СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературной гостиной "Красною кистью рябина зажглась...", посвящённой жизни и творчеству Марины Цветаевой (6-7 классы)

Категория: Литература
Тема: Проект

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий представляет собой литературно-музыкальную композицию, посвящённую жизни и творчеству Марины Ивановны Цветаевой. Ориентирован на учащихся 6-7 классов.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературной гостиной "Красною кистью рябина зажглась...", посвящённой жизни и творчеству Марины Цветаевой (6-7 классы)»

Сценарий литературной гостиной «Красною кистью рябина зажглась…», посвящённой жизни и творчеству Марины Цветаевой (6-7 классы)

Оборудование: портрет Марины Цветаевой, презентация «Мне имя – Марина…», выставка сборников стихотворений и эссе поэтессы, аудиозаписи стихотворений Марины Цветаевой в исполнении Анастасии Цветаевой и Алисы Фрейндлих.

Ведущий 1. Марина Цветаева – великий романтик Серебряного века. Творчество её – самобытное и выдающееся явление всей истории русской литературы. Марина Цветаева принесла в русскую поэзию поразительную глубину, выразительность и лиризм.

Ведущий 2. Родилась Марина Цветаева 8 октября (25 сентября) 1892 года в Москве в светлый праздник Иоанна Богослова, в субботу, когда Москва утопала в золоте осени, а рябина зажглась своими красными огнями.

Стихотворение «Красною кистью рябина зажглась…»

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни Колоколов.

День был субботний: Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.


Ведущий 1. Марина Цветаева родилась в семье профессора Московского университета, историка, первого директора Музея изящных искусств Ивана Владимировича Цветаева.

Ведущий 2. Девочка получила прекрасное образование, была очень любознательна. Стихи стала писать с 6 лет, неоднократно обыгрывала в них своё имя.

Стихотворение «Кто создан из камня…»

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти —
Тем гроб и нагробные плиты…
— В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — веселая пена —
Высокая пена морская!

Ведущий 1. У матери Марины, Марии Александровны Мейн, была удивительная судьба. Она была щедро одарена богом, природой. Матери, Марии Лукиничны Бернацкой, лишилась в возрасте трех неполных недель от роду. Воспитывалась обожаемым и обожающим отцом, Александром Даниловичем Мейном, и щвейцаркой бонной, которую ласково называла: "Тетей". Музыке, по свидетельству А.И. Цветаевой, девочка училась у Муромцевой, любимой ученицы Николая Рубинштейна, живописи - у художника Клодта.

Ведущий 2. Вот что писала о своей матери сама Марина Цветаева в одном из частных писем 1914 года: «Упоение музыкой, громадный талант (такой игры на рояле и гитаре, вероятно, я уже не услышу!), способность к языкам, блестящая память, великолепный слог, стихи на русском и немецком языках, занятия живописью».

Стихотворение «Маме»

В старом вальсе штраусовском впервые
Мы услышали твой тихий зов,
С той поры нам чужды все живые
И отраден беглый бой часов.

Мы, как ты, приветствуем закаты,
Упиваясь близостью конца.
Все, чем в лучший вечер мы богаты,
Нам тобою вложено в сердца.

К детским снам клонясь неутомимо,
(Без тебя лишь месяц в них глядел!)
Ты вела своих малюток мимо
Горькой жизни помыслов и дел.

С ранних лет нам близок, кто печален,
Скучен смех и чужд домашний кров…
Наш корабль не в добрый миг отчален
И плывет по воле всех ветров!

Все бледней лазурный остров — детство,
Мы одни на палубе стоим.
Видно, грусть оставила в наследство
Ты, о мама, девочкам своим!

Ведущий 1. По материнской линии бабушкой Марины Цветаевой была польская аристократка Мария Лукинична Бернацкая. Видимо, рассматривая ее портрет, в 1914 году Цветаева написала свое знаменитое стихотворение «Бабушке», в котором пыталась постичь тайну красоты и благородства этой удивительно привлекательной женщины.

