СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий интеллект - игры по поэме А. Т. Твардовского "Василий Теркин"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это сценарий внеклассного мероприятия по литературе, которое проходило накануне 9 мая. В него включены вопросы, позволяющие расширить кругозор обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий интеллект - игры по поэме А. Т. Твардовского "Василий Теркин"»

Сценарий интеллект-игры «Умницы и умники»,

посвящённой поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»


Участники: ученики 7 - 8 классов. Всем было дано задание прочитать поэму, историю её создания, отзывы о ней известных писателей, познакомиться с биографией А.Т. Твардовского.

  1. Эпиграф игры

Эта книга была моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю.

А.Т. Твардовский. Автобиография

2. Подготовленные обучающиеся исполняют заключительную главу «От автора».

3. Вступительное слово ведущего.

Этими строками поэмы «Василий Тёркин» мы начинаем сегодня, в канун Дня Победы, нашу интеллект-игру, потому что они как никогда актуальны. Ведь по словам поэта-фронтовика К.Симонова, «Василий Тёркин» - это лучшее из всего написанного о войне на войне». И вслед за А.Твардовским мы тоже отдадим дань памяти всем участникам Великой Отечественной войны. С несколькими главами поэмы мы знакомимся на уроках литературы в 8 классе. Но, надеюсь, сегодня вы узнаете много нового об авторе и о его произведении. Позвольте представить вам участников игры и наших уважаемых судей (учителя русского языка и литературы школы).

4. Пролог.

Сейчас все участники получат первое задание: объяснить значения слов, которые встречаются в поэме. (Обучающиеся получают карточки со словами: махорка, побывка, воронка, трёхрядка, кисет, портянки, фугас). На выполнение задания – 2 минуты.

Ответы.

Махорка – табак для курения.

Побывка – короткий отпуск у военных.

Воронка – яма от взрыва бомбы, снаряда.

Трёхрядка – гармонь с тремя рядами клавиш.

Кисет – небольшой мешочек для табака, затягиваемый шнурком.

Портянки – куски ткани для обматывания ног, вместо носков.

Фугас – взрывчатка, заложенная в грунт или под водой.



Итак, вы уже заработали первые баллы, переходим к домашнему заданию.

5. Конкурс мини-сочинений на тему «Смысл фамилии главного героя» (домашнее задание было получено участниками накануне игры). За 30 секунд вам нужно доказать свою точку зрения. Судьи решат, кто из вас будет более убедительным.

6. Розыгрыш дорожек.

Победивший в конкурсе сочинений первым выбирает дорожку. Красная – самая короткая (два этапа), но на ней нельзя ошибаться и нельзя брать подсказку у зрителей. Жёлтая – три этапа, можно взять одну подсказку или ошибиться один раз. Зелёная – четыре этапа, можно взять две подсказки или ошибиться два раза.

7. Темы, предлагаемые участникам на выбор.

1. Биография А.Т. Твардовского.

2. История создания поэмы «Василий Тёркин».

3. Цитаты из поэмы.

4. Отзывы известных писателей о «Василии Тёркине».

5. Образ автора и главного героя в изобразительном искусстве.

Биография Александра Трифоновича Твардовского

1-й вопрос

«Я вторую, брат, войну

На веку воюю», - сообщает Тёркин.

Эти же слова мог сказать о себе и А.Т. Твардовский. Какие войны он прошёл?

Ответ.

Твардовский участвовал в советско-финской войне 1939 – 1940 годов в качестве корреспондента военной газеты и написал цикл стихов «В снегах Финляндии». Во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов поэт работал во фронтовых газетах, публикуя в них стихи и очерки.

2-й вопрос

За что глава советского государства Н.С. Хрущёв называл А.Т. Твардовского не иначе, как «наш Некрасов»?

Ответ.

Тема народа была основной в творчестве обоих поэтов. Всей душой оба переживали человеческие трагедии и страдания, изображали лучшие качества человека из простой народной среды.



История создания поэмы



1-й вопрос

Каким образом Василий Тёркин связан с персонажем финских комиксов Громом Эссу?

Ответ.

В 1932 году в финских комиксах появился новый герой – добродушный деревенский весельчак. Через семь лет, во время советско-финской войны, его портрет и описание подвигов стали печатать на финских листовках. Тогда в противовес финской пропаганде в СССР появился Василий Тёркин.



