« Читаем А.К. Толстого»
«Родная природа в стихотворениях русских поэтов. А.К. Толстой «И все земное я люблю… »
Учитель русского языка и литературы
Едигарева Татьяна Николаевна
МБОУ «СОШ №9»
2017
Урок разработан в соответствиями с требованиями ФГОС. К уроку прилагается презентация о жизни А.К. Толстого (предназначена для фронтальной работы с классом).Урок изучения нового материала знакомит учащихся с пейзажной лирикой А.К. Толстого, формирует и совершенствует навыки анализа стихотворения, развивает логическое и образное мышление, учит замечать красоту природы, воспитывает любовь к родному краю через любовь к природе. Учащиеся работают с такими понятиями как эпитет, олицетворение, метафора, сравнение.На уроке предусмотрены фронтальная, индивидуальная и групповая работа учащихся. Взаимодействие детей при работе в группе способствует созданию обстановки доверия и ситуации успеха для каждого ребенка и класса в целом. В ходе урока формируются умения сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать, находить ошибки и исправлять их. Рекомендован для учащихся 6 класса.
Тип урока: | урок открытия новых знаний |
Авторы УМК: | под редакцией В.Я. Коровиной |
Цели урока: | Обучающие:познакомить учащихся с творчеством поэта XIX века А.К. Толстого;продолжить формирование умений анализировать поэтический текст; развивающие:развитие навыков свободного и грамотного владения речью;развитие умения работать в группе; воспитательные:помочь учащимся глубже проникнуть в мир природы и поэзии через анализ стихов;учить выражать собственное отношение к обсуждаемым проблемам;воспитывать любовь к родному краю и русскому слову через творчество родных поэтов. |
Планируемые образовательные результаты: | Предметные: - познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве А.К. Толстого; выявлять в поэтическом тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; видеть разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике; понимать настроение, чувства поэта; - ценностно-ориентационная сфера: формировать собственное отношение к стихотворениям А.К. Толстого; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; закрепить навыки выразительного чтения; - коммуникативная сфера: осмысленно читать и адекватно воспринимать литературное произведение; - эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в произведении. |
Личностные:формирование положительного отношения к учебной деятельности; формирование представления о значении литературы и искусства в целом в жизни человека. |
Метапредметные: - познавательные:ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; - регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить учебные цели и задачи; оценивать свои достижения на уроке; - коммуникативные:владеть умениями произносить монолог; работать индивидуально и в паре; формировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции. |
Оборудование: | Компьютер, телевизор, презентация |
Образовательные ресурсы: | Еремина О.А. Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя. 2.Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6класс.-2-е изд., испр. И доп.- М.:ВАКО,2007. Полухина В.П. Литература 6 класс. Методические советы Дет. энцикл. Литература «Я познаю мир» , М., Изд. АСТ-ЛТД, 1997 s06024.edu35.ru Притчи и философские рассказы http://literatura5.narod.ru/tolstoy_a_k_biogr.html#v7 |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. | Здравствуйте. Мне очень приятно, что новый учебный день мы начинаем вместе. С каким настроением вы пришли на занятие? Психологическая разминка. Похлопайте в ладоши те, кто - не выспался сегодня; - кто вкусно позавтракал; - кто рад видеть соседа; - кто пришел с хорошим настроением; - кто готов работать. - Я рада, что у вас хорошее настроение и вы готовы к новым открытиям. | Подготовка к уроку. Приветствие друг друга, гостей. | коммуникативные(формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества) |
2. Актуализация знаний. | Предлагаю вам послушать притчу и ответить на вопрос, в чем её мудрость. - За именем великим нужно уметь разглядеть тех, кто был животворящей почвой, питательной влагой и чудодейственным светом, без которых не было бы ни имени, ни славы. - А что является для человека животворящей почвой, питательной влагой, чудодейственным светом? - Должен ли человек быть благодарен родной земле и как? - Среди талантливых людей, воспевающих красоту родной земли, наш земляк - Прослушайте несколько его стихотворений.Определите, о чем они и кто их автор. | Чтение притчи учителем. (Приложение 1.) - Земля, на которой он родился и которая дала ему тепло и свет, воду и свою красоту. - Родная земля может дать человеку талант художника, писателя, поэта, музыканта. - Любить, беречь родную землю, гордиться ей. -А если человек талантлив , то воспевать её красоту в своих произведениях. Чтение стихотворений наизусть (« Вот уж снег последний в поле тает…», «Колокольчики мои…», «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад». | УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). |