Ведущий 2. Мария Бернацкая ушла из жизни в 20-летнем возрасте, поэтому Цветаева, рассматривая ее портрет, обращается к родственнице не иначе, как «юная бабушка». И это действительно так, потому что самой поэтессе недавно исполнилось 18 лет, и она не чувствует сильной разницы в возрасте между собой и своей бабушкой.



Стихотворение «Бабушке»

Продолговатый и твердый овал,

Черного платья раструбы…

Юная бабушка! Кто целовал

Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца

Вальсы Шопена играли…

По сторонам ледяного лица

Локоны, в виде спирали.

Темный, прямой и взыскательный взгляд.

Взгляд, к обороне готовый.

Юные женщины так не глядят.

Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,

И невозможностей — сколько? —

В ненасытимую прорву земли,

Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж.

Темные звезды погасли.

— Бабушка! — Этот жестокий мятеж

В сердце моем — не от вас ли?..

Ведущий 1. С младшей сестрой Анастасией (Асей) Марина была неразлучна в детские и юношеские годы. Они делились сокровенными тайнами, были близки духовно.

Ведущий 2. Многие стихотворения Марина Цветаева посвятила своей сестре, а она в ответ увековечила детство и юность величайшего поэта 20 века в своей книге «Воспоминания». Вот одно из стихотворений, датированное 1913 годом и посвящённое Асе.

Взгляните внимательно и если возможно — нежнее,
И если возможно — подольше с нее не сводите очей.
Она перед вами — дитя с ожерельем на шее
И локонами до плечей.

В ней — все, что вы любите, все, что, летя вокруг света,
Вы уже не догоните — как поезда ни быстры.
Во мне говорит не влюбленность поэта
И не гордость сестры.

Зовут ее Ася: но лучшее имя ей — пламя,

Которого не было, нет и не будет вовеки ни в ком.



Ведущий 1. Сестре Анастасии посвящено и стихотворение «Лесное царство», в котором Марина Цветаева называет сестру принцессой и счастлива вместе с ней.


Стихотворение «Лесное царство»

Ты — принцесса из царства не светского,
Он — твой рыцарь, готовый на все…
О, как много в вас милого, детского,
Как понятно мне счастье твое!

В светлой чаше берез, где просветами
Голубеет сквозь листья вода,
Хорошо обменяться ответами,
Хорошо быть принцессой. О, да!

Тихим вечером, медленно тающим,
Там, где сосны, болото и мхи,
Хорошо над костром догорающим
Говорить о закате стихи;

Возвращаться опасной дорогою
С соучастницей вечной — луной,
Быть принцессой лукавой и строгою
Лунной ночью, дорогой лесной.

Хорошо быть красивыми, быстрыми
И, кострами дразня темноту,
Любоваться безумными искрами,
И как искры сгореть — на лету!

Ведущий 2. Марина вместе с сестрой начальное образование получила дома, под руководством матери. В возрасте 8-9 лет будущая поэтесса посещала занятия в гимназии Брюхоненко М. Т., а потом в Швейцарии, в Лозанне. Она училась в 1903 году в католическом пансионе, а затем отправилась после очередного переезда семьи во французский интернат. Продолжила обучение Цветаева в Германии, в пансионе Фрайбурга. Ей легко давались языки, и впоследствии она часто зарабатывала переводами.

Стихотворение «В классе»

Скомкали фартук холодные ручки,
Вся побледнела, дрожит баловница.
Бабушка будет печальна: у внучки
Вдруг — единица.

Смотрит учитель, как будто не веря
Этим слезам в опустившемся взоре.
Ах, единица большая потеря!
Первое горе!

Слезка за слезкой упали, сверкая,
В белых кругах уплывает страница…
Разве учитель узнает, какая
Боль — единица?

Ведущий 1. Один из сохранившихся московских адресов Марины Цветаевой – Борисоглебский переулок, 6. Это небольшой двухэтажный домик в центре старой Москвы, олицетворение её собственной семьи и дома.

