Урок-путешествие по русскому языку по теме
"Правописание букв А, О в корнях раст-, ращ-, рос-". 5-й класс
Тема | "Правописание букв А, О в корнях раст-, ращ-, рос-". |
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний |
Планируемые результаты (УУД) | Предметные: Знать о чередовании гласных е-и в корнях; научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-. Понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за приставками. Метапредметные: 1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.
3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы. Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Основные понятия | Чередование, корень |
Решаемые проблемы | Защита природы, выбор гласной в корнях |
Деятельностный компонент урока | Уметь: - находить орфограмму ; - научиться пользоваться алгоритмом выбора гласной - пользоваться толковым словарем. |
Формы обучения | Индивидуальная, фронтальная, групповая. |
Методы обучения | По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный. По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный. |
Приемы обучения | Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания. |
Оборудование | ЭОР: презентация, компьютер, проектор. Бумажные: карточки с заданиями, карточки для этапа рефлексии, учебник. |
Цели:
Познакомить с условиями выбора букв а - о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-.
Формировать умение находить и выделять орфограммы с чередованием а – о.
Закрепить навык правописания слов с корнями -лаг-, -лож-, -кас-, -кос-, -раст -, -ращ-, -рос-.
Развивать навыки исследовательской деятельности.
Воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока
Организационный момент.
2017 год- Год экологии. В связи с этим ,главная задача в этот год и последующие –защиты природы. А что или кто является частью природы? Люди, водоемы, леса, поля, воздух и тд. заглянув на странички интернета. я выяснила. что сегодня отмечается Международный День рек. Сегодня я предлагаю вам оказаться около разных водоемов нашей родины.
Приложение 1 (слайд 1)
Учитель:
- Ребята, сегодня мы с вами совместим путешествие по водоемам и стране Словообразование. По пути нам будут встречаться трудности. Но я думаю, что сообща мы их преодолеем.
II. Повторение изученного материала.
1. Учитель:
- Но чтобы пуститься в плавание, надо сначала вспомнить, что изучает словообразование.
Ответ ученика:
- Словообразование изучает состав слова и способы образования новых слов.
2. Учитель:
- А теперь в путь. Внимание всем! Справа по борту я вижу остров Повторения. Перед вами карточки со словами . Сейчас мы вспомним правописание гласных А-О в корнях -кас-, -кос-, -лаг-, -лож-.
(Приложение 1, слайд 2).
Работа с карточками.
Предпол_гать | дол_жить | сл_жение |
изл_жение | к_снусь | изл_гать |
сл_гаемое | прик_снется | неприк_сновенный |
прик_сновение | предл_жение | предпол_гаемый |
отл_жить | прил_гать | распол_житься |
прик_саться прор_стать | к_сание выр_сли | прил_гательное выр_щенный |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Учитель:
- Расскажите о правописании гласных в корнях -кас-, -кос-, -лаг-, -лож-.
Ответ ученика.
III. Изучение нового материала.
1. Учитель:
- Продолжим наше путешествие. Прямо по курсу –залив теоретический.
Плывем дальше и попадаем в море Неразгаданных тайн. Ребята, сегодня нам с вами предстоит разгадать одну из загадок, таЯщихся на дне этого моря. Загадку о правописании гласных А-О в корнях -раст-, -ращ-, -рос-.
Запись темы урока.
2. Исследовательская работа.
(Приложение 1, слайд 3-4).
На экране слова: растут, растение, выращивать, выращенный, выросла, заросли.
- Запишите эти слова и выделите в них корень.
- Какие это слова? (Однокоренные.)
- Какое явление мы наблюдаем в этих корнях? (Чередование согласных ст//щ//с.)
- Попробуйте сформулировать правило написания гласных А-О в корнях
-раст-, -ращ-, -рос-.
Ответ ученика.
3. Знакомство со словами-исключениями.
(Приложение 1, слайд 5-6).
Учитель:
- Мы разгадали с вами загадку, которая таилась на дне моря Неразгаданных тайн.
А теперь продолжим наше путешествие. Слева по борту – берег Исключений.
Слова-исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав.
А чтобы их лучше запомнить, предлагаю выучить четверостишие:
Ростовщик в Ростове жил,
Ростиславом звали.
Он росток себе купил
Где-то на базаре. Какого слова не хватает? Почему его не назвала в стихотворении? В чем его отличие?
4. Лексическая работа (Приложение 1, слайд 7).
Отрасль – отдельная область деятельности, науки, производства.
Росток – 1) стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища, клубня; 2) отрезок ветки с почками для посадки; 3) перен. проявление начинающегося развития чего-нибудь.
Ростовщик – человек, который дает деньги в рост, в долг под большие проценты.
(С.И. Ожегов.Толковый словарь русского языка. – М., 2000.)