3. Постановка учебных задач. | - О чем мы будем говорить на уроке? - С творчеством какого поэта мы сегодня продолжим знакомство? - Какие цели вы поставили перед собой? - Брянский край, его природа, героическая история всегда были неисчерпаемым источником вдохновения выдающихся деятелей литературы. Среди них поэт, талантливый драматург и прозаик А.К.Толстой. Для него «родной край»-село Красный Рог Почепского района. Здесь многие годы жил, творил , здесь умер и похоронен Алексей Константинович. Теперь это место известно не только жителям Брянской области. Ежегодно в начале сентября сюда съезжаются гости со всей России. Здесь проходят поэтические праздники, звучат стихи А.К.Толстого и стихи, посвящённые ему. 2017 год-юбилейный. Исполнится 200 лет со дня рождения А.К.Толстого. И мы с вами должны расширить знания о творчестве А.К.Толстого, продолжить знакомство с его произведениями и учиться их анализировать. (Чтение наизусть учителем стихотворения «Где гнутся над омутом лозы…») - А сейчас посмотрите на даты, записанные в ваших сопроводительных листах. - Как вы думаете, как связаны эти числа с темой нашего урока? | Запись темы урока в сопроводительных листах. - познакомиться с жизнью и творчеством А.К Толстого; -определить путём анализа стихотворений особенности изображения природы в стихах поэта. - Это даты рождения и смерти А.К. Толстого. | УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) |
4.Расширение знаний учащихся. | - Для дальнейшей работы вам нужно разделиться на группы. Дата подскажетвам, в какой группе вы продолжите знакомство с биографией и творчеством А.К. Толстого Организация творческой работы учащихся в группах с целью формирования учебных навыков | Делятся на группы, выполняют задания (Приложение 2 , 4), фиксируя результат в сопроводительных листах (Приложение 3) Участвуют в коллективном диалоге. | УУД: владеть знаниями о жизни и творчестве А.К. Толстого; выявлять в поэтическом тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка;ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя;работать индивидуально и в паре; формировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку |
5.Закрепление изученного материала. | - А сейчас каждая группа представит нам результат своей работы. - Первыми для отчета приглашаются «Биографы». - Вторая группа рассматривала жанровое своеобразие предложенного стихотворения. - Третья группа познакомит нас с выразительно-изобразительными средствами, используемыми автором в предложенном стихотворении. | Каждая группа представляет результат своей работы. Выступление сопровождается презентацией | УУД: владеть умениями произносить монолог; работать индивидуально и в паре; формировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции |
6.Рефлексия учебной деятельности Цель: осмысление своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками | - Творчество А.К. Толстого очень мало представлено в школьной программе. Но его имя достойно стоять рядом с именами известных классиков. Надеюсь, что сегодня на уроке вы для себя открылитворчество Толстого – поэта-лирика, который при помощи слова показал не только красоту родной природы, но и передал глубокое чувство любви к родине. | Подводят итоги своей работы. Осмысливают свои действий. Дают оценку своей работы и работы товарищей в группе. Заканчивают 1-2 фразы из предложенного перечня: Сегодня я узнал(а)... Было трудно... Теперь я могу... Я понял(а), что... У меня получилось... Было интересно... Меня удивило... Мне захотелось... Я думаю, что... | Регулятивные УУД: оценка результатов работы Коммуникативные УУД: владение монологической формой речи,работать индивидуально |
| Психологическая гимнастика. Похлопайте в ладоши те, у кого остались еще вопросы; кто разобрался в теме; кто завершает урок с хорошим настроением; Спасибо за работу на уроке. | | |
Приложение 1.
ПРИТЧА О ЦВЕТКЕ
Расцвел удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались необыкновенной красотой этого чудного творения. Долго ждал цветок, когда отдадут дань тем, кто помог ему, и однажды заговорил: «Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного. Вы не отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться, вырасти и расцвести. Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь в семени и напитала меня мощью своей. Не отнеслись с благодарностью к солнцу, тепло и свет которого были чудотворны. И преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед жизненной силой тех, кто породил ее».
Но никто не услышал этого, а по бестолковости своей люди продолжали петь хвалебные оды цветку.