Ведущий 2. Марина Цветаева любила домики старой Москвы и очень переживала, что они постепенно исчезают…

Стихотворение «Домики старой Москвы»

Слава прабабушек томных,

Домики старой Москвы,

Из переулочков скромных

Все исчезаете вы,

Точно дворцы ледяные

По мановенью жезла.

Где потолки расписные,

До потолков зеркала?

Где клавесина аккорды,

Темные шторы в цветах,

Великолепные морды

На вековых воротах,

Кудри, склоненные к пяльцам,

Взгляды портретов в упор…

Странно постукивать пальцем

О деревянный забор!

Домики с знаком породы,

С видом ее сторожей,

Вас заменили уроды, —

Грузные, в шесть этажей.

Домовладельцы — их право!

И погибаете вы,

Томных прабабушек слава,

Домики старой Москвы.


Ведущий 1. Городок Таруса на берегу красавицы Оки – вечная любовь Марины Цветаевой. Её начали привозить в Тарусу с грудного возраста, когда ей еще не исполнилось года. Любимейшим местом для прогулок у Цветаевых была находившаяся недалеко от дачи Почуевская долина. Марина часто любила бывать в этом месте, которому она дала название «Долина грез».

Ведущий 2. В долине оврага течет ручей. Берега усыпаны земляникой, луговыми цветами. Для юной Марины это место олицетворяло тишину и покой. Здесь мгновенно улетучивались печаль, сомнения, душа девушки обретала музу и желанное равновесие.

Стихотворение «Осень в Тарусе»

Ясное утро нежарко,
Лугом бежишь налегке.
Медленно тянется барка
Вниз по Оке.

Несколько слов поневоле
Всe повторяешь подряд.
Где-то бубенчики в поле
Слабо звенят.

В поле звенят? На лугу ли?
Едут ли на молотьбу?
Глазки на миг заглянули
В чью-то судьбу.

Синяя даль между сосен,
Говор и гул на гумне…
И улыбается осень
Нашей весне.

Жизнь распахнулась, но всe же.
Ах, золотые деньки!
Как далеки они. Боже!
Господи, как далеки!



Ведущий 1. Марина Цветаева всегда с радостью и восторгом вспоминала Тарусу, свою дачу, весёлые дни, проведённые там…



Стихотворение «Приезд»



Возгласами звонкими
Полон экипаж.
Ах, когда же вынырнет
С белыми колонками
Старый домик наш!

В экипаже песенки,
(Каждый о своем!)
Вот аллея длинная,
А в конце у лесенки
Синий водоем.

"Тише вы, проказники!"
И творит кресты,
Плачет няня старая.
Ворота, как в праздники,
Настежь отперты.

Вышла за колонки я, -
Радостно до слез!
А вверху качаются
Юные и тонкие
Веточки берез.

Ведущий 2. Тверская – это улица юности Марины Цветаевой. Она любила по ней гулять вместе с сестрой Асей. Марина называла Тверскую «колыбелью своей юности».



Стихотворение «Тверская»

Вот и мир, где сияют витрины,
Вот Тверская, — мы вечно тоскуем о ней.
Кто для Аси нужнее Марины?
Милой Асеньки кто мне нужней?

Мы идем, оживленные, рядом,
Все впивая: закат, фонари, голоса,
И под чьим-нибудь пристальным взглядом
Иногда опуская глаза.

Все поймем мы чутьем или верой,
Всю подзвездную даль и небесную ширь!
Возвышаясь над площадью серой
Розовеет Страстной монастырь.

Мы идем, ни на миг не смолкая.
Все родные — слова, все родные — черты!
О, апрель незабвенный — Тверская,
Колыбель нашей юности ты!

Ведущий 1. Марина Цветаева была натурой романтической. Она любила природу, тишину, уединение. Любила гулять вдоль пруда и кормить лебедей. Душа её отдыхала в такие минуты…

Стихотворение «Принц и лебеди»

В тихий час, когда лучи неярки
И душа устала от людей,
В золотом и величавом парке
Я кормлю спокойных лебедей.

Догорел вечерний праздник неба.
(Ах, и небо устает пылать!)
Я стою, роняя крошки хлеба
В золотую, розовую гладь.

