Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1. Мотивация к учебной деятельности | Прозвенел и смолк звонок, Без волнений, без тревог, Начинаем наш урок. Он пойдёт ребятам впрок. Слайд 1 – Ребята, какую большую тему мы изучаем? - Сегодня на уроке мы продолжаем эту тему: «Письменные вычисления». Посмотрите, какой необычный человечек пришёл к нам в гости, математический. А почему он так называется, как вы думаете? Сбоку на доске висит зображение математического человека. - Из каких фигур он состоит? - Сколько треугольников, четырёхугольников, кругов? - Каких фигур больше? - На сколько четырехугольников больше, чем треугольников? - А какое настроение у нашего гостя? - Да, он загрустил. А что же с ним произошло: у него пропал аппетит, настроения нет, бодрость и силы исчезли куда-то? Да просто ему грустно от того, что он не смог попасть на олимпиаду в Сочи. - Ребята, поможем математическому человеку попасть на один соревновательный день в олимпийскую деревню города Сочи? - Спортсмены там очень много работают, тренируются, чтобы достичь высоких результатов, поэтому и мы не должны отставать от них, решим все предложенные задания на уроке и тогда поможем вернуть нашему гостю хорошее настроение, бодрость и силы. - Давайте посмотрим, как выглядит олимпийский Сочи – Ну что, проживем на сегодняшнем уроке математики один олимпийский день? | - Письменные вычисления. - Он состоит из геометрических фигур. - Четырехугольники, треугольники, окружности. - 2 треугольника, 5 четырехуголь-ников, 5 окружностей. - Окружностей и четырехугольни-ков. - На 3 (5-2=3). - Грустное. - Да. | - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - целеполагание (Р); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности | - А чтобы у нас всё получилось, необходимо расставить числа в порядке возрастания. Слайд 2 - Ну вот, мы «телепортировались» в олимпийскую деревню и сразу попали на соревнования лыжников. Слайд 3 - Давайте немного поможем нашей сборной по лыжам. Смотрите, у них на пути встает лес. А в лесу очень много елок, которые надо объезжать, а на это теряются драгоценные минуты. Слайд 4 - Давайте поможем быстрее объехать эти вечнозеленые деревья. Слайд 5 - Но посмотрите, теперь перед нашими лыжниками появились огромные ямы и ухабы. Надо им помочь. Слайд 6 - Ну, вот мы и помогли нашим спортсменам-лыжникам. Теперь давайте заглянем в ледовый дворец. Что там сейчас происходит? Слайд 7 - Ого, да тут идут соревнования по хоккею. - Ребята, а ведь хоккей - игра командная, на льду играет команда из пяти человек. Как раз столько человек необходимо для выполнения следующего задания. На доске цепочка примеров: - Забили гол и помогли нашей команде по хоккею выиграть матч. - Давайте покинем ледовый дворец, но мы туда ещё вернёмся. А лыжники уже ушли с трассы, и на лыжне появились биатлонисты. Как раз сейчас они проходят огневые рубежи. Слайд 8 - Перед Вами два огневых рубежа, один проходят в положении «лежа», второй – в положении «стоя». Слайд 9 - Надо выстрелить в лишнее выражение. На слайде эти выражения закрываются. -Какие записи оказались лишними? Слайд 10 - А мы уже решали такие примеры? - Так давайте сформулируем тему нашего урока. Слайд 11 - Давайте сформулируем цели урока. - Подумаем, как записать эти примеры «в столбик». Я записываю примеры на доске. Проверка решения: Слайд 12 - А можем мы с такой же легкостью решить пример 40 – 8 «в столбик»? | На слайде расставляются числа в порядке возрастания, появляется запись: ЖЕЛАЕМ ВАМ УДАЧИ! Работа по слайду над составом числа На слайде решается цепочка примеров. Учащиеся читают текст на слайде. Ребята решают с объяснением и передают друг другу пас. Учащиеся читают текст на слайде. Ученики называют лишние выражения: 32 + 8 40 – 8 32 + 8 40 – 8 -Нет Вычисления вида 32 + 8, 40 – 8. - Будем учиться выполнять вычисления вида 32 + 8, 40 – 8; продолжим отрабатывать навыки вычислений выражений изученных видов, решения задач. Дети записывают примеры в тетради. Один ученик решает первый пример с объяснением у доски, а остальные дети записывают в тетрадях. - Нет. | - анализ, сравнение, обобщение (П); - использование знаково-символических средств (П); - выполнение пробного учебного действия (Р); - фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - учёт разных мнений (К). |
3.Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности | - Почему мы не можем решить этот пример? - А как нам выйти из этой ситуации? | - Не знаем, как из 0 единиц вычесть 8 единиц. - Давайте сначала поработаем со счетными палочками. И мы увидим, как происходит это действие. | - подведение под понятие (П); - постановка и формулирование проблемы (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). |
4.Построение проекта выхода из затруднения | Слайд 13 Слайд 14 - А теперь решим этот пример «в столбик». Решая пример 40 – 8, обращаем внимание, что в числе 40 нет отдельных единиц, следовательно, из 4 десятков надо взять 1 десяток (как развязывали десяток палочек) и передать его единицам. Для того чтобы не забыть, что 1 десяток взят, надо поставить над цифрой 4 точку. Один десяток это 10 единиц, из 10 единиц вычесть 8 единиц получится 2 единицы, записываем под единицами. Из 4 десятков 1 десяток забрали, значит осталось 3 десятка, подписываем под десятками. Получилась разность 32. Еще раз разбираем этот пример на слайде с комментированием. Слайд 15 | Ребята берут в руки четыре десятка, один десяток развязывают и убирают из него 8 палочек. Считают оставшиеся палочки. Получилось 3 дес. 2 ед., т.е. 32. | - самоопределение (Л); - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); - планирование (П); - прогнозирование (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). |
