СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока математики на основе системно-деятельностного подхода

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока математики на основе системно-деятельностного подхода»

СЦЕНАРИЙ УРОКА МАТЕМАТИКИ

НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

ТЕМА УРОКА: "Вычисления вида 32+8, 40-8"

ТИП УРОКА: урок-игра

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Формировать умение выполнять вычисления вида 32+8, 40-8.

  2. Развивать вычислительные навыки, умение решать задачи, логическое мышление, внимание.

  3. Прививать желание быть здоровым, умение сохранять своё здоровье через занятия спортом.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ: Учащиеся научатся выполнять вычисления вида 32 + 8, 40 – 8; решать задачи разными способами; читать и сравнивать выражения, используя математическую терминологию; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

Познавательные УУД: применять правила о порядке выполнения действий в число в выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений;  находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, медиапроектор, компьютер, экран; у каждого ребёнка на парте ноутбук.













Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел и смолк звонок,
Без волнений, без тревог,
Начинаем наш урок.
Он пойдёт ребятам впрок.


Слайд 1



– Ребята, какую большую тему мы изучаем?

- Сегодня на уроке мы продолжаем эту тему: «Письменные вычисления».

Посмотрите, какой необычный человечек пришёл к нам в гости, математический. А почему он так называется, как вы думаете?

Сбоку на доске висит зображение математического человека.



- Из каких фигур он состоит?





- Сколько треугольников, четырёхугольников, кругов?





- Каких фигур больше?



- На сколько четырехугольников больше, чем треугольников?

- А какое настроение у нашего гостя?



- Да, он загрустил. А что же с ним произошло: у него пропал аппетит, настроения нет, бодрость и силы исчезли куда-то?

Да просто ему грустно от того, что он не смог попасть на олимпиаду в Сочи.

- Ребята, поможем математическому человеку попасть на один соревновательный день в олимпийскую деревню города Сочи?

- Спортсмены там очень много работают, тренируются, чтобы достичь высоких результатов, поэтому и мы не должны отставать от них, решим все предложенные задания на уроке и тогда поможем вернуть нашему гостю хорошее настроение, бодрость и силы.

- Давайте посмотрим, как выглядит олимпийский Сочи



– Ну что, проживем на сегодняшнем уроке математики один олимпийский день?









- Письменные вычисления.





- Он состоит из геометрических фигур.






- Четырехугольники, треугольники, окружности.


- 2 треугольника, 5 четырехуголь-ников, 5 окружностей.


- Окружностей и четырехугольни-ков.



- На 3 (5-2=3).


- Грустное.













- Да.

- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);
- целеполагание (Р);
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

- А чтобы у нас всё получилось, необходимо расставить числа в порядке возрастания.


Слайд 2





- Ну вот, мы «телепортировались» в олимпийскую деревню и сразу попали на соревнования лыжников.

Слайд 3



- Давайте немного поможем нашей сборной по лыжам. Смотрите, у них на пути встает лес. А в лесу очень много елок, которые надо объезжать, а на это теряются драгоценные минуты.

Слайд 4



- Давайте поможем быстрее объехать эти вечнозеленые деревья.

Слайд 5



- Но посмотрите, теперь перед нашими лыжниками появились огромные ямы и ухабы. Надо им помочь.

Слайд 6



- Ну, вот мы и помогли нашим спортсменам-лыжникам. Теперь давайте заглянем в ледовый дворец. Что там сейчас происходит?


Слайд 7



- Ого, да тут идут соревнования по хоккею.

- Ребята, а ведь хоккей - игра командная, на льду играет команда из пяти человек. Как раз столько человек необходимо для выполнения следующего задания.

На доске цепочка примеров:

- Забили гол и помогли нашей команде по хоккею выиграть матч.

- Давайте покинем ледовый дворец, но мы туда ещё вернёмся. А лыжники уже ушли с трассы, и на лыжне появились биатлонисты. Как раз сейчас они проходят огневые рубежи.



Слайд 8



- Перед Вами два огневых рубежа, один проходят в положении «лежа», второй – в положении «стоя».

Слайд 9



- Надо выстрелить в лишнее выражение.

На слайде эти выражения закрываются.



-Какие записи оказались лишними?





