СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока по русскому языку в 5 классе. Правописание корней с чередованием

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: общеметодологической направленности. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока по русскому языку в 5 классе. Правописание корней с чередованием»

Сценарий урока по русскому языку в 5 классе

Тема: Правописание корней с чередованием

Цели: выработать умение правильного написания слов с чередованием гласных в корне слова; развитие у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; развитие грамотного письма, умений обосновывать свой выбор; развитие монологической речи; вовлечение обучающихся в активный познавательный процесс; воспитание интереса к изучению родного языка, интереса к фольклорным произведениям; осознание обучающимися феномена русской культуры.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Тип урока: урок общеметодической направленности.

Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, развивающего обучения, информационно-коммуникативные технологии, коллективной и индивидуальной проектной деятельности, самодиагностики результатов обучения.

Решаемые проблемы: каковы условия чередования гласных в корне?

Виды деятельности: формирование у обучающихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный – слабый по материалам учебника для составления памятки в лингвистическое портфолио; групповая работа (комплексный анализ текста с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи ученика-эксперта); групповая аналитическая работа по материалам учебника по памятке выполнения задания при консультативной помощи учителя; индивидуальная работа (составление устного высказывания); индивидуальное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок.

Планируемые результаты

Предметные: научиться применять правило написания корней с чередованием.

Метапредметные УУД:

коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи, отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.



Сценарий урока


1.Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности

Цель: выработка на значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Слово учителя.

Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказала бы: это загадка. Но, к сожалению, мы их так плохо знаем, и так невелико то время, которое отпускается в школе на знакомство с ними!

- что же такое загадка?

- возьмите карточку №1, прочитайте задание.

Карточка№1

- прочитайте текст. Попробуйте отгадать загадки.

Зага..ка – это иносказательное изображение пр..дметов или явлений действительност.., которое предл..га..т(?)ся отг..дать.

«Дыш..т, р..стет, а х..дить не может». «Раскину я рого..ку, насыплю горошку, поставлю квасу кадушку, пол..жу хлеба краюшку». «Без крыл л..тит, без ног б..жит, всего к..сается, а следа нет».

- вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания;

- правописание каких орфограмм вы не смогли объяснить? Почему?

- обратите внимание на примеры на доске:

Излагаю – изложу

Касаюсь – коснусь

Расти – росли – выращен

- можем мы объяснить, почему в корнях слов пишутся разные буквы?

- какие задачи поставим перед собой на этом уроке?

2.Актуализация и пробное учебное действие

Цель: подготовка мышления и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действия.

  1. Найди лишнее слово.

-списать слова с доски;

- выделить корень в словах, найти «лишнее» слово, морфемный разбор «лишнего» слова.

Вырастить – выращенный – выросли

Касаться – коснется – прикоснется

Предложить – предлагаю – предлагать

- какое слово в каждой группе слов лишнее? Почему?

- можем мы объяснить разницу в написании слов каждой группы?

- морфемный разбор лишних слов из каждой группы слов


3. Выявление места затруднения и ее причины.

Цель: осознание учащимися недостаточности их знаний или способностей.

- с каким затруднением встретились? Почему?

Мы не знаем, когда надо писать букву А, а когда букву О.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способов и средств реализации

- определите цели дальнейших действий, чтобы устранить затруднение.

Мы должны научиться отличать буквы А и О в корнях с чередованием.

- как будем выходить из затруднения?

1) Работа с интерактивной доской. Интерактивное пособие с комплектом таблиц «Русский язык. 5 класс». Таблица «Корни с чередованием»

- рассмотрите таблицу и сделайте выводы о написании чередующейся гласной а//о в корне слова.

2)Работа с учебником.

- прочитайте статью учебника на стр. 11

- проверьте, правильно мы сделали вывод о написании чередующейся гласной в корне слова?

- найдите ту информацию в статье учебника, о которой не шла речь на уроке.

3) Составление алгоритма

- каков будет алгоритм выбора гласных в корне с чередованием? Почему именно этот алгоритм? Морфемный разбор слова.

5. Реализация построенного проекта

Цель: построение учащимися нового способа действия и формирование умений применять при решении задачи, вызвавшей затруднение

  1. Выдвижение гипотезы

Если после корня… , то ….

Если в корне есть буквы…, то …

2)Применение способа при решении задачи, вызвавшей затруднение

- обратимся вновь к примерам, которые вызвали у нас затруднение.

Излагаю – изложу

Касаюсь – коснусь

Расти – росли – выращен

Вырастить – выращенный – выросли

Касаться – коснется – прикоснется

Предложить – предлагаю – предлагать

-объясните изченные орфограммы;

- преодолели затруднение?