5.Первичное закрепление во внешней речи | - А теперь решим еще один такой пример с комментированием. Записываем пример в столбик: 60 – 4. Учитель решает у доски с комментированием. - Устали? Давайте мы с вами сделаем зарядку с нашим спортивным утенком. ФИЗМИНУТКА - Теперь с нашей помощью сборная завоевала медали по биатлону. | Учащиеся записывают в тетради. | - извлечение из текстов необходимой информации (П); - использование знаково-символических средств (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К); - достижение договорённостей и согласование общего решения (К). |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Вот уже два раза мы с вами были сегодня на спортивной олимпийской лыжне – помогли лыжникам и биатлонистам. Давайте посмотрим, что происходит в это время на других трассах. - Ага, а в это время проходит соревнование бобслеистов на скоростной трассе. Слайд 16 - Вот и мы с вами поработаем на трассе. А трасса наша – это задание электронного помощника. Слайд 17 - Кто самый быстрый в решении примеров в столбик по новой теме? После выполнения задания объявляется бобслеист-победитель. | Учащиеся читают текст на слайде. Работа на ноутбуках по электронному приложению к учебнику. При выполнении задания ребята слышат характерный звук, оповещающий о том, правильно или неправильно они выполнили вычисление. | - анализ, сравнение, обобщение (П); - извлечение из текстов необходимой информации (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - контроль (Р); - коррекция (Р); - оценка (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). |
7.Включение в систему знаний и повторение | -Ну вот, пока в олимпийской деревне наступило затишье, мы поработаем с нашими учебниками. Слайд 18 Примеры №1 1, 2 примеры решить с объяснением на доске. 3, 4 примеры самостоятельно . Проверка: из предложенных ответов выберите верный. 60, 50, 63, 81, 91, 80, 73. Задача № 2 - Прочитайте задачу № 2 . - О ком говорится в задаче? - Что говорится? - Составим краткую запись к задаче. ? - Какая это задача простая или составная? Почему? - Составим план решения задачи. На доске записи: 40 - 5 | | 40 – (40 – 5) | | (40 + 5) – 40 | 40 + 5 | | (40 – 5) + 40 | | 40 + (40 + 5) | -Какие из предложенных выражений являются решением задачи. Почему? - В олимпийской деревне уже вечереет, солнце уходит за кроны леса. И в это время в ледовом дворце начинается ледовое зрелище – фигурное катание. Слайд 19 - Фигурное катание бывает одиночным, бывает парным. Мы с вами займемся парным катанием. -Сели парами. Работаем на листах. Решите примеры, около ответов напишете буквы, которые соответствуют правильным ответам. I вариант 17 + 20 = 38 – 8 = 35 – 15 = 45 - 20 = 50 – 1 = 60 + 0 = | 37 - Г 40 - Д 20 - И 30 – Р 85 – З 25 – Щ 60 – К 49 - У | II вариант | 17 + 20 = 38 – 8 = 35 – 15 = 45 - 20 = 50 – 1 = 60 + 0 = | 37 - Г 40 - Д 20 - И 30 – Р 85 – З 25 – Щ 60 – К 49 - У | - Ребята, у тех, кто верно выполнил задание, появились фамилии знаменитых наших фигуристов – Оксаны Грищук и Евгения Платова. - Это единственная пара, которая стала двукратными олимпийскими чемпионами в танцах на льду. | Учащиеся читают стихотворение на слайде, открывают учебники. Выполняют задание. Читает 1 ученик - Об Оле. - Что она прочитала 40 страниц и осталось прочитать на 5 страниц меньше чем она прочитала. Дети составляют краткую запись к задаче. - Составная. - Мы не можем сразу ответить на вопрос задачи, поэтому она решается в два действия, значит, она составная. Учащиеся рассуждают: Все страницы – это страницы, которые прочитала Оля, и страницы, которые ей осталось прочитать. Оля прочитала 40 страниц. А сколько страниц ей осталось прочитать, нам неизвестно, значит, нужно найти. Потом мы узнаем, сколько всего страниц в книге. Ребята выбирают решение задачи и записывают в тетрадь. Учащиеся читают текст на слайде. Выполняют задания по вариантам. У правильно выполнивших задание появляются фамилии: Грищук и Платов | - понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); - использование знаково-символических средств (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - построение логической цепи рассуждений (П); - контроль, коррекция, оценка (Р) ; - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); - постановка вопросов (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К). |
8.Рефлексия деятельности (итог урока) | - Ну вот и закончился олимпийский день. Слайд 20 -Как вы думаете, изменилось ли настроение нашего человечка? - Как? Возьмите у себя на парте маленькую копию нашего математического человечка. Нарисуйте ему новую улыбку, чтобы было видно, с каким настроением вы заканчиваете этот урок. - Как вы думаете, почему настроение нашего гостя улучшилось? -Чему научились сегодня на уроке? Что еще нового вы сегодня узнали? -Что же нужно делать, чтобы у вас всегда было хорошее настроение, чтобы вы никогда не болели, были бодры и веселы? - Сегодня вы все работали замечательно, просто отлично. -Урок окончен. | У каждого ребёнка на парте изображение математического человечка, они дорисовывают улыбку. - Он побывал на олимпийских играх в Сочи и у него все получилось. - Решать примеры нового вида и задачи. - Узнали, спортсмены каких видов спорта участвуют на Зимней Олимпиаде. Выслушиваются ответы детей. | - рефлексия способов и условий действия (П); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р); - самооценка на основе критерия успешности (Р); - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - планирование учебного сотрудничества (К). |