Слайд 10



- А мы уже решали такие примеры?


- Так давайте сформулируем тему нашего урока.


Слайд 11


- Давайте сформулируем цели урока.











- Подумаем, как записать эти примеры «в столбик».

Я записываю примеры на доске.





Проверка решения:

Слайд 12

- А можем мы с такой же легкостью решить пример 40 – 8 «в столбик»?





На слайде расставляются числа в порядке возрастания, появляется запись:

ЖЕЛАЕМ ВАМ УДАЧИ!


















Работа по слайду над составом числа





На слайде решается цепочка примеров.








Учащиеся читают текст на слайде.















Ребята решают с объяснением и передают друг другу пас.














Учащиеся читают текст на слайде.















Ученики называют лишние выражения:

  • 32 + 8

  • 40 – 8

  • 32 + 8

  • 40 – 8

-Нет



Вычисления вида 32 + 8, 40 – 8.




- Будем учиться выполнять вычисления вида 32 + 8, 40 – 8; продолжим отрабатывать навыки вычислений выражений изученных видов, решения задач.





Дети записывают примеры в тетради.

Один ученик решает первый пример с объяснением у доски, а остальные дети записывают в тетрадях.


- Нет.

- анализ, сравнение, обобщение (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- выполнение пробного учебного действия (Р);
- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- учёт разных мнений (К).

3.Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности

- Почему мы не можем решить этот пример?



- А как нам выйти из этой ситуации?









- Не знаем, как из 0 единиц вычесть 8 единиц.


- Давайте сначала поработаем со счетными палочками. И мы увидим, как происходит это действие.

- подведение под понятие (П);
- постановка и формулирование проблемы (П);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

4.Построение проекта выхода из затруднения

Слайд 13





Слайд 14



- А теперь решим этот пример «в столбик».

Решая пример 40 – 8, обращаем внимание, что в числе 40 нет отдельных единиц, следовательно, из 4 десятков надо взять 1 десяток (как развязывали десяток палочек) и передать его единицам. Для того чтобы не забыть, что 1 десяток взят, надо поставить над цифрой 4 точку. Один десяток это 10 единиц, из 10 единиц вычесть 8 единиц получится 2 единицы, записываем под единицами. Из 4 десятков 1 десяток забрали, значит осталось 3 десятка, подписываем под десятками. Получилась разность 32.

Еще раз разбираем этот пример на слайде с комментированием.

Слайд 15

Ребята берут в руки четыре десятка, один десяток развязывают и убирают из него 8 палочек. Считают оставшиеся палочки. Получилось 3 дес. 2 ед., т.е. 32.















- самоопределение (Л);
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);
- планирование (П);
- прогнозирование (П);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

5.Первичное закрепление во внешней речи

- А теперь решим еще один такой пример с комментированием. Записываем пример в столбик:

60 – 4.

Учитель решает у доски с комментированием.



- Устали? Давайте мы с вами сделаем зарядку с нашим спортивным утенком.



ФИЗМИНУТКА



- Теперь с нашей помощью сборная завоевала медали по биатлону.







Учащиеся записывают в тетради.

- извлечение из текстов необходимой информации (П);
- использование знаково-символических средств (П);

- выполнение действий по алгоритму (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К);
- достижение договорённостей и согласование общего решения (К).

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Вот уже два раза мы с вами были сегодня на спортивной олимпийской лыжне – помогли лыжникам и биатлонистам. Давайте посмотрим, что происходит в это время на других трассах.

- Ага, а в это время проходит соревнование бобслеистов на скоростной трассе.

Слайд 16




- Вот и мы с вами поработаем на трассе. А трасса наша – это задание электронного помощника.

Слайд 17



- Кто самый быстрый в решении примеров в столбик по новой теме?

После выполнения задания объявляется бобслеист-победитель.











Учащиеся читают текст на слайде.





Работа на ноутбуках по электронному приложению к учебнику. При выполнении задания ребята слышат характерный звук, оповещающий о том, правильно или неправильно они выполнили вычисление.

- анализ, сравнение, обобщение (П);
- извлечение из текстов необходимой информации (П);
- выполнение действий по алгоритму (П);
- контроль (Р);

- коррекция (Р);

- оценка (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

7.Включение в систему знаний и повторение

-Ну вот, пока в олимпийской деревне наступило затишье, мы поработаем с нашими учебниками.



