СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока- путешествия на тему: " Чередование гласных о - а в корнях слов" 5 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-морское путешествие. Урок-объяснения новой темы с использованием презентации.Это интегрированный урок ( русский язык,география и биология)

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока- путешествия на тему: " Чередование гласных о - а в корнях слов" 5 класс.»

Урок-путешествие по русскому языку по теме

"Правописание букв А, О в корнях раст-, ращ-, рос-". 5-й класс



Тема

"Правописание букв А, О в корнях раст-, ращ-, рос-".

Тип урока

Урок  «открытия» новых знаний

Планируемые результаты (УУД)

Предметные: Знать о чередовании гласных е-и в корнях; научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-. Понимать, что корни с чередованием  вызывают затруднения, так как невидимы за приставками.

Метапредметные:

1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.



2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.



3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные:  уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Основные понятия

Чередование, корень

Решаемые проблемы

Защита природы, выбор гласной в корнях

Деятельностный

компонент урока

Уметь:

- находить орфограмму ;

- научиться пользоваться алгоритмом выбора гласной

- пользоваться толковым словарем.

Формы обучения

Индивидуальная,  фронтальная, групповая.

Методы обучения

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности  учащихся: проблемный.

Приемы обучения

Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания.

Оборудование

ЭОР: презентация, компьютер, проектор.

Бумажные: карточки с  заданиями, карточки для этапа рефлексии, учебник.













Цели:

  • Познакомить с условиями выбора букв а - о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-.

  • Формировать умение находить и выделять орфограммы с чередованием а – о.

  • Закрепить навык правописания слов с корнями -лаг-, -лож-, -кас-, -кос-, -раст -, -ращ-, -рос-.

  • Развивать навыки исследовательской деятельности.

  • Воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока

  1. Организационный момент.

2017 год- Год экологии. В связи с этим ,главная задача в этот год и последующие –защиты природы. А что или кто является частью природы? Люди, водоемы, леса, поля, воздух и тд. заглянув на странички интернета. я выяснила. что сегодня отмечается Международный День рек. Сегодня я предлагаю вам оказаться около разных водоемов нашей родины.

Приложение 1 (слайд 1)

Учитель:

- Ребята, сегодня мы с вами совместим путешествие по водоемам и стране Словообразование. По пути нам будут встречаться трудности. Но я думаю, что сообща мы их преодолеем.

II. Повторение изученного материала.

1. Учитель:

- Но чтобы пуститься в плавание, надо сначала вспомнить, что изучает словообразование.

Ответ ученика:

- Словообразование изучает состав слова и способы образования новых слов.

2. Учитель:

- А теперь в путь. Внимание всем! Справа по борту я вижу остров Повторения. Перед вами карточки со словами . Сейчас мы вспомним правописание гласных А-О в корнях -кас-, -кос-, -лаг-, -лож-.

(Приложение 1, слайд 2).





Работа с карточками.

Предпол_гать

дол_жить

сл_жение

изл_жение

к_снусь

изл_гать

сл_гаемое

прик_снется

неприк_сновенный

прик_сновение

предл_жение

предпол_гаемый

отл_жить

прил_гать

распол_житься

прик_саться

прор_стать

к_сание

выр_сли

прил_гательное

выр_щенный



















Учитель:

- Расскажите о правописании гласных в корнях -кас-, -кос-, -лаг-, -лож-.

Ответ ученика.

III. Изучение нового материала.

1. Учитель:

- Продолжим наше путешествие. Прямо по курсу –залив теоретический.

Плывем дальше и попадаем в море Неразгаданных тайн. Ребята, сегодня нам с вами предстоит разгадать одну из загадок, таЯщихся на дне этого моря. Загадку о правописании гласных А-О в корнях -раст-, -ращ-, -рос-.

Запись темы урока.

2. Исследовательская работа.

(Приложение 1, слайд 3-4).

На экране слова: растут, растение, выращивать, выращенный, выросла, заросли.

- Запишите эти слова и выделите в них корень.

- Какие это слова? (Однокоренные.)

- Какое явление мы наблюдаем в этих корнях? (Чередование согласных ст//щ//с.)

- Попробуйте сформулировать правило написания гласных А-О в корнях

-раст-, -ращ-, -рос-.

Ответ ученика.

3. Знакомство со словами-исключениями.

(Приложение 1, слайд 5-6).

Учитель:

- Мы разгадали с вами загадку, которая таилась на дне моря Неразгаданных тайн.

А теперь продолжим наше путешествие. Слева по борту – берег Исключений.

Слова-исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав.

А чтобы их лучше запомнить, предлагаю выучить четверостишие:

Ростовщик в Ростове жил,
Ростиславом звали.
Он росток себе купил
Где-то на базаре. Какого слова не хватает? Почему его не назвала в стихотворении? В чем его отличие?

4. Лексическая работа (Приложение 1, слайд 7).

Отрасль – отдельная область деятельности, науки, производства.

Росток – 1) стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища, клубня; 2) отрезок ветки с почками для посадки; 3) перен. проявление начинающегося развития чего-нибудь.