Цитаты из поэмы

1-й вопрос

Свет пройди – нигде не сыщешь,

Не случалось видеть мне

Дружбы той святей и чище,

Что бывает на войне.

Приведите примеры из текста, подтверждающие эти слова.

Ответ.

Незнакомый танкист везёт раненого Тёркина, накрыв своей одеждой и согревая дыханием; танкисты берегут гармонь погибшего командира; медсестра отдала свою шапку раненому Тёркину; солдат подарил Тёркину кисет; бойцы, нашедшие в лесу раненого Тёркина, несут его на себе, один из них отдал Василию свою рукавицу.



2-й вопрос

О каком предмете идёт речь?

Эх, суконная, казённая,

У костра в лесу прожжённая.

Знаменитая, пробитая

В бою огнём врага

Да своей рукой зашитая, -

Кому не дорога!

Ответ: солдатская шинель (шинелка).



3-й вопрос

За что Тёркин получил орден?

Бой неравный, бой короткий,

Самолёт чужой, с крестом,

Покачнулся, точно лодка,

Зачерпнувшая бортом.



Накренясь, пошёл по кругу,

Кувыркается над лугом, –

Не задерживай, - давай,

В землю штопором въезжай!

Ответ: Тёркин подбил вражеский самолёт из винтовки.



4-й вопрос

Некоторые главы («О награде», «Поединок») заканчиваются повтором, в котором заключается лейтмотив (красная нить) произведения. Выберите правильный вариант ответа.

А)

В глубине родной России,

Против ветра, грудь вперёд,

По снегам идёт Василий

Тёркин. Немца бить идёт.



Б)

Страшный бой идёт, кровавый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.



В)

И Россия – мать родная –

Почесть всем отдаст сполна.

Бой иной, пора иная,

Жизнь одна и смерть одна.



Г)

То серьёзный, то потешный,

Нипочём, что дождь, что снег, –

В бой, вперёд, в огонь кромешный

Он идёт, святой и грешный,

Русский чудо-человек.



5-й вопрос

Прослушайте фрагмент русской народной песни «Валенки». Кто и за что ругает валенки в поэме?

Не просушишь их в землянке,

Нет, ты дай-ка мне сапог,

Да суконные портянки

Дай ты мне – тогда я бог!

Ответ: дед в главе «Два солдата».



6-й вопрос

- Будет, бабка! Из Берлина

Двое новых привезу.

Что пообещал Тёркин привезти бабке из Берлина?

Ответ: новые часы.



Отзывы известных писателей о «Василии Тёркине»



1-й вопрос

«Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всём и какой необыкновенный, народный, солдатский язык – ни сучка ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова».

Кто по достоинству оценил язык поэмы?

Ответ: И.А. Бунин.



2-й вопрос

«Со времён фронта я отметил «Василия Тёркина» как удивительную удачу: задолго до появления первых правдивых книг о войне… Твардовский сумел написать вещь вневременную, мужественную и неогрязнённую по редкому личному чувству меры, а может быть, и по более общей крестьянской деликатности».

Какому писателю принадлежит этот отзыв?

Ответ: А.И. Солженицын.



Образ автора и главного героя в изобразительном искусстве



1-й вопрос (на слайде)

«Сюжет сам возник из живых воспоминаний военных лет: зимний лес, заснеженная поляна, группа бойцов, слушающих весёлого рассказчика в короткий перерыв между боями. Когда я живо представил себе эту много раз виденную сцену, мне сразу вспомнился и всеобщий фронтовой друг - …, и заново пленённый этим чудесным, глубоко правдивым образом, я не расставался с ним до конца работы над картиной».

О какой картине идёт речь? Назовите фамилию художника и «фронтового друга», о котором он упоминает.

Ответ: картина «Отдых после боя» Юрия Михайловича Непринцева. «Фронтовой друг» – Василий Тёркин.



2-й вопрос (на слайде)

Где установлен этот памятник и кто на нём изображён?

Ответ: в Смоленске, на родине Тёркина и Твардовского.



8. Подведение итогов игры. Неразыгранные вопросы можно задать зрителям. Вопросы на восприятие игры:

- Понравилась ли вам игра?

- Что было особенно интересно?

- Что бы вы посоветовали изменить?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!