил немало горных дорог, был в Тамани, Кизляре, Шуте, Кубе, Кахетии, Тифлисе и других местах, богатых фольклорными традициями.

3-ой ведущий: Он проделал почти тот же путь, что и Александр Сергеевич Пушкин…

«… дивный гений…

Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой

Воспетый им с такою чудной силой,

Сраженный, как и он, безжалостной рукой»

4-ий ведущий: Но в отличие от своего кумира, Михаил Юрьевич проделал этот путь один.

(Романс «Белеет парус одинокий…» )

1-ый ведущий: Романсы на стихи М.Ю.Лермонтова часто звучали в аристократических салонах и более скромных гостиных. Исполняли их и известные певцы, и музыканты – любители. Читали и ценили и стихи поэта.

2-ой ведущий: Вдохновенный гимн женщине сложен на страницах русской литературы. "Женственное" начало пронизывает все творчество Лермонтова. Чуть ли не каждый свой женский образ он, так или иначе, связывает с музыкой, песней, танцем. Это придает лермонтовским героиням особое обаяние, чистоту, романтическую возвышенность.

Сцена из драмы «Маскарад» в исполнении учителей, родителей и учащихся.

Действие 3. Сцена первая. БАЛ

Выход первый

Хозяйка

Я баронессу жду, не знаю:

Приедет ли – мне, право, было б жаль

За вас……………………………………

До слов: Хозяйка

Почти все съехались, и здесь нам будет тесно,

Прошу вас в залу, господа!

Учащиеся танцуют вальс ( «Маскарад»)

За ними наблюдают небольшие группы гостей бала.

После вальса:

Хозяйка

Не худо бы немного отдохнуть.

Дама (другой) Так жарко, что я здесь растаю.

Петков

Настасья Павловна споет нам что-нибудь.

Нина

Романсов новых , право, я не знаю,

А старые наскучили самой.

Дама:

Ах, в самом деле, спой же, Нина, спой.

Хозяйка:

Ты так мила, что, верно, не заставишь

Себя просить напрасно целый час.

Нина:
Но слушать со вниманьем мой приказ,

Хоть этим наказаньем вас авось исправишь! (Поет романс)

Стихотворение Лермонтова «Я видел раз ее в веселом вихре бала» читает уч-ся 9 класса.

1-ый ведущий: Разные люди встречаются на пути странствований Печорина: Максим Максимыч, черкешенка Бэла, княжна Мери, Вера, герои из "Тамани" и «Фаталиста»"...

2-ой ведущий. Повесть "Тамань", по словам Д.В.Григоровича, - от начала до конца звучит одним гармоническим аккордом». Товарищ Лермонтова по Школе юнкеров и позднее по лейб-гвардии Гродненскому полку М.И. Цейдлер, который посетил Тамань через год после М.Ю.Лермонтова, подробно описал дни, проведенные в этом небольшом городишке, и отметил сходство своего описания с «поэтическим рассказом о Тамани в «Герое нашего времени».

Звучит отрывок из "Тамани" (со слов «Полный месяц светил на камышовую крышу… до слов завтра отправлюсь в Геленджик») в исполнении ученика 9 класса.

3-ий ведущий: Немного рождалось поэтов, которые так «слышали» мир и видели его так, - динамично, объемно, красочно.

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» в исполнении учащейся 9 класса.

1-ый ведущий: Видеть все и слышать все Лермонтову помогал его глаз художника. Не только с натуры, но и на память он мог воспроизводить на полотне, на бумаге фигуры, лица, кипе-ние боя, скачку, преследование, пейзажи. Если бы поэт профессионально занимался живописью, он мог бы стать настоящим художником.

3-ий ведущий: Создавая «Героя нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов не вообра-жал жизнь, а рисовал такою, какой она являлась в действительности.

2-й ведущий: Писатель нашел новые художественные средства, которых еще не знала ни русская, ни западная литература…

4-ый ведущий: И которые восхищают нас по сей день соединением свободного и широко-го изображения лиц и характеров с умением показать объективно, «выстраивая» их, раскрывая одного героя сквозь восприятие другого.

Ученики 9 класса исценируют отрывок из романа «Герой нашего времени»,

глава «Княжна Мери», запись от 22 мая)

1-ый ведущий: Михаил Юрьевич Лермонтов по натуре свободолюбивый. Таковы и герои большинства его произведений.

2-ой ведущий: Мцыри - главный герой одноименной поэмы – стремится вырваться из монастырского плена.

3-ий ведущий: Главный мотив, побуждающий его к побегу, - свободолюбие.

4-ый ведущий: Это взгляд на жизнь как на активное действие, отказ от жизни, если она не борьба.

Сцена из поэмы «Мцыри» в исполнении учащегося 8 класса .

1-ый ведущий: Поэт страстно любил жизнь, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, подвигу.

2-ой ведущий: все, что им было создано за 13 лет творчества - это подвиг во имя свободы и Родины.

3-ий ведущий: И заключается он не только в прославлении Бородинской победы, в строках «Люблю Отчизну я…», но и в тех сочинениях, где не говорится прямо ни о родине, ни о свободе…

4-ый ведущий: Но – о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни…

1-ый ведущий: С юных лет светское общество, с которым поэт был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах все лживое, бесчувственное, жестокое, лицемерное. Его герой, независимый в мыслях и поступках, сталкивается с обществом. О нем судачит свет…

4-ый ведущий: Помнят благодарные потомки о великом сыне России, доказательством тому и наша литературная гостиная

1-ий ведущий: Он был рожден для счастья, для надежд

И вдохновений мирных!

2–ой ведущий: Но, безумный,

Из детских рано вырвался одежд

И сердце бросил в море жизни шумной;

И мир не пощадил – и бог не спас!

3-ий ведущий: Но до конца среди волнений трудных,

В толпе людской и средь пустынь безлюдных

В нем тихий пламень чувства не угас…

4-ый ведущий: Он сохранил и блеск лазурных глаз,

И звонкий детский смех, и речь живую,

1-ый ведущий: И веру гордую в людей и жизнь иную.

На фоне музыки учащийся, исполняющий роль М.Ю.Лермонтова:

Я жить хочу! Хочу печали

Любви и счастию назло;

Они мой ум избаловали

И слишком сгладили чело.

Пора, пора насмешкам света

Прогнать спокойствия туман;

Что без страданий жизнь поэта?

И что без бури океан?

Он хочет жить ценою муки,

Ценой томительных забот.

Он покупает неба звуки,

Он даром славы не берет.

(Музыка продолжает звучать, учащиеся провожают гостей)









4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!