Слайд 18







Примеры №1


1, 2 примеры решить с объяснением на доске.


3, 4 примеры самостоятельно

.

Проверка: из предложенных ответов выберите верный.

60, 50, 63, 81, 91, 80, 73.


Задача № 2

- Прочитайте задачу № 2 .


- О ком говорится в задаче?


- Что говорится?







- Составим краткую запись к задаче.


?

- Какая это задача простая или составная?


Почему?







- Составим план решения задачи.















На доске записи:

40 - 5


40 – (40 – 5)


(40 + 5) – 40

40 + 5


(40 – 5) + 40


40 + (40 + 5)



-Какие из предложенных выражений являются решением задачи. Почему?



- В олимпийской деревне уже вечереет, солнце уходит за кроны леса. И в это время в ледовом дворце начинается ледовое зрелище – фигурное катание.



Слайд 19




- Фигурное катание бывает одиночным, бывает парным. Мы с вами займемся парным катанием.

-Сели парами. Работаем на листах. Решите примеры, около ответов напишете буквы, которые соответствуют правильным ответам.

I вариант

17 + 20 =

38 – 8 =

35 – 15 =

45 - 20 =

50 – 1 =

60 + 0 =

37 - Г

40 - Д

20 - И

30 – Р

85 – З

25 – Щ

60 – К

49 - У


II вариант

17 + 20 =

38 – 8 =

35 – 15 =

45 - 20 =

50 – 1 =

60 + 0 =

37 - Г

40 - Д

20 - И

30 – Р

85 – З

25 – Щ

60 – К

49 - У

- Ребята, у тех, кто верно выполнил задание, появились фамилии знаменитых наших фигуристов – Оксаны Грищук и Евгения Платова.

- Это единственная пара, которая стала двукратными олимпийскими чемпионами в танцах на льду.






Учащиеся читают стихотворение на слайде, открывают учебники.



Выполняют задание.












Читает 1 ученик



- Об Оле.


- Что она прочитала 40 страниц и осталось прочитать на 5 страниц меньше чем она прочитала.



Дети составляют краткую запись к задаче.



- Составная.



- Мы не можем сразу ответить на вопрос задачи, поэтому она решается в два действия, значит, она составная.


Учащиеся рассуждают:

Все страницы – это страницы, которые прочитала Оля, и страницы, которые ей осталось прочитать. Оля прочитала 40 страниц. А сколько страниц ей осталось прочитать, нам неизвестно, значит, нужно найти.

Потом мы узнаем, сколько всего страниц в книге.






Ребята выбирают решение задачи и записывают в тетрадь.











Учащиеся читают текст на слайде.

















Выполняют задания по вариантам.





У правильно выполнивших задание появляются фамилии: Грищук и Платов

- понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- выполнение действий по алгоритму (П);
- построение логической цепи рассуждений (П);
- контроль, коррекция, оценка (Р) ;
- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);
- постановка вопросов (К);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К).

8.Рефлексия деятельности (итог урока)

- Ну вот и закончился олимпийский день.


Слайд 20


-Как вы думаете, изменилось ли настроение нашего человечка?


- Как? Возьмите у себя на парте маленькую копию нашего математического человечка. Нарисуйте ему новую улыбку, чтобы было видно, с каким настроением вы заканчиваете этот урок.



- Как вы думаете, почему настроение нашего гостя улучшилось?



-Чему научились сегодня на уроке?


Что еще нового вы сегодня узнали?




-Что же нужно делать, чтобы у вас всегда было хорошее настроение, чтобы вы никогда не болели, были бодры и веселы?


- Сегодня вы все работали замечательно, просто отлично.


-Урок окончен.







У каждого ребёнка на парте изображение математического человечка, они дорисовывают улыбку.








- Он побывал на олимпийских играх в Сочи и у него все получилось.


- Решать примеры нового вида и задачи.


- Узнали, спортсмены каких видов спорта участвуют на Зимней Олимпиаде.



Выслушиваются ответы детей.



- рефлексия способов и условий действия (П);
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р);
- самооценка на основе критерия успешности (Р);
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- планирование учебного сотрудничества (К).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!