Ростовщик – человек, который дает деньги в рост, в долг под большие проценты.

(С.И. Ожегов.Толковый словарь русского языка. – М., 2000.)

Росто́в — город (с 862[4]) в Российской Федерации, районный центр Ярославской области, административный центр Ростовского района. Расположен в 53 км к юго-западу от Ярославля, на берегу озера Неро.(Ростов Великий)

Учащиеся составляют и записывают с этими словами словосочетания.

IV. Закрепление изученного.

Учитель:

- А путешествие наше продолжается. Впереди рифы. Чтобы корабль не попал на них, придется потрудиться.

1. Объяснительный диктант (Приложение 1, слайд 8-9).

Листья растения, молодая поросль, росток розы, отрасль промышленности, морские водоросли, выращивание молодняка, заросли камыша, знакомый ростовщик, зарастет сорняками.

Подчеркнуть изученную орфограмму.

Учитель:

- Что ж, хорошо, рифы нам удалось обойти. А теперь думаю нам надо размяться.

2. Орфоэпическая минутка (Приложение 2). Физкультминутка))

Подрастала – хвост растила, платье темное носила. Подросла – зеленой стала, хвост на весла променяла.

Подросли ростки, повыросли, да ростом ростки не выросли.



Учитель:

- . Продолжим наше путешествие. Справа по борту – земля. Высадившись на берег, вы сразу попадете в дремучий лес Выбирай-ка.

3. Выборочный диктант (Приложение 1, слайд 11-14).

а) Распределить слова в два столбика, выделить орфограмму.

Один ученик выполняет задание у доски.(распределяет слова в 2 столбика)

Р_стения, выр_сли, разр_стается, отр_слевой, р_стущий, подр_сли, дор_сти, зар_сли, р_сток, перер_сли, выр_щенный, Р_стов.

б) Разобрать по составу слова: растения, подросли, разрастается, росток.

Зад…Экстремальный спуск по горной реке…Развернутые определения понятий замените синонимичными, состоящими из одного слова

1. Молодой лес . 2. Хорошее отношение к кому-нибудь . 3. Отдельная область деятельности, науки, производства 4. Догадка, предварительная мысль . 5. Число, которое складывается с другим с помощью сложения . 6. Частый кустарник, которым заросло какое­-нибудь место . 7. Добавление к чему-нибудь, например, к журналу . 8. Дать ростки . 9. Стать ветвистее, гуще, больше .



(ответы:1.поросль 2.расположение 3.отрасль 4. Предположение 5. Слагаемое 6. Заросли 7. nриложение 8. Прорасти 9. разрастись)



4. Тест в формате ЕГЭ (Приложение 1, слайд 15-16).

А1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

пол..жить, зар..сти, соприк..сается

р..сточек, к..снусь, прир..щение

прил..гательное, к..сательная, отр..сль

Р..стислав, ул..жить, выр..стить

А2. В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными?

распол..жение, к..сой, пор..сль

упр..стить, прик..саться, сл..гаемое

водор..сли, к..сьба, вл..жение

предпол..жение, отр..сль, выр..щенный

Ключ к тесту: А1. 3. А2. 4.

Учитель:

- Выбравшись из зарослей дремучего леса Выбирай-ка, мы попали на берег реки Игровой.

5. Игра “Составь слово” (Приложение 1, слайд 17).

Из слова выходить взять приставку. 
Из слова заросли – корень. 
Из слова сидел – последний суффикс. 
Из слова кустарника – окончание. (Выросла.)

V. Подведение итогов.

Учитель:

- На этом наше путешествие закончилось. Давайте вспомним, что мы узнали нового сегодня на уроке.

VI. Домашнее задание.

(Приложение 1, слайд 18-19).

Параграф …., упражнение …. или составить словарный диктант с изученной орфограммой (по выбору учащихся).

























Р_стения выр_сли

разр_стается отр_слевой

р_стущий подр_сли дор_сти зар_сли р_сток перер_сли выр_щенный Р_стов





Предпол_гать

дол_жить

сл_жение

изл_жение

к_снусь

изл_гать

сл_гаемое

прик_снется

неприк_сновенный

прик_сновение

предл_жение

предпол_гаемый

отл_жить

прил_гать

распол_житься

прик_саться

прор_стать

к_сание

выр_сли

прил_гательное

выр_щенный

Предпол_гать

дол_жить

сл_жение

изл_жение

к_снусь

изл_гать

сл_гаемое

прик_снется

неприк_сновенный

прик_сновение

предл_жение

предпол_гаемый

отл_жить

прил_гать

распол_житься

прик_саться

прор_стать

к_сание

выр_сли

прил_гательное

выр_щенный



Предпол_гать

дол_жить

сл_жение

изл_жение

к_снусь

изл_гать

сл_гаемое

прик_снется

неприк_сновенный

прик_сновение

предл_жение

предпол_гаемый

отл_жить

прил_гать

распол_житься

прик_саться

прор_стать

к_сание

выр_сли

прил_гательное

выр_щенный






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!