За именем великим нужно уметь разглядеть тех, кто был животворящей почвой, питательной влагой и чудодейственным светом, без которых не было бы ни имени, ни славы. (О.М. Безымянская, С.А Лукьянов.)
Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Тёмно-голубые? И о чём звените вы В день весёлый мая, Средь некошеной травы Головой качая? Конь несёт меня стрелой На поле открытом; Он вас топчет под собой, Бьёт своим копытом. Колокольчики мои, Цветики степные! Не кляните вы меня, Тёмно-голубые! Я бы рад вас не топтать, Рад промчаться мимо, Но уздой не удержать Бег неукротимый! Я лечу, лечу стрелой, Только пыль взметаю; Конь несёт меня лихой,- А куда? не знаю! | Вот уж снег последний в поле тает... Вот уж снег последний в поле тает, Теплый пар восходит от земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли. Юный лес, в зеленый дым одетый, Теплых гроз нетерпеливо ждет; Все весны дыханием согрето, Все кругом и любит и поет; Утром небо ясно и прозрачно, Ночью звезды светят так светло; Отчего ж в душе твоей так мрачно И зачем на сердце тяжело? Трудно жить тебе, мой друг, я знаю, И понятна мне твоя печаль: Отлетела б ты к родному краю И земной весны тебе не жаль... О пожди, пожди еще немного, Дай и мне уйти туда с тобой... Легче нам покажется дорога - Пролетим ее рука с рукой!.. | Осень. Обсыпается весь наш бедный сад... Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, там на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. Весело и горестно сердцу моему, Молча твои рученьки грею я и жму, В очи тебе глядючи, молча слезы лью, Не умею высказать, как тебя люблю. |
Приложение 2.
Анализ стихотворения
А. К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...».
– Чем интересно для вас это стихотворение?
– Какая картина открывается перед вами? Назовите время года.
– Объясните при помощи словаря значения малоизвестных слов: омут, лоза, бирюзовые (спинки), отлогий (берег).
– К кому обращаются стрекозы с предложением научить летать? Не опасно ли это для мальчика?
– Какие истории из вашего детства приходят в связи с этим стихотворением на память?
– Какова роль природы в этом стихотворении, на ваш взгляд?
– Как бы вы назвали это стихотворение? Почему?
Анализ стихотворения
А. К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...».
1 вопрос
- Какой пейзаж изображён Толстым?
2 вопрос.
-Чем отличается это стихотворение от других стихотворных пейзажей, прочитанных нами?
3 вопрос.
-Какие изобразительно- выразительные средства использует автор в своем стихотворении ?
Приложение 3.
Где гнутся над омутом лозы... Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печет, Летают и пляшут стрекозы, Веселый ведут хоровод. "Дитя, подойди к нам поближе, Тебя мы научим летать, Дитя, подойди, подойди же, Пока не проснулася мать! Под нами трепещут былинки, Нам так хорошо и тепло, У нас бирюзовые спинки, А крылышки точно стекло! Мы песенок знаем так много, Мы так тебя любим давно - Смотри, какой берег отлогий, Какое песчаное дно | «Биографы» | Жанровое своеобразие стихотворения | Выразительно-изобразительные средства |
| | |
Приложение 4.
_______________________________________ родился ________________ в ___________
в семье, принадлежавшей к высшей петербургской знати. Отец - ___________________
_________________________, мать - ____________________________________________.
После рождения сына ________________________________________, и мать увезла его
_______________________________, к своему ____________________________________.
Он и занялся воспитанием будущего поэта. Специально для племянника сочинил ___
______________________________________. Читать научился Алеша рано, в _________
начал сочинять стихи. Дядя показал его стихи __________________________________.
Стихи произвели на них _________________________________.
Алексей был товарищем игр будущего ____________________________________
и навсегда остался ________________________.
В _________ году был зачислен на службу в Московский архив _______________
_______________. В годы Крымской войны А.К.Толстой _________________________
___________________, но, заболев ________________, участия в боевых действиях не
принимал. После отставки проживал в имениях ___________________________________
и ______________________________ Черниговской губернии, занимаясь исключительно
словесностью.
В печати впервые выступил в _____________ году с ________________________
__________________________.
Широко известен его исторический роман __________________________________.
С традициями устного народного творчества связаны ____________________________.
Последним произведением А.К.Толстого стала ________________________________.
Осталась незавершенной.
Умер _______________________________ в имении _________________________
от передозировки обезболивающих лекарств.
7