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: усвоение нового способа действия.

1)Работа с классом. Работа с загадками.

- записать загадки, объяснить орфограммы и знаки препинания.

Два братца в воду гл..дят(?)ся, век (не) сойдут(?)ся, друг друга (не) к..снут(?)ся. (Берега реки.)

В лесу выр..сла, из лесу вын..сли, н..жом порезали, в руках плач..т, а кто слуша..т – скач..т. (Дудка.)

Постелю рогожку, посею горошку, пол..жу калач, никому (не) взять. (Небо, звезды, месяц.)

- определите фольклорный жанр записанных произведений?

- отгадайте загадки

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: усвоение нового способа действия и исполнительская рефлексия (индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.

Русский народ создал огромную устную литературу.

- какие вы знаете еще малые фольклорные жанры?

1)Индивидуальная работа по карточкам самопроверкой по эталону. Работа с пословицами.

- определите фольклорный жанр, объясните значение пословиц;

- вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, составить схему предложения №3

1)Где сосна взр..сла, там она и красна.2) И полынь на своем корню р..стет.3) Я отл..жил на осень, а там и бросил.4) Глупый и ленивый одного два раза к..сается.

На доске эталон: взросла, растет, отложил, касается.

8. Включение в систему знаний и повторения.

Цель: включение нового способа действия в систему знаний, при этом – повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

1)Объяснительный диктант.

- записать предложения, объяснить правописание орфограмм.

Врага слезами не положишь. Вражда не растит добра. Кто с Россией ни тягался, тот на правду не полагался. Чужая душа – дремучий бор, не касайся ее потемок.

- выберите одну из пословиц, объясните ее значение.

2)Выборочный диктант.

- выписать из предложений только слова с чередующимися гласными о//а в корне слова в 2 столбика: в 1-й столбик – с буквой О, во 1-й столбик – с буквой А.

Велик вырос, а ума не вынес. Ему разжуй и в рот положи. До ленивого достучусь, сонливого добужусь, а глупого не коснусь. Хоть росток и удался, а ума не набрался.

- почему в слове «росток» пишем букву О? Какие еще есть слова исключения?

- о каких людях говорят, когда используют эти пословицы?

3) Работа с карточкой.

- продолжи пословицу, используя слова для справок.

Как ни гни дерево, оно все равно вверх___________. (Речь идет о терпении.) Смолоду наживай, а в старости____________. (Ума набирайся смолоду, потом пригодится.) Без смелости не возьмешь крепости, со смелостью __________бедности. (Надо пробовать, учиться, работать, тогда все в жизни у человека будет успешным).

Слова для справок: растет, не коснешься, располагай.

- как понимаете пословицы?

4) Тест на проверку уровня знаний по теме урока с самопроверкой.

Работа с интерактивной доской (интерактивные тесты из базы комплекта «Русский язык. 5 класс» с функцией проверки ответов).

4) Упр. 591. С последующей взаимопроверкой.

- выписать из каждой группы слов по 2 примера на написание О и А в корне с чередованием.


9.Рефлексия.

Цель: самооценка учащимися собственной деятельности, осознание метода построения границ применения нового способа действия

- какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- достигли мы цели?

- оцените свою деятельность на уроке. Что знал? Что узнал? Что знаю или умею?

- Какие цели поставите перед собой при выполнении домашнего задания?

Проектирование дифференцированного домашнего задания:

- о каких малых фольклорных жанрах шла речь на уроке?

- как мы использовали на уроке тексты загадок и пословиц?

- понравился вам такой урок? Проведем такой же урок, но с другими фольклорными жанрами?

- давайте попробуем составить краткосрочный проект на тему « Пословицы и поговорки русского языка. В чем их отличие?» для использования его на уроке русского языка. Действуйте по алгоритму подбора материалов, исходя из того, что и как делали на уроке.

Запись задания:

- что надо подготовить, на ваш взгляд? Примеры пословиц и поговорок.

- где будем искать? В сборниках пословиц и поговорок или в учебнике литературы.

- найти в словаре или в учебнике литературы определение пословицы и поговорки;

- выберем руководителя проекта. Ему дается задание на листочке, он распределяет между вами задания, консультирует, проверяет степень выполнения;

- определим срок выполнения: к какому числу выполним задание?

Домашнее задание: п.38. учить правило на стр. 11, упр. 593, составить 7 предложений, с каждым из указанных корней, или 594 по заданию (на выбор).

10. Комментированное выставление оценок














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!