Затенен задумчивой колонной,
Я стою и наблюдаю я,
Как мой дар с печалью благосклонной
Принимают белые друзья.

В темный час, когда мы всё лелеем
И душа томится без людей,
Во дворец по меркнущим аллеям
Я иду от белых лебедей.

Ведущий 2. Особая любовь Марины Цветаевой – это книги. Она обожала чтение и считала книги своими самыми верными и преданными друзьями.

Стихотворение «Книги в красном переплете»

Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлете,

Неизменившие друзья

В потертом, красном переплете.

Чуть легкий выучен урок,

Бегу тот час же к вам, бывало,

- Уж поздно!-

Мама, десять строк!..

.- Но, к счастью, мама забывала.

Дрожат на люстрах огоньки...

Как хорошо за книгой дома!

Под Грига, Шумана, Кюи

Я узнавала судьбы Тома.

- О, почему средь красных книг

Опять за лампой не уснуть бы?

О золотые времена,

Где взор смелей и сердце чище!

О золотые имена:

Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

Ведущий 1. «Макс, я выйду замуж за того, кто угадает, какой мой любимый камень», - сказала как-то Марина своему другу Максимилиану Волошину в Коктебеле. Цветаева давно слыла в своем окружении ворожеей, предсказательницей, предвещая будущее так же спонтанно, как и писала свои стихи. Казалось и свою судьбу она знает наперед.

Ведущий 2. Сергей Эфрон в первый же день знакомства подарил Марине сердоликовую бусину, которую та хранила до конца своих дней. Данное Волошину обещание сбылось – по приезде домой Марина и Сергей обвенчались в январе 1912 года. Цветаева в восторге писала Василию Розанову: «Наша встреча — чудо, мы никогда не расстанемся…»

Стихотворение «На радость»

Посвящение Сергею Эфрону.

Ждут нас пыльные дороги,
Шалаши на час,
И звериные берлоги,
И старинные чертоги…
Милый, милый, мы, как боги:
Целый мир для нас!

Всюду дома мы на свете,
Все зовя своим.
В шалаше, где чинят сети,
На сияющем паркете…
Милый, милый, мы, как дети:
Целый мир двоим!

Солнце жжет, — на север с юга
Или на луну!
Им очаг и бремя плуга,
Нам простор и зелень луга…
Милый, милый, друг у друга
Мы навек в плену!

Ведущий 1. 18 сентября 1912 года в семье Марины Цветаевой и Сергея Эфрона родилась дочь Ариадна – девочка с большими голубыми, как у отца, глазами.

Ведущий 2. Почему Ариадна? Вопреки мужу и отцу, которые отдавали предпочтение простым русским именам, Марина назвала дочку именем персонажа греческой мифологии: «Я назвала её Ариадной…от романтизма и высокомерия, которые руководят всей моей жизнью»

Стихотворение «Але»
В шитой серебром рубашечке,
- Грудь, как звездами, унизана! -
Голова - цветочной чашечкой
Из серебряного выреза.
Очи - два пустынных озера,
Два Господних откровения -
На лице, туманно – розовом,
От Войны и Вдохновения.
Ангел - ничего - всё! - знающий,
Плоть - былинкою довольная,
Ты отца напоминаешь мне -
Тоже Ангела и Воина.
Может, - всё мое достоинство -
За руку с тобою странствовать.
- Помолись о нашем Воинстве
Завтра утром, на Казанскую!

Ведущий 1. 1 февраля 1925 года в их семье родился сын Георгий, которого прозвали Муром. «Жалко, что вы не видели нашего прелестного мальчика, — напишет деликатный Сергей Эфрон друзьям, — на меня не похож совершенно. Вылитый Марин Цветаев».

Стихи к сыну (1932)



Ни к городу и ни к селу —
Езжай, мой сын, в свою страну, —
В край — всем краям наоборот! —
Куда назад идти — вперед
Идти, — особенно — тебе,
Руси не видывавшее



Дитя мое… Мое? Ее
Дитя! То самое былье,
Которым порастает быль.
Землицу, стершуюся в пыль,
Ужель ребенку в колыбель
Нести в трясущихся горстях:
«Русь — этот прах, чти — этот прах!»