Росто́в — город (с 862[4]) в Российской Федерации, районный центр Ярославской области, административный центр Ростовского района. Расположен в 53 км к юго-западу от Ярославля, на берегу озера Неро.(Ростов Великий)
Учащиеся составляют и записывают с этими словами словосочетания.
IV. Закрепление изученного.
Учитель:
- А путешествие наше продолжается. Впереди рифы. Чтобы корабль не попал на них, придется потрудиться.
1. Объяснительный диктант (Приложение 1, слайд 8-9).
Листья растения, молодая поросль, росток розы, отрасль промышленности, морские водоросли, выращивание молодняка, заросли камыша, знакомый ростовщик, зарастет сорняками.
Подчеркнуть изученную орфограмму.
Учитель:
- Что ж, хорошо, рифы нам удалось обойти. А теперь думаю нам надо размяться.
2. Орфоэпическая минутка (Приложение 2). Физкультминутка))
Подрастала – хвост растила, платье темное носила. Подросла – зеленой стала, хвост на весла променяла. | Подросли ростки, повыросли, да ростом ростки не выросли. |
Учитель:
- . Продолжим наше путешествие. Справа по борту – земля. Высадившись на берег, вы сразу попадете в дремучий лес Выбирай-ка.
3. Выборочный диктант (Приложение 1, слайд 11-14).
а) Распределить слова в два столбика, выделить орфограмму.
Один ученик выполняет задание у доски.(распределяет слова в 2 столбика)
Р_стения, выр_сли, разр_стается, отр_слевой, р_стущий, подр_сли, дор_сти, зар_сли, р_сток, перер_сли, выр_щенный, Р_стов.
б) Разобрать по составу слова: растения, подросли, разрастается, росток.
Зад…Экстремальный спуск по горной реке…Развернутые определения понятий замените синонимичными, состоящими из одного слова
1. Молодой лес . 2. Хорошее отношение к кому-нибудь . 3. Отдельная область деятельности, науки, производства 4. Догадка, предварительная мысль . 5. Число, которое складывается с другим с помощью сложения . 6. Частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место . 7. Добавление к чему-нибудь, например, к журналу . 8. Дать ростки . 9. Стать ветвистее, гуще, больше .
(ответы:1.поросль 2.расположение 3.отрасль 4. Предположение 5. Слагаемое 6. Заросли 7. nриложение 8. Прорасти 9. разрастись)
4. Тест в формате ЕГЭ (Приложение 1, слайд 15-16).
А1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
пол..жить, зар..сти, соприк..сается
р..сточек, к..снусь, прир..щение
прил..гательное, к..сательная, отр..сль
Р..стислав, ул..жить, выр..стить
А2. В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными?
распол..жение, к..сой, пор..сль
упр..стить, прик..саться, сл..гаемое
водор..сли, к..сьба, вл..жение
предпол..жение, отр..сль, выр..щенный
Ключ к тесту: А1. 3. А2. 4.
Учитель:
- Выбравшись из зарослей дремучего леса Выбирай-ка, мы попали на берег реки Игровой.
5. Игра “Составь слово” (Приложение 1, слайд 17).
Из слова выходить взять приставку.
Из слова заросли – корень.
Из слова сидел – последний суффикс.
Из слова кустарника – окончание. (Выросла.)
V. Подведение итогов.
Учитель:
- На этом наше путешествие закончилось. Давайте вспомним, что мы узнали нового сегодня на уроке.
VI. Домашнее задание.
(Приложение 1, слайд 18-19).
Параграф …., упражнение …. или составить словарный диктант с изученной орфограммой (по выбору учащихся).
Р_стения выр_сли
разр_стается отр_слевой
р_стущий подр_сли дор_сти зар_сли р_сток перер_сли выр_щенный Р_стов
Предпол_гать | дол_жить | сл_жение |
изл_жение | к_снусь | изл_гать |
сл_гаемое | прик_снется | неприк_сновенный |
прик_сновение | предл_жение | предпол_гаемый |
отл_жить | прил_гать | распол_житься |
прик_саться прор_стать | к_сание выр_сли | прил_гательное выр_щенный |
Предпол_гать | дол_жить | сл_жение |
изл_жение | к_снусь | изл_гать |
сл_гаемое | прик_снется | неприк_сновенный |
прик_сновение | предл_жение | предпол_гаемый |
отл_жить | прил_гать | распол_житься |
прик_саться прор_стать | к_сание выр_сли | прил_гательное выр_щенный |
Предпол_гать | дол_жить | сл_жение |
изл_жение | к_снусь | изл_гать |
сл_гаемое | прик_снется | неприк_сновенный |
прик_сновение | предл_жение | предпол_гаемый |
отл_жить | прил_гать | распол_житься |
прик_саться прор_стать | к_сание выр_сли | прил_гательное выр_щенный |