От неиспытанных утрат —
Иди — куда глаза глядят!
Всех стран — глаза, со всей земли —
Глаза, и синие твои
Глаза, в которые гляжусь:
В глаза, глядящие на Русь.



Нас родина не позовет!
Езжай, мой сын, домой — вперед —
В свой край, в свой век, в свой час, — от нас —
В Россию — вас, в Россию — масс,
В наш-час — страну! в сей-час — страну!
В на-Марс — страну! в без-нас — страну!



Ведущий 1. В центре существования Цветаевой была поэзия и в ней непреходящая величина – Пушкин. Самое показательное для понимания Цветаевой – её свобода в отношении к Пушкину. Она острее других чувствовала непревзойдённость его гения и уникальность его личности. Восторг и восхищение его творчеством она выражала на равных, глаза в глаза, без намёка на подобострастие.

Ведущий 2. В юношеском стихотворении 1913 года "Встреча с Пушкиным", написанным в Крыму, она по- девичьи, как с приятелем, беседует с Пушкиным…



Ученик 1

Я подымаюсь по белой дороге,
Пыльной, звенящей, крутой.
Не устают мои легкие ноги
Выситься над высотой.

Слева – крутая спина Аю-Дага,
Синяя бездна – окрест.
Я вспоминаю курчавого мага
Этих лирических мест.

Вижу его на дороге и в гроте…
Смуглую руку у лба… —
Точно стеклянная, на повороте
Продребезжала арба… —

Запах – из детства – какого-то дыма
Или каких-то племен…
Очарование прежнего Крыма
Пушкинских милых времен.

Ученик 2

Пушкин! – Ты знал бы по первому слову,
Кто у тебя на пути!
И просиял бы, и под руку в гору
Не предложил мне идти.

Не опираясь на смуглую руку,
Я говорила б, идя,
Как глубоко презираю науку
И отвергаю вождя,

Как я люблю имена и знамена,
Волосы и голоса,
Старые вина и старые троны, —
Каждого встречного пса!

Марионеток и звон тамбурина,
Золото и серебро,
Неповторимое имя: Марина,
Байрона и болеро…



Ведущий 1. «Мой Пушкин» - так назвала Цветаева одно из своих эссе. «Мой в данном случае не как притязание на единоличное владение и претензия на единственно верное толкование, а указательное местоимение: тот Пушкин, которого я знаю и люблю с ещё до-грамотного детства, с памятника на Тверском бульваре».

Ведущий 2. Она не отнимала Пушкина у других, просто ей хотелось, чтобы они прочли его её глазами, глазами и сердцем ребёнка, т.е. первое прочтение должно быть без помощи и вмешательства взрослых.

Ведущий 1. Одно из лучших стихотворений Марины Цветаевой – «Прохожий», написанное в 1913 году.

Ведущий 2. Она обращается к потомкам с призывом прожить яркую, насыщенную жизнь, наслаждаться каждой минутой, проведённой на Земле.

Стихотворение «Прохожий»



Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала - тоже!

Прохожий, остановись!

Прочти - слепоты куриной

И маков набрав букет,

Что звали меня Мариной,

И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь - могила,


Что я появлюсь, грозя...

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились...

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед,-

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь,

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли... –

И пусть тебя не смущает

Мой голос из-под земли…


Ведущий 1. Поэт жив, пока о нём помнят и читают его стихи…



Ведущий 2. Послушаем стихотворение Марины Цветаевой «Ты, чьи сны ещё непробудны…» в исполнении её младшей сестры Анастасии Цветаевой. (Аудиозапись)

Ведущий 1. При жизни Марина Цветаева была недостаточно востребована как поэт. Но она верила в то, что её стихам «настанет свой черёд»…

Ведущий 2. Послушаем стихотворение Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…» в исполнениии Алисы Фрейндлих.

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я -- поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет…

Разбросанным в пыли по магазинам,

Где их никто не брал и не берет,

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!